Доклад для специалистов школ. Тема: «Преемственность между детским садом и школой в период перехода детей на новую (следующую) ступень обучения
Доклад для специалистов школ. Тема: «Преемственность между детским садом и школой в период перехода детей на новую (следующую) ступень обучения
«Преемственность между детским садом и школой в период перехода детей на новую (следующую) ступень обучения»
«Школьное обучение никогда не начинается
с пустого места, а всегда опирается
на определенную стадию развития,
проделанную ребенком».
Л. С. Выготский
По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Он считал, что дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова.
Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
Что же такое преемственность?
Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.
(Р. А. Должикова, Г. М. Федосимов «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», М, 2008)
Преемственность в образовании – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.
В нашей школе разработана (в 2007 г.) и реализуется программа по преемственности между образовательными учреждениями микрорайона «Геолог» (МБОУ СОШ № 19 и МБДОУ № 2 «Ромашка»). С этими образовательными учреждениями заключены договора о сотрудничестве.
Работу по преемственности определяем как систему профессиональной деятельности «команды» педагогов, направленной на создание социально – психологических условий для успешного обучения и развития каждого ребёнка независимо от уровня его способностей и жизненного опыта, в конкретной социальной среде.
Работа по преемственности детского сада со школой осуществляется по трем основным направлениям:
• методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”, поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы и др.);
• работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);
• работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).
В рамках реализации программы по преемственности проводятся следующие мероприятия:
- Проведение собраний для родителей, будущих первоклассников: как на базе МБОУ НШ № 2 (школьное и дошкольное отделения), так и на базе МБДОУ № 2 «Ромашка» с привлечением различных специалистов (учителей начальных классов, учителя-логопеда, педагога-психолога),
- Проводятся Дня открытых дверей,
-Экскурсия по школе с посещением занятий и уроков воспитанников подготовительных групп ДОУ,
- Конкурс рисунков воспитанников ДОУ «Здравствуй, школа!»,
- Посещение учителями школы открытых занятий, проводимых воспитателями,
- обязательно в мае месяце проводим родительское собрание «Переход обучающихся в среднее звено обучения» с приглашением представителей администрации и педагогов МБОУ СОШ № 19.
В ноябре 2013 г. состоялась совместная курсовая подготовка педагогов МБОУ НШ № 2 и МБОУ СОШ № 19 по теме «Реализация деятельностного подхода к обучению в соответствии с требованиями ФГОС НОО», в ходе которой педагоги в совместной деятельности имели возможность обменяться мнениями и опытом по вопросам обучения и воспитания младших школьников.
Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а тем, умеет ли ребенок читать, считать и т д.
Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.
В школе мы ведем мониторинг адаптации и успеваемости детей прибывших из детских садов в рамках преемственности. Наибольшее количество детей приходят их Д/С «Ромашка». В этом году это 14 чел.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад для специалистов школ. Тема: «Преемственность между детским садом и школой в период перехода детей на новую (следующую) ступень обучения »
«Преемственность между детским садом и школой в период перехода детей на новую (следующую) ступень обучения»
«Школьное обучение никогда не начинается
с пустого места, а всегда опирается
на определенную стадию развития,
проделанную ребенком».
Л. С. Выготский
По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Он считал, что дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова.
Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
Что же такое преемственность?
Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.
(Р. А. Должикова, Г. М. Федосимов «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», М, 2008)
Преемственность в образовании – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.
В нашей школе разработана (в 2007 г.) и реализуется программа по преемственности между образовательными учреждениями микрорайона «Геолог» (МБОУ СОШ № 19 и МБДОУ № 2 «Ромашка»). С этими образовательными учреждениями заключены договора о сотрудничестве.
Работу по преемственности определяем как систему профессиональной деятельности «команды» педагогов, направленной на создание социально – психологических условий для успешного обучения и развития каждого ребёнка независимо от уровня его способностей и жизненного опыта, в конкретной социальной среде.
Работа по преемственности детского сада со школой осуществляется по трем основным направлениям:
• методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”, поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы и др.);
• работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями, организация совместных мероприятий);
• работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).
В рамках реализации программы по преемственности проводятся следующие мероприятия:
- Проведение собраний для родителей, будущих первоклассников: как на базе МБОУ НШ № 2 (школьное и дошкольное отделения), так и на базе МБДОУ № 2 «Ромашка» с привлечением различных специалистов (учителей начальных классов, учителя-логопеда, педагога-психолога),
- Проводятся Дня открытых дверей,
-Экскурсия по школе с посещением занятий и уроков воспитанников подготовительных групп ДОУ,
- Конкурс рисунков воспитанников ДОУ «Здравствуй, школа!»,
- Посещение учителями школы открытых занятий, проводимых воспитателями,
- обязательно в мае месяце проводим родительское собрание «Переход обучающихся в среднее звено обучения» с приглашением представителей администрации и педагогов МБОУ СОШ № 19.
В ноябре 2013 г. состоялась совместная курсовая подготовка педагогов МБОУ НШ № 2 и МБОУ СОШ № 19 по теме «Реализация деятельностного подхода к обучению в соответствии с требованиями ФГОС НОО», в ходе которой педагоги в совместной деятельности имели возможность обменяться мнениями и опытом по вопросам обучения и воспитания младших школьников.
Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а тем, умеет ли ребенок читать, считать и т д.
Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.
В школе мы ведем мониторинг адаптации и успеваемости детей прибывших из детских садов в рамках преемственности. Наибольшее количество детей приходят их Д/С «Ромашка». В этом году это 14 чел.
Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.
В течении учебного года проводятся коррекционные занятия с дезадаптироваными детьми, ведется мониторинг адаптации.
На дошкольном отделении проводила занятия по программе «Детское общество» (цель: эмоциональное развитие, обучение общению и взаимодействию детей), в рамках подготовки детей к школе - занятия по курсу «Путешествие по волшебной стране» в подготовительной группе.
В рамках внеурочной деятельности в школе работает кружок «Бусинка» (1-3 кл.). Дети, которые посещали детский сад, продолжают заниматься в кружке и показывают неплохие результаты. Так н-р, ученик 2 класса показал хорошие результаты на городском уровне. Так же вместе со своим педагогом показывал мастер класс на Декаде молодых специалистов.
Хочу сказать несколько слов о картах развития, которые не доносят родители до школы. Включить в обязательный перечень документов при поступлении в школу. Мало информации, которой можно было бы использовать в работе школьного психолога. Предлагаю принять единую форму карты развития.