kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Психология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.01 Дошкольное образование.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Психология»

3


Министерство образования И науки АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Архангельской области
«ВЕЛЬСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГАПОУ АО «Вельский индустриально-экономический колледж»)


УТВЕРЖДАЮ

Директор ГАПОУ АО «Вельский

индустриально-экономический колледж»

_______________ Н.В.Орлов

«_____» ______________ 2017


14 кегль

строчные

Рабочая программа учебной дисциплины

ОП.02 ПСИХОЛОГИЯ



для специальности 44.02.01 (050144) «Дошкольное образование»














Вельск 2017

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы «Психология» по специальности СПО 44.02.01 (050144) Дошкольное образование, рекомендованной федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования (ФГАУ «ФИРО»), Протокол Научно-методического совета от «22» ноября 2012 г. № 7, Протокол заседания Президиума Экспертного совета по профессиональному образованию при ФГАУ «ФИРО» от «14» декабря 2012 г. №9, регистрационный номер рецензии №723 от «24» ноября 2012 г.







Организация-разработчик: ГАПОУ АО «Вельский индустриально-экономический колледж»



Автор – Сульжицкая Галина Петровна, преподаватель ГАПОУ АО «Вельский индустриально-экономический колледж»




Рассмотрено и рекомендовано к утверждению

на заседании предметной (цикловой) комиссии

________________________________ дисциплин

протокол № ____ от « » ________ 20___ года.

Председатель П(Ц)К ________ /_____________/


СОДЕРЖАНИЕ



  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

10

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

11





1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Психология


1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.01 (050144) Дошкольное образование.

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, в повышении квалификации работников дошкольного образования, а также в программе переподготовки кадров по специальности 44.02.01 (050144) Дошкольное образование.


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина Психология входит в обязательную часть специального цикла основной профессиональной образовательной программы.


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:


В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

– применять знания психологии при решении педагогических задач;

–выявлять индивидуально-типологические и личностные особенности воспитанников.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

– особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой;

– основы психологии личности;

–закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности;

– возрастную периодизацию;

– возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании;

– особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте;

– групповую динамику;

– понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции социальной дезадаптации, девиантного поведения;

– основы психологии творчества.



1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 120 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 14 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 106 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

120

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

14

в том числе:


практические занятия

7

контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

106

Промежуточная аттестация в форме комплексного экзамена 2


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Общие основы психологии


2+16


Тема 1.1. Психология как наука


Тема 1.2.

Развитие психологии

Содержание учебного материала

1

2

Особенности психологии как науки. Связь психологии с педагогической наукой и практикой. Значение психологических знаний для обучения и воспитания детей. Предмет и задачи психологии. Основные методы изучения психики.

Основные направления западной психологии. Бихевиоризм. Психоанализ. Гештальтпсихология. Когнитивная психология. Гуманистическая психология.

Развитие отечественной психологии. Философско-религиозное и естественно-научное направление. Культурно-историческая концепция. Психология индивидуальных различий.

Практическое занятие №1

Сообщения на тему «Этапы развития психологии как науки». Примерные вопросы: «Развитие психологии в период античности», «Развитие психологии в период средневековья и эпохи возрождения», «Развитие психологии в новое время».

1


2

Самостоятельная работа обучающихся

Составление сравнительной таблицы «Отличительные особенности психики животных и человека».

Составление схемы «Психические явления».

16


Раздел 2.

Основы психологии личности


2+18


Тема 2.1.

Введение в психологию личности


Тема 2.2.

Свойства личности

Содержание учебного материала


1

2


Общее представление о личности. Теории личности в отечественной и зарубежной психологии. Формирование и развитие личности. Критерии сформировавшейся личности. Направленность личности.

Самосознание личности. «Я-концепция».

Свойства личности. Темперамент. Физиологические основы темперамента. Психологические характеристики темперамента. Характер. Черты характера. Взаимосвязь характера с другими сторонами личности.

Способности. Общие и специальные способности.

Практическое занятие №2

Исследование своего типа темперамента.

Диагностика способностей детей (дошкольного или школьного возраста).

1


Самостоятельная работа обучающихся.

Конспектирование вопроса «Типы темперамента» (Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2015. – 464 с.).

Подготовка эссе. Примерные темы: «Направленность личности педагога», «Развитие личности педагога», «Я-концепция педагога»



18

Раздел 3. Закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности


4+28


Тема 3.1. Возрастная периодизация

Содержание учебного материала

1

2

Общая характеристика возрастного развития. Понятие возраста, онтогенеза. Возрастные периодизации.

Самостоятельная работа обучающихся

Составление тезисов по теме «Движущие силы психического развития»

Составление таблицы «Основные положения теорий психического развития»

12


Тема 3.2.

Возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании

Содержание учебного материала

1

2


Возрастные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании. Краткая характеристика возрастных периодов жизни человека. Период новорожденности. Период младенчества. Период раннего детства. Дошкольный возрастной период. Младший школьный возраст. Подростковый возраст. Юношеский возраст. Единство возрастных и индивидуальных особенностей развития.

Психологические особенности половых различий. Типологические и индивидуальные особенности обучающихся. Учет свойств темперамента в обучении и воспитании. Психологические основы реализации индивидуального подхода в обучении и воспитании.

Практическое занятие №3

Диагностика индивидуально-типологических и личностных особенностей детей дошкольного (младшего школьного) возраста.

Составление психолого-педагогической характеристики детей дошкольного (младшего школьного) возраста.

Разработка индивидуальных маршрутов психического развития детей дошкольного (младшего школьного) возраста.

2


Самостоятельная работа обучающихся

Пополнение педагогической копилки вариантами шаблонов психолого-педагогической характеристики ребенка.

Составление индивидуального маршрута развития коммуникативной, познавательной, игровой деятельности ребенка


16

Раздел 4. Особенности общения и группового поведения в дошкольном и школьном возрасте







4+30






Тема 4.1.

Общение детей дошкольного и школьного возраста в группе


Тема 4.2.

Поведение детей дошкольного и школьного возраста в группе

Содержание учебного материала

1

2

Развитие общения на разных возрастных этапах. Роль общения в психическом развитии человека. Понятие и виды общения. Общение детей со сверстниками и взрослыми на разных возрастных этапах.

Малая группа как социально-психологический феномен. Групповая динамика. Особенности группового поведения в дошкольном и школьном возрасте.

Практическое занятие №4

Решение психолого-педагогических задач по теме «Общение детей в дошкольном и школьном возрасте».

Решение психолого-педагогических задач по теме «Групповое поведение детей в дошкольном и школьном возрасте».

1


2

Самостоятельная работа обучающихся

Диагностика коммуникативных умений детей.

Анализ проведенного наблюдения за поведением ребенка в группе сверстников.

18

3

Тема 4.3.

Психологические основы предупреждения и коррекции

социальной

дезадаптации и девиантного поведения

Содержание учебного материала

1


2

Понятие и причины социальной дезадаптации и девиантного поведения. Типология и причины детско-подростковой социальной дезадаптации и девиации.

Предупреждение социальной дезадаптации и девиантного поведения детей и подростков. Ранняя профилактика отклонений в поведении детей и подростков. Коррекция социальной дезадаптации и девиантного поведения детей и подростков.

Практическое занятие №5

Анализ и решение педагогических ситуаций, раскрывающих проявления социальной дезадаптации, дивиации и определение причин их возникновения у детей и подростков.

1


Самостоятельная работа обучающихся

Составление рекомендаций для родителей детей с девиантным поведением. Подбор методов диагностики социальной дезадаптации и девиантного поведения. Диагностика девиантного поведения ребенка.

12

Раздел 5.

Основы психологии творчества


2+14


Тема 5.1.

Введение в психологию творчества


Тема 5.2.

Творчество детей дошкольного и школьного возраста

Содержание учебного материала

1


2


Предмет и методы психологии творчества. Виды творчества. Природа творчества. Творчество как процесс, как продукт, как интегральная характеристика личности.

Психологически особенности творческой личности. Связь полушарий головного мозга с творческими способностями. Творческий потенциал личности.

Психофизиологические особенности детского возраста как предпосылки творчества. Психологические особенности детского творчества. Факторы и условия развития творческих способностей детей

Психология детского художественного творчества. Музыка в детском творчестве. Словесное творчество. Игра и творчество.

Практическое занятие №6

Подготовка конспекта занятия с детьми дошкольного или школьного возраста, направленного на развитие творческих способностей.

Анализ продуктов детского творчества.




1


Самостоятельная работа обучающихся

Эссе «Творчество в профессиональной деятельности педагога»

Подбор игр и упражнений для развития креативности у детей (дошкольного или школьного возраста).

14

Промежуточная аттестация в форме комплексного экзамена



Всего:

14+106




Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения:


1.- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2.- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3.- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач.


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета педагогики и психологии.


Оборудование учебного кабинета:

– рабочие места по количеству обучающихся;

– рабочее место преподавателя;

–комплект диагностических методик (методы диагностики познавательной, эмоционально-волевой сферы и т.д.).


Технические средства обучения: ноутбук, мультимедийный проектор.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Дубровина И.В., Психология / Под ред. Дубровиной И.В. (13-е изд., стер.) Учебник– М.: Академия, 2015. – 464 с.


Дополнительные источники:

1. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е., Психология/ Серия «Учебники, учебные пособия» - Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – 448 с.

2. Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В., Психология и педагогика, учебное пособие – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭи, 2001.-175с.



Интернет – ресурсы:


  1. Российское образование: федеральный портал. URL: http://www.edu.ru/

  2. Сайт Федерального Государственного Образовательного стандарта. URL: http:/standart.edu.ru/

  3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. URL: http://school-collection.edu.ru/

  4. Единое окно доступа к образовательным ресурсам: портал. URL: http://window.edu.ru/






4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Должен уметь:

– применять знания психологии при решении педагогических задач


Собеседование.

– выявлять индивидуально-типологические и личностные особенности воспитанников


Практическое задание

Должен знать:

– особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой

Тестирование.

Контрольная работа.

Собеседование.

Коллоквиум.

Эссе.

– основы психологии личности


Тестирование.

Контрольная работа.

Собеседование.

Коллоквиум.

Эссе.

– закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности

Тестирование.

Контрольная работа.

Собеседование.

Коллоквиум.

Эссе.

– возрастную периодизацию


Тестирование.

Контрольная работа.

Собеседование.

Коллоквиум.

Эссе.

– возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании


Тестирование.

Контрольная работа.

Собеседование.

Коллоквиум.

Эссе.

– особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте


Тестирование.

Контрольная работа.

Собеседование.

Коллоквиум.

Эссе.

– групповую динамику


Тестирование.

Контрольная работа.

Собеседование.

Коллоквиум.

Эссе.

– понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции социальной дезадаптации, девиантного поведения


Тестирование.

Контрольная работа.

Собеседование.

Коллоквиум.

Эссе.

– основы психологии творчества


Тестирование.

Контрольная работа.

Собеседование.

Коллоквиум.

Эссе.

Кейс.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Психология

Автор: Сульжицкая Галина Петровна

Дата: 15.09.2017

Номер свидетельства: 428300

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Рабочая программа учебной дисциплины Психология общения"
    ["seo_title"] => string(69) "rabochaia_proghramma_uchiebnoi_distsipliny_psikhologhiia_obshchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "438502"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1510560784"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 "Психология общения""
    ["seo_title"] => string(73) "rabochaia_programma_uchebnoi_distsipliny_ogse_05_psikhologiia_obshcheniia"
    ["file_id"] => string(6) "644518"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1706011813"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Рабочая программа ОГСЭ.02 Психология общения"
    ["seo_title"] => string(52) "rabochaia_programma_ogse_02_psikhologiia_obshcheniia"
    ["file_id"] => string(6) "480187"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1539163225"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   учебного предмета «Обществознание» для 11 класса среднего общего образования  на 2014-2015 учебного года "
    ["seo_title"] => string(145) "rabochaia-programma-uchiebnogho-priedmieta-obshchiestvoznaniie-dlia-11-klassa-sriedniegho-obshchiegho-obrazovaniia-na-2014-2015-uchiebnogho-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "132821"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416411991"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебной дисциплине ОГСЭ. 06 «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ»"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_po_uchebnoi_distsipline_ogse_06_psikhologiia_lichnosti_i_pro"
    ["file_id"] => string(6) "588902"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1634632433"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства