5.А теперь ребята давайте рассмотрим понятие добро на примере художественного текста. Чтение текста. Анатолий Маркуша «Азбука мужества» стр. 153-155. «… Вы моего кота видели? Думаете, он обыкновенный одноглазый кот, неизвестно какой породы? Ничего подобного. Тришка – не просто кот. Тришка – герой неписанной поэмы, ну, в крайнем случае – повести. Вот что такое Тришка. Я говорю это совершенно серьезно. Два года назад приходит ко мне мальчик. Обыкновенный такой шустренький паренек, правда, весь изодранный и исцарапанный… Я смотрю на него и в шутку спрашиваю: «Вы, молодой человек, случайно не укротитель тигров?» - «Нет, я не укротитель тигров. Я, наверное, бешеный и очень прошу вас, доктор, дайте мне справку с печатью…» Он бешеный, а я пиши справку! Но не в этом дело. Интересно же знать, почему он бешеный, во-первых. И для чего ему справка, во – вторых. Вы согласны? Короче говоря, через пятнадцать минут выясняется следующая картина. Володя Кострикин шел после уроков домой. Около тупика он увидел Славу Недригайло и Ивана Коломийцева, учеников его же школы. Они привязали к телеграфному столбу котенка и «расстреливали» его камнями. Володя Кострикин подошел к Славе Недригайло и выразил свое возмущение. Но Слава не только не прекратил издевательства над котенком, а и обругал Володю Кострикина совершенно неприличными словами. Теперь, вы меня извините, я все же попытаюсь нарисовать эту картину… На углу заброшенного тупика стоят три человека. Два – я имею в виду Недригайло и Коломийцева – здоровенные лоботрясы, а третий – я имею в виду Володю Кострикина – обыкновенный мальчик- шпингалет. Два здоровенных парня терзают беспомощного котенка. Откуда у них такая жестокость- вопрос особый. В данный момент мы его не касаемся. Что может сделать третий человек – добрый, порядочный, словом, совершенно нормальный мальчик? Лезть в драку? Но ему явно не сладить с двумя большими парнями. Бежать за людьми? Но два балбеса успеют замучить котенка раньше, чем Володя кого-нибудь позовет. И тогда Володя Кострикин, подступив к Славе Недригайло, неожиданно кидается на последнего и кусает его в живот: «Я бешеный! Я бешеный! Имейте в виду, я бешеный…»Кошачьи палачи впадают в панику и ретируются. Володя относит домой котенка, который, не разобрав, кто правый, кто виноватый, отчаянно царапается, и является ко мне. Володя требует справку с печатью. Для чего? Он собирается отнести эту справку на эпидемиологическую станцию: «И пусть им вкатывают по двадцать уколов. Будут тогда знать, как над маленькими издеваться!» Мы идем к Володе домой. В сарае в старом посылочном ящике ворочается и жалобно пищит изуродованный серенький котенок. Не понимаю, какое надо иметь сердце, чтобы так отделать живое существо. Вы знаете, я был на войне военным врачом, я видел много страшного. Но война – это другое дело, война есть война, а тут просто так… Не понимаю! Два часа я вожусь с котенком: вправляю лапы, бинтую ему голову… И мне не стыдно признаться – все эти два часа я чуть не плачу… Из котенка вырос мой кривой Тришка. Володя мне подарил его потом… Когда я рассказал отцу Недригайло всю историю от начала до конца… он спросил: - А мальчишка-то на самом деле не опасный, то есть не бешеный? - Кострикин не опасный. За то я вам как врач ручаюсь. Опасный ваш сын, Недригайло Слава. Сегодня он устроил расстрел котенка, а вы знаете, что он будет делать завтра? В прошлое воскресенье Володя Кострикин занял на областных соревнованиях по борьбе первое место среди мальчиков. В тот день, когда искалеченный Тришка пришел в себя, Володя вдруг заявил: «Вы знаете, я решил тренироваться. Я хочу стать самым сильным из ребят, чтобы давать отпор тому, кто обижает слабых!» Вообще я против насилия, я сторонник разума, но в данном конкретном случае как я мог сказать мальчику «нет»?» Беседа по прочитанному: - Правильно ли поступил Володя по отношению к мучителям котенка? - - Как вы относитесь к мнению, заключенному в утверждении: добро должно быть с кулаками? - Как надо бороться со злом? - Что нужно делать, чтобы зла стало меньше? |