Программа дополнительного образования детей "Я, ты, он, она-вместе дружная семья"
Программа дополнительного образования детей "Я, ты, он, она-вместе дружная семья"
Пояснительная записка
Одна из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями России, - подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учетом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом.
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В современном обществе толерантная культура имеет особое значение: она выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального действия.
В связи с тем, что в нашей школе обучаются дети разных национальностей (русские, татары, удмурты, азербайджанцы, узбеки, таджики, чеченцы, армяне и многие другие), данная программа имеет особую актуальность.
Важно формировать у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Особое внимание в данной программе уделено формированию этнической толерантности, при котором следует опираться на личный опыт детей, менталитет этноса к которому принадлежит ребёнок.
Этническая толерантность предполагает:
- готовность к сотрудничеству;
- готовность к культурному взаимообмену и взаимообогащению;
- способность к взаимной эмпатии, т. е. к постижению ментальности другого народа;
- нейтрализацию негативных комплексов в поведении человека другой национальности без унижения его личного и социального достоинства;
- установку на взаимоуважительный диалог с целью достижения большего взаимопонимания.
Данная программа является комплексной и представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
В аспекте духовно-нравственного воспитания детей чрезвычайно
плодотворно обращение к традиционной культуре. Фольклор – это целый
мир, яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Интерес к фольклору – одно из проявлений интереса к своей истории, к жизни народа в разные времена, к его думам, надеждам, мечтам, к его языку и поэзии. Во все времена человек выражал себя в труде и творчестве.
Познакомить детей с играми какого-нибудь народа – лучший способ вызвать интерес и симпатию к данному народу, поскольку игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. В культурно-историческом развитии любого народа игра являлась важным фактором воспитания в процессе первоначальной подготовки людей к жизни. В основе этой подготовки лежали особенности взаимоотношения с окружающей средой. Именно игра доступным языком передает детям знания о народе любой национальности. Игра вводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний, трудовых навыков, совершенствованию двигательной деятельности.
На протяжении веков, переходя от поколения к поколению, игры развивались, обогащались под влиянием изменений условий жизни народа, его быта, обычаев.
Игры сохранили в себе элементы народного образа жизни, его чаяний и стремлений. Во многих играх отражаются труд крестьянина, обработка земли, занятия охотой и рыболовством. В некоторых играх сохранились элементы старинных обрядов.
Программа позволяет ввести младшего школьника в социальный мир, позволяет учитывать индивидуальный уровень развития каждого ребенка, его интересов, способствует успешной социализации и воспитанию толерантности.
Цель курса: формирование культуры толерантного поведения учащихся как ценности современного общества.
Задачи:
1)Сформировать первоначальные представления о национальной культуре разных народов;
2) Заинтересовать в изучении культурного наследия своего народа, как части мировой культуры;
3) Развитие у учащихся интереса к фольклору, национальным традициям, играм разных народов;
4)Развитие творческих способностей учащихся.
Программа рассчитана на 1 год (34 часа, 1 час в неделю).
Место проведения: школа, учреждения дополнительного образования.
Время проведения: первая и вторая половина учебного дня.
Формы работы с учащимися:
индивидуальная
групповая
фронтальная
Методы: Теоретические занятия:
Беседы;
Сообщения;
Встреча с интересными людьми;
Литературно-музыкальные гостиные;
Просмотр и обсуждение видеоматериала;
Поездки, походы по историческим и памятным местам.
Практические занятия:
Творческие конкурсы;
Выставки декоративно-прикладного искусства;
Коллективные творческие дела;
Праздники;
Викторины;
Интеллектуально-познавательные игры;
Подвижные игры;
Экскурсии;
Тренинги;
Наблюдения учащихся за событиями в регионе, в стране;
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
Заочное путешествие;
Творческие проекты, презентации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования детей "Я, ты, он, она-вместе дружная семья" »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Менделеевская средняя общеобразовательная школа»
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
(факультативный курс)
«Я, ты, он, она – вместе дружная семья»
Возраст детей: 9-10 лет
Срок реализации программы: 1 год
Авторы программы:
Меньшикова Оксана Ивановна,
учитель начальных классов,
I квалификационной категории,
Коротаева Ольга Павловна,
учитель начальных классов,
II квалификационной категории.
Менделеево 2012
Пояснительная записка
Одна из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями России, - подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учетом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом.
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В современном обществе толерантная культура имеет особое значение: она выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального действия.
В связи с тем, что в нашей школе обучаются дети разных национальностей (русские, татары, удмурты, азербайджанцы, узбеки, таджики, чеченцы, армяне и многие другие), данная программа имеет особую актуальность.
Важно формировать у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Особое внимание в данной программе уделено формированию этнической толерантности, при котором следует опираться на личный опыт детей, менталитет этноса к которому принадлежит ребёнок.
Этническая толерантность предполагает:
- готовность к сотрудничеству; - готовность к культурному взаимообмену и взаимообогащению; - способность к взаимной эмпатии, т. е. к постижению ментальности другого народа; - нейтрализацию негативных комплексов в поведении человека другой национальности без унижения его личного и социального достоинства; - установку на взаимоуважительный диалог с целью достижения большего взаимопонимания.
Данная программа является комплексной и представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
В аспекте духовно-нравственного воспитания детей чрезвычайно
плодотворно обращение к традиционной культуре. Фольклор – это целый
мир, яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Интерес к фольклору – одно из проявлений интереса к своей истории, к жизни народа в разные времена, к его думам, надеждам, мечтам, к его языку и поэзии. Во все времена человек выражал себя в труде и творчестве.
Познакомить детей с играми какого-нибудь народа – лучший способ вызвать интерес и симпатию к данному народу, поскольку игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. В культурно-историческом развитии любого народа игра являлась важным фактором воспитания в процессе первоначальной подготовки людей к жизни. В основе этой подготовки лежали особенности взаимоотношения с окружающей средой. Именно игра доступным языком передает детям знания о народе любой национальности. Игра вводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний, трудовых навыков, совершенствованию двигательной деятельности.
На протяжении веков, переходя от поколения к поколению, игры развивались, обогащались под влиянием изменений условий жизни народа, его быта, обычаев.
Игры сохранили в себе элементы народного образа жизни, его чаяний и стремлений. Во многих играх отражаются труд крестьянина, обработка земли, занятия охотой и рыболовством. В некоторых играх сохранились элементы старинных обрядов.
Программа позволяет ввести младшего школьника в социальный мир, позволяет учитывать индивидуальный уровень развития каждого ребенка, его интересов, способствует успешной социализации и воспитанию толерантности.
Цель курса: формирование культуры толерантного поведения учащихся как ценности современного общества.
Задачи:
1)Сформировать первоначальные представления о национальной культуре разных народов;
2) Заинтересовать в изучении культурного наследия своего народа, как части мировой культуры;
3) Развитие у учащихся интереса к фольклору, национальным традициям, играм разных народов;
4)Развитие творческих способностей учащихся.
Программа рассчитана на 1 год (34 часа, 1 час в неделю).
Место проведения: школа, учреждения дополнительного образования.
Время проведения: первая и вторая половина учебного дня.
Формы работы с учащимися:
индивидуальная
групповая
фронтальная
Методы: Теоретические занятия:
Беседы;
Сообщения;
Встреча с интересными людьми;
Литературно-музыкальные гостиные;
Просмотр и обсуждение видеоматериала;
Поездки, походы по историческим и памятным местам.
Практические занятия:
Творческие конкурсы;
Выставки декоративно-прикладного искусства;
Коллективные творческие дела;
Праздники;
Викторины;
Интеллектуально-познавательные игры;
Подвижные игры;
Экскурсии;
Тренинги;
Наблюдения учащихся за событиями в регионе, в стране;
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
Заочное путешествие;
Творческие проекты, презентации.
Учебно-тематический план
№ п\п
Название разделов
Кол-во часов
Всего
Теоретических
Практических
1.
Введение.Мир, в котором я живу
4
1
3
2.
Братья-славяне
6
2
4
3.
Страна в стране
9
4
5
4.
Среди Кавказских гор…
9
4
5
5.
По просторам Средней Азии
3
1
2
6.
Итоговое занятие. Фестиваль, выставка.
3
1
2
Итого
34
13
21
Содержание программы
Мир, в котором я живу (4 часа).
Россия – наша Родина. Россия объединила более ста разных народов: больших и малых. Общее на всех языках. Ценности народов России. Чем богат духовный мир человека.
Беседа. Входная диагностика.
Родное Прикамье. История и культура. Народы Прикамья. У каждого свой язык, обычаи и традиции.
Практическая работа: заочное путешествие и обсуждение.
Приобвинский край – моя малая Родина. Географическое положение Приобвинского края. Районный центр – село Карагай. Население. Народные промыслы. Писатели и поэты края.
Народы Приобвинского края – одна семья. Национальный состав района. Значение каждого народа. Его вклад в развитие истории и культуры района.
Практическая работа: творческие презентации.
Братья-славяне (6 часов).
Русские. История и культура. Происхождение русских фамилий. Значение старорусских имен (Святослав, Любомир и др.) Книга Шумилина Е. «Тимошка Пермитин из деревни Пермяки».
Армяне, грузины. История и культура. Религиозные взгляды.
Беседа. Встреча с интересными людьми.
Народные обычаи и праздники. День Святого Георгия.
Армянская народная игра «Красное солнце»
Практическая работа: разучивание армянской народной игры.
Фольклор армян и грузин. Сказки, легенды, пословицы.
Интеллектуально-познавательная игра
Практическая работа: проведение игры.
По просторам Средней Азии (3 часа)
Таджики, узбеки. История и культура.
Заочное путешествие.
Практическая работа: просмотр видеоматериалов и обсуждение.
Народные обычаи и праздники. Навруз.
Таджикская народная игра «Пастух и козы»
Практическая работа: разучивание таджикской народной игры.
Фольклор таджик и узбек. Сказки, легенды, пословицы.
Литературно-музыкальная гостиная
Подведение итогов. Подготовка и проведение фестиваля«Нас много, мы разные, мы вместе» (3 часа).
32. Любовь и уважение к Отечеству. Общие нравственные ценности народов.
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
Итоговая диагностика.
33. Подведение итогов года. Подготовка мини-проектов и презентаций. Организация выставки декоративно-прикладного искусства.
34. Праздник «Нас много, мы разные, мы вместе».
Защита мини-проектов и презентаций. Выставка декоративно-прикладного искусства.
Практическая работа: проведение фестиваля, выставки и презентации.
Планируемые результаты:
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни: приобретение школьниками знаний об истории и культуре народов, населяющих Карагайский район, их фольклоре, народных играх; об уважительном отношении к представителям разных национальностей, к особенностям их быта и культуры; о культурных традициях
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения: опыт охраны памятников истории и культуры; опыт общения с представителями разных национальностей, проживающих на территории Карагайского района, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде, опыт взаимодействия с другими людьми.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т.д.
Модель толерантного ученика:
хорошо знающий себя, обладающий навыками самоорганизации, самоконтроля;
хорошо понимающий других, обладающий определённым уровнем нравственной культуры: добрый, отзывчивый, терпимый, уважающий и понимающий людей, готовый прийти на помощь;
владеющий речевым этикетом и коммуникативными навыками;
успешно взаимодействующий в коллективе;
противостоящий нетолерантным отношениям
Список литературы:
Григорьев В.Д., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя . – М.: Просвещение, 2011.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011.
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. В 2 частях. Под. Ред. А.Я.Данилюка. – М.: Просвещение 2012.
Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество. – М.: Просвещение 2011.
Школьный продленный день в третьем тысячелетии. Сборник материалов краевой научной конференции. – Пермь: ПКИПКРО. 2007.