Результаты выявления психологической компетентности педагогов.
Было проведено анкетирование из 27 педагогов. Цель, которого была выявить степень психологической компетентности.
В чем заключается психологическая компетентность современного педагога? В модели профессиональной компетентности учителя в соответствии со стандартами образования четко определена сущность психологической компетентности педагога, которая включает в себя:
осведомленность учителя об индивидуальных особенностях каждого ученика, его способностях, сильных сторонах характера, достоинствах и недостатках предшествующей подготовки, которая проявляется в принятии продуктивных стратегий индивидуального подхода в работе с ним;
осведомленность в области процессов общения, происходящих в группах, с которыми учитель работает, процессов, происходящих внутри групп как между учащимися, так и между учителем и группами, учителем и учащимися, знание того, в какой мере процессы общения содействуют или препятствуют достижению искомых педагогических результатов;
осведомленность учителя об оптимальных методах обучения, о способности к профессиональному самосовершенствованию, а также о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и деятельности и о том, что и как нужно сделать в отношении самого себя, чтобы повысить качество своего труда.
Психология личности учителя проявляется не только в его позиции по отношению к детям, но и в организации собственной педагогической деятельности. Часто незнание собственных психологических особенностей приводит к тому, что учитель начинает копировать опыт своих коллег, которые имеют свои индивидуальные психологические особенности. Таким образом, психологическая компетентность может быть охарактеризована через эффективность, конструктивность деятельности (внешней и внутренний) на основе психологической грамотности, т.е. означает эффективное применение знаний, умений для решения стоящих перед человеком задач, проблем.
11% – свидетельствует что вы с интересом подходите к личности учащихся, ориентация на их творческое развитие и сотворчество с ними, желание вжиться в их внутренний мир независимо от того, нравятся или не нравятся они нам. Стремление адаптировать учебные материалы к ученику. 81% говорит о том, что Вы, мало интересуясь личностью ученика, ориентируясь в основном на действия, независимо от их влияния на детей, не стремитесь к сотрудничеству, склонны к авторитарному поведению, делите детей на любимых и нелюбимых.
СТИЛЬ ПРЕПОДАВАНИЯ
На формирование стиля оказывает влияние целый ряд факторов: личностные особенности, жизненные установки, опыт. Стиль преподавания может способствовать эффективности работы учителя или осложнять выполнение учителем своих профессиональных обязанностей.
Первый вариант ответов говорит о демократическом стиле учителя. Учитель привлекает учеников к принятию решений, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия: побуждение, совет, просьба. Удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения.
Преобладание второго варианта ответа указывает на черты либерального, или "попустительского" стиля. Такой учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность и колебания, испытывает чувство зависимости от учащихся. Для этих людей характерна низкая самооценка, чувство тревоги и неуверенности в себе, низкий жизненный тонус, неудовлетворенность своей работой.
Преобладание третьего варианта говорит об авторитарных тенденциях. Учитель использует свои права, не считаясь с мнением детей и требованием ситуации. Главные методы воздействия - приказ, поучение. Для такого учителя характерна низкая удовлетворенность профессией, хотя он может иметь репутацию . Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно, теряют активность и самостоятельность, их самооценка падает. Возможны конфликтные ситуации. Авторитарный стиль в чистом виде представляет собой стрессовую воспитательную стратегию.
Рекомендации
В завершении работы предоставляю рекомендации по использованию модели для учителей школы:
Измерьте уровень учебной мотивации учащихся класса (при помощи анкетирования).
Проведите анализ своей работы и спрогнозируйте процесс образования учащихся с учетом своего педагогического стиля.
Каждый урок продумывайте и организовывайте так, чтобы он был эффективным, используйте рефлексию в своей деятельности и деятельности учащихся.
На уроках в пятых, шестых и седьмых классах проводить психологические (коммуникативные) игры для, изучение групповой сплоченности, снятие внутреннего напряжения участников, развить солидарность и понимание, создать атмосферу доверия среди участников и сплочение коллектива.
В 8-11 классах психологические игры направлены на профориентацию и релаксацию.
Проанализируйте особенности семейного воспитания.
Если стараться все это учитывать и применять, то психологическая компетентность сформируется у вас достаточно быстро и вам будет легче в вашей профессиональной жизни. Эту внутреннюю динамику заметите вы и оценят ваши коллеги, что благотворно повлияет на профессиональный и личностный рост.
Профессиональные установки учителя.
Установка – готовность человека к определенной деятельности, связанная с наличием той или иной потребности.
Суть установки – скрытые ожидания – они внушаются мгновенно, непроизвольно, минуя мысль. Наши ожидания написаны у нас на лице.
Представьте установки некоторых учителей:
- не ожидать ничего хорошего
- дать свой предмет
- пройти программу
Продуктивные установки
- установка на успех в деятельности
- презентационные установки (предъявление себя) - потребность во внимании
- установка на самообразование, саморазвитие, самораскрытие
- установка на выражение любви к детям, потребность опекать
- установка на служение ближнему
- установка на служение обществу
Непродуктивные установки
- установка на материальное благополучие
- минимизация усилий (избегание трудностей)
- установка на избегание неудач
- скрытая потребность во власти
- компенсаторные потребности (самовозвышение за счет унижения детей)
- случайные установки
Я предлагаю представить сказки и выбрать из них какая вам ближе.
“Аленький цветочек”. С одной стороны, прекрасная история, учит доброте и самопожертвованию. С другой стороны, в нашем подсознании откладывается установка - путь к счастью лежит через страдания, самоотречение, проблемы.
“Красная шапочка”. Замечательная сказка. Однако некоторые психологи обнаружили в ней обратный эффект –она учит излишней наивности (где это видано, Красная Шапочка, увидев пасть волка, не убежала, а наоборот, начала расспрашивать, почему у него такие большие уши, зубы и т.д.). Если ребенком, вы зачитали эту книгу до дыр, не удивляйтесь, что вам 30, а вы все еще верите первому встречному, а потом оказываетесь в абсолютно дурацком положении.
“Колобок”. Сказка учит быть гибким, решительным в различных ситуациях. Быстрая реакция – залог успеха. Хитростью можно добиться многого.
“Золушка”. Влюбившиеся в эту героиню девочки навсегда для себя усвоили: для того, чтобы стать счастливой, нужно много и кропотливо работать. Практика показывает, что юные золушки оканчивают школу с медалью, а спустя некоторое количество времени становятся бизнес-вумен. Как правило, у них образцовый дом.
“Василиса Премудрая”. Любительницы это сказки всю жизнь вынуждены входить в чье-то положение. Они всегда дадут совет, поддержат, утешат в нужную минуту. Из них получаются заботливые и мудрые матери. Один нюанс – порой мужья садятся им на шею, увлекаясь игровыми автоматами, жена посердится, а потом приласкает. Все-таки Премудрая!
Что нужно сделать, чтобы решить проблему в положительную сторону?
Психологи советуют еще раз внимательно прочесть любимое произведение и попробовать переписать финал.
В населениях наших школ две самые важные иногда воюющие нации – это ученики и учителя.
Перед вами лежат листочки. Подумайте, кто из ваших учеников, по вашему мнению, для вас является самым проблемным учеником. Напишите его имя.
Теперь впишите только положительные качества этого ученика. В своей дальнейшей работе с ним используйте только этот положительный потенциал.
Действительно ли ваш ученик такой проблемный?
Пусть анализ ситуации поможет решить свою профессиональную проблему.
Далее, напишите свое имя и свои качества как положительные, так и отрицательные. Каких оказалось больше? Подчеркните положительные, пусть они вам помогут.
Только тогда вы будете успешным учителем, а ученик успешным учеником, когда будет идти ориентировка на позитивные качества личности.
Залогом успешной работы учителей, кроме умения общаться с детьми, понимании ребенка, способности помочь ученику как в учебной деятельности, так и в решении его проблем, является умение наладить контакт с родителями. Отношения с ними должны быть построены на доверии. В современной школе важно учитывать социальный заказ родителей, выполнение которого требует новых форм совместной деятельности родителей, педагогического коллектива и обучающихся. Для эффективной совместной работы учителей необходимо доверительное отношение родителей к нему. Учащийся проводит в школе достаточно много времени, и родителю важно знать, что все происходящее с его ребенком в это время находится под контролем профессионала, которому он доверяет. В этом случае уважительное отношение родителей к педагогу отражается и на отношении ребенка к классному руководителю.
Психологические методы и приемы эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями группы риска"
Эффективное общение - это принятие того, что сообщает партнер по общению; принятие его чувств; отказ от осуждения партнера.
Мы должны показать собеседнику (в нашем случае - родителю группы риска), что понимаем его мысли и чувства. Мы можем и не согласиться с тем, что говорит или делает родитель, но мы в силах принять его чувства. Принятие можно продемонстрировать невербально (мимикой, жестами, позой, тоном) и вербально (словами).
Этапы взаимодействия классного руководителя и родителя группы риска: 1) установление контакта; 2) прояснение предмета разговора; 3) обсуждение и принятие совместного решения с опорой на ресурсы родителя.
Вопрос группе: какой из этих этапов для педагога, как правило, самый сложный?
Установление контакта. Обычно встреча "среднестатистических" педагога и родителя группы риска происходит примерно так: минуя установление контакта ("чего это я перед ним буду прыгать?"), педагог начинает сразу со второго этапа ("так, я вызвал(а) вас потому, что ваш ребенок опять не учится, плохо себя ведет, конфликтует с педагогами и вообще он какой-то стал неуправляемый!.. Что у вас дома происходит? Вы вообще занимаетесь его воспитанием?" и т. д.).
Для установления контакта хорошо использовать правило "трех П": ПРИНИМАЕМ - ПОНИМАЕМ - ПОДДЕРЖИВАЕМ.
Как это делаем? Используя невербальные и вербальные средства общения.
Прояснение предмета разговора. Методы и приемы:
Мы не можем посылать свои мысли и чувства прямо собеседнику, а пользуемся вербальными средствами общения, интерпретируем его сообщение с большей или меньшей степенью точности. Для того чтобы понять сообщение как можно точнее, полезно использовать обратную связь (проговаривать, что именно вы услышали).
Рефлексивное слушание требует от педагога понимания многообразия чувств родителя и способности установить с ним эмоциональный контакт. В результате родитель чувствует, что его слушают и стремится продолжить разговор.
Важно: желание выслушать родителя группы риска (может быть, его больше и некому выслушать), уделить ему достаточно времени, принятие как негативных, так и позитивных чувств родителя. Вербализация чувств: "вы чувствуете... потому что..."; "вы огорчены!... потому что..."
Предупреждение: не следует использовать рефлексивное слушание тогда, когда вы чувствуете, что родитель вас не принимает или отталкивает (в этом случае данный метод не приведет к успеху).
Уважаемые учителя! Добрые, злые как Капитаны на мостике корабля. Удачи вам, дебютанты и асы. Удачи! Особенно по утрам, Когда вы входите В школьные классы, Одни - как в клетку, Другие – как в храм.
Памятка для классных руководителей при взаимодействии с неблагополучными семьями.
• Никогда не предпринимайте воспитательных действий в плохом настроении.
• Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить ее в том, что Ваши цели – это, прежде всего их цели.
• Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения ведущие к цели.
• Классный руководитель обязан поощрять успехи проблемного ребенка, замечать даже самые незначительные успехи.
• Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное.
• Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, несмотря на оплошности родителей.
Педсовет на тему:
«Взаимодействие школы в интересах личности ребенка»
Подготовила педагог психолог О.А. Давыденко
«Выявления психологической
компетентности педагогов».