kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок самопознания и русской литературы в 8 классе: «Горизонты доброты»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок самопознания и русской литературы

в 8 классе: «Горизонты доброты»

Цель: расширить представление учащихся о значимости добра и его созидательной силы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок самопознания и русской литературы в 8 классе: «Горизонты доброты»»


Интегрированный урок самопознания и русской литературы

в 8 классе: «Горизонты доброты»


Школа_№ 27 Дата: № 10

Тема: Горизонты доброты
Ценность: доброта Качества: любовь к людям
Педагог: Наширалиева А.Ж. Класс 8 «В» Кол-во уч-ся 12 ч. 

Эпиграф урока

ДОБРЫХ ЛЮДЕЙ, КАК ВСЕГДА, НЕ ХВАТАЕТ...

Добрых людей, как всегда, не хватает,
Добрых людей, как всегда, дефицит.
Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые — щедро больным помогают,
Добрые — дарят тепло и уют,
Добрые — в ногу со слабым шагают
И никакого спа-си-бо не ждут.

Генрих Акулов




Цель: расширить представление учащихся о значимости добра и его созидательной силы.

Задачи:

- раскрытие сущности взаимосвязи добра и любви;

- развитие умения творить добро, отличать истинное добро от ложного;
- воспитание чувства сопереживания, бескорыстия, внимательного отношения к людям.

-повторение понятия «тема», «идея» художественного произведения;

- рассмотреть понятие «добро» на примере литературных произведений


Ресурсы:(материалы, источники)

1.Эпиграф:

2. Сердце для проведения игры «Помоги другу»;

3.Солнышко для ассоциативного ряда

4. Презентация к уроку, запись караоке песни «Дорогою добра»;», «Белый лист» для проведения этапов урока с музыкальным сопровождением.

Видео-притча «Осколки доброты»

Ход урока:

  1. Орг.момент. Позитивный настрой.

Позитивный настрой на дыхание.

Сейчас мы будем делать упражнение на дыхании.

Когда мы концентрируемся на дыхании у нас

успокаивается ум. При вдохе мы будем вбирать в себя покой и радость. А при выдохе

будем выдыхать из себя все беспокойства. Вдох выдох 9-10 раз медленно.

.Позитивный настрой 
1.Под спокойную тихую музыку учитель читает текст:

Давайте мысленным взором попробуем заглянуть в

своё сердце. Представьте, что внутри вашего сердечка раскинулся великолепный сад — сад вашей души.

Светит солнце любви и тепла. Переливается радуга доброты. Может быть, вы увидите там дерево, покрытое зелёной кроной. Это дерево доверия, уважения,

радости, честности. Полюбуйтесь цветами любви и

добра, пройдитесь по саду своей души, насладитесь

красотой. А теперь

медленно вернитесь в класс и откройте глазки. 


2.Проверка домашнего задания:

По Даниилу Гранину

Из очерка «О милосердии»

Стр. 31-33

Понять и разобрать ситуации

- Прочитайте отрывок из очерка.

-Приходилось ли вам наблюдать подобное в жизни?

-Что мешает людям помогать друг другу в повседневной жизни?

-Можно ли сказать, что равнодушие является синонимом зла? Почему?

В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице, поскользнулся и упал... Упал неудачно, хуже и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь часов вечера. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу.   С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд, пытался платком унять кровь. Куда там, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу — рот разбит. Решил повернуть назад, домой.   Я шел по улице, думаю, что не шатаясь. Хорошо помню этот путь метров примерно четыреста. Народу на улице было много. Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я запомнил лица многих людей, — видимо, безотчетным непониманием, обостренным ожиданием помощи...   Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто мне и не помог.  Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде бы нет, вряд ли и производил такое впечатление. Но даже если и принимали за пьяного — они же видели, что я весь в кро-пи, что-то случилось — упал, ударили, — почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, • меня это не касается» стало чувством привычным?  С горечью вспоминая этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, потом стал вспоминать самого себя. Нечто подобное -— желание отойти, уклониться, не ввязываться — и ее? мной было.         Уличая себя, понимал, насколько в нагоей жизни привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось.   Я не собираюсь оглашать очередные жалобы на порчу нравов.     Уровень снижения нашей отзывчивости заставил, однако» призадуматься. Персонально виноватых нет. Кого винить? Оглянулся — и причин видимых не нашел.  Раздумывая, вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной   вахней жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него. Из твоей части, из другой — было невозможно, чтобы кто-то отвернулся, сделал вид, что не заметил. Помогали, тащили на себе, перевязывали, подвозили... Кое-кто, может, и нарушал этот заой фронтовой жизни, так ведь были и дезертиры, и самострелы. Но не о них речь, мы сейчас — о главных ясизненных правилах той поры.  Я не знаю рецептов для проявления необходимого всем нам взаимопонимания, но уверен, что только из общего нашего понимания проблемы могут возникнуть какие-то конкретные выходы. Один человек — я, например, — монсет только бить в этот колокол тревоги и просить всех проникнуться ею и подумать, что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь.


3.Позитивное высказывание (цитата).

Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.

Л.Толстой

Творить добро – значит действовать, а не через силу совершать благодеяние или уступать просьбам тех, кто нуждается в помощи, либо назойливо её требует.

Ж.Лабрюйер

Причинять людям зло большей частью не так опасно, как делать им слишком много добра.

Ф.Ларошфуко

И добро надо делать с умом. Ум без добра – плохо, но и добро без ума – не лучше.

Древняя китайская мудрость


Беседуют по содержанию цитаты.


Читают вслух -2 мальчика и 2 девочки


4.Составление ассоциативного ряда:

Мы с вами узнали, как представляют себе добро великие писатели, мыслители. А какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово добро. Человек, который дарит людям добро, похож на солнышко, которое дарит свое тепло другим. Перед вами такое солнышко изображено на доске. Но у него нет самого главного – лучиков. Перед вами солнечные лучики, напишите на них ассоциации, которые вызывает у вас слово «добро».


После выполнения задания, дети прикрепляют лучи к солнцу и комментируют свои ответы.

-Посмотрите, какое солнышко у нас с вами получилось. Пусть его лучи дарят вам тепло в течение всего нашего урока.



5.А теперь ребята давайте рассмотрим понятие добро на примере художественного текста.

Чтение текста. Анатолий Маркуша «Азбука мужества» стр. 153-155.

«… Вы моего кота видели? Думаете, он обыкновенный одноглазый кот, неизвестно какой породы? Ничего подобного. Тришка – не просто кот. Тришка – герой неписанной поэмы, ну, в крайнем случае – повести. Вот что такое Тришка. Я говорю это совершенно серьезно.

Два года назад приходит ко мне мальчик. Обыкновенный такой шустренький паренек, правда, весь изодранный и исцарапанный… Я смотрю на него и в шутку спрашиваю: «Вы, молодой человек, случайно не укротитель тигров?» - «Нет, я не укротитель тигров. Я, наверное, бешеный и очень прошу вас, доктор, дайте мне справку с печатью…» Он бешеный, а я пиши справку! Но не в этом дело.

Интересно же знать, почему он бешеный, во-первых. И для чего ему справка, во – вторых. Вы согласны?

Короче говоря, через пятнадцать минут выясняется следующая картина. Володя Кострикин шел после уроков домой. Около тупика он увидел Славу Недригайло и Ивана Коломийцева, учеников его же школы. Они привязали к телеграфному столбу котенка и «расстреливали» его камнями. Володя Кострикин подошел к Славе Недригайло и выразил свое возмущение. Но Слава не только не прекратил издевательства над котенком, а и обругал Володю Кострикина совершенно неприличными словами.

Теперь, вы меня извините, я все же попытаюсь нарисовать эту картину…

На углу заброшенного тупика стоят три человека.

Два – я имею в виду Недригайло и Коломийцева – здоровенные лоботрясы, а третий – я имею в виду Володю Кострикина – обыкновенный мальчик- шпингалет. Два здоровенных парня терзают беспомощного котенка. Откуда у них такая жестокость- вопрос особый. В данный момент мы его не касаемся. Что может сделать третий человек – добрый, порядочный, словом, совершенно нормальный мальчик? Лезть в драку? Но ему явно не сладить с двумя большими парнями. Бежать за людьми? Но два балбеса успеют замучить котенка раньше, чем Володя кого-нибудь позовет.

И тогда Володя Кострикин, подступив к Славе Недригайло, неожиданно кидается на последнего и кусает его в живот: «Я бешеный! Я бешеный! Имейте в виду, я бешеный…»Кошачьи палачи впадают в панику и ретируются. Володя относит домой котенка, который, не разобрав, кто правый, кто виноватый, отчаянно царапается, и является ко мне.

Володя требует справку с печатью. Для чего? Он собирается отнести эту справку на эпидемиологическую станцию: «И пусть им вкатывают по двадцать уколов. Будут тогда знать, как над маленькими издеваться!»

Мы идем к Володе домой. В сарае в старом посылочном ящике ворочается и жалобно пищит изуродованный серенький котенок. Не понимаю, какое надо иметь сердце, чтобы так отделать живое существо. Вы знаете, я был на войне военным врачом, я видел много страшного. Но война – это другое дело, война есть война, а тут просто так… Не понимаю!

Два часа я вожусь с котенком: вправляю лапы, бинтую ему голову… И мне не стыдно признаться – все эти два часа я чуть не плачу…

Из котенка вырос мой кривой Тришка. Володя мне подарил его потом…

Когда я рассказал отцу Недригайло всю историю от начала до конца… он спросил:

- А мальчишка-то на самом деле не опасный, то есть не бешеный?

- Кострикин не опасный. За то я вам как врач ручаюсь. Опасный ваш сын, Недригайло Слава. Сегодня он устроил расстрел котенка, а вы знаете, что он будет делать завтра?

В прошлое воскресенье Володя Кострикин занял на областных соревнованиях по борьбе первое место среди мальчиков. В тот день, когда искалеченный Тришка пришел в себя, Володя вдруг заявил: «Вы знаете, я решил тренироваться. Я хочу стать самым сильным из ребят, чтобы давать отпор тому, кто обижает слабых!» Вообще я против насилия, я сторонник разума, но в данном конкретном случае как я мог сказать мальчику «нет»?»

Беседа по прочитанному:

- Правильно ли поступил Володя по отношению к мучителям котенка?

- - Как вы относитесь к мнению, заключенному в утверждении: добро должно быть с кулаками?

- Как надо бороться со злом?

- Что нужно делать, чтобы зла стало меньше?



Беседа по прочитанному:


6.Творческая деятельность, групповая работа.

Главному герою нашей истории котенку Тришке повезло, что рядом с ним в трудный момент его жизни оказался верный друг Володя. Насколько вам повезло с друзьями, мы предлагаем вам проверить в следующей игре: «Помоги другу».

Условия игры: необходимо направлять своего друга, у которого завязаны глаза, чтобы он приклеил сердечко в большое сердце изображенное на доске. (участвуют три человека, остальные указывают- направляют его).


Игра: «Помоги другу»

Молодцы! Мы увидели, что вы действительно настоящие друзья. Поэтому сейчас предлагаем вам поработать вместе в группах и создать эмблему добра. Каждая группа должна придумать и нарисовать свою эмблему, а также рассказать о ней.

(Учащиеся делятся на группы по жребию)


Работа ребят в группах под музыку «Белый лист», презентация эмблем.

















Работа ребят в группах под музыку «Белый лист», презентация эмблем.


7. Просмотр притчи.

Работа над притчей «Осколки доброты».

- Иногда добро трудно рассмотреть. Бывают ситуации, когда его не видно с первого взгляда, но при его отсутствии – сразу ощущаешь пустоту.


- Как вы понимаете название притчи: «Осколки доброты»?



8.Групповое пение.

Давайте возьмемся за руки и вместе споем песню «Дорогою добра».



Исполнение учащимися в караоке песни «Дорогою добра»


9.Домашнее задание:

«Мать» по Ефиму Пермитину

стр.41-42



10.Заключительная минута тишины.

Давайте закончим урок стихотворением.


Умей жалеть, но пусть желанья

Все будут чисты, как кристалл;

Умей прощать, и состраданье

Пусть будет вечный идеал.

Себя суди ты только строго,

Других ошибки забывай,

Всегда иди прямой дорогой

И никогда не унывай.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Интегрированный урок самопознания и русской литературы в 8 классе: «Горизонты доброты»

Автор: Наширалиева Альфия Жексеновна

Дата: 08.12.2016

Номер свидетельства: 367138


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства