kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа дополнительного образования детей "Я, ты, он, она-вместе дружная семья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

         Одна из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями России, - подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учетом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом.

         Проблема  воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В современном обществе толерантная культура имеет особое значение: она выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального действия.

         В связи с тем, что в нашей школе обучаются дети разных национальностей (русские, татары, удмурты, азербайджанцы, узбеки, таджики, чеченцы, армяне и многие другие), данная программа имеет особую актуальность.

         Важно формировать у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Особое внимание в данной программе уделено формированию этнической толерантности, при котором следует опираться на личный опыт детей, менталитет этноса к которому принадлежит ребёнок.

  Этническая толерантность предполагает:

- готовность к сотрудничеству;
- готовность к культурному взаимообмену и взаимообогащению;
- способность к взаимной эмпатии, т. е. к постижению ментальности другого народа;
- нейтрализацию негативных комплексов в поведении человека другой национальности без унижения его личного и социального достоинства;
- установку на взаимоуважительный диалог с целью достижения большего взаимопонимания.

         Данная программа является комплексной и представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

    В аспекте духовно-нравственного воспитания детей чрезвычайно

плодотворно обращение к традиционной культуре. Фольклор – это целый

мир, яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Интерес к фольклору – одно из проявлений интереса к своей истории, к жизни народа в разные времена, к его думам, надеждам, мечтам, к его языку и поэзии. Во все времена человек выражал себя в труде  и творчестве.

Познакомить детей с играми какого-нибудь народа – лучший способ вызвать интерес и симпатию к данному народу, поскольку игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. В культурно-историческом развитии любого народа игра являлась важным фактором воспитания в процессе первоначальной подготовки людей к жизни. В основе этой подготовки лежали особенности взаимоотношения с окружающей средой. Именно игра доступным языком передает детям знания о народе любой национальности. Игра вводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний, трудовых навыков, совершенствованию двигательной деятельности.

На протяжении веков, переходя от поколения к поколению, игры развивались, обогащались под влиянием изменений условий жизни народа, его быта, обычаев.

        Игры сохранили в себе элементы народного образа жизни, его чаяний и стремлений. Во многих играх отражаются труд крестьянина, обработка земли, занятия охотой и рыболовством. В некоторых играх сохранились элементы старинных обрядов.

  Программа позволяет ввести младшего школьника в социальный мир, позволяет учитывать индивидуальный уровень развития каждого ребенка, его интересов, способствует успешной социализации и воспитанию толерантности.

   Цель курса:  формирование культуры толерантного поведения учащихся как  ценности современного общества.

Задачи:

         1)Сформировать первоначальные представления о национальной культуре разных народов;

2) Заинтересовать в изучении культурного наследия своего народа, как части мировой культуры;

3) Развитие у учащихся интереса к фольклору, национальным традициям, играм разных народов;

4)Развитие творческих способностей учащихся.

Программа рассчитана на 1 год (34 часа, 1 час в неделю).

Место проведения: школа, учреждения дополнительного образования.

Время проведения: первая и вторая половина учебного дня.

Формы работы с учащимися:

  1. индивидуальная
  2. групповая
  3. фронтальная

Методы: Теоретические занятия:

  • Беседы;
  • Сообщения;
  • Встреча с интересными людьми;
  • Литературно-музыкальные гостиные;
  • Просмотр и обсуждение видеоматериала;
  • Поездки, походы по историческим и памятным местам.

 

Практические занятия:

  • Творческие конкурсы;
  • Выставки декоративно-прикладного искусства;
  • Коллективные творческие дела;
  • Праздники;
  • Викторины;
  • Интеллектуально-познавательные игры;
  • Подвижные игры;
  • Экскурсии;
  • Тренинги;
  • Наблюдения учащихся за событиями в регионе, в стране;
  • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
  • Заочное путешествие;
  • Творческие проекты, презентации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования детей "Я, ты, он, она-вместе дружная семья" »

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Менделеевская средняя общеобразовательная школа»









ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

(факультативный курс)

«Я, ты, он, она – вместе дружная семья»

Возраст детей: 9-10 лет

Срок реализации программы: 1 год





Авторы программы:

Меньшикова Оксана Ивановна,

учитель начальных классов,

I квалификационной категории,

Коротаева Ольга Павловна,

учитель начальных классов,

II квалификационной категории.











Менделеево 2012



Пояснительная записка

Одна из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями России, - подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учетом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом.

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В современном обществе толерантная культура имеет особое значение: она выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального действия.

В связи с тем, что в нашей школе обучаются дети разных национальностей (русские, татары, удмурты, азербайджанцы, узбеки, таджики, чеченцы, армяне и многие другие), данная программа имеет особую актуальность.

Важно формировать у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Особое внимание в данной программе уделено формированию этнической толерантности, при котором следует опираться на личный опыт детей, менталитет этноса к которому принадлежит ребёнок.

Этническая толерантность предполагает:

- готовность к сотрудничеству;
- готовность к культурному взаимообмену и взаимообогащению;
- способность к взаимной эмпатии, т. е. к постижению ментальности другого народа;
- нейтрализацию негативных комплексов в поведении человека другой национальности без унижения его личного и социального достоинства;
- установку на взаимоуважительный диалог с целью достижения большего взаимопонимания.

Данная программа является комплексной и представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

В аспекте духовно-нравственного воспитания детей чрезвычайно

плодотворно обращение к традиционной культуре. Фольклор – это целый

мир, яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Интерес к фольклору – одно из проявлений интереса к своей истории, к жизни народа в разные времена, к его думам, надеждам, мечтам, к его языку и поэзии. Во все времена человек выражал себя в труде и творчестве.

Познакомить детей с играми какого-нибудь народа – лучший способ вызвать интерес и симпатию к данному народу, поскольку игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. В культурно-историческом развитии любого народа игра являлась важным фактором воспитания в процессе первоначальной подготовки людей к жизни. В основе этой подготовки лежали особенности взаимоотношения с окружающей средой. Именно игра доступным языком передает детям знания о народе любой национальности. Игра вводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний, трудовых навыков, совершенствованию двигательной деятельности.

На протяжении веков, переходя от поколения к поколению, игры развивались, обогащались под влиянием изменений условий жизни народа, его быта, обычаев.

Игры сохранили в себе элементы народного образа жизни, его чаяний и стремлений. Во многих играх отражаются труд крестьянина, обработка земли, занятия охотой и рыболовством. В некоторых играх сохранились элементы старинных обрядов.

Программа позволяет ввести младшего школьника в социальный мир, позволяет учитывать индивидуальный уровень развития каждого ребенка, его интересов, способствует успешной социализации и воспитанию толерантности.

Цель курса: формирование культуры толерантного поведения учащихся как ценности современного общества.

Задачи:

1)Сформировать первоначальные представления о национальной культуре разных народов;

2) Заинтересовать в изучении культурного наследия своего народа, как части мировой культуры;

3) Развитие у учащихся интереса к фольклору, национальным традициям, играм разных народов;

4)Развитие творческих способностей учащихся.

Программа рассчитана на 1 год (34 часа, 1 час в неделю).

Место проведения: школа, учреждения дополнительного образования.

Время проведения: первая и вторая половина учебного дня.

Формы работы с учащимися:

  1. индивидуальная

  2. групповая

  3. фронтальная

Методы: Теоретические занятия:

  • Беседы;

  • Сообщения;

  • Встреча с интересными людьми;

  • Литературно-музыкальные гостиные;

  • Просмотр и обсуждение видеоматериала;

  • Поездки, походы по историческим и памятным местам.


Практические занятия:

  • Творческие конкурсы;

  • Выставки декоративно-прикладного искусства;

  • Коллективные творческие дела;

  • Праздники;

  • Викторины;

  • Интеллектуально-познавательные игры;

  • Подвижные игры;

  • Экскурсии;

  • Тренинги;

  • Наблюдения учащихся за событиями в регионе, в стране;

  • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;

  • Заочное путешествие;

  • Творческие проекты, презентации.
















Учебно-тематический план


п\п

Название разделов

Кол-во часов

Всего

Теоретических

Практических

1.

Введение.Мир, в котором я живу

4

1

3

2.

Братья-славяне

6

2

4

3.

Страна в стране

9

4

5

4.

Среди Кавказских гор…

9

4

5

5.

По просторам Средней Азии

3

1

2

6.

Итоговое занятие. Фестиваль, выставка.

3

1

2


Итого

34

13

21


Содержание программы

Мир, в котором я живу (4 часа).

  1. Россия – наша Родина. Россия объединила более ста разных народов: больших и малых. Общее на всех языках. Ценности народов России. Чем богат духовный мир человека.

Беседа. Входная диагностика.

  1. Родное Прикамье. История и культура. Народы Прикамья. У каждого свой язык, обычаи и традиции.

Практическая работа: заочное путешествие и обсуждение.

  1. Приобвинский край – моя малая Родина. Географическое положение Приобвинского края. Районный центр – село Карагай. Население. Народные промыслы. Писатели и поэты края.

Выставка декоративно-прикладного искусства.

Практическая работа: посещение краеведческого музея.

  1. Народы Приобвинского края – одна семья. Национальный состав района. Значение каждого народа. Его вклад в развитие истории и культуры района.

Практическая работа: творческие презентации.

Братья-славяне (6 часов).

  1. Русские. История и культура. Происхождение русских фамилий. Значение старорусских имен (Святослав, Любомир и др.) Книга Шумилина Е. «Тимошка Пермитин из деревни Пермяки».

Практическая работа: интеллектуально-познавательная игра.

  1. Русский фольклор. Понятие о фольклоре как русском народном творчестве. Пословицы, песни, сказки русского народа.

Литературно-музыкальная гостиная.

  1. Русские праздники: Масленица. Русские народные игры.

Игры: «Заря», «Шлепанки»

Практическая работа: разучивание русских народных игр.

  1. Украинцы, белорусы, молдаване. История и культура. Что значит Киевская Русь?

Практическая работа: виртуальная экскурсия.

  1. Народные обычаи, праздники, игры. Иван Купала. Рождество.

Украинская народная игра «Хлебец» (Хлибчик)

Практическая работа: разучивание украинской народной игры.

  1. Фольклор украинцев, белорусов, молдаван. Сказки, легенды, пословицы. Герои былин.

Литературно-музыкальная гостиная

Страна в стране (9часов).

  1. Татары и башкиры. История и культура. Религиозные особенности.

Практическая работа: просмотр видеоматериалов.

  1. Народные обычаи и праздники татар и башкир. Сабантуй. Народные игры.

Татарские народные игры «Скок-перескок» (Кучтем-куч), «В узелок».

Практическая работа: разучивание татарской народной игры.

  1. Фольклор татар и башкир. Сказки, легенды, пословицы. Сказ о богатыре Урале.

Беседа. Познавательная игра.

  1. Коми-пермяки. История и культура.

Беседа. Встреча с интересными людьми.

  1. Народные обычаи и праздники коми-пермяков. Сарчик приносит весну. Народные подвижные игры.

Коми-пермяцкая народная игра «Охота на оленей» (Коръясос нярталаон куталом)

Практическая работа: разучивание народной коми-пермяцкой игры.

  1. Фольклор коми-пермяков. Сказки, легенды, пословицы. Сказ о Пере-охотнике и графе Строганове.

Литературная гостиная.

  1. Малые народы Приобвинского края. История и культура марийцев, мордвы, чувашей, удмуртов.

Практическая работа: просмотр видеоматериалов.

  1. Народные обычаи и праздники. Проводы льда.

Удмуртская народная игра «Догони с платочком»

Практическая работа: разучивание удмуртской народной игры.

  1. Фольклор малых народов. Сказки, легенды, пословицы. Герои сказок.

Беседа. Викторина.

Среди Кавказских гор…(9 часов)

  1. Азербайджанцы. История и культура. Народные игры.

Заочное путешествие. Азербайджанская народная игра «Борьба в цепи».

Практическая работа: просмотр видеоматериалов и обсуждение.

  1. Народные обычаи и праздники. Курбан-байрам, Ураза-байрам, Семейный уклад.

Практическая работа: творческие проекты, презентации.

  1. Фольклор азербайджанцев. Сказки, легенды, пословицы. Мудрость старейшин.

Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций. Ролевые игры.

  1. Чеченцы, ингуши, дагестанцы. История и культура. Мусульманские традиции в воспитании детей.

Беседа. Встреча с интересными людьми.

  1. Народные праздники и игры. Мавлид (День рождения пророка Мухаммада).

Дагестанская народная  игра «Повелитель лунки».

Практическая работа: разучивание дагестанской народной игры.

  1. Фольклор чеченцев, ингушей, дагестанцев. Сказки, легенды, пословицы.

Беседа.

  1. Армяне, грузины. История и культура. Религиозные взгляды.

Беседа. Встреча с интересными людьми.

  1. Народные обычаи и праздники. День Святого Георгия.

Армянская народная игра «Красное солнце»

Практическая работа: разучивание армянской народной игры.

  1. Фольклор армян и грузин. Сказки, легенды, пословицы.

Интеллектуально-познавательная игра

Практическая работа: проведение игры.

По просторам Средней Азии (3 часа)

  1. Таджики, узбеки. История и культура.

Заочное путешествие.

Практическая работа: просмотр видеоматериалов и обсуждение.

  1. Народные обычаи и праздники. Навруз.

Таджикская народная игра «Пастух и козы»

Практическая работа: разучивание таджикской народной игры.

  1. Фольклор таджик и узбек. Сказки, легенды, пословицы.

Литературно-музыкальная гостиная

Подведение итогов. Подготовка и проведение фестиваля «Нас много, мы разные, мы вместе» (3 часа).

32. Любовь и уважение к Отечеству. Общие нравственные ценности народов.

Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;

Итоговая диагностика.

33. Подведение итогов года. Подготовка мини-проектов и презентаций. Организация выставки декоративно-прикладного искусства.

34. Праздник «Нас много, мы разные, мы вместе».

Защита мини-проектов и презентаций. Выставка декоративно-прикладного искусства.

Практическая работа: проведение фестиваля, выставки и презентации.


Планируемые результаты:

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни: приобретение школьниками знаний об истории и культуре народов, населяющих Карагайский район, их фольклоре, народных играх; об уважительном отношении к представителям разных национальностей, к особенностям их быта и культуры; о культурных традициях

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения: опыт охраны памятников истории и культуры; опыт общения с представителями разных национальностей, проживающих на территории Карагайского района, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде, опыт взаимодействия с другими людьми.


Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т.д.

Модель толерантного ученика:

  • хорошо знающий себя, обладающий навыками самоорганизации, самоконтроля;

  • хорошо понимающий других, обладающий определённым уровнем нравственной культуры: добрый, отзывчивый, терпимый, уважающий и понимающий людей, готовый прийти на помощь;

  • владеющий речевым этикетом и коммуникативными навыками;

  • успешно взаимодействующий в коллективе;

  • противостоящий нетолерантным отношениям







Список литературы:

  1. Григорьев В.Д., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя . – М.: Просвещение, 2011.

  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011.

  3. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. В 2 частях. Под. Ред. А.Я.Данилюка. – М.: Просвещение 2012.

  4. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество. – М.: Просвещение 2011.

  5. Школьный продленный день в третьем тысячелетии. Сборник материалов краевой научной конференции. – Пермь: ПКИПКРО. 2007.

  6. Сценарии народных календарных праздников /авт. – сост. Л.А.Овчаренко. – Волгоград: Учитель, 2009.

  7. Вопросы нравственного воспитания личности на традициях и принципах народной педагогики//Завуч начальной школы, №2, 2011.

  8. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников. – Ярославль, 2003.

  9. Фатеева А.П. 300 подвижных игр для младших школьников. –Ярославль: Академия развития, 1998.

  10. Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР. -М.: Просвещение, 1988.

  11. Сказки народов мира.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа дополнительного образования детей "Я, ты, он, она-вместе дружная семья"

Автор: Меньшикова Оксана Ивановна

Дата: 11.12.2014

Номер свидетельства: 142477


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства