kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа ?психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации ребенка к ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Программа психологического сопровождения ребенка в процессе адаптации к условиям детского сада»

Поступление ребенка в детский сад вызывает у него стресс, зачастую- и у родителей, тк меняется окружающая ре­бенка среда, режим. Теперь его окружают новые люди. Усугубляет процесс адаптации и возраст поступления ребенка в детский сад (в 3 года обостряет адаптацию кризис 3 лет), влияет степень привязанности ребенка к маме (со временем она ослабевает, поэтому, например, дети 5 лет легче адаптируются к д/с). В любом случае возникает вопрос: Как сделать вхождение ребенка в детский сад безболезненным? В результате возникает необходимость реализации психологического сопровождения процесса адаптации ребенка к ДОУ, направленного на взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса.

Организационная модель службы психологического сопровождения.

Цель построения модели: создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное учреждение путем взаимодействия детского сада и семьи.

Система психолого-педагогического сопровождения:

Успешность реализации модели организации адаптационного периода подразумевает последовательное осуществление её этапов.

Этапы сопровождения адаптации:

1.                Подготовительный (предадаптационный).

Задача этого этапа – подготовить и создать условия для оптимизации периода социальной адаптации ребёнка дошкольного возраста.

2.                Основной (адаптационный).

Задача этого этапа – осуществить психолого-педагогическую поддержку детей, родителей, педагогов.

3.Заключительный (постадаптационный).

Задача этого этапа – формировать у детей основные новообразования социального развития, подведение итогов адаптации

На протяжении реализации адаптационных этапов осуществляются следующие направления психологической деятельности.

·                   Диагностическое - реализуется :

ü                в анкетировании родителей для определения готовности к поступлению в д/с ребенка, выявления индивидуально-психологических особенностей чада для облегчения установления контакта с ним в процессе адаптации. Также выявляется осведомленность родителей в вопросах адаптации

ü                Работа в диагностическом направлении обеспечивает определение уровня развития ребенка, его соответствие нормативным показателям ведущих для данного возраста линий развития. Полученные результаты позволяют определить характер психофизического развития каждого ребенка – его нормативность, наличие опережения, либо задержки, как в целом, так и по отдельным линиям. Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей) на основании ФГОСа ДО от 21.11.2013 г.

ü                С помощью наблюдения отслеживаем психологические критерии адаптированности.

·                   В развивающе-профилактическом  направлении психолог работает на обеспечение профилактики возникновения отклонений в развитии, обусловленных несоответствием требований среды реальным возможностям ребенка.

ü                Средствами профилактики  и развития выступают специально организованная предметно-пространственная среда в группе, развивающее взаимодействие, сотрудничество взрослых с ребенком в различных видах деятельности, например, в рамках добровольного участия в семейном клубе «Мы вместе», «Творческой гостиной для малышей».

ü                В групповых занятиях по адаптации с детским коллективом гармонизуется психоэмоциональная сфера детей, осуществляется профилактика конфликтов, т.д

·                   Коррекционное направление  предполагает целенаправленную работу по изменению развивающей среды, адаптации ее к возможностям и потребностям ребенка, создание психолого-педагогических условий преодоления имеющихся у ребенка трудностей в овладении деятельностью, способами и средствами взаимодействия с окружающими, развитии психологических функций.

Реализуется коррекционная функция в процессе специальной организации предметно-пространственной, коррекционно-развивающей среды, специально организованного взаимодействия взрослых с ребенком, а также в ходе коррекционных занятий.

ü                При затруднении процесса адаптации к ДОУ детей 4-6 лет организуется психологическая поддержка этих детей через занятия арттерапией.

·                   Консультативное и просветительское направление осуществляется для создания необходимого информационного и мотивационного поля для организации адаптации детей, активного включения родителей ребенка в этот процесс.

ü                Просветительское направление осуществляется на первом родительском собрании, где участники информируются о том, какие трудности ожидают семью в острый период, какой может быть реакция ребёнка, как помочь малышу в период адаптации. Даются стандартные рекомендации для всех родителей и примерный алгоритм адаптации ребёнка (привыкание шаг за шагом).

ü                     Дополнительное просвещение организуется  через информационные средства (стенды, сайт, уголки), т.д.

ü                Просветительская деятельность педагогов подразумевает ознакомление с психологическими аспектами адаптации детей 2-6 лет, особенностями и закономерностями развития детей дошкольного возраста; знакомство с особенностями организации развивающей предметно- пространственной среды с учетом возраста детей, способами снижения психоэмоционального напряжения; выставка литературы.

ü                Адресатами консультативной помощи являются как родители детей, так и педагоги, медики, другие специалисты. Консультационные мероприятия проводятся по волнующим вопросам, а также после получения путёвки, когда есть ещё возможность, по необходимости, изменить режим, отучить от вредных привычек, привить необходимые по возрасту навыки ребенку. Последнее осуществляется на встрече с родителями и ребёнком.

Консультативная функция реализуется в процессе индивидуальных и групповых консультаций для родителей и педагогов.

На протяжении всех этапов происходит тесное взаимодействие со смежными  специалистами.

Предполагаемые результаты:

·                   Адаптация детей к ДОУ в виде легкой и средней степеней.

·                   Раннее выявление отклонений в развитии детей и их своевременное сопровождение.

·                   Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей в вопросах адаптации и развитии детей.

·                   Гармонизация межличностных отношений в семьях.

На основании психодиагностического обследования адаптации детей дошкольного возраста за 2013-2014 уч.г. можно сделать заключение: во 2 младших группах («Теремок», «Мишка») было выявлено 87 % детей с легкой степенью адаптации, что соответствует 52 детям; 13 % - со средней степенью, что соответствует 8 детям (см.гистаграмму 1). Дети, поступившие в другие возрастные группы, легко адаптировались к ДОУ: 100 % (5 человек). С другими степенями адаптации детей не выявлено, также не наблюдается и дезадаптированных (см.гистаграмму 2).

Обобщив результаты диагностического обследования, можно сделать вывод, что психологическое сопровождение детей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению является важным аспектом сохранения психического здоровья детей и полноценного развития личности ребёнка на таком нелёгком и важном этапе дошкольного детства.

литература: Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации/авт.-сост. Н.В. Соколовская, Лапина И.В.Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия, Ковалева Ю.А., др. Комплекс занятий по развитию мелкой моторики пальцев рук для детей с ОВ: методическое пособие, Медико-психолого-педагогическая служба в ДОУ, организация работы. Под.ред. Каралашвили Е.А., Пальчиковый театр как средство ознакомления с окружающим миром, Н.А.Медова//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2002 №1, с.22-30,  Печерога А.В. Развивающие игры для дошкольников, Русские народные песенки и потешки «Заинька, попляши!», Чистякова М.И. Психогимнастика.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа ?психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации ребенка к ДОУ »

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» г.Белокурихи Алтайского края   Программа  психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации ребенка к ДОУ Абаскалова Ю.А., педагог-психолог МБДОУ д/с «Сказка»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» г.Белокурихи Алтайского края Программа психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации ребенка к ДОУ

Абаскалова Ю.А.,

педагог-психолог МБДОУ д/с «Сказка»

Адаптация (социальная) — процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой;  включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности.

Адаптация (социальная) — процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности.

Организационная модель  службы психологического сопровождения. Психологическая служба ДОУ Педагоги. Направления: просветительское; консультационное Родители. Направления: диагностическое консультационное; просветительское Дети. Направления: диагностическое; развивающее, профилактическое; коррекционное

Организационная модель службы психологического сопровождения.

Психологическая служба ДОУ

Педагоги.

Направления:

просветительское;

консультационное

Родители.

Направления:

диагностическое

консультационное;

просветительское

Дети.

Направления:

диагностическое;

развивающее, профилактическое;

коррекционное

Система психолого-педагогического сопровождения: Этапы сопровождения адаптации:

Система психолого-педагогического сопровождения:

Этапы сопровождения адаптации:

  • Подготовительный (предадаптационный)
  • Основной (адаптационный)
  • Заключительный (постадаптационный)
Направления психологической деятельности:

Направления психологической деятельности:

Диагностическое:  Анкета для родителей  (определение готовности ребенка  к поступлению в дошкольное учреждение)

Диагностическое: Анкета для родителей (определение готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение)

Диагностическое

Диагностическое

Дата, № ФИ Психологические критерии адаптированности ребенка к ДОУ Общий эмоциональный фон поведения баллы А 3 Б Наблюдение за ребенком 2 В Познавательная и игровая деятельность 1 А Б 3 В Взаимоотношения со взрослыми 2 А 1 Б 3 Взаимоотношения с детьми В 2 1 А 3 Б Реакция на изменение привычной ситуации В 2 А 1 3 Б Заключение В 2 1 Диагностическое

Дата, №

ФИ

Психологические критерии адаптированности ребенка к ДОУ

Общий эмоциональный фон поведения

баллы

А

3

Б

Наблюдение за ребенком

2

В

Познавательная и игровая деятельность

1

А

Б

3

В

Взаимоотношения со взрослыми

2

А

1

Б

3

Взаимоотношения с детьми

В

2

1

А

3

Б

Реакция на изменение привычной ситуации

В

2

А

1

3

Б

Заключение

В

2

1

Диагностическое

Профилактическое, развивающее

Профилактическое, развивающее

Профилактическое, развивающее

Профилактическое, развивающее

Коррекционно-развивающее

Коррекционно-развивающее

Коррекционно-развивающее

Коррекционно-развивающее

Консультативное и просветительское

Консультативное и просветительское

Консультативное и просветительское

Консультативное и просветительское

Консультативное и просветительское

Консультативное и просветительское

Консультативное и просветительское

Консультативное и просветительское

Предполагаемые результаты :

Предполагаемые результаты :

  • Адаптация детей к ДОУ в виде легкой и средней степеней.
  • Раннее выявление отклонений в развитии детей и их своевременное сопровождение.
  • Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей в вопросах адаптации и развитии детей.
  • Гармонизация межличностных отношений в семьях.
Адаптация детей дошкольного возраста  за 2013-2014 уч.г.

Адаптация детей дошкольного возраста за 2013-2014 уч.г.

Адаптация детей дошкольного возраста  за 2013-2014 уч.г.

Адаптация детей дошкольного возраста за 2013-2014 уч.г.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа ?психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации ребенка к ДОУ

Автор: Абаскалова Юлия Александровна

Дата: 02.04.2015

Номер свидетельства: 195735


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства