Что же нужно организму ребенка для сохранения здоровья?
1. Двигательная активность.
Во многих лабораториях мира ученые проводили опыты на животных, сравнивая продолжительность жизни детенышей из одного помета, получивших одинаковое необходимое для жизни питание. Только животные одной группы много двигались, а других резко ограничивали в движениях, им не приходилось играть или прикладывать усилия для добывания пищи. Итог оказался ошеломляющим – крысы в нормальных условиях прожили 529 дней, а их малоподвижные собратья всего лишь 82 дня, т.е. в 6.5 раз меньше! Недостаток работы мышц быстро привел не только к ослаблению и атрофии самих мышц, но и к ухудшению состояния нервной системы, работы сердца, легких и печени, накоплению лишнего жира и другим изменениям, характерным для глубокой старости.
2. Питание – оно имеет несколько функций: обеспечение организма энергией, строительная – доставка материала для построения тела, наполнение организма биологически активными веществами, регулирующими процесс жизнедеятельности, основная часть которых – витамины.
С одной стороны, питание должно быть достаточным по количеству и полноценным, т.е. содержать необходимые для строительства детского организма белки (мясо, рыба, молоко, яйца), жиры (животные и растительные), углеводы (крупы, хлеб, сахар), минеральные вещества и витамины, содержащие в овощах и фруктах. С другой стороны, пища не должна быть избыточной, слишком калорийной и рафинированной, очищенной от естественных грубых волокон клетчатки и других веществ. И питаться надо регулярно, распределяя общее количество пищи в течение дня.
3. Влияние внешней среды. Это на самом деле не только экологическая обстановка района в котором ты живешь.
4. Соблюдение правил здорового быта, гигиена вашего дома, личная гигиена. Ребенок, готовящий уроки на уголке высокого стола, сидя боком на табуретке или спящий на мягкой перине или провисшей раскладушке, имеет все шансы заработать искривление позвоночника. Если вы сами по утрам находите 10 минут, чтобы сделать несколько несложных упражнений для разных групп мышц – то, что называют утренней гимнастикой, вы легко привьете эту полезную привычку ребенку. Но не подумайте, что зарядки будет достаточно, чтобы весь остальной день просидеть за партой или письменным столом.
5. И ещё очень важное – «погода в доме». Нервные стрессы, недостаток положительных эмоций – это то, из-за чего бывают бессильны помочь детям врачи и педагоги. Очень часто нервные стрессы становятся «спусковым механизмом» не только нарушений психики, но и простудных и хронических заболеваний. Дело в том, что нервная система тесно связана с иммунитетом организма, предохраняющим нас от вредных вирусов и бактерий.
6. Большую роль в поддержании и укреплении иммунитета играет закаливание. Чем моложе организм, тем беззащитнее он к действию внешних факторов: жары, холода, перепадов атмосферного давления, сырости и инфекционным заражениям.
Причем действуют эти факторы на организм, дополняя друг друга. Как бы мы не оберегали ребенка, мы не можем быть всегда рядом. Тепличные и стерильные условия жизни не могут длиться бесконечно, лучше как можно раньше научит ребенка и его организм защищаться от разных невзгод самостоятельно. Тот, кому в 3-5 лет не страшна открытая форточка и холодная вода, став старше, сам справиться и с другими проблемами.
7. И последнее по счету, но не по важности - отсутствие вредных привычек. Так скромно называли раньше разные формы наркотизации – курение, алкоголь и наркотические вещества. Каждое из этих веществ – яд! Яд, отравляющий весь организм и в первую очередь нервную систему, яд, подрывающий здоровье и тормозящий рост и развитие. Их объединяет не только вредное воздействие, но и затягивающее все глубже привыкание, которое формируется тем быстрее, чем моложе ребенок. Поэтому в школе мы уделяем так много внимания данной проблеме. Используем в работе учебные программы ЗОЖ. Так разработана Федеральная междисциплинарная программа «Здоровье» для средних общеобразовательных учреждений (Касаткин В.Н.). Данная программа одобрена МО РФ, МЗ РФ, Российской академией образования, Российской академией медицинских наук. Существуют и успешно работают еще ряд авторских программ для различных возрастов учащихся. («СПИД/ВИЧ/ЗППП», «Линия жизни», «Путь к успеху» - для родителей, школьные программы «Здоровье», «Эколос»)
Цель всех этих программ гигиеническое обучение и воспитание школьников, привитие им норм и навыков здорового образа жизни, пробуждение их к активным и сознательным действиям в настоящем и будущем.
Программы здорового образа жизни направлены на:
- улучшение собственного психического и физического состояния;
- отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;
- нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;
- сознательное участие в охране здоровья и в формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта;
- адекватное поведение (в случае болезни), направленное на выздоровление;
- практическое овладение здоровьесберегающими технологиями.