kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа дополнительного образования «Живой организм»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа эколого-биологического объединения «Живой организм» составлена на основе  рабочей программы «Биология» линия «Ракурс»  для изучения биологии на базовом уровне при организации внеклассной и внешкольной работы по биологии. Авторы-составители: С.Н.Новикова, Н.И.Романова. Москва, «Русское слово», 2013 год.

 

Направленность данной дополнительной образовательной программы:

 эколого-биологическая.

 

Новизна программы состоит в том, что  «Живой организм» позволяет не только расширить и систематизировать знания обучающихся о живом организме как открытой биологической системе, но и реализовать комплексный подход при изучении живых организмов на разных уровнях организации. Формирование представлений о целостности живых организмов и особенностях их функционирования основывается на знаниях, полученных обучающимися при изучении биологии в 5-9 классах.

 

 Актуальность программы дополнительного образования «Живой организм» связана с решением вопроса об эколого-биологическом просвещении.

 

Цель:

  • расширение знаний;
  • повышение экологической грамотности учащихся;
  • вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов;
  • формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.

 

Задачи:

  • Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность
  • по  изучению и охране окружающей   среды.
  • Изучение природы родного края.
  • Развитие познавательного интереса учащихся к природе
  • Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей    среде.

 

Отличительные особенности данной образовательной программы:

знание экологических законов развития природы и системы «человек – общество – природа» есть необходимое условие для формирования экологической культуры и практической реализации модели устойчивого развития системы «общество – природа».

 

Возраст обучающихся, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы:

программа объединения «Живой организм» предназначена для группы обучающихся в возрасте 11-12 лет.

 

Срок реализации дополнительной образовательной программы 1 год.

 

Формы и режим занятий:

  • 1 час в неделю
  • теоретические и практические занятия
  • продолжительность одного занятия – 45 мин., перерыв – 15 мин.
  • программа выстроена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
  • детей  среднего школьного возраста
  • количество детей – 15 человек

 

Ожидаемые  результаты

 

Личностные результаты:

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

 

Способы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

  • составление рефератов и сообщений по интересующим темам, представление их аудитории.
  • проведение конференций, семинаров
  • тестирование
  • составление буклетов, газет
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Копия Объединение Живой организм. 2014-2015Документ Microsoft Office Word»

Пояснительная записка


Автор материала (ФИО) *


Карахан Татьяна Михайловна

Должность (с указанием преподаваемого предмета) *

Учитель биологии

Образовательное учреждение


МОУ СОШ № 83 Центрального района г. Волгограда

Название материала *


Программа дополнительного образования

«Живой организм»


Класс (возраст) *


5-6 класс (11-12 лет)

Учебный предмет *


Биология

Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс

УМК:

  • Введенский Э.Л., Плешаков А.А. « Введение в биологию. 5 класс». – Москва: Русское слово, 2013.

  • Исаева Т.А., Романова Н.И «.Биология. 6 класс». – Москва: Русское слово. Линия «Ракурс», 2014


Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ и другие) *


Текстовый документ

Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие.) *


«не требуется».

Цели,

Задачи материала *


Цель:

  • повышение экологической грамотности учащихся;

  • вооружение навыками бережного использования природных ресурсов;

  • формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.


Задачи:

  • Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.

  • Изучение природы родного края.

  • Развитие познавательного интереса учащихся к природе

  • Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.


Краткое описание работы с ресурсом

(на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивид, групповая и другое, на усмотрение автора). *

Отличительные особенности данной образовательной программы:

знание экологических законов развития природы и системы «человек – общество – природа» есть необходимое условие для формирования экологической культуры и практической реализации модели устойчивого развития системы «общество – природа».


Возраст обучающихся, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы:

программа объединения «Живой организм» предназначена для группы обучающихся в возрасте 11-12 лет.


Срок реализации дополнительной образовательной программы 1 год.


Формы и режим занятий:

  • 1 час в неделю

  • теоретические и практические занятия

  • продолжительность одного занятия – 45 мин., перерыв – 15 мин.

  • программа выстроена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей

  • детей среднего школьного возраста

  • количество детей – 15 человек


Ожидаемые результаты


Личностные результаты:

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.


Способы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

  • составление рефератов и сообщений по интересующим темам, представление их аудитории.

  • проведение конференций, семинаров

  • тестирование

  • составление буклетов, газет


Список использованной литературы.

Ссылки на Интернет - источники *


Введенский Э.Л., Плешаков А.А. « Введение в биологию. 5 класс». – Москва: Русское слово, 2013.

Исаева Т.А., Романова Н.И «.Биология. 6 класс». – Москва: Русское слово. Линия «Ракурс», 2014

Методические рекомендации по проведению лабораторных работ к учебнику Т.А.Исаевой, Н.И.Романовой Биология 5 класс. – Москва: Русское слово, 2013 г.


Методические рекомендации по проведению лабораторных работ к учебнику Т.А.Исаевой, Н.И.Романовой Биология 6 класс. – Москва: Русское слово, 2013 г.



Ранее данный материал был опубликован в интернете (адрес публикации материала) *

Материал ранее не публиковался






«Живой организм»


Программа дополнительного образования детей 11-12 лет

Срок реализации – 1 год


Пояснительная записка


Программа эколого-биологического объединения «Живой организм» составлена на основе рабочей программы «Биология» линия «Ракурс» для изучения биологии на базовом уровне при организации внеклассной и внешкольной работы по биологии. Авторы-составители: С.Н.Новикова, Н.И.Романова. Москва, «Русское слово», 2013 год.


Направленность данной дополнительной образовательной программы:

эколого-биологическая.


Новизна программы состоит в том, что «Живой организм» позволяет не только расширить и систематизировать знания обучающихся о живом организме как открытой биологической системе, но и реализовать комплексный подход при изучении живых организмов на разных уровнях организации. Формирование представлений о целостности живых организмов и особенностях их функционирования основывается на знаниях, полученных обучающимися при изучении биологии в 5-9 классах.


Актуальность программы дополнительного образования «Живой организм» связана с решением вопроса об эколого-биологическом просвещении.


Цель:

  • расширение знаний;

  • повышение экологической грамотности учащихся;

  • вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов;

  • формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.


Задачи:

  • Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность

  • по изучению и охране окружающей среды.

  • Изучение природы родного края.

  • Развитие познавательного интереса учащихся к природе

  • Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.


Отличительные особенности данной образовательной программы:

знание экологических законов развития природы и системы «человек – общество – природа» есть необходимое условие для формирования экологической культуры и практической реализации модели устойчивого развития системы «общество – природа».


Возраст обучающихся, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы:

программа объединения «Живой организм» предназначена для группы обучающихся в возрасте 11-12 лет.


Срок реализации дополнительной образовательной программы 1 год.


Формы и режим занятий:

  • 1 час в неделю

  • теоретические и практические занятия

  • продолжительность одного занятия – 45 мин., перерыв – 15 мин.

  • программа выстроена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей

  • детей среднего школьного возраста

  • количество детей – 15 человек


Ожидаемые результаты


Личностные результаты:

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.


Способы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

  • составление рефератов и сообщений по интересующим темам, представление их аудитории.

  • проведение конференций, семинаров

  • тестирование

  • составление буклетов, газет













































План программы «Живой организм»

Раздел

Тема

Теоретическая часть

Практическая часть

Введение (2 часа))


1. Живой организм как открытая биологическая система.

1 час


2. Науки о природе. Методы изучения природы

1 час


Раздел 1.

Мир биологии

(4 часа)

3. Живые царства. Бактерии

1 час


4.. Живые царства. Грибы

1 час


5. Живые царства. Растения.

1 час


6. Живые царства. Животные

1 час


Раздел 2.

Клетка (1 час)

7..Клетка как структурно-функциональная единица всего живого

1 час


Раздел 3.

Ткани (3 часа)

8. Растительные ткани

9. Практическая работа «Строение кожицы листа»

10. Ткани животных

1 час



1 час

1 час


Раздел 4.

Органы (7 часов)

11 Органы растений

1 час


12. Практическая работа «Строение стержневой и мочковатой системы», «Строение корневых волосков и корневого чехлика»



1 час


13. Практическая работа «Микроскопическое строение стебля», «Строение

луковицы, клубня»


1 час

14. Лабораторная работа «Строение почек, расположение их на стебле»


1 час

15. Лабораторная работа «Простые и сложные листья»


1 час

16. Лабораторная работа «Строение семян двудольных и однодольных растений»


1 час

17. Органы животных

1 час


Раздел 5.

Организм как единое целое

(1 час)

18.Организм высших растений. Организм животных.


1 час


Раздел 6.

Организм и среда обитания

(13 часов)

19. Водные обитатели

1 час


20. Наземно-воздушная среда обитания

1 час


21. Почвенная среда обитания

1 час


22. Организменная среда обитания.

1 час


23. Экологические факторы


1 час

24.Экологическиефакторы: биотические и антропогенные

1 час


25 Природные сообщества


1 час

26. Жизнь в Мировом океане


1 час

27. Путешествие по материкам

1 час


28. Биология и практика


1 час

29. Биологи защищают природу

1 час


30. Биология и здоровье


1 час

31. Живые организмы и наша безопасность


1 час

Заключение

(6 часов)

32-35. .Проектная деятельность

36-37. Конференция «Живой организм»

6 час


Итого

37 часов

25 час

12 часов


Тематическое планирование программы «Живой организм»

Раздел

Тема

Содержание

Характеристика деятельности обучающихся

Дата

План

Факт

Введение2 часа

1. Живой организм как открытая биологическая система


Живой организм. Признаки жизни. Жизнь

Характеризовать признаки жизни, особенности живого организма



2. Науки о природе. Методы изучения природы

Формирование представлений о естественных науках, процессах объектах и явлениях, изучением которых они занимаются

Познавательный

интерес к естественным наукам;

Знание объектов изучения естественных наук



Раздел 1.

Мир биологии

4 часа

3. Живые царства. Бактерии


Бактерии – безъядерные одноклеточные организмы

Умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую



4. Живые царства. Грибы


Грибы. Грибница (мицелий), гифы, плодовое тело. Шляпочные грибы (съедобные и ядовитые), дрожжевые грибы, грибы-паразиты

Выделение существенных особенностей представителей царства Грибы. Знание правил оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами.



5. Живые царства. Растения.


Растения. Хлорофилл. Органы растений: корни, стебли, листья, цветки, плоды и смена

Отделы: Водоросли, Мхи, Папоротники,

Голосеменные, Цветковые

Выделение существенных особенностей

Представителей царства Растения. Знание основных систематических единиц царства Растения.



6. Живые царства. Животные

Животные. Простейшие

стейшие (одно-

клеточные) жи-

вотные.

Многоклеточные

животные. Типы:

Кишечнополо-стные, Иглокожие,

Кольчатые черви,

Моллюски, Чле

нистоногие, Хордовые

Выделение су-

щественных

особенностей

представителей

царства Живот-

ные. Знание ос-

новных систе-

матических

единиц царства

Животные



Раздел 2. Клетка.

1 час

7. Клетка как структурная и функциональная единица живого

Клетка как структурно- функциональная единица всего живого. Строение клеток

.Ссс Строение клеток. Разн Разнообразие клет клеток.

Клетки растений и животных

Кле

Давать характеристику клетки

Сравнивать строение клеток растений и животных

Называть особенности строения клеток растений и животных.



Раздел 3. Ткани.

3 часа

8. Растительные ткани

Разнообразие растений – результат эволюции. Классификация тканей. Виды тканей: покровная, основная, выделительная.

Давать определение тканей.

Различать виды тканей.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей.



9. Практическая работа «Строение кожицы листа»


Стебель. Его внутреннее и внешнее строение. Рост стебля в толщину

Использовать теоретические знания для проведения практической работы.



10. Ткани животных

Классификация тканей. Виды тканей: эпителиальные, мышечные,соединительные

Называть ткани животных, классифицировать ткани.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей.



Раздел 4. Органы.

7 часов

11. Органы растений

Корень и побег. Стебель, лист, почки.

Называть органы растений.

Определять их функции.

Устанавливать взаимосвязь




12. Практическая работа «Строение стержневой и мочковатой системы», «Строение корневых волосков и корневого чехлика»

Классификация корней, виды корневых систем. Функции корня и его частей.

Использовать теоретические знания для проведения практической работы.



13. Практическая работа «Микроскопическое строение стебля», «Строение луковицы, клубня»

Стебель. Его внутреннее и внешнее строение. Рост стебля в толщину

Использовать теоретические знания для проведения практической работы.



14. Лабораторная работа «Строение почек, расположение их на стебле»

Строение почек, виды почек

Использовать теоретические знания для проведения практической работы.



15. Лабораторная работа «Простые и сложные листья»

Классификация листьев по строению, внутреннее строение листьев.

Использовать теоретические знания для проведения практической работы.



16. Лабораторная работа «Строение семян двудольных и однодольных растений»

.строение семян

Использовать теоретические знания для проведения практической работы.



17. Органы животных

Органы брюшной и грудной полости.

Называть органы грудной и брюшной полости.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций органов.



Раздел 5.

Организм как единое целое

(1 час)


18. Организм высших растений. Организм животных.


Организм как единое целое. Взаимосвязь органов и систем органов.

Характеризовать организм как единое целое.

Уметь устанавливать взаимосвязь между строением и функциями организма как единого целого.



Раздел 6.

Организм и среда обитания

(13 часов)

19. Водные обитатели

Компоненты

природы. Водная

среда обитания

Знание компонентов природы. Представление о многообразии

обитателей водной среды. Выявление при-

способлений организмов к обитанию в водной среде.




20. Наземно-воздушная среда обитания

Наземно-воздушная среда обитания

Представление о многообразии обитателей наземно-воздушной среды и разнообразии приспособлений



21 Почвенная среда обитания

Почвенная среда обитания

Представление

о многообразии

обитателей почвенной среды. Выявление

приспособлений организмов к очвенной

среде обитания



22. Организменная среда обитания.

Организменная

среда обитания.

Хозяин, паразит,

симбионт

Выявление приспособлений организмов

к организменной среде обитания. Знание

причин примитивности паразитов и их отличий от симбионтов.

Знание основных правил,позволяющих

избежать заражения паразитами.




23. Экологические факторы

Экологические

факторы. Абио-

тические факторы: температура,

влажность, свет

Знание классификации экологических

факторов. Понимание значимости каждого

абиотического

фактора для

живых организмов



24 Экологические факторы: биотические и антропогенные

Биотические

факторы среды:

положительные

(симбиоз), отрицательные (хищничество)

паразитизм,

конкуренция)


Знание различных форм взаимоотношений

между живыми организмами в

природе. Умение приводить

примеры форм

взаимоотношений организмов. Различение отрицательных и положительных результатов

влияния деятельности человека на природу. Знание правил поведе-

ния в природе и

мер по ее охране



25. Природные сообщества

Природные сообщества (естественные, искусственные).

Пищевые цепи,

пищевые сети.

Круговорот ве-

ществ в природе.

Представление о многообразии природ-

ных сообществ как следствие разнообразия

природных условий на поверхности планеты.

Понимание

важности пищевых связей для осуществления круго-

ворота веществ.



26. Жизнь в Мировом океане

Мировой океан.

Обитатели

поверх ностных

вод (планктон),

обитатели толщи

воды, обитатели

морских глубин

Осознание роли Мирового океана на планете. Понимание рациональности

приспособлений обитателей океана к

разным условиям



27. Путешествие по материкам

Материки: Африка, Евразия,

Северная и Южная

Америка,

Австралия, Антарктида.

Природные

условия.

Растительный и

животный мир

Познавательный интерес к предметам естественно-научного цикла.

Представление о многообразии растительного и живот-

ного мира планеты как

результате приспособляемости организмов к различны

природным условиям на разных материках



28. Биология и практика

Биологическая

защита урожая,

породы животных, сорта растений,

лекарственные растения

Понимание необходимости биологических знаний

для хозяйственной

деятельности человека



29. Биологи защищают природу

Охрана природы.

Виды (исчезаю-

щие, редкие). Охраняемые

территории

(заповедники, заказники, национальные парки)

Осознание степени негативного влияния человека на природу и

необходимости ее охраны.

Принятие правил поведения

в живой природе



30. Биология и здоровье

Здоровый образ жизни.

Вредные привычки.

Первая доврачебная помощь

пострадавшему


Принятие правил здорового образа жизни.

Понимание необходимости оказания экстренной

Доврачебной помощи пострадавшим при

кровотечениях, переломах,

ушибах и растяжениях



31. Живые организмы и наша безопасность


Ядовитые растения и грибы, опасные животные

Представление о существовании живых организмов, опасных для здоровья и жизни человека. Понимание

необходимости оказания экстренной

первой помощи при отравлениях ядовитыми

растениями и грибами, при укусах ядовитых

животных



Заключе-ние

(6 час)

32-35. Проектная деятельность

36-37. Конференция «Живой организм»

Обобщение знаний.

Анализировать, систематизировать, применять полученные знания в своей жизни








Содержание программы

Общее количество часов — 37

Введение (2 ч) Живой организм как открытая биологическая система.

Раздел 1. Клетка (2 ч)

Химический состав клетки. Клетка как структурно- функциональная единица всего живого. Прокариотические и эукариотические клетки. Строение, сходство и различия. Разнообразие клеток. Клетки растений, грибов и животных. Сходство и различия. Неклеточные формы жизни.

Демонстрация схем и таблиц:

  • многообразие клеток;

  • строение эукариотической клетки;

  • строение животной клетки;

  • строение растительной клетки;

  • строение прокариотической клетки.


Раздел 2. Ткани (3 ч)

Ткань как совокупность клеток и межклеточного ве­щества, имеющих сходное строение и выполняющих об­щую функцию.

Растительные ткани

Разнообразие растений — результат длительной эво­люции, сопровождающейся переходом к наземным усло­виям существования. Дифференцировка клеток, форми­рование тканей.

Классификация тканей по основной выполняемой функции. Строение и расположение.



Лабораторные и практические работы

1. Строение основной и проводящей ткани листа.

2. Строение кожицы листа

Ткани животных

Одноклеточные и многоклеточные животные.

Диффе­ренцировка клеток в многоклеточном организме. Образо­вание тканей.


Демонстрация образцов эпителиальной и соедини­тельной ткани под микроскопом.

Раздел 3. Органы (7 ч)

Орган — обособленная часть организма, имеющая оп­ределенную форму, строение.

Органы растений

Корень. Классификация корней: по происхождению (главный, придаточные, боковые),

Корневые системы: стержневая и мочковатая.

Функции корня и его частей.

Видоизменения корней.

Побег — стебель с расположенными на нем листьями и почками.

Почка (зачаточный по­бег): строение, расположение, классификация.

Стебель: строение, рост. Функции стебля

Лист — боковой орган побега. Функции листа. Внешнее строение листа: листо­вая пластинка,

черешок, основание, прилистники. Разно­образие листьев. Листорасположение.

Жилкование листа: сетчатое, параллельное, дуговое. Клеточное строение листа.

Видоизменения листьев.

Цветок. Видоизмененный укороченный побег. Функции и строение цветка.

Соцветия: простые и сложные.

Плод. Плоды простые и сложные.

Семя. Специализированный орган. Строение семян

Лабораторные и практические работы

  • Строение корневых волосков и корневого чехлика

  • Строение стержневой и мочковатой корневых систем.

  • Микроскопическое строение стебля.

  • Строение луковицы, клубня.

  • Строение почек, расположение их на стебле.

  • Простые и сложные листья.

  • Строение семян двудольных и однодольных растений.


Органы животных

Внутренние органы: органы пищеварительной, дыха­тельной, выделительной и половой систем.


Демонстрация схем систем органов человека или других млекопитающих.

Раздел 4. Организм как единое целое (1 ч)

Организм высших растений. Целостный организм высших растений

Жизненные формы растений:

дерево, кустарники, кустарнички и травы. Однолетние, двулетние, многолетние.

Организм животных. Взаимодействие всех органов и систем — обеспечение целостности

организма.

Раздел 5. Жизнедеятельность организма (17 ч)

Опора и движение

Значение опорных систем в жизни организмов.

Растения. Опорные системы растений.

Животные. Опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет

Дыхание

Значение дыхания. Роль кислорода в расщеплении ор­ганических веществ и освобождении

энергии.

Растения. Дыхание растений. Роль устьиц и чечеви­чек в дыхании растений.

Животные. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.


Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней,

обнаружение уг­лекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Транспорт веществ

Перенос веществ в организме, его значение.

Растения. Передвижение веществ в растении. Осо­бенности строения органов растений,


Лабораторные и практические работы

  • Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

  • Строение клеток крови лягушки и человека.

Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути пере­движения органических веществ по стеблю.

Питание и пищеварение.

Питание как процесс получения организмами веществ и энергии

Растения. Особенности питания растений. Почвенное питание.

Воздушное питание (фотосинтез). Значение фотосинтеза.

Животные. Особенности питания животных. Травоядные и плотоядные животные. Хищники,

симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение.



Выделение.

Выделение как процесс выведения из организма ко­нечных и промежуточных продуктов метаболизма, чуже­родных и избыточных веществ. Значение процесса выде­ления для обеспечения оптимального состава внутренней среды организма и его нормальной жизнедеятельности.

Растения. Выделение у растений. Значение листопада в жизни растений.

Животные. Выделение у животных. Роль легких, желудочно-кишеч­ного тракта, кожи, слизистых оболочек в осуществлении функции выделения.

Демонстрация:

  • модели почек;

  • схемы строения кожных покровов человека


Сущность и значение обмена веществ и энергии как одного из наиболее существенных свойств живого.

Растения. Обмен веществ у растительных организ­мов.

Животные. Обмен веществ у животных организмов.


Размножение



Биологическое значение размножения. Виды размно­жения.

Растения. Бесполое размножение растений: споро­образование; вегетативное размножение..

Половое размножение высших споровых и семенных растений. Размножение покрытосемен­ных растений. Цветок как орган полового размножения. Опыление, двойное оплодотворение. Образование семян и плодов.

Животные. Бесполое размножение животных: деле­ние, почкование. Особенности полового размножения животных.


Демонстрация способов размножения растений.

Лабораторные и практические работы

  • Черенкование комнатных растений.

Рост и развитие

Растения. Распространение плодов и семян. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков.

Животные. Прямой и непрямой типы постэмбрионального развития. Яйцекладное и внутриут­робное прямое развитие.

Лабораторные и практические работы

  • Прямое и непрямое развитие насекомых.

  • Прорастание семян.

Регуляция процессов жизнедеятельности

Связь организмов с внешней средой. Поддержание гомеостаза и приспособление к

изменениям окружающей среды.

Растения. Ростовые вещества растений. Животные. Раздражимость как

способность орга­низмов отвечать на воздействия окружающей среды. Нервная система.

Железы внутренней секреции.

Демонстрация:

  • растения, выращенные после обработки ростовыми веществами.





















































Учебно-методические средства обучения

  • Рабочая программа к учебнику «Биология» 5, 6 классы. Линия «Ракурс». Авторы-составители:С.Н. Новикова, Н.И.Романова. 2-е издание. Соответствует Федеральному государственному

образовательному стандарту. Москва, «Русское слово», 2013 год.

  • БиличГ. Л., Крыжановский В. А. Биология: Полный курс. Т. 1-3. М.: Оникс 21 век, 2002.

  • Биология. Большой энциклопедический словарь. М.: Боль­шая Российская энциклопедия, 2001.

  • КемпП., Арме К. Введение в биологию. Т. 1—3. М.: Мир, 1988.

  • Левитин М. Г., Левитина Т. П. Общая биология: словарь по­нятий и терминов. СПб.: Паритет, 2002.

  • Медников Б. М. Биология. Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994.

  • Тейлор Д., Грин Н., СтаутУ. Биология. Т. 1—3. М.: Мир, 2001.


Дополнительная литература:

  • .Н.И. Галушкова. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника. Волгоград: «Учитель» 2007.

  • .Оданович М. В. Биология 6 класс: тесты по всем программам/ авт.-сост. М. В. Оданович. – Волгоград: Учитель, 2007. -97с.

  • Кривошеева М. А., Кислицкая М. В. Тесты по биологии. – Москва: ИКЦ «МатТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МатТ», 2004. -192с.


Материально-техническое обеспечение


  • Биология. Лабораторный практикум. Учебное электронное издание

  • Экология. Учебное электронное издание

  • Экология. Электронный мультимедийный курс

  • Биология. Красная книга Волгоградской области

  • Электронный учебник «Кирилла и Мефодия», мультимедийные пособия, электронные энциклопедии «Зоология», «Ботаника», «Открытая биология» Физикон и др.,




































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа дополнительного образования «Живой организм»

Автор: Карахан Татьяна Михайловна

Дата: 21.12.2014

Номер свидетельства: 146580

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГОС). УМК "Живой организм" А.А. Плешаков,Н.И. Сонин "
    ["seo_title"] => string(92) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-5-klass-fgos-umk-zhivoi-orghanizm-a-a-plieshakov-n-i-sonin"
    ["file_id"] => string(6) "216587"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1433070410"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Рабочая программа по биологии  7 класс В.В.Латюшин "
    ["seo_title"] => string(55) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-7-klass-v-v-latiushin"
    ["file_id"] => string(6) "168616"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423252240"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Рабочая программа по природоведению в 5 классе  ( 2 часа в неделю, всего 68 часов) УМК В.В.Пасечника  базовый уровень "
    ["seo_title"] => string(127) "rabochaia-proghramma-po-prirodoviedieniiu-v-5-klassie-2-chasa-v-niedieliu-vsiegho-68-chasov-umk-v-v-pasiechnika-bazovyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "111948"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408095256"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая  программа по биологии (6 класс)"
    ["seo_title"] => string(43) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-6-klass-3"
    ["file_id"] => string(6) "254124"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447697631"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Рабочая  программа по биологии (6 класс)"
    ["seo_title"] => string(43) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-6-klass-4"
    ["file_id"] => string(6) "254125"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447697640"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства