Просмотр содержимого документа
«"В поисках клада"»
Конспект занятия в сенсорной комнате
Тема: «Путешествие в поисках клада»
Возраст: 9-10 лет (3-4 класс).
Количество детей: 6 человек.
Категория детей: обучающиеся с легкой умственной отсталостью
Тип занятия: коррекционно-развивающее.
Место: сенсорная комната.
Цель: стимулирование сенсорного развития детей, компенсация сенсорных впечатлений, сохранение и поддержка индивидуальности ребенка через гармонизацию внутреннего мира.
способствовать развитию воображения обучающихся, используя современные нетрадиционные методы и приемы, в частности, посредством внедрения в воспитательно-образовательный процесс игровой квест-технологии, способствующей формированию у детей самостоятельного мышления, развитию познавательной активности;
Закрепить навыки ориентировки в пространстве по словесной инструкции, умение определять направление маршрута.
Коррекционно-развивающие:
Развить тактильные, слуховые и зрительные анализаторы;
Развить поисковую и творческую активность;
Закреплять умение передавать ощущения в вербальной форме;
Виды детской деятельности: игровая, познавательная, двигательная, коммуникативная, коррекционно-развивающая.
Формы и методы: сказкотерапия, песочная терапия, музыкотерапия, игровая терапия, релаксация, метод стимулирования интереса к занятию - создание ситуаций занимательности, наблюдение.
Материалы и оборудование: стол для рисования песком с подсветкой; пуфы – «модули», сухой бассейн, балансировочные доски, «Дерево», сундучок с заданиями, перчаточная кукла, магнитофон, мешок с яблоками, смайлики.
Планируемые результаты: развитие тактильных, слуховых и зрительных анализаторов; овладение методами снижения эмоционального напряжения; развитие коммуникативных навыков; развитие двигательной активности, развитие психических процессов: внимание, память, мышление, воображение.
Ход занятия.
Организационный этап.
Дети входят в кабинет, становятся полукругом.
Педагог-психолог: Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть сегодня на нашем занятии!
И мы сейчас по доброй традиции начнем наше занятие с ритуала приветствия.
Ритуал «Желаем добра»
Педагог-психолог: Давайте встанем друг против друга. Нужно произносить приветствие и выполнять действия, которые я вам подскажу.
Здравствуй, друг! Здороваются за руку. Как ты тут! Хлопают друг друга по плечу. Где ты был? Дергают за ушко друг друга. Я скучал! Кладут руки себе на сердце. Ты пришел! Разводят руки в стороны. Хорошо! Обнимаются.
II. Мотивационный этап.
Педагог-психолог: А теперь ребята крепче за руки беритесь и друг другу улыбнитесь». Давайте пройдем на свои рабочие места. Сегодня у нас необычное занятие, мы с вами отправимся в путешествие на поиски клада. Знаете ли вы что такое клад? (ответы детей) .При необходимости психолог помогает ответить на вопрос.
А что же нам может помочь найти клад? (ответы детей)
Посмотрите ребята на карте указаны все задания, которые мы с вами должны выполнить, чтобы дойти до клада. А я буду вашим путеводителем, сопровождая вас во время путешествия.
Нам с вами придется отправиться в путешествие и при этом выполнять интересные, непростые задания, которые приведут нас к кладу. Для того, чтобы знать какие задания мы должны будем выполнять нам поможет карта.
Но, прежде чем отправиться в путешествие, ребята давайте подумаем, что может помочь в выполнении трудных заданий?
Педагог-психолог: Ребята, вы готовы к путешествию? (ответы детей). Тогда в добрый путь!
Педагог-психолог: А теперь нам пора приступить к выполнению первого задания.
Практический этап.
Игра-разминка
Педагог-психолог: Ребята, я предлагаю вам немного потренировать с помощью мячиков ваши руки!
Игра с нейро – мячиками.
Бросок и ловля одновременно двумя руками.
Бросок и ловля мяча одной рукой.
Бросок и ловля сразу двух мячей двумя руками одновременно/попеременно.
Мяч перекидывается из одно руки в другую. Возможен вариант удара о пол или передача мяча за спиной
Мяч бросают в стену и сразу же ловят или дают один раз удариться об пол.
Упражнение «Алфавит»
Педагог-психолог: Чтобы выполнить следующее задание, мне нужны ваши ловкие руки и вы должны быть очень внимательными. Поднимите вверх правую руку, затем левую, а теперь обе руки. Молодцы! Теперь вы без труда справитесь со следующим заданием.
Я буду вам показывать определенную букву. Под каждой буквой есть одна из трех пометок красным цветом: Л, П, O.
Пометки указывают на движение рук:
Л – поднять левую руку в сторону,
П – поднять правую руку в сторону,
O – поднять обе руки вверх.
Вам нужно одновременно произнести букву и поднять соответствующую руку.
«Молодцы!»
Педагог-психолог: Впереди нас ждет следующее испытание?
Упражнение «Лабиринт»
Педагог-психолог: Ребята, что здесь изображено? (Психолог показывает рисунок лабиринта).
Дети: Лабиринт.
Педагог-психолог: Правильно. Вам нужно будет одновременно указательным пальцем правой и левой руки обвести дорожки.
Педагог-психолог:А теперь усложняем задачу. Перед вами доски с лабиринтами. Старайтесь, чтобы шарик прошел все коридоры лабиринта. Внимательно следим за шариком. Нужно успеть выполнить задание, пока в часах течет песок (песочные часы).
(по истечении времени, меняются балансировочные доски («лабиринты») между ребятами).
Педагог-психолог: Молодцы, ребята! Хорошо справились с заданием. Все были внимательными.
Нас ждет с вами следующее испытание.
Упражнение «Сказка из песка»
Педагог-психолог: Чтобы выполнить следующее задание, ребята скажите пожалуйста, что начинается со слов?
«Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…».
Дети: Сказка.
Педагог-психолог: Совершенно, верно, ребята! И сейчас мы с вами попробуем нарисовать сказку. А рисовать будем на песке.
(Дети подходят к столу с подсветкой для рисования песком. Выполняют рисунок в соответствии с текстом.)
Звучит релаксационная музыка тихим фоном.
Педагог-психолог: Посмотрите, кто нас здесь ждет. (игрушка - еж).
Психолог: Сказку мы будем рисовать для ежика. Слушайте внимательно меня, и поочередно рисуем то, что я вас буду просить.
(Дети слушают и выполняют рисунок индивидуально).
Педагог-психолог: Однажды Ежику приснился сон, что бежит он по зеленой травке – мягко шуршит травка под ним. Бежал, бежал Ёжик и увидел цветочек» (дети рисуют травку и цветочек).
Педагог-психолог: А с каким цветом ассоциируется? (дети выбирают цвет).
Дальше побежал… Вдруг пошёл дождь». Покажите, как он капает.
(дети рисуют капли дождя подушечками пальцев).
Педагог-психолог: С каким цветом ассоциируется? (ребята выбирают цвет на панели стола).
Педагог-психолог: От дождя целый ручеек получился (дети рисуют волны).
Педагог-психолог: С каким цветом ассоциируется? (дети выбирают цвет на панели стола).
Педагог-психолог: Решил ежик обсушиться – лег и подставил свои иголочки солнышку» (ребята рисуют солнышко).
Педагог-психолог: С каким цветом ассоциируется? (выбирают цвет на панели стола).
Педагог-психолог: Высох наш еж, дальше побежал. Захотел еж есть …. И видит перед собой вкусный грибок» (дети рисуют грибок).
Педагог-психолог: С каким цветом ассоциируется? (дети выбирают цвет на панели стола).
Педагог-психолог: Ой, какой вкусный грибок! Поел и дальше побежал. Бежал, бежал, да и устал. Прилег на травку» (дети рисуют двумя пальчиками травку).
Педагог-психолог: С каким цветом ассоциируется? (дети выбирают цвет на панели стола).
Педагог-психолог: Молодцы! Вот какая сказка у нас получилась. Понравилось?
(ответы детей).
Педагог-психолог: Воображение мы с вами потренировали.
И снова в путь шагаем, задания дружно выполняем.
Задание «Тропинка препятствий»
Педагог-психолог: Ребята, перед вами проложена тропинка, но она не простая, а с препятствиями. Ваша задача в точности повторить за мной каждое мое движение. Будьте внимательны.
Тактильная дорожка (5 сегментов). Педагог-психологна каждом сегменте выполняет определенные действия:
• прыжки на месте, под счет до 5, руки на поясе;
• встать на одну правую ногу, счет до 5;
• ходьба на месте, под счет до 5;
• встать на одну левую ногу, счет до 5;
• перекат с пяточки на носочек, счет до 5, затем хлопок в ладоши и прыжок вперед.
Педагог-психолог: А теперь вы должны пройтись по этой волшебной (тактильной) дорожке.
На носочках по тропинке, друг за другом мы пойдём. Много нового увидим, много нового найдём.
Упражнение «Море из шариков».
(Звучит шум моря).
Педагог-психолог: Слышите, ребята, шум моря?
Сейчас нам требуется переплыть море. Но море необычное, а из шариков.
Дети погружаются в сухой бассейн.
Педагог-психолог: Ребята, давайте перевернемся на животик и поплывем.
Дети выполняют упражнение.
Педагог-психолог: А теперь перевернемся на спину. Продолжаем плыть.
Дети выполняют упражнение.
Педагог-психолог: А теперь спокойно полежим на волнах. Закройте глаза и представьте себе, что вы спокойно покачиваетесь на волнах моря…
Дети выполняют упражнение.
Педагог-психолог: Ну вот и виден берег, ребята! Выбираемся на сушу. Какие вы смелые, ребята, переплыли целое море… Не страшно было?
Ответы детей.
Педагог-психолог: Слышите, ребята, шум моря?
Педагог-психолог: Мы так долго плыли, что нам надо немного отдохнуть.
Релаксационная пауза.
Упражнение «На берегу моря»
Музыкальный фон. (Дети садятся на мягкие пуфы).
Педагог-психолог: Лягте поудобнее, закройте глаза и слушайте мой голос. «Представьте, что вы находитесь в прекрасном месте – на берегу моря. Чудесный летний день! Голубое небо, теплое солнце… Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает все ваше тело: лоб, лицо, спину, живот, руки, ноги… Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным, послушным. Вам тепло и приятно. Лучики солнышка ласкают ваше тело. Дышится легко и свободно. Настроение становиться бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться.
Мы открываем глаза – мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день».
IV. Рефлексивный этап.
Упражнение «Работа с деревом»
Педагог-психолог: Посмотрите, ребята, а здесь что-то спрятано.
(Под деревом ребята находят мешочек, на котором написано «Здоровье»).
Педагог-психолог: Ребята, как вы думаете, почему здесь мешочек с надписью «Здоровье»?
Педагог-психолог: Главный клад для человека – это здоровье! А что нужно, чтобы быть здоровым?
Ответы детей.(делать зарядку, гулять на свежем воздухе, умываться и мыть руки)
Педагог-психолог: Ребята, желаю вам доброго здоровья! А чтобы у вас было здоровье я вам раздам яблоки с пожеланиями (психолог раздает детям яблоки с табличкой «хорошее настроение», «радость», «счастье», «добро», «удача», «успех».
Педагог-психолог: Ребята, посмотрите, сколько яблок на дереве. Но яблоки здесь совсем непростые. Есть яблоки, которые нам улыбаются, а есть, которые смотрят на нас сердито. Ребята, если вам понравилось занятие, то выбираем яблоки, которые улыбаются, если нет, то сердитые (ребята вешают яблочки).
Педагог-психолог: Наше занятие подошло к концу. Всем мы скажем «До свидания!»