Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 "Психология общения"
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 "Психология общения"
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.05 "Психология общения" разработана на основании ФГОС СПО по специальности 43.02.15 "Поварское и кондитерское дело" и рекомендована к применению в образовательных организациях, реализующих программы подготовки специалистов среднего звена.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Председатель МК _______________________________________
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации учебной дисциплины
10
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
11
паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.05 Психология общения
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело (базовой подготовки)
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл. Часть часов, отведенных на дисциплину ОГСЭ.05 Психология общения, при возникновении необходимости введения адаптационного курса, может быть выделена на дисциплину «Психология личности и профессиональное самоопределение».
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины ОГСЭ.05 Психология общения
обучающийся должен знать:
- взаимосвязь общения и деятельности;
- цели, функции, виды и уровни общения;
- роли и ролевые ожидания в общении;
- виды социальных взаимодействий;
- механизмы взаимопонимания в общении;
- техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; - этические принципы общения;
- источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;
- приемы саморегуляции в процессе общения.
уметь:
- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.
В результате освоения данной образовательной программы у студента должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции, включающие в себя:
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
Объем образовательной нагрузки обучающихся во взаимодействии с преподавателем 69 часов, из них:
учебных занятий – 69 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Объем образовательной нагрузки обучающихся во взаимодействии с преподавателем
69
Всего учебных занятий
69
в том числе:
практические занятия
24
контрольная работа
1
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.05 Психология общения
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень усвоения
1
2
3
4
8 семестр- 69 часов
Тема 1.Психология общения: история, структура и значение дисциплины
Содержание учебного материала
2
ОК 01-11
Психология как наука. История её возникновения и развития
Структура психологической науки
Коммуникативная деятельность – понятие, мотивы
Значение психологии общения для разностороннего развития личности
Тема 2. Основы общей психологии
Содержание учебного материала
8+2ПЗ
ОК 01-11
Познавательные процессы: Ощущения
Познавательные процессы: Восприятие
Познавательные процессы: Память
Познавательные процессы: Внимание
Познавательные процессы: Мышление
Познавательные процессы: Воображение
Познавательные процессы: Эмоции и чувства
Познавательные процессы: Воля
Практические занятия:
2
ПЗ№1 Развитие памяти и внимания
Тема 3. Свойства личности
Содержание учебного материала
6+6ПЗ
Понятие личности, её структура. Направление личности
Способности
Темперамент
Характер
Практические занятия:
6
ПЗ№2 Определение собственной самооценки
ПЗ№3 Развитие способностей. Общие и специальные способности
ПЗ№4 Проведение индивидуального самоанализа «Мои черты характера» (самодиагностика)
ПЗ№5 Определение типа темперамента
Тема 4. Общение как основа человеческого бытия.
Содержание учебного материала
2+2ПЗ
ОК 01-11
Понятие и сущность общения.
Общение в системе межличностных и общественных отношений
Социальные роли участников общения
Единство общения и деятельности. Личность и общение.
Практические занятия:
2
ОК 01-11
ПЗ№6 Определение видов общения.
Тема 5. Психологические особенности
процесса общения.
Содержание учебного материала
2+2ПЗ
ОК 01-11
Процесс общения и его аспекты: коммуникативный, интерактивный, перцептивный. Структура, цели и функции общения.
Классификация видов общения. Средства общения: вербальные и невербальные. Техники и приёмы общения.
Практические занятия:
2
ПЗ№7 Определение характерного стиля общения
ПЗ №8 Определение собственной коммуникабельности
Тема 6.
Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения.)
Содержание учебного материала
2+2ПЗ
ОК 01-11
Понятие интеракции в процессе общения. Виды межличностных отношений.
Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Трансактный анализ взаимодействия.
Открытость и закрытость общения. Этапы общения: установление контакта, ориентация в ситуации, обсуждение проблемы, принятие решения, выход из контакта. Эффект контраста и эффект ассимиляции. Формы управления: приказ, убеждение, внушение, заражение. Манипулирование сознанием.
Практические занятия:
2
ОК 01-11
ПЗ №9 Деловая игра «Обмани меня, если сможешь»
Тема 7.
Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона
общения)
Содержание учебной материала
2+2ПЗ
Понятие социальной перцепции. Факторы, оказывающие внимание на восприятие. Искажение в процессе восприятия. Психологические механизмы восприятия.: идентификация, эмпатия, аттракция, рефлексия. Влияние имиджа на восприятие человека
ПЗ №11 Самодиагностика «Ваш стиль делового общения».
Тема 8.
Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)
Содержание учебной материала
4+3ПЗ
ОК 01-11
Основные элементы коммуникации
Вербальная коммуникация
Коммуникативные барьеры
Невербальная коммуникация
Виды, правила и техники слушания.
Речевая деятельность. Виды речевой деятельности. Понятие коммуникативной и языковой грамотности. Культура и техника речи Средства, используемые в процессе передачи информации.
Обратная связь в деловом взаимодействии
Практические занятия:
3
ОК 01-11
ПЗ №12 Самодиагностика «Коммуникативные и организаторские способности».
ПЗ №13 Самодиагностика «Уровень владения невербальными компонентами в процессе делового общения»
ПЗ №14 Методы развития коммуникативных способностей
Контрольная работа
1
Тема 9.
Формы делового общения и их характеристики
Содержание учебной материала
4+2ПЗ
ОК 01-11
Деловая беседа. Формы постановки вопросов
Психологические особенности ведения деловых дискуссий и публичных выступлдений
Аргументация и построение возражений на дискуссиях
Практические занятия:
2
ОК 01-11
ПЗ №15 Публичное выступление
Тема 10.
Этика в деловом общении.
Содержание учебной материала
2
Понятие этики общения. Категории этики, нормы морали. Общение и культура поведения. Понимание как ближайшая цель общения. Моральные ценности общения. Толерантность как принцип культурного общения. Вежливость и формы её проявления.
Тема 11.
Психология конфликта.
Содержание учебной материала
8+3ПЗ
ОК 01-11
Конфликты: виды, структура, стадии протекания.
Предпосылка возникновения конфликта в процессе общения.
Стратегия поведения в конфликтной ситуации.
Особенности эмоционального реагирования в конфликтах.
Практические занятия:
3
ОК 01-11
ПЗ №16Самодиагностика: тест: «Твоя конфликтность». Анализ своего поведения на основании результатов диагностики.
ПЗ №17 Управление стрессом. Основные способы и приёмы развития стрессоустойчивости
Промежуточная аттестация
Дифференцированный зачет
2
Всего:
69
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экологические основы природопользования».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект заданий для тестирования и контрольных работ.
Технические средства обучения:
- компьютер.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Психология общения: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / Г.М. Шеламова. - М. : Издательский центр "Академия", 2018.
Интернет ресурсы :
1. Психология общения. Практикум по психологии : Учебное пособие / Ефимова Наталия Сергеевна. - Москва ; Москва : Издательский Дом "ФОРУМ" : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2014. - 192 с. - для учащихся ПТУ и студентов средних специальных учебных заведений. - ISBN 978-5-8199-0249-http://znanium.com/go.php?id=410246
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ ДисциплиныКонтроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
Критерии оценки
Методы оценки
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины
взаимосвязь общения и деятельности;
цели, функции, виды и уровни общения;
роли и ролевые ожидания в общении; виды социальных взаимодействий;
механизмы взаимопонимания в общении;
техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; этические принципы общения;
источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;
приемы саморегуляции в процессе общения.
Полнота ответов, точность формулировок, не менее 75% правильных ответов.
Не менее 75% правильных ответов.
Актуальность темы, адекватность результатов поставленным целям,
полнота ответов, точность формулировок, адекватность применения профессиональной терминологии
Текущий контроль
при проведении:
-письменного/устного опроса;
-тестирования;
-оценки результатов самостоятельной работы (докладов, рефератов, теоретической части проектов, учебных исследований и т.д.)
Промежуточная аттестация
в форме дифференцированного зачета в виде:
-письменных/ устных ответов,
-тестирования
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины
применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
Правильность, полнота выполнения заданий, точность формулировок, точность расчетов, соответствие требованиям
Адекватность, оптимальность выбора способов действий, методов, техник, последовательностей действий и т.д.
Точность оценки, самооценки выполнения
Соответствие требованиям инструкций, регламентов
Рациональность действий и т.д.
Текущий контроль:
- экспертная оценка демонстрируемых умений, выполняемых действий, защите отчетов по практическим занятиям;
- оценка заданий для самостоятельной работы,
Промежуточная аттестация:
- экспертная оценка выполнения практических заданий на зачете