Цель: расширить представления учащихся о понятии «доброта» через праведное поведение. Задачи: углубление знаний о доброте как качестве человека; развитие способности и умения проявлять доброту и определить её как качество человека; воспитание стремления видеть доброе в людях и проявлять доброту по отношению к ним. | Ресурсы (материалы, источники) Метод пособие, учебник, музыка для минуты настроя на урок, текст притчи, текст песни и музыка видеоролик «Передай Добро. Бумеранг добра»,мультфильм "Просто так". |
Ход урока: Орг.момент. Позитивный настрой. I.МИНУТКА ТИШИНЫ. Мысленная прогулка в лесу. Учитель: Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Сейчас мы идем гулять в лес. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, когда идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно, какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, песни птиц и негромкое жужжание насекомых. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя счастливыми и в безопасности. Мы выходим на поляну, здесь мы отдохнем несколько минут. Выберите дерево, под которым вам хочется посидеть. Подойдите к дереву и обхватите руками его ствол. Ощутите, какой он мощный, постарайтесь почувствовать и осознать энергию жизни, текущую в нем. Теперь сядьте под ним, прислонившись спиной к стволу. Закройте глаза, глубоко вдохните и обратите внимание на покой и тишину, которые окружают нас. (В этом месте учитель может сделать паузу на 1-2 минуты). Нам легко и спокойно, мы ощущаем счастье. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать ее, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. Помните о том, что это ваше собственное дерево и вы можете вернуться к нему в любое время. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и посмотрите вокруг еще раз. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая по пути на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг еще раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь! Проверка домашнего задания. Прочитать рассказ(желающие). | Анализ хода урока |
Позитивное высказывание (цитата) Изречение Д.Лихачева следует рассматривать как один из важнейших выводов урока: Добро выше практической нужды! Дмитрий Лихачев Отрывок из древнеиндийского эпоса «Махабхарата». Смысл этих стихов позволяет учащимся почувствовать, что ценность «добро» считалась с давних времен и тяга к добру была свойственна людям испокон веку. *** Но знаешь ли ты, в чем добро вековое? Должны мы любить всех живых, все живое, Ни в мыслях, ни в действиях зла не питая, - Вот истина вечная, правда святая. Все люди ко многим занятьям способны, Но те лишь прекрасны, кто сердцем беззлобны. *** Прекрасные качества есть человечьи, Но самое ценное - добросердечье. Ибо добро не бывает напрасно, Всевластно добро, потому и прекрасно! (Из древнеиндийского эпоса «Махабхарата») Вопросы, представленные в рубрике «Беседуем», рассчитаны на дальнейшее расширение и углубление представлений учащихся о ценности «добро». В частности, упор сделан на выявление знаний учащихся о гранях доброты, проявлениях этого человеческого качества в повседневной жизни. С чем ассоциируется в вашем представлении ценность «добро»? Как соотносятся понятия «добро» и «доброта»? По каким приметам мы узнаем доброту человека? Какого человека можно назвать добрым, добросердечным? 5.Приведите примеры проявления людьми доброты из жизненной практики, литературных произведений. | |
Рассказывание истории (беседа). Притча "Помни добро и забывай зло". Как-то, два друга много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: - Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину. Они продолжали идти, и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, и его друг его спас. Когда он пришёл в себя, он написал на камне:- «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу спросил его: - Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? Друг ответил: - Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это. Вывод: Человеческой природе свойственна доброта. Доброта -мерило человеческого в человеке. Истинно добрый человек всегда готов утешить, помочь тем, кому действительно плохо, кто нуждается в помощи. Он неравнодушен к несправедливости, жестокости, искренен в своих добрых поступках. | |
5.Творческая деятельность, групповая работа. Просмотр видео "Передай Добро. Бумеранг добра." Просмотр мультфильма «Просто так!» (Ответы учащихся). Резюме Доброе сердце, добрый характер, добрый ум помогают человеку обрести гармонию с окружающим миром. | Подарок от учителя. |
Групповое пение. «Дорогою добра» | |
Домашнее задание. Учитель предлагает учащимся выполнить упражнение 3, представленное в рабочей тетради: В старину был обычай изображать на воротах своих замков, на щитах рыцарей, гобеленах родовой герб и девиз (краткое изречение, выражающее жизненное кредо владельца, его отношение к жизни и другим людям). Сформулируйте вариант своего девиза, который бы вы выписали на гобелен. Это может быть: какое-нибудь изречение; стихотворение; песня; -рекламное объявление. | |
Заключительная минута тишины. Учитель читает четверостишие: Не забывайте подарить добро Соседям, родственнику, другу. Оно, как истинное волшебство, Вернется к вам по кругу. Вспомните, все хорошее, что было на этом уроке, все добрые дела, о которых мы говорили, которые вы совершали, поместите это добро в свое сердце и пронесите его через всю свою жизнь! | |