Пояснительная записка
Автор материала (ФИО) * | Карахан Татьяна Михайловна |
Должность (с указанием преподаваемого предмета) * | Учитель биологии |
Образовательное учреждение | МОУ СОШ № 83 Центрального района г. Волгограда |
Название материала * | Программа дополнительного образования «Живой организм» |
Класс (возраст) * | 5-6 класс (11-12 лет) |
Учебный предмет * | Биология |
Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс | УМК: Введенский Э.Л., Плешаков А.А. « Введение в биологию. 5 класс». – Москва: Русское слово, 2013. Исаева Т.А., Романова Н.И «.Биология. 6 класс». – Москва: Русское слово. Линия «Ракурс», 2014 |
Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ и другие) * | Текстовый документ |
Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие.) * | «не требуется». |
Цели, Задачи материала * | Цель: повышение экологической грамотности учащихся; вооружение навыками бережного использования природных ресурсов; формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе. Задачи: Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды. Изучение природы родного края. Развитие познавательного интереса учащихся к природе Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде. |
Краткое описание работы с ресурсом (на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивид, групповая и другое, на усмотрение автора). * | Отличительные особенности данной образовательной программы: знание экологических законов развития природы и системы «человек – общество – природа» есть необходимое условие для формирования экологической культуры и практической реализации модели устойчивого развития системы «общество – природа». Возраст обучающихся, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы: программа объединения «Живой организм» предназначена для группы обучающихся в возрасте 11-12 лет. Срок реализации дополнительной образовательной программы 1 год. Формы и режим занятий: 1 час в неделю теоретические и практические занятия продолжительность одного занятия – 45 мин., перерыв – 15 мин. программа выстроена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей среднего школьного возраста количество детей – 15 человек Ожидаемые результаты Личностные результаты: Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Способы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: составление рефератов и сообщений по интересующим темам, представление их аудитории. проведение конференций, семинаров тестирование составление буклетов, газет |
Список использованной литературы. Ссылки на Интернет - источники * | Введенский Э.Л., Плешаков А.А. « Введение в биологию. 5 класс». – Москва: Русское слово, 2013. Исаева Т.А., Романова Н.И «.Биология. 6 класс». – Москва: Русское слово. Линия «Ракурс», 2014 Методические рекомендации по проведению лабораторных работ к учебнику Т.А.Исаевой, Н.И.Романовой Биология 5 класс. – Москва: Русское слово, 2013 г. Методические рекомендации по проведению лабораторных работ к учебнику Т.А.Исаевой, Н.И.Романовой Биология 6 класс. – Москва: Русское слово, 2013 г. |
Ранее данный материал был опубликован в интернете (адрес публикации материала) * | Материал ранее не публиковался |
«Живой организм»
Программа дополнительного образования детей 11-12 лет
Срок реализации – 1 год
Пояснительная записка
Программа эколого-биологического объединения «Живой организм» составлена на основе рабочей программы «Биология» линия «Ракурс» для изучения биологии на базовом уровне при организации внеклассной и внешкольной работы по биологии. Авторы-составители: С.Н.Новикова, Н.И.Романова. Москва, «Русское слово», 2013 год.
Направленность данной дополнительной образовательной программы:
эколого-биологическая.
Новизна программы состоит в том, что «Живой организм» позволяет не только расширить и систематизировать знания обучающихся о живом организме как открытой биологической системе, но и реализовать комплексный подход при изучении живых организмов на разных уровнях организации. Формирование представлений о целостности живых организмов и особенностях их функционирования основывается на знаниях, полученных обучающимися при изучении биологии в 5-9 классах.
Актуальность программы дополнительного образования «Живой организм» связана с решением вопроса об эколого-биологическом просвещении.
Цель:
расширение знаний;
повышение экологической грамотности учащихся;
вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов;
формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.
Задачи:
Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность
по изучению и охране окружающей среды.
Изучение природы родного края.
Развитие познавательного интереса учащихся к природе
Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.
Отличительные особенности данной образовательной программы:
знание экологических законов развития природы и системы «человек – общество – природа» есть необходимое условие для формирования экологической культуры и практической реализации модели устойчивого развития системы «общество – природа».
Возраст обучающихся, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы:
программа объединения «Живой организм» предназначена для группы обучающихся в возрасте 11-12 лет.
Срок реализации дополнительной образовательной программы 1 год.
Формы и режим занятий:
1 час в неделю
теоретические и практические занятия
продолжительность одного занятия – 45 мин., перерыв – 15 мин.
программа выстроена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
детей среднего школьного возраста
количество детей – 15 человек
Ожидаемые результаты
Личностные результаты:
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Способы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
составление рефератов и сообщений по интересующим темам, представление их аудитории.
проведение конференций, семинаров
тестирование
составление буклетов, газет
План программы «Живой организм»
Раздел | Тема | Теоретическая часть | Практическая часть |
Введение (2 часа)) | 1. Живой организм как открытая биологическая система. | 1 час | |
2. Науки о природе. Методы изучения природы | 1 час | |
Раздел 1. Мир биологии (4 часа) | 3. Живые царства. Бактерии | 1 час | |
4.. Живые царства. Грибы | 1 час | |
5. Живые царства. Растения. | 1 час | |
6. Живые царства. Животные | 1 час | |
Раздел 2. Клетка (1 час) | 7..Клетка как структурно-функциональная единица всего живого | 1 час | |
Раздел 3. Ткани (3 часа) | 8. Растительные ткани 9. Практическая работа «Строение кожицы листа» 10. Ткани животных | 1 час | |
| 1 час |
1 час | |
Раздел 4. Органы (7 часов) | 11 Органы растений | 1 час | |
12. Практическая работа «Строение стержневой и мочковатой системы», «Строение корневых волосков и корневого чехлика» | | 1 час |
13. Практическая работа «Микроскопическое строение стебля», «Строение луковицы, клубня» | | 1 час |
14. Лабораторная работа «Строение почек, расположение их на стебле» | | 1 час |
15. Лабораторная работа «Простые и сложные листья» | | 1 час |
16. Лабораторная работа «Строение семян двудольных и однодольных растений» | | 1 час |
17. Органы животных | 1 час | |
Раздел 5. Организм как единое целое (1 час) | 18.Организм высших растений. Организм животных. | 1 час | |
Раздел 6. Организм и среда обитания (13 часов) | 19. Водные обитатели | 1 час | |
20. Наземно-воздушная среда обитания | 1 час | |
21. Почвенная среда обитания | 1 час | |
22. Организменная среда обитания. | 1 час | |
23. Экологические факторы | | 1 час |
24.Экологическиефакторы: биотические и антропогенные | 1 час | |
25 Природные сообщества | | 1 час |
26. Жизнь в Мировом океане | | 1 час |
27. Путешествие по материкам | 1 час | |
28. Биология и практика | | 1 час |
29. Биологи защищают природу | 1 час | |
30. Биология и здоровье | | 1 час |
31. Живые организмы и наша безопасность | | 1 час |
Заключение (6 часов) | 32-35. .Проектная деятельность 36-37. Конференция «Живой организм» | 6 час | |
Итого | 37 часов | 25 час | 12 часов |
Тематическое планирование программы «Живой организм»
Раздел | Тема | Содержание | Характеристика деятельности обучающихся | Дата |
План | Факт |
Введение2 часа | 1. Живой организм как открытая биологическая система | Живой организм. Признаки жизни. Жизнь | Характеризовать признаки жизни, особенности живого организма | | |
2. Науки о природе. Методы изучения природы | Формирование представлений о естественных науках, процессах объектах и явлениях, изучением которых они занимаются | Познавательный интерес к естественным наукам; Знание объектов изучения естественных наук | | |
Раздел 1. Мир биологии 4 часа | 3. Живые царства. Бактерии | Бактерии – безъядерные одноклеточные организмы | Умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую | | |
4. Живые царства. Грибы | Грибы. Грибница (мицелий), гифы, плодовое тело. Шляпочные грибы (съедобные и ядовитые), дрожжевые грибы, грибы-паразиты | Выделение существенных особенностей представителей царства Грибы. Знание правил оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. | | |
5. Живые царства. Растения. | Растения. Хлорофилл. Органы растений: корни, стебли, листья, цветки, плоды и смена Отделы: Водоросли, Мхи, Папоротники, Голосеменные, Цветковые | Выделение существенных особенностей Представителей царства Растения. Знание основных систематических единиц царства Растения. | | |
6. Живые царства. Животные | Животные. Простейшие стейшие (одно- клеточные) жи- вотные. Многоклеточные животные. Типы: Кишечнополо-стные, Иглокожие, Кольчатые черви, Моллюски, Чле нистоногие, Хордовые | Выделение су- щественных особенностей представителей царства Живот- ные. Знание ос- новных систе- матических единиц царства Животные | | |
Раздел 2. Клетка. 1 час | 7. Клетка как структурная и функциональная единица живого | Клетка как структурно- функциональная единица всего живого. Строение клеток .Ссс Строение клеток. Разн Разнообразие клет клеток. Клетки растений и животных Кле | Давать характеристику клетки Сравнивать строение клеток растений и животных Называть особенности строения клеток растений и животных. | | |
Раздел 3. Ткани. 3 часа | 8. Растительные ткани | Разнообразие растений – результат эволюции. Классификация тканей. Виды тканей: покровная, основная, выделительная. | Давать определение тканей. Различать виды тканей. Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей. | | |
9. Практическая работа «Строение кожицы листа» | Стебель. Его внутреннее и внешнее строение. Рост стебля в толщину | Использовать теоретические знания для проведения практической работы. | | |
10. Ткани животных | Классификация тканей. Виды тканей: эпителиальные, мышечные,соединительные | Называть ткани животных, классифицировать ткани. Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей. | | |
Раздел 4. Органы. 7 часов | 11. Органы растений | Корень и побег. Стебель, лист, почки. | Называть органы растений. Определять их функции. Устанавливать взаимосвязь | | |
12. Практическая работа «Строение стержневой и мочковатой системы», «Строение корневых волосков и корневого чехлика» | Классификация корней, виды корневых систем. Функции корня и его частей. | Использовать теоретические знания для проведения практической работы. | | |
13. Практическая работа «Микроскопическое строение стебля», «Строение луковицы, клубня» | Стебель. Его внутреннее и внешнее строение. Рост стебля в толщину | Использовать теоретические знания для проведения практической работы. | | |
14. Лабораторная работа «Строение почек, расположение их на стебле» | Строение почек, виды почек | Использовать теоретические знания для проведения практической работы. | | |
15. Лабораторная работа «Простые и сложные листья» | Классификация листьев по строению, внутреннее строение листьев. | Использовать теоретические знания для проведения практической работы. | | |
16. Лабораторная работа «Строение семян двудольных и однодольных растений» | .строение семян | Использовать теоретические знания для проведения практической работы. | | |
17. Органы животных | Органы брюшной и грудной полости. | Называть органы грудной и брюшной полости. Устанавливать взаимосвязь строения и функций органов. | | |
Раздел 5. Организм как единое целое (1 час) | 18. Организм высших растений. Организм животных. | Организм как единое целое. Взаимосвязь органов и систем органов. | Характеризовать организм как единое целое. Уметь устанавливать взаимосвязь между строением и функциями организма как единого целого. | | |
Раздел 6. Организм и среда обитания (13 часов) | 19. Водные обитатели | Компоненты природы. Водная среда обитания | Знание компонентов природы. Представление о многообразии обитателей водной среды. Выявление при- способлений организмов к обитанию в водной среде. | | |
20. Наземно-воздушная среда обитания | Наземно-воздушная среда обитания | Представление о многообразии обитателей наземно-воздушной среды и разнообразии приспособлений | | |
21 Почвенная среда обитания | Почвенная среда обитания | Представление о многообразии обитателей почвенной среды. Выявление приспособлений организмов к очвенной среде обитания | | |
22. Организменная среда обитания. | Организменная среда обитания. Хозяин, паразит, симбионт | Выявление приспособлений организмов к организменной среде обитания. Знание причин примитивности паразитов и их отличий от симбионтов. Знание основных правил,позволяющих избежать заражения паразитами. | | |
23. Экологические факторы | Экологические факторы. Абио- тические факторы: температура, влажность, свет | Знание классификации экологических факторов. Понимание значимости каждого абиотического фактора для живых организмов | | |
24 Экологические факторы: биотические и антропогенные | Биотические факторы среды: положительные (симбиоз), отрицательные (хищничество) паразитизм, конкуренция) | Знание различных форм взаимоотношений между живыми организмами в природе. Умение приводить примеры форм взаимоотношений организмов. Различение отрицательных и положительных результатов влияния деятельности человека на природу. Знание правил поведе- ния в природе и мер по ее охране | | |
25. Природные сообщества | Природные сообщества (естественные, искусственные). Пищевые цепи, пищевые сети. Круговорот ве- ществ в природе. | Представление о многообразии природ- ных сообществ как следствие разнообразия природных условий на поверхности планеты. Понимание важности пищевых связей для осуществления круго- ворота веществ. | | |
26. Жизнь в Мировом океане | Мировой океан. Обитатели поверх ностных вод (планктон), обитатели толщи воды, обитатели морских глубин | Осознание роли Мирового океана на планете. Понимание рациональности приспособлений обитателей океана к разным условиям | | |
27. Путешествие по материкам | Материки: Африка, Евразия, Северная и Южная Америка, Австралия, Антарктида. Природные условия. Растительный и животный мир | Познавательный интерес к предметам естественно-научного цикла. Представление о многообразии растительного и живот- ного мира планеты как результате приспособляемости организмов к различны природным условиям на разных материках | | |
28. Биология и практика | Биологическая защита урожая, породы животных, сорта растений, лекарственные растения | Понимание необходимости биологических знаний для хозяйственной деятельности человека | | |
29. Биологи защищают природу | Охрана природы. Виды (исчезаю- щие, редкие). Охраняемые территории (заповедники, заказники, национальные парки) | Осознание степени негативного влияния человека на природу и необходимости ее охраны. Принятие правил поведения в живой природе | | |
30. Биология и здоровье | Здоровый образ жизни. Вредные привычки. Первая доврачебная помощь пострадавшему | Принятие правил здорового образа жизни. Понимание необходимости оказания экстренной Доврачебной помощи пострадавшим при кровотечениях, переломах, ушибах и растяжениях | | |
31. Живые организмы и наша безопасность | Ядовитые растения и грибы, опасные животные | Представление о существовании живых организмов, опасных для здоровья и жизни человека. Понимание необходимости оказания экстренной первой помощи при отравлениях ядовитыми растениями и грибами, при укусах ядовитых животных | | |
Заключе-ние (6 час) | 32-35. Проектная деятельность 36-37. Конференция «Живой организм» | Обобщение знаний. | Анализировать, систематизировать, применять полученные знания в своей жизни | | |
Содержание программы
Общее количество часов — 37
Введение (2 ч) Живой организм как открытая биологическая система.
Раздел 1. Клетка (2 ч)
Химический состав клетки. Клетка как структурно- функциональная единица всего живого. Прокариотические и эукариотические клетки. Строение, сходство и различия. Разнообразие клеток. Клетки растений, грибов и животных. Сходство и различия. Неклеточные формы жизни.
Демонстрация схем и таблиц:
многообразие клеток;
строение эукариотической клетки;
строение животной клетки;
строение растительной клетки;
строение прокариотической клетки.
Раздел 2. Ткани (3 ч)
Ткань как совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих сходное строение и выполняющих общую функцию.
Растительные ткани
Разнообразие растений — результат длительной эволюции, сопровождающейся переходом к наземным условиям существования. Дифференцировка клеток, формирование тканей.
Классификация тканей по основной выполняемой функции. Строение и расположение.
Лабораторные и практические работы
1. Строение основной и проводящей ткани листа.
2. Строение кожицы листа
Ткани животных
Одноклеточные и многоклеточные животные.
Дифференцировка клеток в многоклеточном организме. Образование тканей.
Демонстрация образцов эпителиальной и соединительной ткани под микроскопом.
Раздел 3. Органы (7 ч)
Орган — обособленная часть организма, имеющая определенную форму, строение.
Органы растений
Корень. Классификация корней: по происхождению (главный, придаточные, боковые),
Корневые системы: стержневая и мочковатая.
Функции корня и его частей.
Видоизменения корней.
Побег — стебель с расположенными на нем листьями и почками.
Почка (зачаточный побег): строение, расположение, классификация.
Стебель: строение, рост. Функции стебля
Лист — боковой орган побега. Функции листа. Внешнее строение листа: листовая пластинка,
черешок, основание, прилистники. Разнообразие листьев. Листорасположение.
Жилкование листа: сетчатое, параллельное, дуговое. Клеточное строение листа.
Видоизменения листьев.
Цветок. Видоизмененный укороченный побег. Функции и строение цветка.
Соцветия: простые и сложные.
Плод. Плоды простые и сложные.
Семя. Специализированный орган. Строение семян
Лабораторные и практические работы
Строение корневых волосков и корневого чехлика
Строение стержневой и мочковатой корневых систем.
Микроскопическое строение стебля.
Строение луковицы, клубня.
Строение почек, расположение их на стебле.
Простые и сложные листья.
Строение семян двудольных и однодольных растений.
Органы животных
Внутренние органы: органы пищеварительной, дыхательной, выделительной и половой систем.
Демонстрация схем систем органов человека или других млекопитающих.
Раздел 4. Организм как единое целое (1 ч)
Организм высших растений. Целостный организм высших растений
Жизненные формы растений:
дерево, кустарники, кустарнички и травы. Однолетние, двулетние, многолетние.
Организм животных. Взаимодействие всех органов и систем — обеспечение целостности
организма.
Раздел 5. Жизнедеятельность организма (17 ч)
Опора и движение
Значение опорных систем в жизни организмов.
Растения. Опорные системы растений.
Животные. Опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет
Дыхание
Значение дыхания. Роль кислорода в расщеплении органических веществ и освобождении
энергии.
Растения. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в дыхании растений.
Животные. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.
Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней,
обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.
Транспорт веществ
Перенос веществ в организме, его значение.
Растения. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений,
Лабораторные и практические работы
Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвижения органических веществ по стеблю.
Питание и пищеварение.
Питание как процесс получения организмами веществ и энергии
Растения. Особенности питания растений. Почвенное питание.
Воздушное питание (фотосинтез). Значение фотосинтеза.
Животные. Особенности питания животных. Травоядные и плотоядные животные. Хищники,
симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение.
Выделение.
Выделение как процесс выведения из организма конечных и промежуточных продуктов метаболизма, чужеродных и избыточных веществ. Значение процесса выделения для обеспечения оптимального состава внутренней среды организма и его нормальной жизнедеятельности.
Растения. Выделение у растений. Значение листопада в жизни растений.
Животные. Выделение у животных. Роль легких, желудочно-кишечного тракта, кожи, слизистых оболочек в осуществлении функции выделения.
Демонстрация:
Сущность и значение обмена веществ и энергии как одного из наиболее существенных свойств живого.
Растения. Обмен веществ у растительных организмов.
Животные. Обмен веществ у животных организмов.
Размножение
Биологическое значение размножения. Виды размножения.
Растения. Бесполое размножение растений: спорообразование; вегетативное размножение..
Половое размножение высших споровых и семенных растений. Размножение покрытосеменных растений. Цветок как орган полового размножения. Опыление, двойное оплодотворение. Образование семян и плодов.
Животные. Бесполое размножение животных: деление, почкование. Особенности полового размножения животных.
Демонстрация способов размножения растений.
Лабораторные и практические работы
Рост и развитие
Растения. Распространение плодов и семян. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков.
Животные. Прямой и непрямой типы постэмбрионального развития. Яйцекладное и внутриутробное прямое развитие.
Лабораторные и практические работы
Регуляция процессов жизнедеятельности
Связь организмов с внешней средой. Поддержание гомеостаза и приспособление к
изменениям окружающей среды.
Растения. Ростовые вещества растений. Животные. Раздражимость как
способность организмов отвечать на воздействия окружающей среды. Нервная система.
Железы внутренней секреции.
Демонстрация:
Учебно-методические средства обучения образовательному стандарту. Москва, «Русское слово», 2013 год. БиличГ. Л., Крыжановский В. А. Биология: Полный курс. Т. 1-3. М.: Оникс 21 век, 2002. Биология. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. КемпП., Арме К. Введение в биологию. Т. 1—3. М.: Мир, 1988. Левитин М. Г., Левитина Т. П. Общая биология: словарь понятий и терминов. СПб.: Паритет, 2002. Медников Б. М. Биология. Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994. Тейлор Д., Грин Н., СтаутУ. Биология. Т. 1—3. М.: Мир, 2001. Дополнительная литература: .Н.И. Галушкова. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника. Волгоград: «Учитель» 2007. .Оданович М. В. Биология 6 класс: тесты по всем программам/ авт.-сост. М. В. Оданович. – Волгоград: Учитель, 2007. -97с. Кривошеева М. А., Кислицкая М. В. Тесты по биологии. – Москва: ИКЦ «МатТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МатТ», 2004. -192с. |
|
Материально-техническое обеспечение Биология. Лабораторный практикум. Учебное электронное издание Экология. Учебное электронное издание Экология. Электронный мультимедийный курс Биология. Красная книга Волгоградской области Электронный учебник «Кирилла и Мефодия», мультимедийные пособия, электронные энциклопедии «Зоология», «Ботаника», «Открытая биология» Физикон и др., |