активизация личностного потенциала как главной опоры в коррекционной работе.
В формировании личности большое значение имеют механизмы саморазвития. Нормально развивающийся ребенок очень многое успевает в процессе повседневного общения со взрослыми, в самостоятельной деятельности. Ребенку с задержанным психическим развитием необходимо постоянное сотрудничество, когда взрослый шаг за шагом ведет его по «ступеням развития», раскрывая потенциал возможности маленького человека. Без оказания своевременной медицинской и психолого-педагогической помощи отклонения в развитии становятся более выраженными, затрагивают все сферы психического развития ребенка, препятствуют его психологической адаптации.
Большую помощь в диагностике, лечении и воспитании детей с отклонениями в развитии оказывают психилого-медико-педагогический консилиум (ПМПк), который призван решать многоплановые задачи.
У ребенка по мере развития его личности повышаются способности к произвольной психической саморегуляции и самоконтролю. В младшем школьном возрасте формирование произвольности становится центром психического развития: развиваются произвольная память, внимание, мышление, произвольной становятся организация деятельности. Это процесс довольно сложный и длительный. Взрослые, желая быстрее воспитать в ребенке способности к саморегуляции и самоконтролю, часто читают ему нравоучения, внушая тем самым чувство неполноценности
Следует стремиться к использованию технологий, обеспечивающих формирование психологических механизмов, необходимых для достижения ребенком качественно нового уровня развития.
Главной особенностью коррекционной работы является комплексный подход к формированию тех или иных навыков у детей, который предполагает:
диагностическое изучение ребенка на момент поступления его в класс для уточнения стартовых возможностей, перспектив и темпов обучения;
обратная связь с семьей с целью получения полной информации о развитии ребенка и консультирования семьи;
взаимодействие с врачами-специалистами, особенно невропатологами и детским психиатром, с целью контроля за состоянием здоровья ребенка и оказания своевременной медицинской помощи;
использование игровой мотивации на всех занятиях.
Исходя из описанной нами типологии, следует иметь виду, что работа с детьми с темпово задержанным типом развития (гармоническим инфантилизмом) должна быть коррекционно-развивающая, специфичная для того возраста, который демонстрирует ребенок. Безусловно, необходимо формирование и функций программирования, контроля и регуляции собственной деятельности в основном через игровой компонент с учетом ведущего типа мотивации. При необходимости возможно «параллельное» подключение логопеда (как правило, для коррекции звукопроизношения). Наблюдение врача-педиатра нужно постольку, поскольку ребенок нуждается в общеукрепляющей поддержке, витаминотерапии и т.п. Важным направлением консультативной деятельности является психологическая поддержка педагогов и родителей детей с ЗПР. Взаимодействие с такими детьми может привести к возникновению у взрослых различных профессиональных и личностных проблем. Заметим, что в своих реакциях на проблемы взаимодействия с детьми взрослые часто зеркально отображают детские проблемы и отклонения. В этом случае необходимо провести работу по оказанию психологической поддержки, цель которой – помощь в переходе на позицию сотрудничества, позволяющую более эффективно решать проблемы детей и взрослых. Консультативно-просветительская работа может быть направлена на повышение профессиональной и личностной компетенции педагогов и родителей. Эта задача решается при помощи лекций и активного психологического обучения.
С самого начала работы с семьей необходимо учитывать исходный социокультурный уровень родителей, а часто и их личностную специфику. В зависимости от социально-психологических характеристик родителей и семьи строится как процесс опроса родителей, так и тактика консультирования в целом. Важно, чтобы разговор с родителями происходил конфиденциально, то есть без присутствия посторонних лиц, в том числе и самого ребенка. Семья не всегда понимает своеобразие личности ребенка, неадекватно оценивая его возможности, завышая или занижая их. У некоторых родителей отмечается негативное отношение к рекомендуемым оздоровительно-воспитательным мерам воздействия, неверие в успех работы с ребенком. У одних родителей нет желания, у других – возможности заниматься с ребенком. Есть родители, которые хотят заниматься с ребенком, имеют условия для этого, но не знают конкретно, что могут и должны делать. В связи с этим педагог-психолог должен вести работу с родителями, а иногда и оказывать психотерапевтическую помощь семье. В работе педагога-психолога с семьёй используются различные формы взаимодействия: консультации специалистов, проведение родительских собраний, организация индивидуальных разъяснительных бесед, массовых мероприятий, праздников, показательных индивидуальных и групповых занятий, оформление тематических стендов и т.д.
Работа с детьми с ЗПР должна быть пронизана психотерапевтическим воздействием. Ребенок должен иметь мотивацию к занятиям, должен замечать свои успехи, радоваться им. У ребенка должно быть радостное ожидание успеха и похвалы, удовольствие от выполненной работы. Коррекционная работа подразумевает прямую и косвенную психотерапию, индивидуальное и групповое воздействие.
Создание адекватных условий обучения и воспитания предполагает также наличие щадящего охранительно-педагогического режима. Этот режим строится на принципе единства учебно-коррекционной работы.
У детей с ЗПР школа часто вызывает негативное отношение. Это происходит потому, что крайне неприятно делать то, в чем беспрерывно терпишь неудачу. Следовательно, нужно стремиться к тому, чтобы исключить у ребенка, насколько это возможно, ситуацию неудачи. А чтобы этого добиться, нужно использовать следующие методы, направленные на то, чтобы учение вызвало положительные эмоции:
Надо учитывать предпочтение ребенком того или иного содержания обучения и приучать его к мыслительной работе на том учебном материале, который ему интересен.
Следует отбирать те задания, которые ребенок объективно может выполнить хорошо. Это повысит его самооценку, улучшит настроение, поднимет готовность участвовать в учебной работе, что способствует формированию положительного отношения к учению. Задания при этом не должны быть слишком легкими, не требующими от ребенка определенных усилий по преодолению трудностей, иначе они могут вызвать скуку, а их выполнение никоим образом не отразится на повышении самооценки ребенка. Учитель должен умело точно и тщательно оценивать возможности ребенка.
Повышать самооценку ребенка можно не только описанным выше способом (давая посильные задания и помогая в необходимых случаях). Очень важно также отношение к ребенку других людей. Ребенок быстро понимает, как его оценивает учитель. Если низко, то, будучи поставлен перед необходимостью решения какой-либо учебной задачи, ученик говорит: «Я глупый», «я тупой». Поэтому следует избегать низко оценивать ребенка, его способности. Оценивать можно только конкретную работу, выполнение отдельного задания, а не самого ребенка. Следует избегать грубых, резких слов и оценок. Особо подчеркнем, что нужно научиться избегать этого не только во внешних формах поведения, но и реально. Надо научиться искренне уважать и ценить личность ребенка, иначе он почувствует обман. Нельзя считать ребенка неспособным, отсталым – в этом случае он наверняка потерпит неудачу, «оправдает» ожидания учителя.
Реакция на ошибки ребенка должна быть формой помощи ему. Главное – не порицание, а разъяснение ошибки. Осознание ребенком ошибки – первый шаг в его развитии, движении вперед.
Научиться самому и научить ребенка не делать из ошибок трагедию, считать их нормальным явлением (ведь на ошибках учатся!) – это важная и трудная задача.
Нужно научиться словом поощрять ребенка, малейший его успех. Главным в оценке работы должен быть качественный анализ, подчеркивание всех положительных моментов, малейшего продвижения. Кроме того, нельзя забывать о выявлении причин имеющихся недостатков, не ограничиваясь только их констатацией.
Для повышения учебной мотивации следует тщательно отбирать содержание учебного материала, чтобы сделать его интересным, эмоциональным (насколько это возможно). Содержание объясняемого должно опираться на прошлый опыт (иначе материал будет недоступен и неинтересен).
Для повышения учебной мотивации можно использовать различные формы коллективной деятельности.
Используя перечисленные возможности учебной мотивации, учитель создаст благоприятные условия для коррекционно-развивающих занятий.
Учителя, работая с детьми с задержанным психическим развитием, занятия должны проводить в игровой форме, максимально поощрять проявления собственных познавательных интересов ребенка, его самостоятельность. Работа должна включать игры, направленные на формирование волевой регуляции, способности к планированию деятельности, регуляции эмоций.
В младшем школьном возрасте многие дети этого типа не способны к самостоятельному приготовлению домашних заданий, им нужна организующая помощь взрослых. Для них особо важно соблюдение режима дня, расписание подготовки к урокам, правильное аккуратное рабочее место. Постепенно следует уменьшать контроль и организующую помощь, с тем, чтобы к 3-4 классу ребенок мог самостоятельно справляться с домашними заданиями, выполнять поручения взрослых.
Учителям и родителям максимально следует отмечать любые достижения ребенка, не требовать от него отличных отметок. Можно при необходимости проводить с этими детьми психотренинговые упражнения, направленные на развитие внимания и памяти. Желательно, чтобы во время этих упражнений ребенок иногда менялся местами с взрослыми, исполняя роль «тренера», учителя. Это поможет ему легче понять специфику учебной деятельности, необходимость дисциплины в классе.
Безусловно, круг проблем, касающихся эмоционально-волевой сферы ребенка, очень широк. Общаясь с детьми, испытывающими эмоциональные затруднения, можно предложить взрослым следующие рекомендации:
Нельзя стремиться учить ребенка подавлять свои эмоции, задача взрослых в том, что бы научить детей правильно направлять, проявлять свои чувства.
Эмоции возникают в процессе взаимодействия с окружающим миром. Необходимо помочь ребенку адекватным формам реагирования на те или иные ситуации и явления внешней среды.
Не надо пытаться в процессе занятии с трудными детьми полностью оградить ребенка от отрицательных переживании. Это невозможно в повседневной жизни, и искусственное создание “тепличных условии” лишь на время снимает проблему, а через некоторое время она встает более остро. Здесь нужно учитывать не просто модальность эмоции (отрицательные или положительные), а, прежде всего их интенсивность. Важно помнить, что ребенку нужен динамизм эмоции, их разнообразие, т.к. изобилие однотипных положительных эмоции рано или поздно вызывает скуку.
Чувство ребенка нельзя оценивать, невозможно требовать, чтобы ребенок не переживал того, что он переживает. Как правило, бурные, аффективные реакции - это результат длительного зажима эмоции.
Можно отметить, что не существует плохих или хороших эмоций, и взрослый во взаимодействии с ребенком должен непрерывно обращаться к доступному для ребенку уровню организации эмоциональной сферы, способствовать аффективной регуляции ребенка оптимальным способом социализации.
Таким образом, при работе с данной категории детей необходимо создать максимально благоприятные условия для обучения, развития и воспитания. Работа с детьми с задержкой психического развития требует не только знаний и опыта, но еще терпения, любви к ним, а это огромный и кропотливый труд.
^ 5.3. Психолого – педагогическое сопровождение учащихся с ЗПР
В последнее десятилетие в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе — психолого-педагогическое сопровождение. Анализ литературы показывает, что на сегодняшний день ресурсы системы психолого-педагогического сопровождения недостаточно задействованы в решении актуальных задач обучения и воспитания детей с ЗПР.
Прежде всего, что значит сопровождать? В Словаре русского языка мы читаем: «сопровождать - значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого». То есть сопровождение ребенка по его школьному пути - это движение вместе с ним, рядом, а иногда и чуть впереди, если надо объяснить возможные пути.
В педагогике существует несколько определений понятия «сопровождение»:
Сопровождение - это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе.
^ Сопровождение (психолого-педагогическое, дефектологическое) - специализированная деятельность (психологическая, педагогическая, дефектологическая) в системе образования, обеспечивающая действенную помощь детям, с целью предупреждения возникновения и решения деструктивных проблем в развитии ребенка; деятельность, призванная гарантировать право на качественное образование каждому ребенку, с учетом его индивидуальных образовательных запросов и потенциала развития.
^ Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка, помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями.
Работа всех специалистов в рамках психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка должна определяться не правилом простого суммирования действий специалистов, а по определенной схеме и в определенной последовательности. Тем более что сама работа с ребенком в рамках сопровождения должна иметь определенную схему, последовательность и направленность, а также точно согласоваться с деятельностью других специалистов.
Исследования показывают, что особенности данной категории детей препятствуют спонтанному складыванию отношений и взаимодействий со сверстниками. Учителя выступают преимущественно как трансляторы учебной информации и не задумываются о развитии форм и уровня взаимодействия с детьми с ЗПР. Более того, в среде педагогов и здоровых детей часто доминируют негативные стереотипы и установки по отношению к детям с особенностями в развитии. Таким образом, на ограничения, обусловленные нарушением в развитии, накладываются ограничения, связанные с социально-психологическими условиями жизнедеятельности, обучения и воспитания. Именно поэтому усилия специалистов сопровождения должны быть направлены на формирование у педагогов и учащихся толерантности к детям с особенностями в развитии, преодоление стереотипов, отрицательных установок (Л. М. Шипицына). Специальную работу следует вести с родителями данной категории детей, по обеспечению их необходимыми знаниями об особенностях ребенка, оптимальных формах взаимодействия, обучению эффективным методам помощи.
Одновременно у самих детей с ЗПР необходимо развивать социальную компетентность, навыки общения с окружающими. Преодоление социальной изоляции, расширение возможностей произвольного взаимодействия со сверстниками является существенным условием позитивных изменений в развитии таких детей, совершенствования их способностей к обучению.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
^ 5.4. Профессиональная компетентность специалиста, работающего с детьми с ЗПР
Единого подхода к понятию «профессиональная компетентность учителя» нет. Вслед за А..К. Марковой считаю, что профессиональным является труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании школьников.
Специалист системы коррекционно-развивающего обучения – это новая фигура для педагогики, объединяющая в одном лице гуманистического психолога, учителя, дефектолога, социального педагога. Это иная генерация педагога, имеющая принципиально новые функции и, соответственно, другой уровень профессиональной компетентности.
Это учитель – специалист, который не только передает знания, но и создает психолого-педагогические условия, в которых ученики могли бы успешно осуществлять процесс своего учения; условия для самоактуализации, для развития творческого потенциала, для выбора собственного пути учения, идущего от конкретного ребенка, его возможностей. То есть создает определенное образовательное пространство с учетом специфики учебной ситуации. Методика преподавания в данных условиях должна быть адекватна канонам как обучающих, так и терапевтических и развивающих технологий.
Я считаю, что первый, от кого зависит успех обучения, развития и социализации ребёнка с ЗПР - это учитель. И не просто учитель, а человек с высоким уровнем профессиональной подготовки; человек, способный по-матерински понять ребёнка и позаботиться о нём; человек, которого не покидает желание творить, стремление познать что-то новое, полезное и передать своим воспитанникам. Выделила для себя следующие условия работы в данных классах:
в совершенстве знать спецпсихологию;
создавать в классе благоприятный психологический климат;
воздействовать на ребенка в соответствии с принципами лечебной педагогики;
утверждать позицию ребенка в коллективе, веру в свои силы;
строго следовать режиму дня, недели; предупреждать переутомление;
соблюдать все гигиенические требования к уроку, организации жизни детей;
работать в тесном контакте со специалистами (психологом, логопедом, соц. педагогом, врачами), родителями.
В основу моего педагогического кредо положены слова Г.Лихтенберга: « Когда детей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, тогда исчезнут всякие недоразумения».
^ 5.4. Взаимодействие учителя с узкими специалистами в процессе психолого – педагогического сопровождения учащихся с ЗПР
Психолого – педагогическое сопровождение индивидуального развития ребёнка в образовательном процессе – это система профессиональной деятельности различных специалистов по созданию условий гармоничного развития личности и успешного обучения.
В учреждении работают грамотные квалифицированные специалисты, работающие с данной категорией детей - педагог - психолог, учитель - логопед, социальный педагог, которые умеют зажечь в сердцах детей веру в силу знаний, помочь им осознать самих себя, свои достоинства и свои недостатки, трудности и успехи. Основное внимание специалистов школы сосредоточено не на проблеме, а на ребенке, у которого есть проблема и, следовательно, на желании помочь ему.
Эффективной формой отслеживания динамики развития является школьный ПМПк, деятельность которого регламентирована Положением.
ПМПк в школе является структурой диагностико-коррекционного типа, деятельность которого направлена на решение проблем, связанных со своевременным выявлением, воспитанием, обучением, социальной адаптацией и интеграцией в общество детей с особыми образовательными потребностями.
Целью ПМПк является определение и организация в рамках данного образовательного учреждения адекватных условий развития, обучения и воспитания в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными особенностями, диагностированными индивидуальными возможностями ребенка в зависимости от состояния соматического и нервно-психического здоровья.
^ 7. Технология опыта
В основу формирования данного опыта работы были положены ключевые этапы работы:
проработка нормативно-правовой документации, позволяющей решать вопросы нормативного и правового обеспечения:
создание модели психолого-педагогического сопровождения.
планирование деятельности.
создание условий для сопровождения.
повышение квалификации управленческих и педагогических кадров.
определение основных форм работы с родителями.
отбор и использование эффективных форм, методов, технологий обучения воспитания, развития и социализации учащихся
В основу проектируемой модели сопровождения были положены следующие принципы:
Гуманизация - предполагающая веру в возможности ребенка.
Системный подход - основанный на понимании человека как целостной системы.
Комплексный подход к сопровождению развития ребенка.
Учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, предполагающий содержание, формы, способы сопровождения, соответствующие индивидуальным возможностям ребенка, темпам его развития.
^ Непрерывность сопровождения ребенка в образовательном процессе, а именно преемственность и последовательность сопровождения.
Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в школе является создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка.
Выделили основные направления психолого-педагогического сопровождения:
Предупреждение возникновения проблем развития ребенка.
Помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и воспитания.
Психологическое обеспечение индивидуальных образовательных программ.
Развитие психолого-педагогической компетентности, родителей, педагогов.
Затем определили задачи психолого-педагогического сопровождения:
Создать для ребенка эмоциональный благоприятный микроклимат в классе, при общении с детьми, родителями и педагогами.
Изучать индивидуальные особенности развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.
Оказывать помощь детям, нуждающимся в особых коррекционных программах, специальных формах организации их деятельности.
Своевременно проводить раннюю диагностику и коррекцию нарушений в развитии.
Повышать психологическую компетентность воспитателей, родителей по вопросам воспитания и развития ребенка.
Модель психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР представляет из себя следующую деятельность:
Организация работы ПМПк.
Систематические наблюдения за детьми в разных видах деятельности и постоянная фиксация результатов наблюдения.
Осуществление мониторинга результативности психолого-педагогической деятельности (через технологические карты и тетради психолого- педагогического сопровождения).
Планирование индивидуальной работы с детьми через выстраивание индивидуальных образовательных программ.
^ Последовательность работы по сопровождению ребенка представляет из себя следующий алгоритм:
Постановка проблем. Начинается с поступления запроса, осознания сути проблемы, разработки плана сбора информации о ребенке и проведения диагностического исследования.
Анализ полученной информации. Оценка и обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможных путей и способов решения проблемы, обсуждение позитивных и негативных сторон разных решений.
^ Разработка плана комплексной помощи. Определение последовательности действий, распределение функций и обязанностей сторон, сроков реализации: совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов. Консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребенка.
^ Реализация плана по решению проблемы. Выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.
Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению. Предполагает ответы на вопросы: Что удалось? Что не удалось? Почему? Решение отдельной проблемы или проведение дальнейшего анализа развития ребенка. Ответ на вопрос: Что мы делаем дальше?
Предлагаемая нами модель сопровождения включает изменения не только в содержании образования, но и охватывает организацию всего процесса жизнедеятельности детей.
^ 8. Результативность опыта
На протяжении последних десяти лет совместно со специалистами школы в нашей школе разработана на наш взгляд эффективная система психолого – педагогического сопровождения учащихся с ЗПР на всех этапах обучения. Вся работа регламентирована разработанными локальными нормативными документами:
Положение о специальном (коррекционном) классе VII вида для детей с ЗПР.
Основное внимание специалистов школы сосредоточено не на проблеме, а на ребенке, у которого есть проблема и, следовательно, на желании помочь ему.
Все специалисты проходят курсы повышения квалификация по данному направлению работы.
В 2009 году я прошла курсы при АКИПКРО (г. Барнаул), по теме «Психолого – педагогическое сопровождение детей в условиях гетерогенного состава учащихся», 96ч.
Коллегиальное обсуждение результатов обследования всеми специалистами ПМПк (педагог – психолог, учитель - логопед, социальный педагог, учитель начальных классов, медик) позволяет выработать единое представление о характере и особенностях развития ребенка, определить общий прогноз его дальнейшего развития, комплекс необходимых коррекционно-развивающих мероприятий и разработать Программу индивидуальной коррекционной работы с ребенком.
Результаты психолого-педагогического сопровождения, представленные в аналитических справках, показывают стабильные результаты успеваемости, при этом динамика развития каждого ученика имеет индивидуальные различия как по темпу, так и по качеству. Неравномерность развития становится видимой, прозрачной и это позволяет мне вместе с психологом влиять на динамику оптимальными методами в оптимальные сроки.
В рамках деятельности ПМПк мы не только обсуждаем результаты коррекционного воздействия, динамику развития детей, дальнейшие пути поддержки, но и изучаем современные научные исследования в области коррекционной педагогики и психологии, ищем новые эффективные диагностики, формы, технологии, стратегии работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, у нас создалась творческая команда единомышленников.
Что используем мы в своей работе? В течение всего периода обучения учащихся ведётся мониторинг развития, который отслеживается по четвертям и фиксируется в тетради психолого – педагогического сопровождения всеми специалистами (см. приложение). Данная работа помогает на заседаниях ПМПк наглядно видеть динамику обучения, развития и воспитания учащихся, наметить дальнейшие пути коррекции и развития, показать родителю уровень продвижения их ребёнка, возможные проблемные зоны.
На каждом уроке помимо основных (обучающей, развивающей, воспитывающей) целей ставится коррекционная цель (см. приложение).
Коррекционная цель формулируется на основе изучаемого материала Она должна четко ориентировать педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами. Эта цель должна быть предельно конкретной и направленной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке. Реализация коррекционной цели предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер, включение заданий с опорой на несколько анализаторов.
Весь учебный процесс строится на основе возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, ведущей модальности (способа) восприятия информации. Так было определено, что большинство детей в специальном (коррекционном) классе - кинестеты и визуалы. Учитывая это, педагог излагает учебный материал полимодально и мультисенсорно, старается развивать все каналы восприятия, практиковать их перевод из одной системы в другую с тем, чтобы ребёнок мог видеть, слышать, ощущать и чувствовать различные действия с сенсорным изображением. На основе результатов диагностики важно было правильно рассадить детей в классе, определить для каждого оптимальное рабочее место.
Использую в обучении здоровьесберегающие, игровые, информационно - коммуникационные технологии, технологию дифференцированного обучения (см. приложение), технологию опережающего развития С.Н Лысенковой, УДЕ.
Одной из эффективных форм проведения уроков является групповая работа, которая создаёт климат доверия, взаимопомощи, психологической безопасности, доброжелательности, общения. При выполнении детьми неинтересной им в рамках учебной деятельности работы применяем игру. Использование в обучении принципа соревнования и игр, где выигрыш - это та же хорошая оценка за определенный достигнутый результат, является, по нашим наблюдениям, мостиком к развитию учебного мотива в виде желания получить хорошую отметку.
Большинство педагогов, работающих с такой категорией детей, преподают по принципу «дать минимум знаний». Я же считаю, что необходимо создавать «поле для мысли». Поэтому использую технологию опережающего обучения. Включение проблемных заданий всегда предполагают частично-поисковый метод обучения. Совместная поисковая деятельность стимулирует познавательную активность и самостоятельность мышления, помогает активизировать инертные и малоподвижные мыслительные процессы, активизирует все виды мыслительных операций, расширяет личный опыт ребенка по выявлению причинно-следственных связей и временных отношений, формирует потребность в преодолении ситуации незнания. В процессе работы с головоломками, спичками, с игрой «Танграм» у учащихся происходит интенсивное развитие интеллекта.
Для получения учителем целостной картины восприятия ребёнком нового учебного материала используем так называемый «персональный экран». При работе с ним у учащихся наряду с продуктивной деятельностью формируется творческий подход к самостоятельному выполнению задания и определению способов его решения, что способствует формированию интеллектуальных умений и навыков, а учителю позволяет наметить дальнейшие пути коррекционной работы.
В своей работе использую технологию «Сказкотерапия». Сказка включает в действие познавательные процессы, что способствует мягкому переходу к реальной ситуации, а это как раз тот путь, где при помощи психологической коррекции можно добиться повышения уровня восприятия информации. Через сказочные элементы взрослый находит путь в сферу эмоций ребёнка и на этой основе формирует коммуникативные умения. В ходе репетиций мы проследили, как речь детей с каждым разом становилась эмоциональной, выразительной, движения - свободные, образные.
Приобщение детей к работе с компьютером – необходимое условие для жизни в современном мире. Компьютер является эффективным средством обучения. Широкий спектр мультимедийных программ позволяет нам формировать у детей учебно - информационные умения и навыки, сохранять устойчивую мотивацию к изучению учебного материала. Учащиеся в этом году успешно научились работать в режиме интерактивной доски, работать с виртуальными тренажёрами «Учимся думать», «Учимся мыслить логически», «Развиваем внимание, память».
Уроки творчества - как игра, снимают напряжение, меняют взаимоотношения, выводят мышление в сферу фантазии, являются средством активизации познавательной деятельности. В работе используем метод проектов, когда ученик определяет цель деятельности, а учитель ему помогает в этом; открывает новые знания, а учитель только рекомендует новые источники знаний; экспериментирует, а учитель только раскрывает возможные формы эксперимента; активен, а учитель только создаёт условия для активности.
Несмотря на сложность работы с данной категорией детей, учащиеся моего класса ежегодно принимают участие в школьных предметных олимпиадах, Всероссийском конкурсе – игре «Русский медвежонок - языкознание для всех», международной математической игре «Кенгуру».
С первого класса использую технологию «Портфолио», которая позволяет проследить успешность ученика, его достижения. Конечно, у детей с ЗПР особых результатов в интеллектуальных олимпиадах, конкурсах нет, но у них есть успехи в спортивных соревнованиях, творческих конкурсах.
Для нас главное – не недостаток ребёнка, а сам ребёнок, которого мы понимаем, любим таким, какой он есть! Нам интересен каждый ребёнок и подросток, которых мы рассматриваем как партнёров по жизни.
Мною разработана и реализуется воспитательная программа «Распахни своё сердце», основанная на гуманно – личностной модели образования, направленная на социализацию личности школьника, формирование гражданственности, патриотизма, навыков здорового образа жизни.
Система работы с родителями
Психолого – педагогическая работа с семьями, имеющих детей с ЗПР выстраивалась в систему на протяжении нескольких лет. Сложность данной работы заключается в том, что каждая семья – это особый, неповторимый мир, и проникновение в этот мир требует высокого педагогического такта, тонкого психологического подхода, большой гибкости и профессионального мастерства.
Опираясь на опыт специалистов Архангельской государственной медицинской академии для детей с ограниченными возможностями, в технологической основе организации работы с семьями можно выделить ряд актуальных проблем - алкоголизм родителей, насилие в семье, отсутствие работы у родителей, нарушение детско – родительских отношений, безнадзорность детей, выраженная тревога родителей, вызванная отставанием в развитии от сверстников, отсутствие у родителей необходимых знаний по психологии и педагогике аномального ребёнка.
Исходя из выделенных проблем цель нашей работы: объединить усилия учителя и социально – психологической службы школы для повышения эффективности работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Поиск путей привлечения родителей к школьной жизни их детей, формирование интереса к ней.
2. Повышение уровня педагогической, психологической, медицинской компетентности родителей через различные формы просвещения, профилактики.
3. Формирование у родителей позитивных установок в общении со своим ребёнком, умения понимать и принимать его таким, каков он есть через совместную деятельность, детско – родительские тренинги, внеклассную работу.
Семьи, в которых воспитываются наши дети разные по социальному положению – это многодетные, неполные семьи, семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. В любом случае на первом месте - индивидуальный подход, позволяющий максимально учитывать особенности характера, образованность и уровень культуры родителей.
При первом знакомстве с родителями мы практикуем проективный метод «Родительское сочинение» (по опорным вопросам), который позволяет при анализе изучить уклад семьи, межличностные отношения, условия воспитания, формы общения с ребёнком (например, ответы на такие вопросы: как ласково называют ребёнка в семье, за что хвалят, наказывают, какое поручение ребёнку нравится выполнять и др.), какое заболевание, с какого возраста, в чём оно проявляется. Данный метод позволяет также изучить культурный уровень родителей (по почерку, ошибкам, построению предложений). С целью изучения семьи мы используем также различные педагогические и психологические анкеты, опросники.
На первых этапах пребывания ребёнка в школе также важно выявить семьи, находящиеся в сложной жизненной ситуации, детей, находящихся в социально – опасном положении. Данные категории семей находятся под пристальным вниманием социального педагога, который осуществляет социальный патронаж. Детям оказывается социальная помощь, поддержка в виде бесплатных учебников, обедов, оздоровительных путёвок в пришкольный лагерь.
Большую помощь в совместном отслеживании успеваемости и развития учащегося класса для детей с ЗПР имеют тетради психолого –педагогического сопровождения, куда заносится вся информация о медицинском, педагогическом, психологическом развитии. Это своего рода мониторинг успешности развития. Родители могут наглядно увидеть продвижение своего ребёнка, не сравнивая его при этом с другими детьми. Данная информация мотивирует родителей больше внимания уделять детям, преодолевать трудности в учёбе.
В школе организован и функционирует консультационный центр «Родительская аптека», в котором родители могут получить квалифицированную помощь специалиста - педагога, психолога, социального педагога, логопеда в виде индивидуальных консультаций, рекомендаций по дальнейшему развитию ребёнка, эффективных форм разрешения проблем.
Не всегда родители имеют возможность прийти в школу, узнать о трудностях и проблемах в обучении, развитии своих детей, не всегда и мы педагоги можем своевременно узнать о личных проблемах ребёнка, семьи. С целью эффективной взаимосвязи педагога с семьёй, мы используем так называемую «родительскую тетрадь». Данный вид работы позволяет установить с родителями обратную связь - информировать о проблеме, обмениваться мнениями о складывающейся учебной ситуации.
Наряду с традиционными формами просвещения (родительское собрание, индивидуальные и групповые консультации, беседы, памятки, буклеты) мы используем интерактивные методы (родительский тренинг, ролевая игра, моделирование ситуации), которые помогают нам организовать взаимодействие специалистов и родителей на основе сотрудничества, доверия друг к другу, помогают в открытом диалоге находить осознанный ответ на решение разнообразных проблем.
Нестандартные формы работы, нестандартная тематика встреч – это эффективные на наш взгляд направления деятельности школы в привлечении родителей к воспитанию своих детей, к сотрудничеству с педагогами.
Наиболее плодотворной и интересной формой работы с родителями является проведение совместных мероприятий: праздников, интеллектуальных игр, «семейных вечеров», прогулок на природе, туристических походов. В такие моменты совместной деятельности у родителей и детей возникает больше возможности ощутить коллектив в целом, лучше понимать друг друга, у ребёнка появляется возможность проникнуться чувством гордости за свою семью, продемонстрировать свою индивидуальность, у родителей появляется возможность наблюдать за своим ребёнком со стороны – как он чувствует себя в коллективе?
В работе с детьми с ОВЗ и их семьями очень важно такое направление как сохранение здоровья. Традиционным в школе стало проведение Дней Здоровья, цель которых пропаганда здорового образа жизни. В эти дни проводятся классные часы с приглашением специалистов, родителей, конкурсы рисунков, плакатов, спортивные развлечения, соревнования, марафоны, фитотерапия. Всё это сближает детей, родителей, педагогов, формирует активную жизненную позицию, мотивацию к занятию спортом.
Для эффективной организации работы родительского комитета класса, вовлечения родителей в общественную деятельность школы мы стараемся, чтобы каждый родитель ощущал полезность и важность своего участия в жизни класса, школы в целом - одни помогают в проведении детских праздников, другие занимаются финансово – хозяйственной частью, третьи успешно выполняют роль организаторов выездных мероприятий. Главное, чтобы родитель почувствовал успех, веру в свои силы и возможности.
Конечно, работать с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ бывает очень сложно. Но когда видишь результат своих усилий, когда ребята получают аттестат о среднем (полном) образовании, когда видишь какими добрыми, отзывчивыми людьми они вырастают, как изменяются их родители, хочется работать в школе, выполняя высокую миссию педагога.
Таким образом, вследствие созданной системы комплексного психолого – педагогического сопровождения большая часть детей в начальных классах компенсирует отставание в развитии и в среднем звене дети переходят в образовательные классы (33% в 2007 г. и 45% в 2009 г.)
Добиваюсь высоких результатов в работе, положительной динамики качества знаний при 100% успеваемости.
Предмет
2006 - 2007 уч. г.
2007 - 2008 уч. г.
2008 - 2009 уч. г.
% усп
% кач
% усп
% кач
% усп
% кач
Литературное чтение
100
81
100
84
100
90
Русский язык
100
28
100
38
100
45
Математика
100
23
100
45
100
45
Окружающий мир
100
38
100
54
100
45
Распространение опыта
Активно диссеминирую свой педагогический инновационный опыт на научно – практических конференциях различного уровня:
Региональная научно-практическая конференция «Подготовка специалистов без отрыва от производства в системе педагогического образования: проблемы и перспективы», доклад по теме « Инновационная деятельность на уроке» (Бийск, 9 ноября 2007 г.)
Региональная научно-практическая конференция «Специальное образование и социальная помощь в регионе: проблемы и перспективы», доклад по теме «Организация работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья» (Бийск, 17 – 18 мая, 2007 г.)
Всероссийская научно-практическая конференция «Психолого-педагогическая и медико-социальная поддержка лиц с проблемами в развитии», доклад по теме «Интеграция усилий специалистов школы в качественном психолого-педагогическом сопровождении учащихся с ЗПР», (Бийск, 15-16 мая 2008г.)
7-ая Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие личности в образовательном пространстве:2009-й новый рубеж российского образования 2009», доклад по теме «Использование современных педагогических технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья» (Бийск, 27 марта 2009г.)
Всероссийская научно-практическая конференция «Комплексное сопровождение детей и взрослых, нуждающихся в специальной психолого-педагогической помощи», доклад по теме « Проблемы и пути социализации учащихся» (Бийск, 14-15 мая 2009г.)
Имею публикации в сборниках по материалам данных конференций.
^ 9. Адресная направленность
Опыт может быть использован учителями начальных классов, работающих в специальном (коррекционном) классе VII вида для детей с ЗПР, которые заинтересованы в получении и достижении максимальных результатов в повышении качеств обучения и развития личности младших школьников.
10. Трудоемкость
Считаю, что данная система работы трудоёмка, требует высоко квалифицированных специалистов, а также опыт работы с детьми данной категории.
^ 11. Библиографический список
Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. Под ред. К. С. Лебединской. - М.: Педагогика, 1982.
Бабкина Н.В. Советы психолога учителям коррекционных классов общеобразовательных школ //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. - №6. – с.60 - 61
Дети с временными задержками развития. Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. - М.: Педагогика, 1971.
Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия. - М.: ООО «Аспект», 2005 г.
Диагностика и коррекция ЗПР у детей. Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. - М.: Изд-во «Аркти», 2004 г.
Концепция коррекционно-развивающего обучения.
Мустаева Л. Г. Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с ЗПР. – М.:Изд-во «Аркти», 2005 г.
Хромов Н.И. Методы обучения детей с различными типами обучаемости: практ. пособие – М.: Айрис-пресс, 2007. – 128с. – (Библиотека психолога образования).