kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа развития исследовательских способностей школьников «Мое исследование»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для успешной исследовательской деятельности учащимся требуется специфическое личностное образование – исследовательские способности. Савенков А.И. отмечает, что исследовательские способности можно описать как комплекс трех составляющих: поисковая активность, уровень дивергентного мышления, уровень конвергентного мышления, которые взаимодействуют.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа развития исследовательских способностей школьников «Мое исследование»»







Программа

развития исследовательских способностей школьников

«Мое исследование»





- адресность: учащиеся 5 классов (10-11 лет)



- сведения об авторе Копылова Светлана Михайловна,

педагог-психолог, ВКК.





















Пояснительная записка

Современный мир быстро изменяется и поэтому человек вынужден постоянно проявлять исследовательскую активность. У человека она выступает важнейшим источником личностного развития и саморазвития. В настоящее время в образовании очень высок интерес к исследовательским методам обучения.

Для современной школы актуально развитие у ребенка потребности искать новое, научить его видеть проблемы, конструировать гипотезы, наблюдать, делать умозаключения и выводы, уметь классифицировать, давать определения понятиям.

Цель программы: развитие исследовательских способностей учащегося на основе его интеллектуального и творческого потенциала.

Задачи программы:

  1. Развитие познавательных способностей школьников.

  2. Обучение школьников специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.

  3. Формирование и развитие у школьников умений и навыков исследовательского поиска

Для успешной исследовательской деятельности учащимся требуется специфическое личностное образование – исследовательские способности. Савенков А.И. отмечает, что исследовательские способности можно описать как комплекс трех составляющих: поисковая активность, уровень дивергентного мышления, уровень конвергентного мышления, которые взаимодействуют.

Место занятий в образовательном процессе школы

Программа рассчитана на внеклассную работу с учащимися. Всего 34 часа, с нагрузкой 1 час в неделю.

Сроки реализации 2016-2017 учебный год

Содержание программы

Задание «Изменение точки зрения на объект»

Если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.

Задание «Что имел ввиду мыслитель?»

Обсуждение с детьми мысли, высказанной одним мудрым человеком.

Задание «Составь рассказ от имени другого»

Прекрасным упражнением на развитие умения смотреть на мир «другими глазами» является задание составить рассказ от имени самых разных людей, живых существ и даже неживых объектов.

Задание «Составь рассказ, используя данную концовку»

Зачитывается детям концовка рассказа и предлагается сначала подумать, а потом рассказать о том, что было вначале и почему все закончилось именно так. Оцениваем логичность и оригинальность изложения.

Задание «Сколько значений у предмета»

Детям предлагается какой-либо хорошо знакомый предмет со свойствами, также хорошо известными. Задание: найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.

Задание «Назови как можно больше признаков предмета»

Задача детей: называть как можно больше возможных признаков предмета. Это задание можно провести как увлекательный командный конкурс.

Задание «Наблюдение как способ выявления проблем»

Хорошим заданием на развитие умений наблюдать может стать простое предложение рассмотреть какие-либо интересные и вместе с тем хорошо знакомые детям предметы.

Задание «Наблюдение очевидного»

Ребенку предлагается рассмотреть какой-либо хорошо знакомый ему объект и сказать, что видят его глаза в данную минуту.

Задание «А почему?»

Способность вырабатывать гипотезы можно специально тренировать.

Задание «Увидеть в другом свете»

Одни и те же предметы при разном освещении выглядят и воспринимаются по-разному. Мысленно можно поменять не только свет, но и его цвет.

Задание «Определить условия»

При каких условиях каждый из предметов будет очень полезным?

Задание «Найди возможную причину события»

Задания, направленные на определение причин событий, также могут помочь научиться выдвигать гипотезы.

Задание «Самое логичное и самое нелогичное объяснения»

Необходимо сделать два самых логичных предположения и придумать два самых логичных объяснения событиям. Придумать еще два-три самых фантастических и неправдоподобных объяснения.

Задание «Обсуждение известных гипотез»

Развивать собственные умения вырабатывать гипотезы можно с помощью коллективного обсуждения с учащимися наиболее известных в научном мире гипотез.

Задание «Какие вопросы помогут тебе узнать повое о предмете, лежащем на столе?»

Для тренировки могут быть использованы задания, предполагающие исправление чьих-то ошибок - логических, стилистических, фактических.

Задание «Найди загаданное слово»

Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что?», «как?», «почему?», «зачем?». Обязательное правило - в вопросе должна быть невидимая связь.

Задание «Угадай, о чем спросили»

Ученик, вышедший к доске, получает несколько карточек с вопросами. Не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, он громко отвечает на него.

Задание «Найди причину события с помощью вопросов»

Педагог предлагает ситуацию и задает вопрос: «Как ты думаешь, что произошло?».

Задание «Вопросы машине времени»

Детям предлагается задать три самых необычных вопроса машине времени: один из прошлого, другой из настоящего, третий из будущего.

Задание «Вопросы незнакомца»

«Представь, что ты говоришь с незнакомым ,,, Как ты думаешь, какие вопросы он бы тебе задал в первую очередь?»

Задание «Вопросы домашних животных»

«Как ты думаешь, если бы домашние животные могли говорить, какие вопросы они хотели бы тебе задать?»

Прием «Описание»

Один из простейших примеров, предполагающих перечисление внешних черт предмета с целью нестрогого отличия его от сходных с ним предметов. Нередко описание включает как существенные, так и несущественные признаки.

Прием «Характеристика»

Составление характеристики предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания

Прием «Разъяснение посредством примера»

Этот способ используется тогда, когда легче привести пример, иллюстрирующий данное понятие, чем дать строгое определение через род или видовое отличие.

Прием «Сравнение»

Оно позволяет выявить сходство и различие предметов.

Прием «Различение»

Прием, позволяющий установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов.

Задание «Загадки и кроссворды как средство развития умений давать определения понятиям»

Действенными средствами развития умений давать определения понятиям у школьников являются обычные загадки и кроссворды.

Задание «Классифицирование понятий, изображений»

Детям предъявляются напечатанные слова, картинки и они должны найти чем отличаются и чем похожи названные предметы и какие из них могут быть объединены.

Задание «Классификация по разным основаниям»

Категориальное объединение, функциональное объединение, пространственное объединение, аналитическое объединение.

Задание «Найди ошибки и прокомментировать их»

Спросить у детей, не вызывает ли у них возражений эта классификация. Попросите аргументировать ответ. Кроме развития собственно умения классифицировать, такие задачи позволяют развивать и критическое мышление, что очень важно в исследовательской деятельности.

Задание «Трудные слова»

Слова должны быть необычными, такими, значение которых, по мнению придумывающих, никому, кроме них, неизвестно.

Задание «Выявление причин и следствий»

В предлагаемом списке слова особым образом связаны между собой. Найдите и напишите в нужном столбце, что является причиной, а что следствием.

Задание «Описание предмета»

Поставим перед детьми какую-нибудь из любимых ими вещей. Вместе рассматриваем этот предмет внимательно и спокойно. Затем предлагаем детям закрыть глаза. Убираем предмет и просим детей вспомнить и назвать все его детали.

Мини-конференция по итогам экспресс - исследований. Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс - исследований.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

Форма работы

примечание

Развитие умений видеть проблемы

Задание «Изменение точки зрения на объект»

1

групповая


2

Задание «Что имел ввиду мыслитель?»

1

групповая


3

Задание «Составь рассказ от имени другого»

1

групповая


4

Задание «Составь рассказ, используя данную концовку»

1

групповая


5

Задание «Сколько значений у предмета»

1

групповая


6

Задание «Назови как можно больше признаков предмета»

1

групповая


7

Задание «Наблюдение как способ выявления проблем»

1

групповая


8

Задание «Наблюдение очевидного»

1

групповая


Развитие умений выдвигать гипотезы

9

Задание «А почему?»

1

групповая


10

Задание «Увидеть в другом свете»

1

групповая


11

Задание «Определить условия»

1

групповая


12

Задание «Найди возможную причину события»

1

групповая


13

Задание «Самое логичное и самое нелогичное объяснения»

1

групповая


14

Задание «Обсуждение известных гипотез»

1

групповая


15

Задание «Какие вопросы помогут тебе узнать повое о предмете, лежащем на столе?»

1

групповая


16

Задание «Найди загаданное слово»

1

групповая


17

Задание «Угадай, о чем спросили»

1

групповая


18

Задание «Найди причину события с помощью вопросов»

1

групповая


19

Задание «Вопросы машине времени»

1

групповая


20

Задание «Вопросы незнакомца»

1

групповая


21

Задание «Вопросы домашних животных»

1

групповая


Развитие умения давать определения понятиям

22

Прием «Описание»

1

групповая


23

Прием «Характеристика»

1

групповая


24

Прием «Разъяснение посредством примера»

1

групповая


25

Прием «Сравнение»

1

групповая


26

Прием «Различение»

1

групповая


27

Задание «Загадки и кроссворды как средство развития умений давать определения понятиям»

1

групповая


Развитие умения классифицировать

28

Задание «Классифицирование понятий, изображений»

1

групповая


29

Задание «Классификация по разным основаниям»

1

групповая


30

Задание «Найди ошибки и прокомментировать их»

1

групповая


31

Задание «Трудные слова»

1

групповая


32

Задание «Выявление причин и следствий»

1

групповая


33

Задание «Описание предмета»

1

групповая


34

Мини-конференция по итогам экспресс - исследований.

1

групповая


Основные требования к уровню освоения содержания программы.

1. Включаясь в процесс самостоятельной добычи и обработки новой информации, ребенок не только приобретает новые знания, но и осваивает механизмы их самостоятельного получения. Об уровне их развития можно судить по изменению характера познавательной деятельности ребенка в сторону повышения степени самостоятельности.

2. В ходе предусмотренных программой занятий дети должны получить специальные знания, необходимые для проведения самостоятельных исследований. Оценить это можно по следующим критериям:

- по способностям детей оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, умозаключение, вывод и т.д.

- по степени овладения такими понятиями, как, явление, причина, следствие, событие, различие, сходство и др.

3. В ходе занятий у детей формируются и развиваются специальные умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске. Уровень их сформированности можно оценить по умениям: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы и т.д.













Список литературы

  1. Савенков А.И. Психологические основы использования исследовательского метода обучения. М.:Ось-89, 2005

  2. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Как развивать свои исследовательские способности. Учебник-тетрадь для учащихся средней школы. М.: Генезис, 2005

  3. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников. М.: Генезис, 2005

















          


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа развития исследовательских способностей школьников «Мое исследование»

Автор: Копылова Светлана Михайловна

Дата: 16.05.2017

Номер свидетельства: 415840

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) ""Развитие творческих способностей учащихсяв урочной и внеурочной деятельности""
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_tvorcheskikh_sposobnostei_uchashchikhsiav_urochnoi_i_vneurochnoi_deiate"
    ["file_id"] => string(6) "617546"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1668611543"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Рабочая учебная программа по английскому языку для 4 класса на 2014-2015 учебный год "
    ["seo_title"] => string(96) "rabochaia-uchiebnaia-proghramma-po-anghliiskomu-iazyku-dlia-4-klassa-na-2014-2015-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "132026"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416258248"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "Памятники моего города "
    ["seo_title"] => string(26) "pamiatniki-moiegho-ghoroda"
    ["file_id"] => string(6) "172466"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423825449"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Использование проектно-исследовательской технологии  в краеведческой деятельности "
    ["seo_title"] => string(94) "ispol-zovaniie-proiektno-issliedovatiel-skoi-tiekhnologhii-v-kraieviedchieskoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "127411"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415298930"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Статья " Использование проектно-исследовательской технологии  в краеведческой деятельности" "
    ["seo_title"] => string(102) "stat-ia-ispol-zovaniie-proiektno-issliedovatiel-skoi-tiekhnologhii-v-kraieviedchieskoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "127419"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415299756"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства