Урок Самопознание 8 класс
Тема: Горизонты доброты.
Цели: расширить представления учащихся о понятии «доб¬рота». акцентируя внимание на проявлениях ее как качества человека в повседневной жизни.
Задачи:
1. углубление знаний о доброте как ценности и качестве человека;
2. развитие способности и умения проявлять доброту и определить се как качество человека;
3. воспитание стремления видеть доброе в людях и проявлять доброту по отношению к ним.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок самопознания в 8 классе "Горизонты доброты" »
Урок Самопознание 8 класс Тема: Горизонты доброты. Цели: расширить представления учащихся о понятии «доб¬рота». акцентируя внимание на проявлениях ее как качества человека в повседневной жизни. Задачи: 1. углубление знаний о доброте как ценности и качестве человека; 2. развитие способности и умения проявлять доброту и определить се как качество человека; 3. воспитание стремления видеть доброе в людях и проявлять доброту по отношению к ним. Круг радости (Слайд 2) Учитель приветствует учеников: Добрый день! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра, мира и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей. Сегодняшний урок я хочу начать со стихотворения Сергея Острового В жизни по-разному можно жить: В горе можно. И в радости, Вовремя есть и вовремя пить, Вовремя делать гадости. А можно так: На рассвете встать И, помышляя о чуде, Рукой обнаженной солнце достать И подарить его людям Я желаю вам солнечного дня, солнечного настроения и добрых людей вокруг. Жизнь человеку дается только один раз и нужно ее прожить так, чтобы не было разочарований от прожитого дня, месяца, года. Каждый из нас хочет быть счастливым. Народная мудрость гласит “Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других”. Если хочешь, чтобы люди к тебе хорошо относились, значит ты сам должен относиться к ним хорошо. Сегодня мы постараемся разобраться с вами в том, какие же качества должен воспитывать в себе человек, чтобы стать счастливым и изменить мир в лучшую сторону. Как вы считаете, чтобы к нам хорошо относились, какие качества мы должны в себе воспитать? (Ответы учащихся: любить труд, быть честным, помогать старшим, быть сильным, милосердным, добрым, внимательным …) - Качества, которые вы перечислили, украшают любого человека, потому что доброта творит чудеса. Доброта слабых делает сильными, сильных великодушными, а весь мир чище и ярче. Именно поэтому самым ценным в человеке является доброе сердце и добрые поступки. Как вы думаете, а с чего вы можете начать свой путь добрых поступков, благородных решений? (ответы ребят: помощь родителям, бабушкам и дедушкам, ухаживать за младшими, сходить в магазин, в аптеку за лекарством, …) - Что же такое доброта? (ответы учащихся) Доброта - отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, всё положительное, хорошее и полезное, стремление делать добро другим. (Слайд 3) Задание Запишите ассоциации, которые возникают у вас, когда вы слышите слово «доброта» __________________________ __________________________ __________________________ Доброта __________________________ __________________________ __________________________
(Слайд 4) Задание Учитель: Рассмотрите перечень личностных качеств. Выберите те, которые характеризуют человека, обладающего добрым характе¬ром. Дополните их. Пользуясь полученным результатом, составьте словесный портрет человека с добрым характером. Кто из ваших знакомых соответствует ему? Расскажите об этом человеке. Расположенность к другим, снисходительность, терпение, чувствово юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, умение не осуждать других, гуманизм, умение слушать, любознательность. Альтруи́зм — нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение интересов другого человека (людей). Как правило, используется для обозначения способности приносить свою выгоду в жертву, ради общего блага. Гуманизм — признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Учитель: Продолжите фразу - Добрый человек – это тот, • кто любит людей • готов в трудную минуту прийти им на помощь. • любит природу и бережет ее. • вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим • кто всегда доброжелателен к людям • кто думает не только о себе, но и о других. Добрый человек - значит относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый.
- Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, злой – дурное. Инсценирование Прочитайте притчу(стр. 34). Подумайте, что мог ответить мудрец своему ученику. Почему? Разыграйте сценку по данному сюжету. * * * Современная притча Мудрец и ученик сидят у ворот своего города. Подходит путник и спрашивает: «Что за люди живут в этом городе?» «А кто живет там, откуда ты пришел?» - спрашивает мудрец. «Ох, грубые, злые, недобрые люди», - отвечает путник. «Здесь увидишь то же самое», - ответил мудрец. Через некоторое время подошел другой путник и тоже спросил, что за народ в этом городе. «А кто живет там, откуда ты пришел?» - спросил мудрец. «Прекрасные люди, добрые и отзывчивые», - ответил путник. «Здесь ты найдешь таких же», - сказал мудрец. «Почему ты одному сказал, что здесь живут плохие, а другому - хорошие люди?» - спросил мудреца ученик. Мудрец ответил: Ответ мудреца: О глубине понимания учитель сможет судить по тому окон¬чанию, которое учащиеся творчески домысливают. Настоящее окончание притчи приводим ниже: "Везде есть и хорошие люди, и плохие. Просто каждый находит только то, что умеет искать ". (Слайд 5) Задание - Давайте и мы с вами поищем положительные и отрицательные качества людей. Я прочитаю стихотворение, а вы разделите эти качества на две группы (Слайд 6) Жизнь наша, как сама природа, непроста: С жестокостью соседствует в ней доброта, Сраженье мудрость с глупостью ведёт, Отвага рядом с трусостью идёт. А справедливости стрела, С пороком счёты так и не свела, За трудолюбием как тень, Из века в век плетётся лень.
Назовите качества, которые вы выписали (Слайд 7) Доброта жестокость Мудрость глупость Отвага трусость Справедливость порок Трудолюбие лень - Прочитайте положительные качества человека, запомним их, и будем следовать им по жизни. Вывод: Доброта, мудрость, милосердие, справедливость, трудолюбие, человечность, отзывчивость, душевность создают основу человеческого счастья. Не прячьте доброты своей, (Слайд 8) Откройте сердце всем наружу. Тем, что имеете, щедрей Делитесь, распахните душу.
Дарите только теплоту: Ребенку, женщине и другу, И отодвиньте пустоту. Жизнь все вернет сполна по кругу.
К вам возвратятся свет, любовь, Мечта и счастье к вам вернется. И нежной лаской вновь и вновь В вас чья-то радость отзовется. Учитель: А легко ли быть добрым, внимательным, отзывчивым? Быть добрым одновременно легко, и совсем не просто. К сожалению, не всегда мы относимся друг к другу с пониманием. У каждого из нас свои достоинства и свои недостатки. Давайте вместе составим основные правила, которые пригодятся в жизни, чтобы оставаться добрыми, заботливыми, вежливыми, внимательными к окружающим вас людям. (записать на листочках, зачитываем и прикрепляем на доску). Затем читаем правила из подготовленной презентации. (Слайд 9, 10) • Будь правдивым. Не можешь сказать правду – объясни почему. • Будь добрым к ближнему - и добро вернётся к тебе. • Люби других – и тебя будут любить. • Помогай слабым. • Будь честным: не выдавай чужую тайну; сказал – сделай, ошибся – признайся. • Умей прощать. • Каждый день делай добрые дела. • Учись не только говорить, но и слушать. Будь внимательным к окружающим: может быть, кто-то нуждается в твоей помощи, поддержке, сочувствии. • Живи и поступай так, чтобы окружающим было приятно и радостно рядом с тобой.
Учитель: О доброте говорили всегда и, прежде всего великие писатели. (Слайд 11) Какое высказывание, вы считаете важным для себя, объясните свой выбор.
"Чтобы поверить в добро, надо начать его делать." Лев Толстой. "Доброта - качество, излишек которого никогда не вредит." Д. Голсуорси. "Доброта - это то, что может услышать глухой и увидеть слепой." Марк Твен. "В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для других". Л.Толстой "Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям". Жан Жак Руссо "Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе". Вильям Шекспир "Доброта. Вот качество, которое желаю приобрести больше всех других" Л.Толстой Чтение Прочитайте притчу (стр. 35). О чем в ней говорится? Придумайте свой вариант притчи на данную тему, где персонажами были бы люди. * * * Однажды солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее. Они увидели путника, шагающего по дороге, и решили: кто быстрее снимет с него плащ, тот и сильнее. Начал ветер. Он стал дуть, что есть силы, пытаясь сорвать плащ с человека. Он задувал ему под воротник, сквозил в рукавах, но у него ничего не получалось. Тогда ветер собрал последние силы и дунул на человека сильнейшим порывом, но человек только получше застегнул плащ, съежился и зашагал быстрее. Тогда за дело принялось солнце. «Смотри, - сказало оно ветру, - я буду действовать по-другому, ласково». И действительно, солнце стало нежно пригревать путнику спину и руки. Человек расслабился и подставил солнцу свое лицо. Он расстегнул плащ, а потом, когда ему стало жарко, то и вовсе снял его. Вот так солнце, действуя по-доброму, победило. Цитата урока (Слайд 12,13) Ребята, В. Гюго писал: “Во внутреннем мире человека доброта - это солнце”. Как вы понимаете смысл этого изречения? Минутка тишины. (Просмотр видеоролика Secret Garden The promise) Творческая работа (Слайд 14) Учитель: А теперь немного помечтаем В своих мечтах, мы часто представляем, в каком доме я хотел бы жить. Я предлагаю вам поучаствовать в строительстве этого домика. (Предлагаем учащимся нарисовать: блок фундамента, 4 кирпичика, крышу, трубу и окошко. Дети рисуют из кирпичиков дом, при этом на каждый кирпич, они закладывают те качества, которые хотели бы видеть в своем доме, это: теплота, милосердие, покой, доброжелательность, отзывчивость, спокойствие, понимание, любовь, красота, уют, здоровье, мудрость, справделивость, трудолюбие.Каждый ребенок выбирает то, что считает наиболее важным качеством, необходимым для крепкого дома.) - Строительство любого дома начинается с фундамента, его основания. Чем крепче фундамент, тем крепче наш дом. (При этом учащиеся проговаривают какие качества они ставят на фундамент, что же лежит в основе хорошего дома). Постепенно складывая по кирпичику воздвигаем стены, затем ставим крышу. (Для окошка ребятам предложено 4 цвета: зеленый, желтый, синий, красный. Каждый ребенок выбирает для себя свой цвет). Закрепив окно дома, каждый из вас определил, что пройдет в наш дом через открытые ставни: • зеленый цвет – принесет в дом настойчивость • красный цвет – принесет в дом лидерство • синий цвет – принесет в дом спокойствие • желтый цвет – принесет в дом тепло - У вас получился очень красивый дом, я вижу он очень светлый и теплый. Я хочу, чтобы лучи солнца, проникающие в ваш дом принесли вам: (прикрепляются на лучах) любовь, красоту, здоровье, доброту, милосердие, отзывчивость. Учитесь дарить частички своего сердца и тогда вы станете добрыми волшебниками. Построение синквейна. Правила составления синквейна: (Слайд 15) 1. В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным). 2. Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные) 3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия) 4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи) 5. Пятая строка – одно слово, синоним темы. Доброта Понимающий душевный Дарит облагораживает поддерживает Доброта спасёт мир Милосердие Учитель: Основное назначение человека - творить добро. (Слайд 16) Может быть, именно поэтому еще в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами З – "Земля", М – "Мыслите", Л – "Люди", буква Д обозначалась словом "Добро". Азбука как бы призывала: - Люди Земли, Мыслите и творите Добро! Помните этот призыв, ребята, всегда следуйте ему. Путь к доброте - нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым - трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках. Круг «От сердца к сердцу» (Слайд 17) А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.
• Добрые слова - корни • Добрые мысли - цветы • Добрые дела - плоды • Добрые сердца - сады. Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами. Литература: Самопознание. Учебник для 8 класса общеобразовательных школ. Авторы И.В.Калачёва, М.Ж.Джадрина, Г.З.Байжасарова, Алматы, ННПООЦ «Бөбек», 2010. Самопознание. Тетрадь ученика 8 класса общеобразовательных школ. Авторы Е.М.Лосева, И.В.Калачёва, М.Ж.Джадрина, Г.З.Байжасарова, Алматы, ННПООЦ «Бөбек», 2010. Дереклеева Н.И. Классные часы по теме “Нравственность”. Москва, 2006.