kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Комплексная программа дополнительного образования детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа реализуется в "Малой подготовительной гимназии"

имеет социально-педагогическую напрвленность,

реализуется с целью предотвращения трудностей в обучении, воспитании, социализации воспитанников.

Просмотр содержимого документа
«Комплексная программа дополнительного образования детей»



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 2»


Рассмотрена на педагогическом совете

МАОУ «Гимназия №2»

протокол №

от 2014г

УТВЕРЖДАЮ

Директор гимназии № 2

___________________Токарева С. П.

2014 года




Комплексная программа

дополнительного образования детей

«Развивайка»










Возраст обучающихся: 5-6 лет

Срок реализации программы: 1 год






Великий Новгород

2014 год




Пояснительная записка


Программа «Развивайка» имеет социально-педагогическую направленность, реализуется с целью предотвращения трудностей в обучении, воспитании, социализации, отклонений в развитии воспитанников. Разработана на основе программ Пылаевой Н.М., Ахутиной Т.В. «Школа внимания», Семаго Н.Я. И Семаго М.М. «Развитие произвольной регуляции», Чистяковой М.И. «Психогимнастика», Гатанова Ю.Б. «Учусь творчески мыслить».

Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12 2006 года № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» с учётом требований Положения о порядке оформления программ дополнительного образования детей в образовательных учреждениях Великого Новгорода. Программа реализуется в «Малой подготовительной гимназии» муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 2».


Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что произвольная регуляция собственной деятельности является одним из важнейших факторов, определяющих готовность ребенка к обучению, способствующих дальнейшему развитию различных компонентов учебной деятельности.


Актуальность данной программы заключается в том, что с каждым годом возрастает количество учащихся, испытывающих трудности в обучении уже в первом классе, связанные с недостаточным развитием умения контролировать и планировать свою деятельность. По данным исследований, у 27-35% современных детей отмечены трудности организации деятельности. Учащиеся не понимают инструкции, им трудно выполнять задания по плану, удерживать заданную последовательность действий, осуществлять самопроверку, находить и исправлять свои ошибки и т. д. От 52 до 59% дошкольников имеют несформированность эмоциональной сферы: сложности в процессе определения эмоций других людей, в выражении собственных эмоций, что затрудняет их взаимодействие с взрослыми и ровесниками. От 35 до 45% дошкольников имеют средний или низкий уровень сформированности творческого мышления, от которого зависит и степень развития познавательной мотивации, организации целенаправленного действия.Таким образом, у современных дошкольников часто оказываются не сформированы необходимые базовые компоненты деятельности, позволяющие детям в дальнейшем успешно учиться.

Программа реализуется с целью профилактики школьной дезадаптации: профилактики трудностей произвольного внимания и запоминания, развития произвольной регуляции речевой активности, эмоционального состояния и поведения в целом, развития навыков планирования и контроля своих действий, развития творческого потенциала дошкольников.

Целью данной программы является формирование и развитие у ребенка произвольной регуляции собственной деятельности через создание среды, способствующей активизации познавательной деятельности, повышению эмоционального тонуса, повышению работоспособности, способствующей развитию эмоционально-волевой сферы.


Для достижения данной цели выдвигаются следующие задачи:

Обучающие:

  • сформировать навык предварительной «ориенировки» в задании

  • сформировать навык планирования собственной деятельности

  • сформировать навык самостоятельного выполнения заданий по плану

  • освоить правила само- и взаимопроверки

  • освоить правила выполнения заданий различного типа

  • освоить правила поведения на занятиях, в школе

Развивающие:

  • развивать произвольную регуляцию собственных движений

  • развивать произвольную регуляцию собственного эмоционального состояния (в том числе адекватного восприятия собственного неуспеха, ошибок)

  • развивать произвольную регуляцию поведения в целом

Воспитывающие:

  • воспитывать аккуратность

  • воспитывать желание проявлять активность, в том числе творческую

  • воспитывать умение доводить работу до конца

  • воспитывать желание сотрудничать с детьми и взрослыми, работать в паре

  • воспитывать терпимость к мнению другого

Структура занятия

      1. Разминка, в ходе которой можно оценить степень закрепления уже отработанных заданий

      2. Овладение новым «материалом»

      3. Игровой этап, обязательный для каждого занятия,в ходе которого так же происходит формирование произвольности, как на двигательном уровне, так и произвольности высших психических фунуций — внимания, памяти ит.п.( в ходе удержания заданных игровых правил) с учетом как ведущего типа мотивации каждого ребенка, так и специфики межличностных коммуникаций в целом

      4. Завершающий этап: различные задания с использованием уже имеющихся умений


Отличительной особенностью данной программы является то, что она модифицированная - адаптирована к условиям образовательного процесса данного учреждения. В рамках адаптации уменьшено количество часов с 28 до 14.

Данные изменения обусловлены необходимостью внедрения дополнительного курса занятий в установленный учебным планом срок.

Количество учебных часов в течение года — 14.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы — 5-6 лет.

Сроки реализации образовательной программы — 1 год.



Формы и режим занятий. Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы детей наполняемостью от 15 до 20 человек. Наполняемость учебных групп выдержаны в пределах требований СанПиН и информационного письма Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 19.10.06 № 06-1616 «О методических рекомендациях» Приложение 7 «Примерная наполняемость групп».

В целом состав групп остаётся постоянным. Однако состав группы может изменяться по объективным причинам.

Ведущей формой организации обучения является групповая.

Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к учащимся: в связи с индивидуальными способностями результативность в усвоении учебного материала может быть различной.

Продолжительность занятий — 25 минут.


Занятия по программе проводятся с использованием двигательных заданий, групповых двигательных игр, вербальных игр, игр по правилам, психогимнастических упражнений, дидактических игр и заданий.

Игровая организация деятельности дошкольников является наиболее эффективной для детей 5-6летного возраста, т. к. оказывает наибольшее влияние на их развитие. Материал для игр и их содержание могут быть изменены в соответствии с возможностями обучающихся.


Ожидаемый результат и способы определения их результативности

По окончании курса занятий учащийся должен знать:

  • что такое «правила», для чего они нужны

  • правила выполнения заданий различного характера

  • критерии оценивания выполненного задания: «правильно-неправильно», «аккуратно-неакккуратно»

  • названия основных эмоций

  • что такое «план»


Учащийся должен уметь:

  • действовать в соответствии с установленными правилами в игре и в заданиях

  • совершать произвольные движения в соответствии с заданной инструкцией

  • осуществлять само- и взаимопроверку

  • осуществлять «ориентировку» в задании, строить программу действий самостоятельно

  • удерживать программу выполнения различных дидактических заданий(работать по плану)

  • определять основные эмоции по главным признакам

  • работать в паре, обращаться с просьбой к детям и взрослым


Способами определения результативности реализации данной программы являются организация и проведение диагностики уровня сформированности знаний и умений с учетом поставленных в программе задач.

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

  • проверочные задания различной направленности

  • наблюдение за поведением ребенка в ситуации занятия (ориентировка в задании, целенаправленность деятельности, планирование деятельности при работе с заданием)



СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. «Холодно-жарко»

Теория (1час) Знакомство с приемами гармонизации эмоционального и двигательного состояния.

Объяснение важности положительного настроя на занятие, на общение

Практика (1 час) Выполнение упражнений на расслабление-напряжение различных частей тела. Игры, поднимающие мышечный тонус, способствующие двигательному раскрепощению, произвольному расслаблению.

(«Заморозки», «Море волнуется..», «Флажок», «Противоположные движения», проигрывание этюдов на расслабление-напряжение различных мышц)


Тема 2. «Правила нужны!»

Теория (1 час) Объяснение, для чего нужны правила в жизни, в учебе, в игре.

Знакомство с правилами поведения в школе и на занятиях. Знакомство с правилами выполнения различных заданий.

Практика (2 часа) Выполнение упражений, способствующих развитию умения действовать по правилу. Игры, способствующие развитию устойчивости, распределения, переключения внимания

(«Четыре стихии», «Пожалуйста», «Выполняй по хлопку», «Сова», «Запрещенные движения»)

Тема 3. «У меня получилось!»

Теория (1 час) Объяснение, для чего нужно уметь проверять и оценивать свои действия и выполненнные задания. Знакомство с разными видами проверки. Знакомство с критериями оценивания «правильно-неправильно», «аккуратно-неаккуратно».

Практика (2 часа) Задания и упражнения на развитие самоконтроля и адекватной самооценки. Игры, способствующие поддержанию положительного представления о себе. Задания, направленные на развитие умения работать в паре, осуществлять совместную деятельность

(«Потопаем-похлопаем», «Дирижер и оркестр», «Слепой и повадырь», «Ближе-дальше»)

Тема 4. «Что сначала, что потом?»


Теория (1 час) Объяснение понятия «план», «дейсвие по плану». Знакомство с разными способами составления плана.

Практика (2 часа) Игры и упражнения, направленные на формирование последовательного анализа и наблюдательности, планомерного выполнения задания

(«Змейки», «Путешествие друзей», «Пишущая машинка», «Сосед справа-сосед слева», «Слушай и исполняй»)

Тема 5. «Наше настроение»

Теория (1 час) Знакомство с названиями наших эмоций, способами выражения эмоций. Объяснение важности понимания своих и чужих эмоций для общения.

Практика (2 часа) Игры, повышающие внимание, интерес к занятию, настраивающие на контакт со взрослым и детьми. Упражнения на развитие выразительных движений и жестов, на преодоление замкнутости. Задания на развитие умения осознавать , выражать и изменять свое настроение

(«Здороваемся глазами», «Рисунок настроения», «Заколдованный ребенок», «Переход через болото», этюды на воспроизведение различных эмоций)




УЧЕБНО — ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.


тема

Общее кол-во часов

В том числе теория

В том числе практика

1

«Холодно-жарко»

Игры и упражнения, способствующие развитию осознания состояния покоя, ненапряженности; снятию психоэмоционального напряжения

2

1

1

2

«Правила нужны!»

Игры и упражнения, способствующие формированию умения действовать по правилу

3

1

2

3

«У меня получилось!»

Игры и упражнения, способствующие формированию самоконтроля и самопроверки

3

1

2

4

«Что сначала, что потом?»

Игры и упражнения, способствующие формированию функции планирования

3

1

2

5

«Наше настроение»

Игры и упражнения, способствующие формированию эмоциональной сферы

3

1

2

Итого по программе

14

5

9


Методическое обеспечение программы

дополнительного образования детей.


Обеспечение программы методическими видами продукции

  • Дидактические игры, упражнения, задания для развития внимания, памяти, воображения.

  • Мимические и пантомимические этюды на выражение отдельных эмоций

  • Тестовые задания для диагностического и итогового контроля



Материально-техническое оснащение занятий

Кабинет для обучения с игровой зоной

Доска — 1 шт.

Парты — 14 шт.

Стулья — 28 шт.

Ноутбук — 1 шт.

Проектор — 1 шт.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА

1. Чистякова М.И. «Психогимнастика». Москва, «Просвещение», 1995

2. Пылаева Н.М, Ахутина Т.В. «Школа внимания».Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет.Москва, Тереинф, 2004

3. Гатанов Ю.Б. «Учусь творчески мыслить». Спб, ГП «Иматон», 1997

4. Мищенкова Л.В. «Развивающие занятия, игры и упражнения для детей 6-8 лет». Ярославль, академия развития, 2007.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Комплексная программа дополнительного образования детей

Автор: Дмитриева Анастасия Валерьевна

Дата: 11.09.2017

Номер свидетельства: 427840

Похожие файлы

object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Рабочая программа дополнительного образования "Фантазия" 5-9 классы "
    ["seo_title"] => string(72) "rabochaia-proghramma-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-fantaziia-5-9-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "131385"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416146936"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Программа дополнительного образования  «Живой организм» "
    ["seo_title"] => string(58) "proghramma-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-zhivoi-orghanizm"
    ["file_id"] => string(6) "146580"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419193701"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Почемучка»"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_dopolnitiel_nogho_obrazovaniia_sotsial_no_piedaghoghichiesk"
    ["file_id"] => string(6) "427587"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1504850126"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Программа дополнительного образования детей "Я, ты, он, она-вместе дружная семья" "
    ["seo_title"] => string(89) "proghramma-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-dietiei-ia-ty-on-ona-vmiestie-druzhnaia-siem-ia"
    ["file_id"] => string(6) "142477"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418305031"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Из опыта работы педагога дополнительного образования Лукьяновой Галины Витальевны"
    ["seo_title"] => string(89) "iz-opyta-raboty-piedaghogha-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-luk-ianovoi-galiny-vital-ievny"
    ["file_id"] => string(6) "269086"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450762086"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства