Данная программа составленна на основе программ «Навыки жизни» и «Линия жизни», основана на концепции, которую можно без труда объяснить детям, учитывая их возрастные особенности. Стержневым понятием является понятие «единого целого», Т. е. здоровье следует понимать как нечто целое, состоящее из взаимозависимых частей. Все, что происходит с одной из частей, обязательно влияет на все остальные части целого. Каждую составную часть необходимо рассматривать в контексте понятия «здоровье в челом».
В целом важен каждый из аспектов здоровья, каждый влияет на все остальные. Каждый аспект освещается в данной учебной программе с целью довести до подростков принципы здорового образа жизни. Здоровье — это состояние полного физического, умственного, социального, личностного, духовного, эмоционального и интеллектуального благополучия человека, а не только отсутствие заболевания или немощи.
Цели данной программы:
1) предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками;
2) обучение навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья.
Задачи:
1. Предоставить детям и подросткам объективную научную информацию о психоактивных веществах;
Просмотр содержимого документа
«Программа по профилактике употребления ПАВ.»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 46 с.Бараники
Рассмотрено и рекомендовано
к утверждению
педагогическим советом
МБОУ СОШ № 46 с. Бараники
протокол №1 от 30.08.2018 года
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ № 46 с.Бараники
_________/Л.И.Макаренко/
приказ № 160 от 30.08.2018года
Рабочая программа по профилактике употребления
ПАВ (психотропно активных веществ)
«Линия жизни»у учеников МБОУ СОШ № 46 с. Бараники.
Составитель:
педагог- психолог
Лунина С.В.
2018- 2019 учебный год
с. Бараники.
Пояснительная записка.
Данная программа составленна на основе программ «Навыки жизни» и «Линия жизни», основана на концепции, которую можно без труда объяснить детям, учитывая их возрастные особенности. Стержневым понятием является понятие «единого целого», Т. е. здоровье следует понимать как нечто целое, состоящее из взаимозависимых частей. Все, что происходит с одной из частей, обязательно влияет на все остальные части целого. Каждую составную часть необходимо рассматривать в контексте понятия «здоровье в челом».
В целом важен каждый из аспектов здоровья, каждый влияет на все остальные. Каждый аспект освещается в данной учебной программе с целью довести до подростков принципы здорового образа жизни. Здоровье — это состояние полного физического, умственного, социального, личностного, духовного, эмоционального и интеллектуального благополучия человека, а не только отсутствие заболевания или немощи.
Цели данной программы:
1) предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками;
2) обучение навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья.
Задачи:
1. Предоставить детям и подросткам объективную научную информацию о психоактивных веществах;
4. Научить навыкам анализа чувств и преодоления стресса;
5. Привить навыки эффективного общения;
6. Способствовать осознанию детьми и подростками своих ценностей;
7. Сформировать навык принятия обоснованных решений;
8. Сформировать навыки постановки и достижения цели;
9. Сформировать навыки сопротивления социальному давлению.
Цели первичной профилактики наркозависимости:
1. Предотвращение употребления подростками ПАВ
Формирование у подростков здорового образа жизни
Задачи:
Формирование позитивного отношения подростков к себе
Формирование ответственности за свое поведение
Формирование у подростков негативного отношения к наркотикам и их употреблению
Большую негативную роль в формировании наркозависимости у подростков играют психологические факторы риска – неадекватная самооценка, неспособность идентифицировать или выразить чувства, низкая стрессоустойчивость, высокая подверженность влиянию групповых норм, повышенная тревожность, импульсивность и т.д.
В связи с этим, при проведении мероприятий по профилактике наркозависимости акцент необходимо делать на психологическую работу с подростками. Это – специфическая и неспецифическая диагностика, тренинги, дискуссии.
Известно, что референтная группа для подростков – сверстники. Зачастую, подростки негативно воспринимают поступающую от взрослых информацию, действуя по принципу: «Выслушай взрослого и сделай наоборот». Считаем, что в этом возрасте целесообразно действовать через волонтеров из среды самих подростков. Предполагается поощрение наиболее активных из них (путевки, подарки, грамоты и т.д.)
Критерии отслеживания эффективности программы
Предлагается два способа отслеживания эффективности
1. Отслеживание эффективности всей программы в целом. Критерии:
1.1. Появление у подростков устойчивых интересов
1.2. Повышение успеваемости
1.3. Изменение количества подростков, стоящих на учете
1.4. Изменение количества детей, состоящих в «группе риска»
1.5. Изменение представленности причин, по которым дети попадают в «группу риска»
2. Формы отслеживания: анкетирование, тестирование, опросы экспертов, сочинения, наблюдение, социометрия.
Целевая группа: учащиеся с7 по 11 классы.
Ожидаемые результаты:
1. Формирование негативного отношения к психоактивным веществам у подростков.
2. Популяризация и внедрение в воспитательный процесс наиболее эффективных моделей профилактики зависимости от психоактивных веществ.
3. Повышение уровня развития умений и навыков:
а) уверенного позитивного поведения;
б) конструктивного общения между собой и со взрослыми;
в) отстаивания и защиты своей точки зрения;
г) осознанного и уверенного умения сказать курению «Нет».
4. Повышение общей культуры поведения и формирование образа социально успешного молодого человека.
Учащиеся должны знать:
- болезни, связанные с применением ПАВ;
- причины и последствия ПАВ (табакокурения, алкоголизма, наркомании);
- вредное влияние ПАВ на организм человека.
Учащиеся должны уметь:
- применять полученные знания на практике;
- уметь говорить «Нет»;
- вести активный здоровый образ жизни.
Учащиеся должны приобрести навык:
- работы в коллективе;
- высказывания своих мыслей;
- изучения научной литературы.
Ожидаемые результаты.
Общая осведомленность подростков о проблемах и влиянии наркотических и психотропных веществ на становление личности.
Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению ПАВ в подростковой среде.
Формирование у подростков нравственных качеств, чувства эмпатии, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.
Обучение навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками.
Выработка навыков противостояния группе.
Удовлетворение разнообразных дополнительных запросов детей во внеурочное время.
Способность подростка дифференцировать свои эмоциональные состояния и распознавать эмоциональные состояния окружающих.
Умение регулировать эмоциональное состояние и контролировать свое поведение.
Формирование и укрепление антинаркотических установок (неприятие любых форм наркотизации, понимание употребления ПАВ как угрозы внутренней стабильности, здоровья, социального благополучия, установка на отказ от пробы вещества).
Безопасное поведение в ситуациях, связанных с возможностью неблагоприятного воздействия на здоровье ребенка ПАВ (например, немедицинское употребление лекарственных средств, пассивное курение), а так же ситуациях опасности от лиц в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Безопасное поведение в ситуациях, связанных с риском вовлечения ребенка в наркотизацию (пробы ПАВ).
Развитие коммуникативных способностей учащихся.
Основные мероприятия по реализации программы для учеников 7 класса
№
п/п
Наименование мероприятие
Форма проведения
Сроки проведения
Ответственный
1
Занятие 1. Правила групповой работы
Занятие с элементами тренинга
сентябрь
Педагог-психолог
2
Занятие 2. Я – неповторимый человек
Занятие с элементами тренинга
октябрь
Педагог-психолог
3
Занятие 3. Наши чувства
Занятие с элементами тренинга
октябрь
Педагог-психолог
4
Занятие 4. О чем говорят наши движения
Занятие с элементами тренинга
ноябрь
Педагог-психолог
5
Занятие 5. Как справится с плохим настроением
Занятие с элементами тренинга
ноябрь
Педагог-психолог
6
Занятие 6. Множество решений
Занятие с элементами тренинга
декабрь
Педагог-психолог
7
Занятие 7. Решение и здоровье
Беседа
декабрь
классные руководители
8
Занятие 8 . Вкусы и увлечения
Беседа
январь
классные руководители
9
Занятие 9. Нужные и ненужные лекарства
Беседа
январь
классные руководители
10
Занятие 10. Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор
Беседа
февраль
классные руководители
11
Занятие 11. Опасные и безопасные ситуации
Беседа
февраль
классные руководители
12
Занятие 12. Правда об алкоголе
Беседа
Март
классные руководители
Основные мероприятия по реализации программы для учеников 8 класса
№
п/п
Наименование мероприятие
Форма проведения
Сроки проведения
Ответственный
1
Занятие 1. . Что такое характер
Занятие с элементами тренинга
сентябрь
Педагог-психолог
2
Занятие 2. Как правильно дружить
Занятие с элементами тренинга
октябрь
Педагог-психолог
3
Занятие 3. Как сказать «Нет!»
Занятие с элементами тренинга
октябрь
Педагог-психолог
4
Занятие 4. Учусь взаимодействовать .
Занятие с элементами тренинга
ноябрь
Педагог-психолог
5
Занятие 5. Учись оценивать себя сам
Занятие с элементами тренинга
ноябрь
Педагог-психолог
6
Занятие 6. Я становлюсь увереннее
Занятие с элементами тренинга
декабрь
Педагог-психолог
7
Занятие 7. Агрессия и гнев
Занятие с элементами тренинга
декабрь
Педагог-психолог
8
Занятие 8 . Вредные привычки
Беседа
январь
классные руководители
9
Занятие 9. Наркомания – страшная болезнь
Занятие с элементами тренинга
январь
Педагог-психолог
10
Занятие 10. Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор
Беседа
февраль
классные руководители
11
Занятие 11. Что такое психоактивные вещества
Беседа
февраль
классные руководители
12
Занятие 12. Правда об алкоголе
Беседа
Март
классные руководители
Основные мероприятия по реализации программы для учеников 9-11 класса
4. Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, игры, упражнения. СПб., Служба доверия, 1994.
5. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., Просвещение, 1991.
6. Мастеров Б.М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности. М., Интерпракс, 1994.
7. Киппер Дэвид. Клинические ролевые игры и психодрама. М., «Класс», 1993.
8. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования.
9. Профилактика аддиктивного поведения и случайных отравлений лекарственными препаратами. // Школа здоровья, № 1, 1998.
10. Формирование жизненных навыков»: программа профилактики поведенческих факторов риска у подростков. Н.А. Паршутин, Т.П. Симонятова. // Школа здоровья № 4, 1999г.
4. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. //Практическое руководство для школьного психолога..- М.,1997
5. Леванова Е.А. Готовясь работать с подростками. – М., 1993
6. Легальные и нелегальные наркотики; Практическое руководство по проведению уроков профилактики среди подростков в 2-х частях, СПб, 1996
7. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. – М., 1991
8. Наркомании и токсикомании у несовершеннолетних и молодежи. Сб. научно-методических материалов под ред. Красильникова Г.Т. Новосибирск, 1995
9. О концепции профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде //Вестник образования. № 8.2000 г.
10. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании // Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой/ М, Изд-во Института психотерапии, 2000.
11. Причины распространения и пути профилактики наркомании. // Учебное пособие. Ростов-на–Дону, 2001.
12. Профилактика наркоманий и токсикоманий у подростков. Кемерово, 1997
13. Профилактика наркомании и алкоголизма в подростково-молодежной среде // Методическое пособие. М., 2000