Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Почемучка»
Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Почемучка»
Содержание программы дополнительного образования «Почемучка» учитывает специфику работы РСРЦН. Центр оказывает помощь несовершеннолетним детям в возрасте от 3 до 6 лет, находящимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в социальной реабилитации, обеспечивает комплексный подход, включающий оказание педагогической, психологической, медицинской и социальной помощи детям и подросткам.
Данная программа дополнительного образования имеет социально-педагогическую направленность. Программа направлена на формирование у дошкольников более высокого уровня познавательного и личностного развития, позволяет показать всеобщую взаимосвязь ребенка со всей окружающей его действительностью.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Почемучка»»
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Удмуртской Республики «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
«Согласовано»
Заместитель директора по ВР _______________
Тимирова С.П.
«___»______2016 г
«Утверждаю»
Директор РСРЦН г. Ижевска_______________
Трофимова Т.В.
«___»______2016 г
Рабочая программа дополнительного образования
социально-педагогической направленности
«Почемучка»
Возраст детей 3- 6 лет
Срок реализации программы 2 месяца
Составитель:
Воспитатель
Веретенникова Светлана Николаевна
г. Ижевск, 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
3
2. Учебно-тематический план
11
3. Содержание программы дополнительного образования
13
4. Материально-техническое и методическое обеспечение программы дополнительного образования
22
Список литературы
24
Пояснительная записка
Содержание программы дополнительного образования «Почемучка» учитывает специфику работы РСРЦН. Центр оказывает помощь несовершеннолетним детям в возрасте от 3 до 6 лет, находящимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в социальной реабилитации, обеспечивает комплексный подход, включающий оказание педагогической, психологической, медицинской и социальной помощи детям и подросткам.
Данная программа дополнительного образования имеет социально-педагогическую направленность. Программа направлена на формирование у дошкольников более высокого уровня познавательного и личностного развития, позволяет показать всеобщую взаимосвязь ребенка со всей окружающей его действительностью.
Одной из актуальных проблем дошкольного детства является проблема формирования ценностного отношения ребёнка к окружающей его действительности. Данная проблема сегодня приобретает особую значимость. Усложнение социальной среды, обилие противоречивой информации, снижение воспитательного потенциала семьи, общества негативным образом сказываются на процессах воспитания детей дошкольного возраста, поскольку они наиболее подвержены влиянию факторов окружающей среды. Формирование целостного образа мира детей старшего дошкольного возраста имеет решающее значение как при поступлении ребенка в школу, так и для последующего развития, успешного вхождения в мир. Целостный образ мира составляет основу сознательной жизни и деятельности ребенка, является базовой составляющей в становлении мировоззрения ребенка.
Новизна данной программы заключается в создании для детей комфортных условий и соединении различных методик для развития восприятия и раскрытия целостной картины мира, а также развития творческого мышления, памяти и внимания как основы для последующего успешного обучения в образовательных учреждениях.
Педагогическая целесообразность программыв том, что программа написана с позиций узнающего мир дошкольника. Она позволяет показать всеобщую взаимосвязь ребёнка со всей окружающей его действительностью. Программа знакомит детей с картиной мира для постижения мира и своего жизненного опыта. Поэтому процесс знакомства с окружающим миром должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что дети во время занятий учатся использовать полученные знания, выполняя конкретные задания. В период дошкольного детства у ребёнка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической действительности.
Внедрение данной программы в план работы Центра способствует осуществлению его целей и задач. Способствует созданию условий для развития личности ребенка, развития мотивации к познанию и творчеству, приобщению к общечеловеческим ценностям, профилактике асоциального поведения, созданию условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественных культур, укреплению психического и физического здоровья детей.
Цель программы - знакомство дошкольников с целостной картиной мира в процессе решения задач по осмыслению своего опыта.
Задачи:
1) Образовательные:
- осознать себя в семье и понимание своей родословной;
- обобщить знания о любимых игрушках и играх, занятиях, о том, что умею делать и чему хочу научиться;
- помочь осознать себя в пространстве: моя комната, мой дом, мой город, моя страна, знакомство с государственными символами: гимн, герб, флаг;
- помочь понять, что такое режим дня, как его соблюдать, самостоятельно оценивать себя;
- обобщить знания о животных, растениях, насекомых;
- формировать организацию деятельности: выслушивать инструкцию, понять ее, составить план работы;
- понять важность занятий физической культурой, соблюдение режима дня, правил гигиены, а самое главное – сделать выполнение этих правил привычкой;
- освоить знания об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального;
- дать понятие о многообразии стран и народов.
2) Развивающие:
- развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать,
- развивать умения решать творческие задачи;
- формировать потребность участвовать в творческой деятельности в природе и обществе,
3) Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью, желание сохранять и укреплять здоровье;
- воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры;
- воспитывать патриотические чувства.
Отличительной особенностью программы являетсято, что все полученные знания и умения имеют практическое значение для ребенка и могут быть использованы в повседневной жизни. Программа по ознакомлению дошкольников с окружающим миром предполагает использование различных средств и методов. Прежде всего, это наблюдение (рассматривание, исследование, выявление свойств). Занятия включают в себя систему дидактических заданий, игр и игровых упражнений, теоретическую часть, тематические физкультминутки будут способствовать развитию мелкой моторики, основных движений, расширению словарного запаса ребенка. Программа включает работу по группам, коллективную, самостоятельную деятельность и индивидуальные занятия.
Цели и задачи курса окружающего мира определяют и методику проведения занятий. В основе занятий лежит игра, так как для детей этого возраста игра - ведущая форма деятельности, наряду с которой важную роль играет слушание рассказов, сказок и стихов, рисование, лепка, аппликация, конструирование из строительных материалов. В процессе игры дети моделируют реальные и вымышленные ситуации в созданном ими мире. При таком подходе воспитателю не нужно самому рассказывать детям о явлениях природы и жизни общества. Как можно больше вопросов и как можно меньше рассказов - это важнейший принцип проведения занятий. Задавая вопросы, побуждающие фантазию и творчество детей, воспитатель незаметно руководит творчеством ребёнка, заставляя его самостоятельно открывать окружающий мир и его закономерности. Однако к концу обучения старшей группы игровых сюжетов становится меньше, их заменяет прослушивание аудиозаписей и отрывков из художественных произведений, рассматривание репродукций и иллюстраций, что соответствует возрастным особенностям старшего дошкольного возраста.
В результате обучения детей происходит воспитание таких качеств, как организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим и бережное отношение к младшим. Развивается умения самостоятельно объединяться для игры и выполнения учебных заданий, оказывать друг другу помощь. Прививается интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.
Возраст детей, участвующих в реализации программы - от 3 до 6 лет.
Итого на 1 смену: 21 учебное занятие, 3 диагностических.
Форма проведения работы:индивидуальная и групповая работа (в малых группах и парах).
В структуре каждого занятия выделяются следующие смысловые блоки:
1. Приветствие.
2. Объявление ведущим темы занятий. Может сопровождаться обозначением в понятной форме цели конкретного занятия. (Например: «Сегодня мы будем учиться отвечать на агрессию» или «Сегодня мы постараемся понять, как наше поведение влияет на отношение к нам других людей».) Иногда в этой части занятия проводится рефлексия предыдущего занятия.
3. Основная работа по теме у занятия. Она включает в себя совокупность психологических упражнений и теоретического материала, подобранных в соответствии с задачами занятия, и анализ выполнения этих заданий.
4. Завершение занятия и подведение итогов. Предполагает формулирование основных результатов, достигнутых на уроке. Обучающиеся высказывают свое мнение, удалось ли достичь цели занятия.
Возрастные особенности детей 3-6 лет
Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с предметным миром. Стремление к самостоятельности формируется у младшего дошкольника в опыте сотрудничества с взрослыми. В совместной с ребенком деятельности взрослый помогает освоить новые способы и приемы действий, показывает пример поведения и отношения. Он постепенно расширяет область самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих возможностей и своей положительной оценкой усиливает стремление малыша добиться лучшего результата.
На данном этапе очень важную роль играют психологические особенности, от которых зависит поведение и становление личности. Учитывая их, можно выстроить логическую и грамотную линию воспитания.
Стремление к самостоятельности. Ребёнок этого возраста уже не нуждается в помощи и опёке взрослых. Открыто заявляет о своих правах и пытается устанавливать собственные правила.
Этические представления. Как утверждают специалисты, особенности психологического развития детей 4-5 лет таковы, что дети этого возраста учатся понимать чувства других, сопереживать, выходить из трудных ситуаций в общении.
Творческие способности. В 4-5 лет у ребёнка активно развивается воображение. Он живёт в собственном мире сказок, создаёт целые страны на основе своих фантазий. Там он является героем, главным действующим лицом, добивается недостающего ему в реальном мире признания.
Страхи. Безудержность детской фантазии в 4-5 лет может порождать разнообразные страхи и кошмары.
Социализация. Ребёнок вырывается их круга внутрисемейных отношений и вливается в море окружающего мира. Ему становится необходимым признание со стороны сверстников.
Усложняется игровая деятельность. Игра продолжает диктовать и формировать психологические особенности ребёнка 4-5 лет, но она становится более многогранной. Она приобретает сюжетно-ролевую направленность: дети играют в больницу, магазин, войну, разыгрывают любимые сказки. В процессе они дружат, ревнуют, ссорятся, мирятся, помогают, обижаются.
Активная любознательность заставляет детей 4-5 лет задавать взрослым самые разнообразные вопросы обо всём на свете. Они всё время говорят, что-то обсуждают, не замолкая ни на минуту. Увлекательный разговор и занимательная игра — вот то, что им сейчас просто необходимо. Если вы оттолкнёте ребёнка в этот момент, можете навсегда отбить у него охоту чем-то интересоваться.
Дети этого возраста очень эмоционально воспринимают не только похвалу, но и замечания, они очень чувствительны и ранимы. Поэтому, наказывая и ругая их, слова нужно подбирать с большой осторожностью. Иначе это может спровоцировать у них развитие внутренних комплексов, препятствующих социализации и формированию полноценной личности.
К 5 годам их начинает интересовать половая принадлежность, они задаются вопросом отличия мальчиков и девочек друг от друга.
Сроки реализации программы
Сроки реализации программы – 2 месяца, краткосрочная.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся 20 – 25 мин. Всего 21 занятие. Занятия проводятся по сетке занятий, 2- 3 раза в неделю, по расписанию, составленному согласно требованиям СанПиН.
Ожидаемые результаты внедрения программы:
- развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о природе, о взаимосвязях в ней и способах ее сохранения;
- положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка;
- готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды;
- сформированность навыков культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.
Перечень оборудования: обеспечение программы
- карты мира, России, родного города, глобус;
- иллюстрации, фотографии соответствующие тематике занятия;
- предметы, сделанные из разных материалов природного и искусственного происхождения;
- изделия или иллюстрации народного творчества;
- пазлы и настольные игры;
- мягкие игрушки;
- краски, пластилин, клей, цветная бумага;
- дидактические таблицы и карточки.
Формы подведения итогов реализации программы
Результаты образовательной деятельности отслеживаются путем проведения прогностической, текущей и итоговой диагностики обучающихся.
Прогностическая (начальная) диагностика: (проводится при наборе или на начальном этапе формирования коллектива) – это изучение отношения ребенка к программе дополнительного образования, его достижения в этой области, личностные качества ребенка.
Цель – выявление стартовых возможностей и индивидуальных особенностей учащихся в начале обучения.
Задачи:
- прогнозирование возможности успешного обучения на данном этапе;
- выбор уровня сложности программы, темпа обучения;
- оценку дидактической и методической подготовленности.
Методы проведения:
- индивидуальная беседа;
- тестирование;
- наблюдение;
- анкетирование.
Текущая (промежуточная) диагностика (проводится по итогам внедрения каждой темы) – это изучение динамики освоения предметного содержания ребенка, личностного развития, взаимоотношений в коллективе.
Цель – отслеживание динамики развития каждого ребёнка, коррекция образовательного процесса в направлении усиления его развивающей функции.
Задачи:
- оценка правильности выбора технологии и методики;
- корректировка организации и содержания учебного процесса.
Текущий контроль проводится в форме опроса, игровых упражнений, дидактических игр.
Итоговая диагностика (проводится по итогам выполнения программы) – это проверка освоения детьми программы или ее этапа, учет изменений качеств личности каждого ребенка.
Результаты итоговой диагностики, анализ с выводами и предложениями обсуждаются на итоговом педагогическом совете.
Рабочая программа «Почемучка» является модифицированной и составлена на основе следующих программ: «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой; программа по ознакомлению с окружающим миром под редакцией И.К. Вахрушева, Е.Е. Кочемасовойс использованием пособий Е. Бортниковой «Окружающий мир» и А. А. Плешакова «Зеленая тропинка».
Учебно-тематический план
Учебно-методический план содержит перечень разделов и тем, количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий (Таблица 1).
Таблица 1 - Учебно-тематический пландополнительной образовательной программы «Почемучка»
№
п/п
Название раздела
Количество занятий
всего
теоретических
практических
1
Введение
- Тема занятия «Знакомство с окружающим миром»
- Тема занятия «Осень»
1
1
1
0,5
-
0,5
2
Раздел «Мир вокруг нас»
- Тема занятия « Лесные животные»
- Тема занятия «Что такое природа?»
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
3
Раздел «Лесовичок»
- Тема занятия «Идем по следам»
- Тема занятия «В гостях у Лесовичка»
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
4
Раздел «Капелька»
- Тема занятия Волшебница вода»
- Тема занятия «Вода и ее свойства »
1
1
-
0,5
1
0,5
5
Раздел «Урожай»
- Тема занятия «Собери урожай»
- Тема занятия «Фрукты»
1
1
-
0,5
1
0,5
6
Раздел «Ты и дорога»
- Тема занятия «Общественный транспорт»
- Тема занятия «Ты и дорога»
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
7
Раздел «Моя страна»
- Тема занятия «Моя родина - Россия»
- Тема занятия «Родина» (викторина)
1
1
0,5
1
0,5
-
8
Раздел «Моя семья»
- Тема занятия «Рассказ о семье»
- Тема занятия «Я и моя семья»
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
9
Раздел «Мое здоровье»
- Тема занятия «Осанка – стройная спина»
- Тема занятия «Полезное и вредное»
1
1
0,5
-
0,5
1
10
Раздел «Праздники на Руси»
- Тема занятия «Традиции народа»
- Тема занятия «Праздники на Руси»
1
1
0,5
-
0,5
1
11
Итоговое занятие
1
1
-
Итого:
21
10
11
Содержание программы дополнительного образования
Содержание программы дополнительного образования «Почемучка» включает в себя теоретические и практические занятия, а также вводное и итоговое. На теоретических занятиях воспитатель знакомит ребят с основными терминами изучаемой темы и кратким описанием их основных особенностей. На практике ребята участвуют в опытах, экспериментах, наблюдают за природой, пользуются необходимыми инструментами и технологиями, принимают участие в играх и конкурсах.
1. Введение
Цель – повысить уровень осознанного бережного отношения к природе родного края, через совместную деятельность взрослых и детей.
Задачи:
- формировать у детей понятие «природа» на основе непосредственных наблюдений и изучения предметов и явлений окружающей среды;
- использовать имеющуюся у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;
- создавать условия для реализации системы экологического образования дошкольников.
Краткое содержание:
Детям дается понятие «природа» и рассказывается о том, что изменяется в природе в разные времена года. Их знакомят с приспособлениями растений и животных к сезонным изменениям.
Предполагаемый результат:
- формирование у дошкольников представления о природе в целом, о растениях и животных, их значении в жизни людей;
- формирование основ экологическойкультуры,
- воспитание у дошкольников чувство любви к родной природе и желание бережно относиться ко всему живому.
2. Раздел «Мир вокруг нас»
Цель – развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи.
Задачи:
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру;
- воспитание экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;
- формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Краткое содержание:
Детям рассказывается, что такое окружающий мир, какие царства живой природы существуют. Организм человека - живая система. Научить детей различать объекты живой и неживой природы. Материки и океаны на поверхности Земли. Карта поверхности Земли. Вращение Земли: суточное, годовое, вокруг своей оси, вокруг Солнца. Смена дня и ночи, времен года. Ветер, радуга и северное сияние - природные явления. Солнечная система. Земля - планета. Солнце - звезда. Луна - спутник Земли. Планеты солнечной системы. Полеты в космос.
Предполагаемый результат:
- умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- умение наблюдать и экспериментировать; умение слушать, обсуждать, визуализировать свою идею;
- умение пользоваться инструментами и технологиями.
3. Раздел «Лесовичок»
Цель – воспитание у дошкольников бережного, экологически и экономически обоснованного, социально-активного отношения к природе.
Задачи:
- формирование активной гражданской позиции у детей, умений и знаний в области лесного хозяйства и экологии;
- совершенствование исследовательской и практической природоохранной работы в дошкольном лесничестве, направленной на изучение вопросов рационального лесопользования и сохранение лесных экосистем.
Краткое содержание:
Углубляются и конкретизируются представления об условиях жизни растений и животных в разные сезоны. Детей учат различать деревья и кусты по окраске листьев. Формируется умение устанавливать причинно-следственные связи между наблюдением и предметом. Расширяется представление об охране природы, закрепляются правила поведения в природе. Дается понятие о лесе как сообществе растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу. Расширить представления детей о ягодах, растущих в лесу, на лугу и культурных видах. Познакомить детей с грибным царством. Познакомить детей с различными видами птиц, их образом жизни. Приметы времен года в природе. Учим детей различать объекты живой и неживой природы. Показываем, что дает природа человеку.
Предполагаемый результат:
- формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
- осознание ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности;
- умение демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности.
4. Раздел «Капелька»
Цель – систематизировать знания детей о свойствах воды. Пополнить знания дошкольников о животном и растительном мире водоемов. Закрепить знание детей о значении воды в нашей жизни. Воспитывать бережное отношение к воде.
Задачи:
- способствовать расширению и уточнению представлений о свойствах воды, ее качестве, о жизни водных обитателей, о значении воды в жизни человека;
- побуждать любознательность детей;
- способствовать выработке положительного, гуманного отношения к природе.
Краткое содержание:
Рассказываем о значении воды в жизни человека. Знакомим с многообразием состояний воды (пар, жидкость, лед). Расширяем знания детей о свойствах воды. Воспитываем бережное отношение к водным ресурсам. Круговорот воды в природе. Вода вокруг нас, водоемы (моря, озера, реки, пруды), значение воды в жизни человека. Бережное отношение к водным ресурсам. Путешествия человека по воде и под водой, профессии людей, связанные с водой. Растения и животные, обитатели водоемов.
Предполагаемый результат:
- воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира;
- формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту;
- интерес к экспериментированию у детей.
5. Раздел «Урожай»
Цель – развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
- систематизировать и расширить знания детей о хлебе, цветах, овощах и фруктах; познакомить детей с витаминами А, В, С, раскрыть их значение для человека.
- развивать познавательные и творческие способности детей, речь.
- воспитывать гигиену питания и бережное отношение к своему здоровью.
Краткое содержание:
Знакомство детей с выращиванием и получением хлеба, это один самых главных продуктов питания в России. Воспитываем в детях чувство уважения к хлебу и труду людей. Познакомить детей с различными видами цветов. Букет для мамы. Расширить знания детей о комнатных растениях, учить ухаживать за ними. Формировать представление о фруктах и об овощах, вершки и корешки. Познакомить детей с различными видами семян. Как вырастить хороший урожай. Бытовые приборы, предметы внутри дома, правила обращения с ними. История обычных вещей: предметы из дерева, стекла, металла (часы, колесо, обувь, одежда, жилье человека).
Предполагаемый результат:
- развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
- развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности;
- воспитание чувства любви к родной земле и желание бережно относиться к дарам природы;
- формирование целостного представления у детей о процессе выращивания хлеба и профессиях.
6. Раздел «Ты и дорога»
Цель – дать первичные знания о правилах поведения на дороге; познакомить с сигналами светофора и пешеходным переходом.
Задачи:
- создавать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения;
- познакомить детей со значением дорожных знаков, способствовать умению детей понимать схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах;
- вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах;
- развивать способность практически применять полученные знания в дорожно-транспортной среде.
Краткое содержание:
Знакомим детей с правилами дорожного движения. Дорога от дома до Центра. Правила поведения на дороге. Светофор, правильно переходим перекресток. Пешеходный переход.
Предполагаемый результат:
- осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
- проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении правил поведения;
- знание правил безопасного поведения на дорогах города;
- воспитать грамотного пешехода.
7. Раздел «Моя страна»
Цель – воспитывать гуманные чувства, прививать духовно-нравственные ценности, формировать гражданско-патриотическую позицию, достойную будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Задачи:
- формировать в воображении детей образ малой родины, понимание выражения «малая родина», воспитывать чувство любви к своей Родине;
- закреплять знания о государственных символах РФ. Воспитывать гражданско-патриотические чувства.
- закреплять и обобщать знания детей о климатических зонах России;
-формировать понятие народные традиции.
Краткое содержание:
Человек – член общества. Наша Родина – Россия. Москва - столица России. Наш город. Улица, на которой я живу. Мы - граждане России. Россия - многонациональная страна. Я - гражданин России. Важнейшие события, происходящие в стране.
Предполагаемый результат:
- повышение социально-нравственного потенциала в вопросах патриотического воспитания дошкольников;
- развитие интегративных качеств старшего дошкольного возраста;
- создание в группе необходимых условий по формированию патриотических чувств у дошкольников.
8. Раздел «Моя семья»
Цель – формирование у детейпонятия«семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребёнка.
Задачи:
- формировать у детейпредставления о семье;
- формировать гендерную принадлежность, воспитание с учётом возрастных изменений;
- формировать представления о родственных отношениях между «близкими» ребёнку членами семьи(папа, мама, брат, дед)
Краткое содержание:
Семья – первый коллектив ребенка. Члены моей семьи. Мои любимые бабушки и дедушки. Праздники в нашей семье. Мои любимые игрушки. Семья – первый коллектив ребенка. Наши имена и фамилии. Помогаю взрослым - мои обязанности в семье. Профессии моих родных. Путешествия с моей семьей.
Предполагаемый результат:
- формирование доверительных, партнёрских отношений между воспитателями и воспитанниками.
- формирование представления о родственных отношениях;
- владение информацией о своей семье;
- определение свей гендерной принадлежности.
9. Раздел «Мое здоровье»
Цель – формирование осознанного отношения к своему здоровью, потребности к здоровому образу жизни и обеспечение максимальной активности детей в преобладающем самостоятельном процессе сознания.
Задачи:
- создание предметно-развивающей среды в группе, способствующей формированию навыков здорового образа жизни детей;
- воспитание бережного отношения к своему здоровью;
- формирование представлений о значении для здоровья человека витаминов и физической культуры;
Краткое содержание:
Выяснить представление о том, какие привычки человека являются полезными, а какие - вредными. Обобщить знания детей об органах чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Гигиена тела человека. Дать понятие о том, что такое правильное питание, понятие «витамины». Воспитывать культуру питания, прививать правила поведения за столом. Создавать условия и формировать положительное отношение к собственному здоровью ребенка, навыки личной гигиены, режим дня, зарядка, водные процедуры. Познакомить детей со строением тела человека. Показать взаимосвязь здоровья человека и состояния окружающей среды.
Предполагаемый результат:
- повышение иммунитета детей;
- умение различать понятия «часть тела», «орган», «вредные» и «полезные» продукты;
- знание представлений о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья;
- овладение практическими навыками и умениями по самокоррекции собственного состояния;
- развитие познавательного интереса к своему организму и его возможности.
10. Раздел «Праздники на Руси»
Цель – способствовать формированию духовно-нравственных ценностей дошкольников посредством приобщения к православным традициям.
Задачи:
- познакомить с обрядовыми праздниками, их традициями и обычаями, с таинственным языком символических образов народного декоративного искусства.
- прививать любовь к традиционным праздникам, развивать понимание названий праздников.
- формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к народному творчеству.
- воспитывать интерес к историческому прошлому своего народа, желание и умение применять полученные знания в продуктивном творчестве.
Краткое содержание:
На занятиях данного раздела идет приобщение детей к национальной культуре, русскому народному творчеству. Это праздники: Новый год и Рождество, Масленица, Пасха, праздники Воды и Земли, Ивана Купалы. Обряды, игры, калядки. Русские народные сказки, загадки и пословицы.
Предполагаемый результат:
- расширение знаний детей и формирование представлений об историческом прошлом своей страны: мастерстве народных умельцев; обустройстве русского народного быта и избы, народных костюмах;
- знакомство с обычаями и традициями, закрепление знаний детей об устном народном творчестве (потешках, загадках, закличках, пословицах);
- приобщение к театрализованной деятельности на примере русских народных сказок;
- формирование патриотических чувств, гордости за свой народ, свою страну, её историю, таким образом воспитывается любовь к Родине;
- развитие интонационной выразительности во время чтения стихов, творческих способностей детей во время инсценировок;
- укрепление сотрудничества между воспитателями и детьми.
Материально-техническое и методическое обеспечение программы дополнительного образования «Почемучка»
Материально-техническое и методическое обеспечение программы дополнительного образования «Почемучка» включает в себя название разделов, различные формы занятий, способы организации учебно-воспитательного процесса, формы подведения итогов (Таблица 2).
Таблица 2 - Материально-техническое и методическое обеспечение программы дополнительного образования «Почемучка»
№ п/п
Название раздела
Формы занятий
Организация учебно- воспитательного процесса
Формы подведения итогов
1
Введение
Беседа
Картины и карточки с временами года
-
2
Мир вокруг нас
Беседа
Изображения царств живой природы
Дидактическая игра
3
Лесовичок
Наблюдение
Иллюстрации, фото, соответствующие тематике, мягкие игрушки, пазлы и настольные игры, ТСО (технические средства обучения)
Дидактическая игра
4
Капелька
Эксперимент
Иллюстрации, фото, соответствующие тематике, предметы для эксперимента
Дидактическая игра
5
Урожай
Игра-конкурс
Иллюстрации, фото, соответствующие тематике, иллюстрации народного творчества пазлы и настольные игры, ТСО
Творческая работа
6
Ты и дорога
Беседа
Таблицы по правилам дорожного движения
Дидактические игры
7
Моя страна
Беседа
Карта России, родного города, ТСО
Игра-конкурс
8
Моя семья
Беседа
Книги с рассказами о семье, наглядный материал, пазлы и настольные игры
Дидактическая игра
9
Мое здоровье
Беседа
Иллюстрации, фото, соответствующие тематике, ТСО
Дидактическая игра
10
Праздники на Руси
Беседа-развлечение
Иллюстрации, фото, соответствующие тематике, иллюстрации народного творчества пазлы и настольные игры, ТСО
Дидактические игры
Список литературы
Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е. Здравствуй, мир. Окружающий мир для дошкольников. – М.: Баласс, 2008.
Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. Игры - занятия для дошкольников. – М.: Творческий центр СФЕРА, 2010.
Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. - Методическое пособие. – М.: Издательство Мозаика, 2009.
Иванова А.И. Человек. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. – М.: Творческий центр СФЕРА, 2010.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. -4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456с.
Плешаков А.А. Зеленая тропинка. - Учебное пособие для подготовки детей к школе. – М.: Просвещение, 2010.
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. - Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2011.
Ткаченко В. В., Гасанова П. А. Актуальность проблемы формирования ценностного отношения дошкольников к окружающему миру // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 11. – С. 51–55. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95127.htm.
Шорыгина Т.А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. – М.: Творческий центр СФЕРА, 2010.
Яценко И.Ф. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. – М.: Издательство «ВАКО», 2010.