Анализ преподавания предмета "Самопознание" 2015-2016 учебный год
Анализ преподавания предмета "Самопознание" 2015-2016 учебный год
Данный анализ отражает программу нравственно-духовного образования "Самопознание" обязательного для усвоения в 8-10 классах общеобразовательной школы содержание обучения самопознанию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Анализ преподавания предмета "Самопознание" 2015-2016 учебный год»
Анализ преподавания предмета «Самопознание»
В 2001 году был реализован большой проект «Стратегическая Образовательная Инициатива», целью которого была разработка и внедрение программы «Самопознание» - программы обучения школьников приемам и методам самопознания и самосовершенствования. Программа «Самопознание», инициированная Сарой Алпысовной Назарбаевой, отвечает ключевым интересам нации в становлении и развитии программы нравственно-духовного образования детей и молодежи.
Данная программа отражает обязательное для усвоения в 8-10 классах общеобразовательной школы содержание обучения самопознанию.
Основные цели программы «Самопознание»:
- стимулировать духовно-нравственное развитие личности учащихся; способствовать усвоению ими знаний об общечеловеческих ценностях и приобщению к этим ценностям;
- содействовать развитию личностного потенциала школьников, раскрытию индивидуальных способностей, формированию социально значимых личностных качеств и жизненных навыков, определённых Государственным общеобязательным стандартом среднего образования Республики Казахстан по предмету «Самопознание», подготовить к успешной реализации растущего человека к жизни.
Программа для 8-10 классов обеспечивает преемственность в изучении предмета от начальной до старшей ступени школы. В ней определены основные задачи учебного предмета:
1)ориентировать учащихся на самопознание и постоянное самосовершенствование;
2) заложить основы культуры общения учащихся;
3) содействовать пониманию учащимися сути общечеловеческих ценностей;
4) помочь учащимся понять свою роль в коллективе и обществе;
5) стимулировать осознание взаимозависимости природы, человека и общества;
6) формировать опыт социализации и нравственного поведения в различных учебных и жизненных ситуациях.
7) развивать личностные качества для достижения жизненных целей и раскрытия своего предназначения.
Дети, подростки должны осознать необходимость самовоспитания, самореализации, освоить соответствующие навыки и механизмы осуществления своего призвания на земле. На уроках самопознания и во внеурочной деятельности важно создать все условия, чтобы человек мог достичь вершин развития своих духовных, интеллектуальных и физических возможностей. С этой целью в программе предусмотрены акмеологический, этический и эстетический аспекты.
Базовое содержание учебного предмета «Самопознание» в 8-10 классах группируется по принципу взаимопересечения в соответствии с разделами: I «Быть человеком», II «Человек и общество», III «Мир и человек», IV «Мир человечества».
Содержание указанных разделов предусматривает усиление ценностного отношения учащихся к себе и миру не только через расширение знаний об общечеловеческих ценностях, но и через эмоционально окрашенное усвоение системы общечеловеческих ценностей, развитие чувств, воспитание ценностных отношений и качеств личности.
Тематика уроков самопознания включает широкий диапазон сведений о человеке и окружающем мире не только познавательного, но и проблемного характера, что актуализирует исследовательский поиск учащихся, их творческий подход к осмыслению вопросов, рассматриваемых на конкретном уроке.
Важнейшей особенностью подросткового возраста является ярко выраженная потребность в самоутверждении. Темы первого раздела «Быть человеком» ориентированы на развитие у учеников понимания подлинной человеческой природы, человеческого достоинства, стимулирование потребности в самопознании и самосовершенствовании.
Тематическое планирование второго раздела «Человек и общество» направлено на развитие у учащихся культуры общения, привитие ценностного отношения к семье, этики взаимоотношений в коллективе, гражданской позиции.
В рамках третьего раздела «Мир и человек» предусмотрено рассмотрение таких вопросов, как образ мира, мировосприятие, позитивное мышление, созвучие человека с окружающим миром.
В четвёртом разделе «Мир человечества» особое внимание уделяется осознанию учащимися своей принадлежности к человеческому роду и формированию ответственности за всё, что происходит на планете.
Разделы взаимосвязаны, что помогает рассмотреть разные грани общечеловеческих ценностей, нравственно-духовного опыта человечества.
Опираясь на требования по окончанию в 8 классе учащиеся:
- Аканова Зейнеп, Ибраева Даяна, Олейник Наталья, Аскар Алия, Махметова Айнур умеют различать положительные и отрицательные черты характера человека, его действия и намерения;
- Балгабаева Жанна, Жаканова Алина, Альмаганбетова Кенжебике умеют управлять своим эмоциональным и психическим состоянием, сдерживать проявления негативных эмоций и действий;
- Кирпота Артем, Хасенов Диас, Ахметчин Темирлан, Дуйсенов Айдос умеют выполнять разные виды физической деятельности, способствующие здоровому образу жизни, а также выражают свое отношение к красоте окружающей среды через творческую деятельность;
- Бабчук Елена, Насибова Милана, Юсупова Алия, Абитова Айдана, Жусупова Зарина умеют соблюдать правила достойного поведения в обществе, оценивать личные поступки и поступки окружающих;
- Прозорова Валерия, Балжакаева Асемгуль, Аханова Гаухар, Сапарбекова Асель понимают значение ответственного отношения к своим обязанностям, умеет трудиться самостоятельно и в коллективе;
- Ережепов Данияр в 1 полугодии занятий не умел соблюдать правила достойного поведения в обществе, оценивать личные поступки и поступки окружающих, что в процессе уроков самопознания было устранено данное затруднение;
В целом 8 классы умеют оценивать негативные стереотипы и опасные увлечения; умеет оценивать свои действия и свое развитие с точки зрения предупреждения вредных привычек (алкоголь, курение, наркотики и т.д.), понимают значимость культуры, традиций, обычаев, языка своего и других народов, осознают ценность позитивного общения, умеет проводить самооценку и сопоставлять ее с оценкой учителей, сверстников, родных и близких, что соответствует требованиям и ожидаемым результатам программы «Самопознания» для 8 классов.
- Айтбаев Алихан, Мухамадиев Архат на первых занятиях были негативно настроены на занятия по самопознанию, в следствие чего, было выяснено и объяснено для чего ведутся занятия;
- Айбедулова Марьям, Алитанова Мадина, Абельдинова Меруерт, Телятникова Яна умеют распознавать прекрасное, возвышенное, трагическое и комическое в жизни и выражать к этому свое отношение, осознают свою жизнь и здоровье как ценность, использует на практике знания о здоровом образе жизни, стремится исключить из жизни вредные привычки;
- Тер-Даллакянц Ванесса, Назаркенова Аяна, Сабитов Олжас, Сибанбаев Серик умеют объективно соизмерять желания и возможности, различать потребности материального и нематериального плана, также понимают значимость взаимопомощи в жизни.
Большинство учащихся 9 классов, по окончании программы понимают взаимосвязь общечеловеческих, этнокультурных и национальных ценностей, смогли понять свою роль в семье, коллективе и обществе в зависимости от половой принадлежности и стремятся к осознанию гражданской принадлежности, проявляют уважительное отношение к казахскому и другим языкам, к казахским национальным традициям и традициям других народов. Также понимают важность сознательного выбора будущей профессии, что соответствует требованиям уровня подготовки в 9 классе.
Опираясь на требования к уровню подготовки в 10 классе:
учащиеся 10 «А» класса:
- владеют культурой позитивного общения, и умеют проявлять ее на практике в повседневной жизни;
- умеют анализировать и критически оценивать свои взгляды и поступки, взгляды и поступки других людей;
- осознают ценность позитивного общения в семье, ответственность за создание семьи;
- стремятся к пониманию смысла жизни;
- умеют продуктивно организовать свое личное время с пользой для себя и общества;
- умеют сопоставлять, анализировать, критически оценивать информацию, полученную из различных источников;
- умеют свободно, аргументировано выражать и обосновывать свои взгляды и суждения, проявлять терпимость к мнениям;
У учащихся 10 «Б» класса:
- Абилева Динара, Меркель Кирилл, Кудайбергенова Асем, Токушева Жазира, Мананкова Наталья, Кукенова Айслу проявляют уважение и терпимость к представителям других национальностей и конфессий, независимо от положения человека в обществе и его личных качеств, а также умеют отстаивать свою гражданскую позицию;
- Саламатова Надия, Толеухан Арман, Хамитова Акбота не раскрылись до конца на занятиях по самопознанию, отвечая нежеланием участвовать в творческой деятельности.
Также учащиеся 10 классов на занятиях свободно выражали свои мысли и чувства.