kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа по профилактике употребления ПАВ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа  составленна на основе программ «Навыки жизни» и «Линия жизни», основана на концепции, которую можно без труда объяснить детям, учитывая их возрастные особенности. Стержневым понятием является понятие «единого целого», Т. е. здоровье следует понимать как нечто целое, состоящее из взаимозависимых частей. Все, что происходит с одной из частей, обязательно влияет на все остальные части целого. Каждую составную часть необходимо рассматривать в контексте понятия «здоровье в челом».

   В целом важен каждый из аспектов здоровья, каждый влияет на все остальные. Каждый аспект освещается в данной учебной программе с целью довести до подростков принципы здорового образа жизни. Здоровье — это состояние полного физического, умственного, социального, личностного, духовного, эмоционального и интеллектуального благополучия человека, а не только отсутствие заболевания или немощи.

Цели данной программы:

1)      предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками;

2)      обучение навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья.

Задачи:

1.      Предоставить детям и подросткам объективную научную информацию о психоактивных веществах;

2.      Способствовать формированию положительного «образа — Я»;

3.      Развивать навыки самоуважения;

4.      Научить навыкам анализа чувств и преодоления стресса;

5.      Привить навыки эффективного общения;

6.      Способствовать осознанию детьми и подростками своих ценностей;

7.      Сформировать навык принятия обоснованных решений;

8.      Сформировать навыки постановки и достижения цели;

9.      Сформировать навыки сопротивления социальному давлению.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа по профилактике употребления ПАВ.»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 46 с.Бараники



Рассмотрено и рекомендовано

к утверждению

педагогическим советом

МБОУ СОШ № 46 с. Бараники

протокол №1 от 30.08.2018 года


Утверждаю

Директор МБОУ СОШ № 46 с.Бараники

_________/Л.И.Макаренко/

приказ № 160 от 30.08.2018года






Рабочая программа по профилактике употребления

ПАВ (психотропно активных веществ)  

«Линия жизни» у учеников МБОУ СОШ № 46 с. Бараники.

 















Составитель:

педагог- психолог

Лунина С.В.









2018- 2019 учебный год

с. Бараники.



Пояснительная записка.

Данная программа составленна на основе программ «Навыки жизни» и «Линия жизни», основана на концепции, которую можно без труда объяснить детям, учитывая их возрастные особенности. Стержневым понятием является понятие «единого целого», Т. е. здоровье следует понимать как нечто целое, состоящее из взаимозависимых частей. Все, что происходит с одной из частей, обязательно влияет на все остальные части целого. Каждую составную часть необходимо рассматривать в контексте понятия «здоровье в челом».

В целом важен каждый из аспектов здоровья, каждый влияет на все остальные. Каждый аспект освещается в данной учебной программе с целью довести до подростков принципы здорового образа жизни. Здоровье — это состояние полного физического, умственного, социального, личностного, духовного, эмоционального и интеллектуального благополучия человека, а не только отсутствие заболевания или немощи.

Цели данной программы:

1)      предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками;

2)      обучение навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья.

Задачи:

1.      Предоставить детям и подросткам объективную научную информацию о психоактивных веществах;

2.      Способствовать формированию положительного «образа — Я»;

3.      Развивать навыки самоуважения;

4.      Научить навыкам анализа чувств и преодоления стресса;

5.      Привить навыки эффективного общения;

6.      Способствовать осознанию детьми и подростками своих ценностей;

7.      Сформировать навык принятия обоснованных решений;

8.      Сформировать навыки постановки и достижения цели;

9.      Сформировать навыки сопротивления социальному давлению.

Цели первичной профилактики наркозависимости:

 

1.      Предотвращение употребления подростками ПАВ

  1. Формирование у подростков здорового образа жизни

Задачи:

  1. Формирование позитивного отношения подростков к себе

  2. Формирование ответственности за свое поведение

  3. Формирование у подростков негативного отношения к наркотикам и их употреблению

 

Большую негативную роль в формировании наркозависимости у подростков играют психологические факторы риска – неадекватная самооценка, неспособность идентифицировать или выразить чувства, низкая стрессоустойчивость, высокая подверженность влиянию групповых норм, повышенная тревожность, импульсивность и т.д.

В связи с этим, при проведении мероприятий по профилактике наркозависимости акцент необходимо делать на психологическую работу с подростками. Это – специфическая и неспецифическая диагностика, тренинги, дискуссии. 

Известно, что референтная группа для подростков – сверстники. Зачастую, подростки негативно воспринимают поступающую от взрослых информацию, действуя по принципу: «Выслушай взрослого и сделай наоборот». Считаем, что в этом возрасте целесообразно действовать через волонтеров из среды самих подростков. Предполагается поощрение наиболее активных из них (путевки, подарки, грамоты и т.д.)

 

Критерии отслеживания эффективности  программы

Предлагается два способа отслеживания эффективности

1.      Отслеживание эффективности всей программы в целом. Критерии:

1.1.     Появление у подростков устойчивых интересов

1.2.     Повышение успеваемости

1.3.     Изменение количества подростков, стоящих на учете

1.4.     Изменение количества детей, состоящих в «группе риска»

1.5.     Изменение представленности причин, по которым дети попадают в «группу риска»

2.      Формы отслеживания: анкетирование, тестирование, опросы экспертов, сочинения, наблюдение, социометрия. 

          Целевая группа: учащиеся с7 по 11 классы.

Ожидаемые результаты:

1. Формирование негативного отношения к психоактивным веществам у подростков.

2. Популяризация и внедрение в воспитательный процесс наиболее эффективных моделей профилактики зависимости от психоактивных веществ.

3. Повышение уровня развития умений и навыков:

а) уверенного позитивного поведения;

б) конструктивного общения между собой и со взрослыми;

в) отстаивания и защиты своей точки зрения;

г) осознанного и уверенного умения сказать  курению «Нет».

4. Повышение общей культуры поведения и формирование образа социально успешного молодого человека.

Учащиеся должны знать:

- болезни, связанные с применением ПАВ;

- причины и последствия ПАВ (табакокурения, алкоголизма, наркомании);

- вредное влияние ПАВ на организм человека.

Учащиеся должны уметь:

- применять полученные знания на практике;

- уметь говорить «Нет»;

- вести активный здоровый образ жизни.

Учащиеся должны приобрести навык:

- работы в коллективе;

- высказывания своих мыслей;

- изучения научной литературы. 


Ожидаемые результаты.

  • Общая осведомленность подростков о проблемах и влиянии наркотических и психотропных веществ на становление личности.

  • Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению ПАВ в подростковой среде.

  • Формирование у подростков нравственных качеств, чувства эмпатии, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.

  • Обучение навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками.

  • Выработка навыков противостояния группе.

  • Удовлетворение разнообразных дополнительных запросов детей во внеурочное время.

  • Способность подростка дифференцировать свои эмоциональные состояния и распознавать эмоциональные состояния окружающих.

  • Умение регулировать эмоциональное состояние и контролировать свое поведение.

  • Формирование и укрепление антинаркотических установок (неприятие любых форм наркотизации, понимание употребления ПАВ как угрозы внутренней стабильности, здоровья, социального благополучия, установка на отказ от пробы вещества).

  • Безопасное поведение в ситуациях, связанных с возможностью неблагоприятного воздействия на здоровье ребенка ПАВ (например, немедицинское употребление лекарственных средств, пассивное курение), а так же ситуациях опасности от лиц в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

  • Безопасное поведение в ситуациях, связанных с риском вовлечения ребенка в наркотизацию (пробы ПАВ).

  • Развитие коммуникативных способностей учащихся.


Основные мероприятия по реализации программы для учеников 7 класса


п/п

Наименование мероприятие

Форма проведения

Сроки проведения

Ответственный


1

Занятие 1. Правила групповой работы

Занятие с элементами тренинга

сентябрь

Педагог-психолог

2

Занятие 2. Я – неповторимый человек

Занятие с элементами тренинга

октябрь

Педагог-психолог

3

Занятие 3. Наши чувства

Занятие с элементами тренинга

октябрь

Педагог-психолог

4

Занятие 4. О чем говорят наши движения


Занятие с элементами тренинга

ноябрь

Педагог-психолог

5


Занятие 5. Как справится с плохим настроением

Занятие с элементами тренинга

ноябрь

Педагог-психолог

6

Занятие 6. Множество решений

Занятие с элементами тренинга

декабрь

Педагог-психолог

7

Занятие 7. Решение и здоровье

Беседа

декабрь

классные руководители

8

Занятие 8 . Вкусы и увлечения

Беседа

январь

классные руководители

9

Занятие 9. Нужные и ненужные лекарства

Беседа

январь

классные руководители

10

Занятие 10. Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор


Беседа

февраль

классные руководители

11

Занятие 11. Опасные и безопасные ситуации

Беседа

февраль

классные руководители

12

Занятие 12. Правда об алкоголе

Беседа

Март

классные руководители

Основные мероприятия по реализации программы для учеников 8 класса

п/п

Наименование мероприятие

Форма проведения

Сроки проведения

Ответственный


1

Занятие 1. . Что такое характер

Занятие с элементами тренинга

сентябрь

Педагог-психолог

2

Занятие 2. Как правильно дружить

Занятие с элементами тренинга

октябрь

Педагог-психолог

3

Занятие 3. Как сказать «Нет!»

Занятие с элементами тренинга

октябрь

Педагог-психолог

4

Занятие 4. Учусь взаимодействовать .

Занятие с элементами тренинга

ноябрь

Педагог-психолог

5


Занятие 5. Учись оценивать себя сам

Занятие с элементами тренинга

ноябрь

Педагог-психолог

6

Занятие 6. Я становлюсь увереннее

Занятие с элементами тренинга

декабрь

Педагог-психолог

7

Занятие 7. Агрессия и гнев

Занятие с элементами тренинга

декабрь

Педагог-психолог

8

Занятие 8 . Вредные привычки

Беседа

январь

классные руководители

9

Занятие 9. Наркомания – страшная болезнь

Занятие с элементами тренинга

январь

Педагог-психолог

10

Занятие 10. Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор


Беседа

февраль

классные руководители

11

Занятие 11. Что такое психоактивные вещества

Беседа

февраль

классные руководители

12

Занятие 12. Правда об алкоголе

Беседа

Март

классные руководители


Основные мероприятия по реализации программы для учеников 9-11 класса


п/п

Номер занятия

Наименование мероприятие

Форма проведения

Сроки проведения

Ответственный

1

1 занятие

Анкетирование при входе в программу.

Анкетирование

Сентябрь-октябрь

Педагог-психолог

2

2 занятие

Биологические факторы риска Мотивы потребления наркотиков.


Практическое занятие

сентябрь

Педагог-психолог

3

3 занятие

  « Курение-дело серьезное!».

Тренинг

октябрь

Педагог-психолог, классные руководители

4

4 занятие

   « Как влияет курение на молодой организм».

 

Тренинг

октябрь

Педагог-психолог

5

5 занятие

« Скажи «нет!» ПАВ!».

 

Тренинг

ноябрь

Педагог-психолог

6

6 занятие

Тест «АССОЦИАЦИИ» Участники игры записывают пришедшие в голову слова-ассоциации на заданную тему.

 

Тестирование

ноябрь

Педагог-психолог

7

7 занятие

Тест «ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВ…»

 

Тестирование

декабрь

Педагог-психолог

8

8

занятие

«Социологического опроса»

Опрос

январь

Педагог-психолог

9

9

занятие

Уголок Здоровья Всемирный день без табака

 

Лекция

февраль

классные руководители

10

10

занятие

Советы, как бросить курить.

 

Лекция

февраль

Педагог-психолог

11

11 занятие

Мини – лекция о вреде алкоголизма и наркотической зависимости

 

Лекция

Март

классные руководители

12

12 занятие

«Молодежь против наркотиков»

Тренинг

Март

Педагог-психолог

13

13 занятие

«Умей противостоять зависимостям»

 

Тренинговое занятие

апрель

Педагог-психолог, классные руководители

14

14 занятие

«Пути достижения жизненных целей»

 

Тренинговое занятие

апрель

Педагог-психолог, классные руководители

15

15 занятие

«Профилактика алкоголизма в подростковой среде».

Классный час

Май

классные руководители

16

16 занятие

«Заблуждение о безвредности пива»

 

Классный час

Май

классные руководители

 

17

17 занятие

«Пиво - молодежный напиток?»

 

Классный час

Июнь

классные руководители


Используемая литература

1.    Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М., Интерпракс, 1994.

2.    Рязанова Д.В. Тренинг с подростками. С чего начать? М., Генезис, 2003.

3.    Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. СПб., Речь, 2003.

4.    Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. СПб., Служба доверия, 1994.

5.    Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., Просвещение, 1991.

6.    Мастеров Б.М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности. М., Интерпракс, 1994.

7.    Киппер Дэвид. Клинические ролевые игры и психодрама. М., «Класс», 1993.

8.    Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования.

9.    Профилактика аддиктивного поведения и случайных отравлений лекарственными препаратами. // Школа здоровья, № 1, 1998.

10.     Формирование жизненных навыков»: программа профилактики поведенческих факторов риска у подростков. Н.А. Паршутин, Т.П. Симонятова. // Школа здоровья № 4, 1999г.

11.     Психология подростка. Учебник под ред. А.А. Реана. СПб: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2003.

Рекомендуемая  литература:

1.    Козлов Н. Философские сказки для обдумывающих житье, или веселая книга о свободе и нравственности. М., Ребус, 1994.

2.    Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения. М., Генезис, 2001.

3.    Леви В.А. Искусство быть собой. М., Знание, 1991.

4.    Маюров А.Н., Маюров Я.А. Табачный туман обмана. Учебное пособие для ученика и учителя.7-11 классы. М.: Педагогическое общество России, 2004.

Белогуров  С.Б. "Популярно о наркотиках и наркоманиях" – М., СПб, 1998

Березин С.В., Лисецкий К.С. Психология ранней наркомании.- Самара, 2000

1.      Битенский  В.С. и др. Наркомания у подростков. Киев .1988

2.      Журавлёва О.В., Зуева С.П., Нижегородова М.Н. Программа «Путешествие во времени». // Работающие программы. Выпуск 4. М., 2000

3.      Игры: обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского  -М., 1994

4.      Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. //Практическое руководство для школьного психолога..- М.,1997

5.      Леванова Е.А. Готовясь работать с подростками. – М., 1993

6.      Легальные и нелегальные  наркотики; Практическое руководство по проведению уроков профилактики среди подростков в 2-х частях, СПб, 1996

7.      Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. – М., 1991

8.      Наркомании и токсикомании у несовершеннолетних и молодежи. Сб. научно-методических материалов под ред. Красильникова Г.Т. Новосибирск, 1995

9.      О концепции профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде //Вестник образования. № 8.2000 г.

10.    Предупреждение подростковой и юношеской наркомании // Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой/ М, Изд-во Института психотерапии, 2000.

11.   Причины распространения и пути профилактики наркомании. // Учебное пособие. Ростов-на–Дону, 2001.

12.  Профилактика наркоманий и токсикоманий у подростков. Кемерово, 1997

13.  Профилактика наркомании и алкоголизма в подростково-молодежной среде // Методическое пособие. М., 2000

14.  Рудестам К.Э. Групповая психотерапия. СПб, 1998

15.  Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Программа формирования эдорового жизненного стиля. // Работающие программы. Выпуск 5.М., 2000.

16.  Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. М., 1999

17.  Фопель К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего.- М., 1999

18.  Шаг за шагом от наркотиков. // Книга для родителей, СПб., 1999

19.  Школа без наркотиков. Книга для педагогов и родителей. Под ред. Л.М.Щипицыной и Е.И.Казаковой, СПб, «Детство-Пресс», 2001.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа по профилактике употребления ПАВ.

Автор: Лунина Светлана Владимировна

Дата: 28.02.2019

Номер свидетельства: 501821

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Программа профилактики употребления ПАВ. Твори добро"
    ["seo_title"] => string(55) "proghramma-profilaktiki-upotrieblieniia-pav-tvori-dobro"
    ["file_id"] => string(6) "245930"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446249919"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Профилактика употребления ПАВ несовершеннолетними  в условиях сельской школы "
    ["seo_title"] => string(87) "profilaktika-upotrieblieniia-pav-niesoviershiennolietnimi-v-usloviiakh-siel-skoi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "148215"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419611448"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Программа по профилактике употребления ПАВ"
    ["seo_title"] => string(43) "proghrammapoprofilaktikieupotrieblieniiapav"
    ["file_id"] => string(6) "293682"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455532436"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(262) "Сообщение на МО классных руководителей "Профилактика употребления детьми и подростками ПАВ. Психологические рекомендации в помощь педагогам""
    ["seo_title"] => string(80) "soobshchenie_na_mo_klassnykh_rukovoditelei_profilaktika_upotrebleniia_detmi_i_po"
    ["file_id"] => string(6) "590317"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1635866361"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Профилактические занятия с обучающимися как система мер образовательного учреждения по предупреждению употребления ПАВ "
    ["seo_title"] => string(146) "profilaktichieskiie-zaniatiia-s-obuchaiushchimisia-kak-sistiema-mier-obrazovatiel-nogho-uchriezhdieniia-po-priedupriezhdieniiu-upotrieblieniia-pav"
    ["file_id"] => string(6) "224882"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439235028"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства