kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебной дисциплине ОГСЭ. 06 «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учебной дисциплины «Психология личности и профессиональное самоопределение» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения), базовой подготовки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебной дисциплине ОГСЭ. 06 «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ»»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П. И. Сюзева»














рабочая программа


по учебной дисциплине


ОГСЭ. 06 «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ»



для специальности


40.02.01 Право и организация социального обеспечения


Квалификация – юрист


























Добрянка, 2021 г.


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 40.02.01 Право и организация социального обеспечения





Организация-разработчик: ГБПОУ «Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И. Сюзева»




Разработчик: Ушакова Галина Геннадьевна, преподаватель ГБПОУ «Добрянский гуманитарно-технологический техникум им. П.И. Сюзева»






Рассмотрено и одобрено на заседании Методического совета техникума

Протокол № ____ от « ____»___________2021 г.











СОДЕРЖАНИЕ


стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

2. Структура и содержание учебной программы дисциплины


5

3. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины


9

4. контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

10



1. Паспорт рабочей программы дисциплины

1.1. Программа учебной дисциплины «Психология личности и профессиональное самоопределение» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения), базовой подготовки.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной программы:

Учебная программа дисциплины «Психология личности и профессиональное самоопределение» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин с целью более успешной адаптации обучающихся, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении (адаптационная дисциплина).

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:

уметь:

- применять на практике полученные знания и навыки в различных условиях профессиональной деятельности;

- использовать простейшие приемы развития и тренировки психических процессов, а также приемы психической саморегуляции в процессе деятельности и общения;

- на основе анализа современного рынка труда, ограничений здоровья и требований профессий осуществлять осознанный, адекватный профессиональный выбор и выбор собственного пути профессионального обучения;

- планировать и составлять временную перспективу своего будущего;

- успешно реализовывать свои возможности и адаптироваться к новой социальной, образовательной и профессиональной среде;

знать:

- необходимую терминологию, основы и сущность профессионального самоопределения; - простейшие способы и приемы развития психических процессов и управления собственными психическими состояниями, основные механизмы психической регуляции поведения человека;

- современное состояние рынка труда, мир профессий и предъявляемых профессией требований к психологическим особенностям человека, его здоровью;

- основные принципы и технологии выбора профессии;

- методы и формы поиска необходимой информации для эффективной организации учебной и будущей профессиональной деятельности.


Полученные знания и приобретенные умения направлены на формирование следующих компетенций: ОК 1-12, ПК 1.1

Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 54 часов;

самостоятельной работы обучающегося 6 часов.














2. Структура и содержание учебной дисциплины

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

60

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

54

в том числе:


практические занятия

32

лабораторные работы


контрольные работы


Самостоятельная работа студента (всего)

6

- самостоятельная проработка конспектов занятий, учебной литературы, учебных пособий;

- подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя;

- выполнение практических заданий по отдельным темам дисциплины;

- самостоятельное изучение отдельных вопросов (с целью углубления знаний по заданию преподавателя) с последующим оформлением реферата, доклада;


Промежуточная аттестация в форме: дифференцированный зачет

2


















2.1. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ»

Наименование разделов

и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СУЩНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

8


Тема 1.1

Профессиональная деятельность

Содержание учебного материала

2

1

Понятие «деятельность» и «профессия». Человек в сфере трудовой деятельности. Подготовка к труду. Адаптация внутренних условий и внутренний средств деятельности. Требования к внешним условиям и внешним средствам деятельности. Адаптация. Напряженность: понятие, характеристика и проявление напряженности. Подготовка к профессиональной деятельности.

2

1

Самостоятельная работа

2


Изучение теоретического материала с использованием рекомендованной литературы, делая при этом конспекты прочитанного или выписки.


Тема 1.2

Профессиональное самоопределение

Содержание учебного материала

2

1

Сущность профессионального самоопределения. Содержательно-процессуальная модель профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение на разных стадиях становления личности. Конфликты профессионального самоопределения.

2

2

Практическое занятие

2


№ 1

Семинар-практикум. Профессиональная направленность. Тестирование на профессиональную направленность личности, определение типа профессиональной направленности.

2

Самостоятельная работа

2

Изучение теоретического материала с использованием рекомендованной литературы.

Подготовка докладов по изучаемой теме.

1. Профессиональная пригодность.

2. Профессиональное становление личности.

3. Профессиональная непригодность.

4. Профессиональная направленность


Тема1.3.

Профессиональная структура личности

Содержание учебного материала

2

1

Детерминация профессионального становления личности. Взаимодействие индивидуального, личностного в профессиональном развитии. Стадии профессионального становления личности. Профессиональные деформации личности.

1

1

2

Профессиональная непригодность. Методы оценки профессиональной пригодности соискателей на должность. Психодиагностика профессиональной направленности и специальных способностей.

1


РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ. ПРАВИЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ

12


Тема 2.1

Профессиональный выбор

Содержание учебного материала

4

1

Профессиональное становление личности - формообразование. Психофизиологические свойства личности. Направленность, профессиональная компетентность, профессионально важные качества. Поиск оптимальных способов качественного выполнения профессионально значимых видов деятельности в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями личности.

2

2

2

Самосознание. Самодиагностика. Самоопределение. Исследование рынка труда. Рейтинг профессий. Профессиональное консультирование. Ярмарки вакансий.

2

Практическое занятие

4


№ 2

Семинар-практикум. Анализ профессиональной направленности и рынка труда

2

№ 3

Практикум. Составление рейтинга профессий

2

Тема 2.2 Профессиональные категории

Практические занятия

4

№ 4

Семинар-практикум. Психологическая классификация профессий. Профессиональное сопровождение. Профессиональное долголетие.

2

№ 5

Семинар-практикум. Процедура и методы профессиональной аттестации в специальностях.

2

РАЗДЕЛ 3. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕГУЛЯТОРЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ. ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ, ЕЕ СТРУКТУРЕ

26

Тема 3.1. Структура личности

Содержание учебного материала

2

1

Понятие «личность». Отличие личности от человека, индивида, индивидуальности. Отличие мужчины от женщины. Составляющие структуры личности в разных школах психологии. Отечественные психологи о структуре личности.

1

2

2

Психические познавательные процессы. Эмоция и воля. Темперамент и характер. Сознательное и бессознательное. Проявление личности в поведении и профессиональной деятельности.

1

2

Практические занятия

6


№ 6

Семинар. Социально обусловленные свойства личности.

2

№ 7

Индивидуальные особенности отдельных психологических процессов.

2


№ 8

Свойства и качества, определяющие профессиональный выбор

2


Тема 3.2 Психические процессы и волевая регуляция деятельности человека. Эмоционально-волевая сфера

Содержание учебного материала

2

1

Понятие эмоций, их функции и свойства. Отличия между эмоциями и чувствами. Базисные эмоции. Основные элементы эмоциональной сферы личности. Психологические характеристики стресса. Механизмы регуляции эмоциональных состояний. Воля. Волевой акт. Психологические особенности воли на разных возрастных этапах развития личности.

2

2

Практическое занятие

2


№ 9

Работа с коллажами на тему:

1. Такой я / реклама о себе.

2. Таким меня видят другие люди.

3. Таким я хочу быть.

4. Такой я в группе.

2

Тема 3.3.

Характерологические

особенности профессионала

Содержание учебного материала

2

1

Критерии профессионального выбора у Е.А. Климова, Э. Гинзберг и Холланда. Комплекс характерологических особенностей при выборе профессии. Реалистический тип. Социальный тип. Исследовательский тип. Артистический тип. Предпринимательский тип. Конвенциальный тип.. Стратегии формирования психики - стратегии внутреннего обретения новых свойств и качеств личности.

2

2

Практические занятия

4


№10

Этапы профессионального пути.

2

№11

Коррекция личности при компромиссном выборе профессии

2

Тема 3.4. Самовоспитание и самопознание

Содержание учебного материала

2


Условия личностной самореализации. Понятие и сформированность представлений личности о себе. Сила «Я» и самоуважение. Компетентность. Аутопсихологическая компетентность. Коммуникативная компетентность. Необходимость формирования аутопсихологической компетентности и коммуникативной компетентности - требование времени. Кризисы и конфликты в жизни человека.

2

2



Практические занятия

6


№12

Самовоспитание и самопознание. Условия формирования компетентности.

2

№13

Конструктивное преодоление личностных конфликтов и кризисов. Способы разрешения.

4

Самостоятельная работа

2

- проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы;

- самодиагностика коммуникативных способностей;

- подготовка к семинарским занятиям, работа с источниками информации;

- подготовка сообщений, докладов по теме: Социально обусловленные свойства личности. Индивидуальные особенности отдельных психологических процессов.

- самостоятельное освоение дополнительных тем, углубляющих разделы курса;

- подготовка к ответам на контрольные вопросы, зачету.


РАЗДЕЛ 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА. ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕСКОГО ПЕРИОДА

8

Тема 4.1 Этапы профессионального развития

Содержание учебного материала

2

1

Стадии профессионального становления. Зарождение профессионально ориентированных интересов. Профессиональные намерения и осознанные желания в процессе выбора профессии. Профессиональное обучение – профессиональная подготовка. Оптимальный уровень профессиональной активности. Проявление индивидуальности в профессиональной деятельности. Профессиональное мастерство. Изменение характера профессиональной деятельности. Проявление активности на стадии профессионального мастерства.

2

2

Практические занятия

4


№14

Профессиональная адаптация - освоение системы взаимоотношений в трудовом коллективе. Развитие профессиональных технологии на стадии первичной профессионализации.

4

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ

2

ИТОГО

54

3. условия реализации программы дисциплины


3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет Психологии, оснащенный следующим оборудованием и техническими средствами обучения:

Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета: рабочее место преподавателя, стол для совещаний, 50 стульев, передвижная ученическая доска, персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедиа проектор, экран, шкафы для хранения учебных материалов по предмету.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Бороздина, Г. В.  Психология общения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова ; под общей редакцией Г. В. Бороздиной. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 463 с. — (Профессиональное образование).

2. Леонов, Н. И. Психология общения : учеб. пособие для СПО / Н. И. Леонов. — 5-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 193 с. — (Серия : Профессиональное образование)

3. Кузнецова М.А. Психология общения: Учебное пособие для СПО. — М.: РГУП, 2019. — 167 с.

4. Лавриненко, В. Н.  Психология общения : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышова ; под редакцией В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышовой. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 350 с. —

5. Психология общения / О.Н. Якуничева, А.П. Прокофьева. – Москва: Лань, 2021.

Дополнительные источники:

1. Нуркова, В. В.  Общая психология : учебник для вузов / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 524 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). 

2. Психология общения: Учебное пособие для СПО. — М.: РГУП, 2019. — 167 с.

3. Чашин, А. Н.  Введение в специальность: юрист : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. Н. Чашин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 113 с. — (Профессиональное образование). 

4. Чернышова, Л. И.  Психология общения: этика, культура и этикет делового общения : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. И. Чернышова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 161 с. — (Профессиональное образование).

5. Чернышова, Л. И.  Этика, культура и этикет делового общения : учебное пособие для вузов / Л. И. Чернышова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 161 с. — (Высшее образование). 

6. Баксанский О. Е. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания: Аффективная сфера личности и психология общения / О.Е. Баксанский, В.М. Самойлова. – М.: КД Либроком, 2018. – 368 с.

7. Столяренко, Л.Д. Психология личности: учебное пособие / Л.Д. Столяренко. – РнД: Феникс, 2016. – 575 с.

8. Столяренко, Л.Д. Психология личности: учебное пособие / Л.Д. Столяренко. – РнД: Феникс, 2017. – 5 с.

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины 4.1.Контрольи оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:


- применять различные средства, техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

Оценка выполнения индивидуального задания в рамках практических занятий

Практическая работа №1, 12, 13

- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

Оценка выполнения индивидуального задания в рамках практических занятий

Практическая работа № 1, 12, 13

- на основе анализа современного рынка труда, ограничений здоровья и требований профессий осуществлять осознанный, адекватный профессиональный выбор и выбор собственного пути профессионального обучения;

Оценка выполнения индивидуального задания в рамках практических занятий

Практическая работа №1, 2, 4, 5, 12, 13, 14

- планировать и составлять временную перспективу своего будущего;

Оценка выполнения индивидуального задания в рамках практических занятий

Практическая работа № 1, 2, 4, 5, 10, 11

- успешно реализовывать свои возможности и адаптироваться к новой социальной, образовательной и профессиональной среде;

Оценка выполнения индивидуального задания в рамках практических занятий

Практическая работа № 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8

Знать:


- необходимую терминологию, основы и сущность профессионального самоопределения;

Оценка выполнения индивидуального задания в рамках практических занятий

Практическая работа №4, 5, 10, 11, 12

- простейшие способы и приемы развития психических процессов и управления собственными психическими состояниями, основные механизмы психической регуляции поведения человека;

Оценка выполнения индивидуального задания в рамках практических занятий

Практическая работа №6, 7, 8. 9, 12, 13

- современное состояние рынка труда, мир профессий и предъявляемых профессией требований к психологическим особенностям человека, его здоровью;

Оценка выполнения индивидуального задания в рамках практических занятий

Практическая работа № 1, 2, 3, 4, 5

- основные принципы и технологии выбора профессии;


Оценка выполнения индивидуального задания в рамках практических занятий

Практическая работа № 1, 2, 3

- методы и формы поиска необходимой информации для эффективной организации учебной и будущей профессиональной деятельности.

Оценка выполнения индивидуального задания в рамках практических занятий

Практическая работа № 2, 3, 4, 5

Дифференцированный зачёт по курсу в форме теста




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ушакова Галина Геннадьевна

Дата: 19.10.2021

Номер свидетельства: 588902

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(33) "Рабочая программа"
    ["seo_title"] => string(23) "rabochaia_programma_199"
    ["file_id"] => string(6) "650556"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1715752568"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства