Игровая образовательная ситуация
«На поиски клада»
Цель: развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста путем обогащения опыта познавательно - исследовательской деятельности.
Задачи:
- Обучающие:
- Побуждать детей к познавательно- исследовательской деятельности с помощью создания проблемных ситуаций ;
- Учить видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности ;
- Совершенствовать мыслительные операции: умение выдвигать гипотезу, анализировать, делать выводы, отражая в речи результаты эксперимента;
- Формировать умения устанавливать причинно-следственные связи;
- Расширять кругозор детей, способствуя накоплению конкретных представлений о воде, воздухе, магните и их свойствах ;
- Учить классифицировать объекты неживой природы по различным признакам (вес, растворимость, магнетизм, плавучесть).
Развивающие:
- Способствовать развитию психических процессов;
- Способствовать формированию предпосылок универсальных учебных действий: умение работать в паре, договариваться со сверстниками, учитывая их мнение;
- Расширять словарный запас ребёнка за счёт слов: капитанский мостик, штурвал, трюм, растворитель, гипотеза, магнетизм;
- Способствовать развитию инициативы, самостоятельности и творчества;
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к объектам неживой природы, аккуратность в работе;
- Воспитывать уважительное отношение к каждому ребенку и детей друг к другу;
Ожидаемый результат НОД (достижения детей):
-представления о некоторых свойствах воды, воздуха, магнита;
-умение выдвигать гипотезу;
-умение делать выводы;
-умение эффективно сотрудничать со сверстниками.
Методы:
*Наглядный,
* Словесный,
*Практический.
Приёмы:
*Игровая проблемная ситуация,
*Опыты,
*Рассказ воспитателя,
*Вопросы к детям,
*Рассматривание физической карты мира,
*Кодировка (придумывание) символов.
Интеграция образовательных областей в соответствие с ФГОС ДО:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие»
Ход НОД:
Организационный момент.
В группе большой старинный сундук.
Восп: как появился у нас этот сундук? Кто его принёс? Может быть, ваши родители? Предлагаете открыть?
В сундуке находится карта и одежда. А карта какая-то необычная….
Как вы думаете, что обозначено жёлтым цветом, зелёным, а синим?
(зелёный цвет обозначает равнины; жёлтый — возвышенности;
синий или голубой — водные просторы)
Какой цвет преобладает на карте?
Что обозначают вот эти пятна на карте? Они есть и маленькие, и большие. (острова)
А это что за крестик на одном из островов? Неужели настоящий клад?
А вам хотелось бы отправиться в путешествие? Давайте отправимся на необитаемый остров за кладом ! Ребята, поиск клада – дело не легкое. На нашем пути будут встречаться трудности, препятствия. И их нужно будет преодолеть. Вы к этому готовы? Ну, тогда нам пора отправляться.
А наша одежда подходит для путешествия?
В сундуке есть какая-то одежда. Для кого эта одежда ? Для пиратов!
Разбойнички-ребятки! Хотите вступить в ряды настоящих пиратов? Тогда вы должны пройти испытания для кандидатов в пираты.
Игра ТРИЗ «Хорошо-плохо»
Девочки и мальчики отвечают по очереди.
Девочки говорят: «Пиратом быть хорошо, потому что …….»
( пираты, смелые, сильные, отважные, ловкие, бесстрашные )
Мальчики говорят: «Пиратом быть плохо, потому что …….»
(пираты-разбойники, они жестокие, беспощадные, кровожадные )
Так какими мы будем пиратами? ( не злыми, которые хотят стать честными, благородными, ведь клад чаще всего находят люди с чистыми помыслами).
Восп: мы отправляемся в морское путешествие. Какой вид транспорта будем использовать для нашего путешествия? (корабль, лодку, плот, катер, яхту, катамаран)
Поднимаемся на борт корабля «Удача». Вы согласны с таким названием? Да, верно, в путешествии удача нам понадобится.
Я предлагаю на борту нашего корабля и разговаривать «по-морскому», как настоящие пираты.
А вот и штурвал, чтобы оказаться на капитанском мостике, нужно придумать любое слово на морскую тему. Ребята, помогите тем, кто затрудняется ответить (вопрос: тебе помочь?)
Интересно, а из какого материала построен наш корабль?
Металл или бумага, пластмасса, ткань или дерево?
А почему построили именно из дерева? Как проверим?
Опыт « Материал для корабля»
Оборудование: сосуд с водой, предметы: деревянный брусок, пластмассовый кораблик, лист бумаги, ткань и металлическая деталь.
Ход: В ванночку с водой дети опускают различные по весу предметы и проверяют их плавучесть. (Вода выталкивает более легкие предметы)
После этого рассматривают предметы, которые плавают.
Железо-прочное, не разобьётся о скалы, но зато оно тяжёлое- корабль пойдёт ко дну.
Ткань и бумага быстро намокнут и утонут.
Вывод: лучше построить корабль из дерева.
Восп: А современные суда тоже строят из дерева? И не тонут, почему?
Задумывались ли вы, почему держится на плаву металлический корабль с грузом, техникой, людьми? Что помогает?
Помимо всего перечисленного на корабле есть воздух! Известно, что воздух намного легче воды. Что из этого следует? Внутри корпуса корабля есть некоторое пространство, заполненное воздухом. Именно он поддерживает корабль на поверхности воды и не даёт затонуть. И корабль, даже с большим грузом на борту, плывёт по водной глади морей и океанов. Проверим?
Опыт «Воздух легче воды»
Оборудование: ёмкость с водой, металлический шар и сетка.
Детям предлагается "утопить" предметы, металлический шар сразу опустится на дно, а сетка не утонет.
Вывод: Воздух легче воды. Вот поэтому железка, в которой нет ни одной дырочки, куда бы попал воздух, сразу утонет в воде. А если сделать корабль по всем правилам науки-тогда он преспокойно будет держаться на плаву!
Восп: Интересно, а какая по вкусу морская вода, кто-нибудь пробовал?
А в каком водоёме- в море или в реке корабль лучше будет держаться на плаву? Ваши предположения?
Опыт «Солёная или пресная?»
Оборудование: стаканы с солёной и пресной водой, 2 яйца.
В стакане солёная вода, в другом пресная, в солёной воде яйцо всплывает, а в стакане с пресной водой яйцо утонет.
Вывод: в солёной воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли. Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть.
Внезапно на корабль надвигается шторм (звуковой эффект).
Быстро спускаемся в трюм.
После шторма мы видим, что запас продуктов уменьшился:
Исчезли соль, сахар и лёд, а рис, фрукты и овощи не пострадали. Что случилось? Как проверим? Ваши гипотезы?
Опыт «Вода – растворитель»
Оборудование: ёмкости с водой, сахар, соль, кубики льда, рис, яблоко, груша, морковь.
Найдите друг другу пару:
1 пара проверяет растворимость соли и сахара;
2 пара проверяет растворимость льда; (в горячей воде и холодной воде)
3 пара проверяет растворимость риса;
4 пара проверяет растворимость фруктов и овощей.
Вывод: вода - растворитель, но не все вещества в ней растворяются.
Какие блюда можно приготовить из оставшихся продуктов?
(плов фруктовый, овощной салат)
А что будем пить?
КАКИМИ ПРОДУКТАМИ МОЖНО НАПИТЬСЯ
Морковь 89% воды.
Яблоки 86% воды.
Груша 84% воды.
Ягоды 85% воды.
Восп: мы прибыли на остров, давайте немного отдохнём от качки. Мы сегодня путешествуем по воде, а вода-это хорошо или плохо?
Мнения разделились, давайте поиграем.
Игра «Хорошо - плохо».
Разобьемся на две команды. Одна команда отвечает на вопрос: «Вода - это хорошо. Почему?». Другая команда отвечает на вопрос: «Вода - это плохо. Почему?» Итак, начали: «Вода -это хорошо. Почему?».
-Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки.
-Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду.
-Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде.
-В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.
Воспитатель: Первая команда отлично справилась с заданием. Послушаем теперь вторую команду. «Вода - это плохо. Почему?»
-Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть.
-Горячей водой можно обжечься.
-Если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть.
- Если часто поливать растения водой, они могут погибнуть.
- Если не умеешь плавать, можно утонуть.
-Бывает наводнение и тогда вода разрушает дома.
Восп: жизнь без воды невозможна и хороших свойств у воды, конечно,больше.
Пираты, посмотрите, сундучок! Вероятно, водой прибило к острову наш клад! Ключ от сундука на дне моря, как достать ключ, не замочив рук?
Опыт «Достань ключ»
Оборудование: тазик с водой, ключ, нитка, трубочка для коктейля, деревянная палочка, спица для вязания.
После того как детям удается вытащить ключ из воды с помощью магнита выясняется, что магнит действует на железные предметы и в воде тоже.
Вывод. Вода не мешает действию магнита. Магниты действуют на железо и сталь, даже если они разделены с ним водой.
Восп: ребята, магниты притягивают к себе некоторые предметы, это явление называется магнетизмом, а материалы – магнетическими. Как определить, обладает ли предмет магнетическим свойством? Какие предметы притягиваются?
-Нужно приложить к предмету магнит. Если магнит притягивает предмет, значит этот предмет обладает магнетическим свойством (выделяют магнетические предметы)
Ключ у нас в руках, открываем сундук!
Рефлексия
*Когда пират получает своё долгожданное сокровище, он не просто берёт его, а мысленно благодарит небеса за этот дар. Пираты вообще люди суеверные и очень верят во всякие легенды. Например, в загадывание желаний при помощи бутылки.
Желание в бутылке
Я предлагаю всем написать или нарисовать записки со своими заветными желаниями и спрятать их в большую бутылку из тёмного стекла, запечатать «сургучом» из пластилина и спрятать.
Мы можем отправляться обратно в детский сад.
*Вопросы детям:
-Какое событие в детском саду тебе сегодня понравилось?
-Что ты узнал нового?
-Что тебе понравилось делать во время путешествия?