«Программа психологического сопровождения ребенка в процессе адаптации к условиям детского сада»
Поступление ребенка в детский сад вызывает у него стресс, зачастую- и у родителей, тк меняется окружающая ребенка среда, режим. Теперь его окружают новые люди. Усугубляет процесс адаптации и возраст поступления ребенка в детский сад (в 3 года обостряет адаптацию кризис 3 лет), влияет степень привязанности ребенка к маме (со временем она ослабевает, поэтому, например, дети 5 лет легче адаптируются к д/с). В любом случае возникает вопрос: Как сделать вхождение ребенка в детский сад безболезненным? В результате возникает необходимость реализации психологического сопровождения процесса адаптации ребенка к ДОУ, направленного на взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса.
Организационная модель службы психологического сопровождения.
Цель построения модели: создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное учреждение путем взаимодействия детского сада и семьи.
Система психолого-педагогического сопровождения:
Успешность реализации модели организации адаптационного периода подразумевает последовательное осуществление её этапов.
Этапы сопровождения адаптации:
1. Подготовительный (предадаптационный).
Задача этого этапа – подготовить и создать условия для оптимизации периода социальной адаптации ребёнка дошкольного возраста.
2. Основной (адаптационный).
Задача этого этапа – осуществить психолого-педагогическую поддержку детей, родителей, педагогов.
3.Заключительный (постадаптационный).
Задача этого этапа – формировать у детей основные новообразования социального развития, подведение итогов адаптации
На протяжении реализации адаптационных этапов осуществляются следующие направления психологической деятельности.
· Диагностическое - реализуется :
ü в анкетировании родителей для определения готовности к поступлению в д/с ребенка, выявления индивидуально-психологических особенностей чада для облегчения установления контакта с ним в процессе адаптации. Также выявляется осведомленность родителей в вопросах адаптации
ü Работа в диагностическом направлении обеспечивает определение уровня развития ребенка, его соответствие нормативным показателям ведущих для данного возраста линий развития. Полученные результаты позволяют определить характер психофизического развития каждого ребенка – его нормативность, наличие опережения, либо задержки, как в целом, так и по отдельным линиям. Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей) на основании ФГОСа ДО от 21.11.2013 г.
ü С помощью наблюдения отслеживаем психологические критерии адаптированности.
· В развивающе-профилактическом направлении психолог работает на обеспечение профилактики возникновения отклонений в развитии, обусловленных несоответствием требований среды реальным возможностям ребенка.
ü Средствами профилактики и развития выступают специально организованная предметно-пространственная среда в группе, развивающее взаимодействие, сотрудничество взрослых с ребенком в различных видах деятельности, например, в рамках добровольного участия в семейном клубе «Мы вместе», «Творческой гостиной для малышей».
ü В групповых занятиях по адаптации с детским коллективом гармонизуется психоэмоциональная сфера детей, осуществляется профилактика конфликтов, т.д
· Коррекционное направление предполагает целенаправленную работу по изменению развивающей среды, адаптации ее к возможностям и потребностям ребенка, создание психолого-педагогических условий преодоления имеющихся у ребенка трудностей в овладении деятельностью, способами и средствами взаимодействия с окружающими, развитии психологических функций.
Реализуется коррекционная функция в процессе специальной организации предметно-пространственной, коррекционно-развивающей среды, специально организованного взаимодействия взрослых с ребенком, а также в ходе коррекционных занятий.
ü При затруднении процесса адаптации к ДОУ детей 4-6 лет организуется психологическая поддержка этих детей через занятия арттерапией.
· Консультативное и просветительское направление осуществляется для создания необходимого информационного и мотивационного поля для организации адаптации детей, активного включения родителей ребенка в этот процесс.
ü Просветительское направление осуществляется на первом родительском собрании, где участники информируются о том, какие трудности ожидают семью в острый период, какой может быть реакция ребёнка, как помочь малышу в период адаптации. Даются стандартные рекомендации для всех родителей и примерный алгоритм адаптации ребёнка (привыкание шаг за шагом).
ü Дополнительное просвещение организуется через информационные средства (стенды, сайт, уголки), т.д.
ü Просветительская деятельность педагогов подразумевает ознакомление с психологическими аспектами адаптации детей 2-6 лет, особенностями и закономерностями развития детей дошкольного возраста; знакомство с особенностями организации развивающей предметно- пространственной среды с учетом возраста детей, способами снижения психоэмоционального напряжения; выставка литературы.
ü Адресатами консультативной помощи являются как родители детей, так и педагоги, медики, другие специалисты. Консультационные мероприятия проводятся по волнующим вопросам, а также после получения путёвки, когда есть ещё возможность, по необходимости, изменить режим, отучить от вредных привычек, привить необходимые по возрасту навыки ребенку. Последнее осуществляется на встрече с родителями и ребёнком.
Консультативная функция реализуется в процессе индивидуальных и групповых консультаций для родителей и педагогов.
На протяжении всех этапов происходит тесное взаимодействие со смежными специалистами.
Предполагаемые результаты:
· Адаптация детей к ДОУ в виде легкой и средней степеней.
· Раннее выявление отклонений в развитии детей и их своевременное сопровождение.
· Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей в вопросах адаптации и развитии детей.
· Гармонизация межличностных отношений в семьях.
На основании психодиагностического обследования адаптации детей дошкольного возраста за 2013-2014 уч.г. можно сделать заключение: во 2 младших группах («Теремок», «Мишка») было выявлено 87 % детей с легкой степенью адаптации, что соответствует 52 детям; 13 % - со средней степенью, что соответствует 8 детям (см.гистаграмму 1). Дети, поступившие в другие возрастные группы, легко адаптировались к ДОУ: 100 % (5 человек). С другими степенями адаптации детей не выявлено, также не наблюдается и дезадаптированных (см.гистаграмму 2).
Обобщив результаты диагностического обследования, можно сделать вывод, что психологическое сопровождение детей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению является важным аспектом сохранения психического здоровья детей и полноценного развития личности ребёнка на таком нелёгком и важном этапе дошкольного детства.
литература: Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации/авт.-сост. Н.В. Соколовская, Лапина И.В.Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия, Ковалева Ю.А., др. Комплекс занятий по развитию мелкой моторики пальцев рук для детей с ОВ: методическое пособие, Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ, организация работы. Под.ред. Каралашвили Е.А., Пальчиковый театр как средство ознакомления с окружающим миром, Н.А.Медова//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2002 №1, с.22-30, Печерога А.В. Развивающие игры для дошкольников, Русские народные песенки и потешки «Заинька, попляши!», Чистякова М.И. Психогимнастика.