РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебной дисциплине ОГСЭ. 06 «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебной дисциплине ОГСЭ. 06 «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ»
Программа учебной дисциплины «Психология личности и профессиональное самоопределение» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения), базовой подготовки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П. И. Сюзева»
рабочая программа
по учебной дисциплине
ОГСЭ. 06 «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ»
для специальности
40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Квалификация – юрист
Добрянка, 2021 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
Организация-разработчик: ГБПОУ «Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И. Сюзева»
Рассмотрено и одобрено на заседании Методического совета техникума
Протокол № ____ от « ____»___________2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2. Структура и содержание учебной программы дисциплины
5
3. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины
9
4. контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
10
1. Паспорт рабочей программы дисциплины
1.1. Программа учебной дисциплины «Психология личности и профессиональное самоопределение» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения), базовой подготовки.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной программы:
Учебная программа дисциплины «Психология личности и профессиональное самоопределение» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин с целью более успешной адаптации обучающихся, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении (адаптационная дисциплина).
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:
уметь:
- применять на практике полученные знания и навыки в различных условиях профессиональной деятельности;
- использовать простейшие приемы развития и тренировки психических процессов, а также приемы психической саморегуляции в процессе деятельности и общения;
- на основе анализа современного рынка труда, ограничений здоровья и требований профессий осуществлять осознанный, адекватный профессиональный выбор и выбор собственного пути профессионального обучения;
- планировать и составлять временную перспективу своего будущего;
- успешно реализовывать свои возможности и адаптироваться к новой социальной, образовательной и профессиональной среде;
знать:
- необходимую терминологию, основы и сущность профессионального самоопределения; - простейшие способы и приемы развития психических процессов и управления собственными психическими состояниями, основные механизмы психической регуляции поведения человека;
- современное состояние рынка труда, мир профессий и предъявляемых профессией требований к психологическим особенностям человека, его здоровью;
- основные принципы и технологии выбора профессии;
- методы и формы поиска необходимой информации для эффективной организации учебной и будущей профессиональной деятельности.
Полученные знания и приобретенные умения направлены на формирование следующих компетенций: ОК 1-12, ПК 1.1
Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часа, в том числе:
- самостоятельная проработка конспектов занятий, учебной литературы, учебных пособий;
- подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя;
- выполнение практических заданий по отдельным темам дисциплины;
- самостоятельное изучение отдельных вопросов (с целью углубления знаний по заданию преподавателя) с последующим оформлением реферата, доклада;
Промежуточная аттестация в форме: дифференцированный зачет
2
2.1. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ»
Наименование разделов
и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
8
Тема 1.1
Профессиональная деятельность
Содержание учебного материала
2
1
Понятие «деятельность» и «профессия». Человек в сфере трудовой деятельности. Подготовка к труду. Адаптация внутренних условий и внутренний средств деятельности. Требования к внешним условиям и внешним средствам деятельности. Адаптация. Напряженность: понятие, характеристика и проявление напряженности. Подготовка к профессиональной деятельности.
2
1
Самостоятельная работа
2
Изучение теоретического материала с использованием рекомендованной литературы, делая при этом конспекты прочитанного или выписки.
Тема 1.2
Профессиональное самоопределение
Содержание учебного материала
2
1
Сущность профессионального самоопределения. Содержательно-процессуальная модель профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение на разных стадиях становления личности. Конфликты профессионального самоопределения.
2
2
Практическое занятие
2
№ 1
Семинар-практикум. Профессиональная направленность. Тестирование на профессиональную направленность личности, определение типа профессиональной направленности.
2
Самостоятельная работа
2
Изучение теоретического материала с использованием рекомендованной литературы.
Подготовка докладов по изучаемой теме.
1. Профессиональная пригодность.
2. Профессиональное становление личности.
3. Профессиональная непригодность.
4. Профессиональная направленность
Тема1.3.
Профессиональная структура личности
Содержание учебного материала
2
1
Детерминация профессионального становления личности. Взаимодействие индивидуального, личностного в профессиональном развитии. Стадии профессионального становления личности. Профессиональные деформации личности.
1
1
2
Профессиональная непригодность. Методы оценки профессиональной пригодности соискателей на должность. Психодиагностика профессиональной направленности и специальных способностей.
1
РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ. ПРАВИЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ
12
Тема 2.1
Профессиональный выбор
Содержание учебного материала
4
1
Профессиональное становление личности - формообразование. Психофизиологические свойства личности. Направленность, профессиональная компетентность, профессионально важные качества. Поиск оптимальных способов качественного выполнения профессионально значимых видов деятельности в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями личности.
2
2
2
Самосознание. Самодиагностика. Самоопределение. Исследование рынка труда. Рейтинг профессий. Профессиональное консультирование. Ярмарки вакансий.
2
Практическое занятие
4
№ 2
Семинар-практикум. Анализ профессиональной направленности и рынка труда
Семинар-практикум. Процедура и методы профессиональной аттестации в специальностях.
2
РАЗДЕЛ 3. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ. ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ, ЕЕ СТРУКТУРЕ
26
Тема 3.1. Структура личности
Содержание учебного материала
2
1
Понятие «личность». Отличие личности от человека, индивида, индивидуальности. Отличие мужчины от женщины. Составляющие структуры личности в разных школах психологии. Отечественные психологи о структуре личности.
1
2
2
Психические познавательные процессы. Эмоция и воля. Темперамент и характер. Сознательное и бессознательное. Проявление личности в поведении и профессиональной деятельности.
1
2
Практические занятия
6
№ 6
Семинар. Социально обусловленные свойства личности.
2
№ 7
Индивидуальные особенности отдельных психологических процессов.
2
№ 8
Свойства и качества, определяющие профессиональный выбор
2
Тема 3.2 Психические процессы и волевая регуляция деятельности человека. Эмоционально-волевая сфера
Содержание учебного материала
2
1
Понятие эмоций, их функции и свойства. Отличия между эмоциями и чувствами. Базисные эмоции. Основные элементы эмоциональной сферы личности. Психологические характеристики стресса. Механизмы регуляции эмоциональных состояний. Воля. Волевой акт. Психологические особенности воли на разных возрастных этапах развития личности.
2
2
Практическое занятие
2
№ 9
Работа с коллажами на тему:
1. Такой я / реклама о себе.
2. Таким меня видят другие люди.
3. Таким я хочу быть.
4. Такой я в группе.
2
Тема 3.3.
Характерологические
особенности профессионала
Содержание учебного материала
2
1
Критерии профессионального выбора у Е.А. Климова, Э. Гинзберг и Холланда. Комплекс характерологических особенностей при выборе профессии. Реалистический тип. Социальный тип. Исследовательский тип. Артистический тип. Предпринимательский тип. Конвенциальный тип.. Стратегии формирования психики - стратегии внутреннего обретения новых свойств и качеств личности.
2
2
Практические занятия
4
№10
Этапы профессионального пути.
2
№11
Коррекция личности при компромиссном выборе профессии
2
Тема 3.4. Самовоспитание и самопознание
Содержание учебного материала
2
Условия личностной самореализации. Понятие и сформированность представлений личности о себе. Сила «Я» и самоуважение. Компетентность. Аутопсихологическая компетентность. Коммуникативная компетентность. Необходимость формирования аутопсихологической компетентности и коммуникативной компетентности - требование времени. Кризисы и конфликты в жизни человека.
2
2
Практические занятия
6
№12
Самовоспитание и самопознание. Условия формирования компетентности.
2
№13
Конструктивное преодоление личностных конфликтов и кризисов. Способы разрешения.
4
Самостоятельная работа
2
- проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы;
- самодиагностика коммуникативных способностей;
- подготовка к семинарским занятиям, работа с источниками информации;
- подготовка сообщений, докладов по теме: Социально обусловленные свойства личности. Индивидуальные особенности отдельных психологических процессов.
- самостоятельное освоение дополнительных тем, углубляющих разделы курса;
- подготовка к ответам на контрольные вопросы, зачету.
РАЗДЕЛ 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕСКОГО ПЕРИОДА
8
Тема 4.1 Этапы профессионального развития
Содержание учебного материала
2
1
Стадии профессионального становления. Зарождение профессионально ориентированных интересов. Профессиональные намерения и осознанные желания в процессе выбора профессии. Профессиональное обучение – профессиональная подготовка. Оптимальный уровень профессиональной активности. Проявление индивидуальности в профессиональной деятельности. Профессиональное мастерство. Изменение характера профессиональной деятельности. Проявление активности на стадии профессионального мастерства.
2
2
Практические занятия
4
№14
Профессиональная адаптация - освоение системы взаимоотношений в трудовом коллективе. Развитие профессиональных технологии на стадии первичной профессионализации.
4
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ
2
ИТОГО
54
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет Психологии, оснащенный следующим оборудованием и техническими средствами обучения:
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета: рабочее место преподавателя, стол для совещаний, 50 стульев, передвижная ученическая доска, персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедиа проектор, экран, шкафы для хранения учебных материалов по предмету.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Бороздина, Г. В. Психология общения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова ; под общей редакцией Г. В. Бороздиной. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 463 с. — (Профессиональное образование).
2. Леонов, Н. И. Психология общения : учеб. пособие для СПО / Н. И. Леонов. — 5-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 193 с. — (Серия : Профессиональное образование)
3. Кузнецова М.А. Психология общения: Учебное пособие для СПО. — М.: РГУП, 2019. — 167 с.
4. Лавриненко, В. Н. Психология общения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышова ; под редакцией В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышовой. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 350 с. —
1. Нуркова, В. В. Общая психология : учебник для вузов / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 524 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс).
2. Психология общения: Учебное пособие для СПО. — М.: РГУП, 2019. — 167 с.
3. Чашин, А. Н. Введение в специальность: юрист : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. Н. Чашин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 113 с. — (Профессиональное образование).
4. Чернышова, Л. И. Психология общения: этика, культура и этикет делового общения : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. И. Чернышова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 161 с. — (Профессиональное образование).
5. Чернышова, Л. И. Этика, культура и этикет делового общения : учебное пособие для вузов / Л. И. Чернышова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 161 с. — (Высшее образование).
6. Баксанский О. Е. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания: Аффективная сфера личности и психология общения / О.Е. Баксанский, В.М. Самойлова. – М.: КД Либроком, 2018. – 368 с.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины4.1.Контрольи оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
результаты обучения(освоенные умения, усвоенные знания)
формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Уметь:
- применять различные средства, техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
Оценка выполнения индивидуального задания в рамках практических занятий
Практическая работа №1, 12, 13
- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
Оценка выполнения индивидуального задания в рамках практических занятий
Практическая работа № 1, 12, 13
- на основе анализа современного рынка труда, ограничений здоровья и требований профессий осуществлять осознанный, адекватный профессиональный выбор и выбор собственного пути профессионального обучения;
Оценка выполнения индивидуального задания в рамках практических занятий
Практическая работа №1, 2, 4, 5, 12, 13, 14
- планировать и составлять временную перспективу своего будущего;
Оценка выполнения индивидуального задания в рамках практических занятий
Практическая работа № 1, 2, 4, 5, 10, 11
- успешно реализовывать свои возможности и адаптироваться к новой социальной, образовательной и профессиональной среде;
Оценка выполнения индивидуального задания в рамках практических занятий
Практическая работа № 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8
Знать:
- необходимую терминологию, основы и сущность профессионального самоопределения;
Оценка выполнения индивидуального задания в рамках практических занятий
Практическая работа №4, 5, 10, 11, 12
- простейшие способы и приемы развития психических процессов и управления собственными психическими состояниями, основные механизмы психической регуляции поведения человека;
Оценка выполнения индивидуального задания в рамках практических занятий
Практическая работа №6, 7, 8. 9, 12, 13
- современное состояние рынка труда, мир профессий и предъявляемых профессией требований к психологическим особенностям человека, его здоровью;
Оценка выполнения индивидуального задания в рамках практических занятий
Практическая работа № 1, 2, 3, 4, 5
- основные принципы и технологии выбора профессии;
Оценка выполнения индивидуального задания в рамках практических занятий
Практическая работа № 1, 2, 3
- методы и формы поиска необходимой информации для эффективной организации учебной и будущей профессиональной деятельности.
Оценка выполнения индивидуального задания в рамках практических занятий