Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности учащегося.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей учащегося, развивает у учащихся интерес к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности.
Данная программа составлена в соответствии с:
- Закон РФ « Об образовании»;
- ФГОС ООО, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025г;
- Приказ МО и Н РФ № 889 от 01.02.2012г. №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Устав школы;
- Авторской программы «Уроки психологии в 6 классе» А.Д. Андреевой, Е.Е. Даниловой, И.В. Дубровиной, Д.В. Лубовского, А. М. Прихожан, Н.Н. Толстых.
Общая характеристика курса
Преподавание курса психологии в средних общеобразовательных учреждениях представляется актуальной и важной задачей образования, получившего социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к жизни в правовом демократическом государстве. Именно личностные, психологические факторы выступают на первый план в работе над этой важной задачей. Психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, понимание интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей, умение строить свои отношения с окружающими, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом — все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического общества. Цель преподавания психологии школе это овладение каждым школьником элементарной психологической культурой, которая является частью общей культуры и обеспечивает ему полноправное вступление в самостоятельную жизнь, развитие готовности к полноценному взаимодействию с миром.
Данный учебный курс направлен на решение психолого-педагогических задач, обеспечивающих становление личности учащегося:
- формирование общих представлений о психологии как науке;
- пробуждение интереса к другим людям и самому себе;
- развитие интеллектуальной сферы;
- развитие самосознания, эмоциональной сферы.
Освоение учебного материала даст учащимся возможность приблизиться к пониманию феномена человека, уникальности его внутреннего мира и неразрывной связи с миром внешним, другими людьми, нациями, человечеством в целом. Учащиеся смогут научиться моделировать свое будущее, принимать решения, делать выбор и нести за него ответственность, отстаивать свои права, уважая интересы других людей, что позволит ощущать себя полноправными гражданами общества, активными субъектами деятельности и социальной действительности.
Программа предмета «Занимательная психология» учитывает, что у школьников 6 класса сложный возрастной период, связанный с входом в подростковый кризис, но который одновременно является благоприятным временем для пробуждения у учащихся интереса к самому себе, для постепенного понимания своих возможностей, способностей, особенностей характера, темперамента, для развития и укрепления доверия к себе, чувства собственного достоинства.
Представленная программа рекомендуется к применению, прежде всего в тех классах, где есть дети с пониженной обучаемостью и трудностями в развитии. Групповые занятия с учащимися (на которые рассчитан данный курс) не заменяют индивидуальных занятий педагога-психолога с тем или иным учащимся, нуждающимся в особой психологической помощи.
В ходе изучения курса психологии в 6 классе учащиеся должны знать/понимать:
- Что такое способности и как их развивать;
- Что такое характер, черты характера, и как он влияет на успехи в школе и жизни.
- Что такое темперамент и его влияние на способности.
Уровень понимания, а, следовательно, и усвоения этих тем будет зависеть прежде всего от тех знаний, которые были получены в школе, и от того личностного смысла, который предшествующие и новые знания будут иметь для самих учащихся.
Занятия включают в себя теоретические и практические знания. Основной формой работы на занятии является игровая деятельность с элементами тренинга, викторин, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.
Режим занятий: программа подразумевает одно занятие в неделю. Длительность занятия - 45 минут. Программа рассчитана на учебный год и состоит из 35 занятий для 6 классов.
Программа рассчитана на 35 часов.
Формы занятий: групповые.
На занятиях используются разнообразные и взаимодополняющие методы и приемы:
- проблемного обучения;
- формирования (развития) творчества;
- соревновательный метод;
- тренинги внимания, памяти и других мыслительных операций;
- диагностика;
- сказкотерапевтические упражнения;
- арт-терапия;
- игровая терапия;
- музыкотерапия;
- телесно-ориентированная терапия;
- приемы сосредоточения, фокусировки, настройки;
- техники релаксации.
Организационно-методические аспекты работы по программе «Занимательная психология» предусматривают организацию специальной пространственно-предметной среды. Для проведения занятий желательно наличие специального помещения, пригодного как в качестве традиционного учебного класса, так и в качестве игровой аудитории.
Оборудование: компьютер и мультимедийная установка, стол и стул на каждого ученика, доска, стенд для вывешивания плакатов, цветные карандаши (или фломастеры), краски, листы, листы плотной бумаги в достаточном количестве (формата А-4 и А-3); желателен аудиомагнитофон.
Ожидаемые, планируемые результаты.
Формирование универсальных учебных действий:
- личностные — личностное самоопределение, ценностно-смысловую ориентация учащихся и нравственно-этическое оценивание (то есть умение ответить на вопрос «Что такое хорошо, что такое плохо?»), смыслообразования (соотношение цели действия и его результата, то есть умение ответить на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?») и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях;
- познавательные: общеучебные учебные действия — умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для ее решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания;
- логические учебные действия — умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказать свои суждения;
- постановка и решение проблемы — умение сформулировать проблему и найти способ ее решения;
- коммуникативные — умение вступать в диалог и вести его, различия особенности общения с различными группами людей;
- регулятивные — целеполагание, планирование, корректировка плана.
Предметные результаты.
1. Знание общественно-исторической обусловленности человеческих способностей.
2. Понимание психологических механизмов развития способностей.
3. Понимание роли общих способностей для достижения успешности в обучении и в жизни.
4. Формирование представления о специальных способностях и их связи с различными видами человеческой деятельности.
5. Формирование представления о том, что роднит понятия «способности», «талант», «гениальность» и что дает основания их различать.
Личностные результаты
1. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
2. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
3. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания.
4. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
5. Стремление к поиску наиболее эффективных способов учебной деятельности.
6. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
7. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Основное содержание курса
Занятия строятся по определенной схеме, имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием, в зависимости от этапа работы, его целей и задач, от индивидуальных особенностей учащихся.
По своей структуре урок делится на вводную часть, основную и заключительную.
Задачей вводной части является создание у учащихся определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. В качестве приема создания положительного эмоционального фона может выступить просьба учителя улыбнуться друг другу и сказать добрые слова (Латохина Л.И., 1993). Важным моментом вводной части является выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности (Деннисон П., Деннисон Г., 1992). Для каждого урока подобраны специальные упражнения, стимулирующие те психические функции, которые подлежат развитию на данном уроке.
Задания для основной части занятия подобраны с учетом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур и с точки зрения удобства для коллективной работы в классе. Для достижения развивающего эффекта необходимо неоднократное выполнение заданий. Для предотвращения снижения интереса учащихся к повторным выполнениям одного и того же задания обеспечивается разнообразие внешнего оформления содержания ряда заданий. Здесь реализуется принцип «спирали», т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.
Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов занятия, обсуждении результатов работы учащихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы учащихся на вопрос, чем же они занимались и чему научились на данном уроке.
Все этапы взаимосвязаны и направлены на реализацию поставленных целей и задач программы сопровождения.
№ | Тема | Кол-во часов |
Вводная часть |
1. | Введение | 1 |
Основная часть |
2. | Способности | 17 |
3. | Темперамент | 8 |
4. | Характер | 8 |
Заключительная часть |
5. | Итоговое обобщение | 1 |
| Итого | 35 |
Поурочный план
1. Введение (1 урок).
Психические свойства личности.
2. Способности (17 уроков).
Что такое способности. Возникновение способностей в истории человечества. Откуда берутся способности. Как развиваются способности. Одаренность, талант, гениальность. Общие способности. Специальные способности. Познавательная активность. Интересы и склонности. Как развить свои способности.
3. Темперамент (8 уроков).
Что такое темперамент. Психологические характеристики темперамента. Темперамент и общение. Темперамент и характер. Темперамент и способности.
4. Характер (8 уроков).
Что такое характер. Черты характера. Нравственные, волевые черты характера. Воля и трудолюбие. Характер и успехи в школе. Человек хозяин своего характера.
5. Заключение (1 урок).
Литература
1000 веселых загадок для детей. М.: ООО Издательство «ACT», 2003.
Айзенн Х„ Эванс Д. Проверьте способности вашего ребенка / Пер. с англ. Л.К. Клгокина. М.: ООО Издательство «ACT», 1998.
Битянова М.Р., Беглова Т.В. Учимся решать проблемы: Программа развития проектного мышления у младших подростков. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. – 2-е изд., стер. – М.: Генезис, 2007.
Винокурова Н.К. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей, Серия «Магия интеллекта». М., 1995.
Гельфан ЕМ. Игры и упражнения для маленьких и больших. М., 1961.
Гилъбух Ю.З. Темперамент и познавательные способности школьников. Киев, 1993.
Локалова Н.П. Уроки психологического развития в средней школе (V-VI классы). – М.: Издательство «Ось-89», 2001г.
Львовский Ю.В. Там, где нет неправильных ответов. Развитие мышления и творческого воображения у детей от 6 до 16 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011.
Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов. – М.: Генезис, 2005.
Упражнения для интеллектуального тренинга учащихся средней школы / Под ред. Э.Н. Гарсиа. – М.: АРКТИ, 2010.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5-6 класы). – 3-е изд. – М.: Генезис, 2010.
Календарно - тематическое планирование
«Занимательная психология» 6 класс.
№ п/п | Название темы | Количество часов | Дата |
6-й класс «Психология общения» | |
1 | Введение | 1 | |
1. Способности | 17 | |
2 | Возникновение способностей в истории человечества. | 1 | |
3 | Что такое способности | 1 | |
4 | Откуда берутся способности | 1 | |
5 | Как развиваются способности | 1 | |
6 | Общие способности. | 1 | |
7 | Мышление как общая способность. | 1 | |
8 | Память как общая способность. Восприятие окружающего мира | 1 | |
9 | Творческое отношение к действительности как общая способность. Воображение как общая способность | 1 | |
10 | Специальные способности | 1 | |
11 | Единство общих и специальных способностей | 1 | |
12 | Обобщение по теме «общие и Специальные способности» | 1 | |
13 | Познавательная активность. Интересы и склонности | 1 | |
14 | Способности, талант, гениальность. | 1 | |
15 | Многогранность одаренности | 1 | |
16 | Когда проявляются способности и таланты | 1 | |
17 | Способности и школа | 1 | |
18 | Обобщение по теме «Способности» | 1 | |
2. Темперамент. | 8 | |
19 | Что такое темперамент | 1 | |
20 | Психологические характеристики темпераментов. | 1 | |
21 | Определение темперамента | 1 | |
22 | Положительные и отрицательные стороны темпераментов | 1 | |
23 | Темперамент и общение. | 1 | |
24 | Темперамент и характер. | 1 | |
25 | Темперамент и способности | 1 | |
26 | Обобщение по теме «Темперамент» | 1 | |
3. Характер | 8 | |
27 | Что такое характер. | 1 | |
28 | Черты характера. Нравственные черты характера | 1 | |
29 | Волевые черты характера | 1 | |
30 | Как проявляются черты характера | 1 | |
31 | Черты характера и способности. | 1 | |
32 | Определение черт характера | 1 | |
33 | Характер и успехи в школе. | 1 | |
34 | Обобщение по теме «Характер» | 1 | |
35 | Итоговое обобщение. | 1 | |
Итого | 35 часа | |
9