"Учимся сочувствовать" беседа для девочек 8-9 классы
"Учимся сочувствовать" беседа для девочек 8-9 классы
Цель: Познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности; развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.
Задачи:
I.Образовательная:
1.Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих.
2.Обьяснить ученикам, почему важно уметь решать проблемы мирным путем.
Просмотр содержимого документа
«"Учимся сочувствовать" беседа для девочек 8-9 классы»
КГУ «Средняя школа им. К.Абсаметова»
Беседа с девочками 8-10 класса
«Что такое толерантность?»
Форма проведения: «круглый стол» с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.
Цель: Познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности; развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.
Задачи:
I.Образовательная:
1.Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих.
2.Обьяснить ученикам, почему важно уметь решать проблемы мирным путем.
2.Развивать умения формулировать и высказывать свое мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.
III.Воспитательная:
1.Воспитывать положительное отношение к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.
Китайская притча. «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была непростая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада ,пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго-видно ,не очень был силен в грамоте. Затем передал лист владыке.…..
-как вы думаете, что написал старик?
Продолжение притчи… Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
Любовь
Прощение
Терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
И все?
Да,- ответил старик, это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав,
добавил: - И мира тоже.
Учитель: Какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?
Дети: Любовь, терпение, прощение.
Учитель: Как вы думаете, о чем будем беседовать на занятии?
Дети: Дружбе, доброте, терпению, любви, уважении.
Учитель: Все то, о чем вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом -«толерантность». Вам понятно значение этого слова?
Задание на определение что такое толерантность.
Работа со словами………..(необходима доска, магниты)
Знакомство с новым понятием.
Толерантность - (лат) терпение - это способность терпеть что-то или кого-то. Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово-«терпимость»
Терпимость - способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться с чужим мнением.
Дать определение толерантности трудно из-за того, что в разных языках оно трактуется
по разному. И сейчас мы в этом убедимся.
Толерантность - способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения (испанский).
Толерантность - готовность быть терпимым, снисходительным (английский).
Толерантность - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным (китайский).
В русском - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего- либо, кого-либо).
Какое из определений, вам импонирует более всего?
Почему так актуальна толерантность в настоящее время?
Ответы детей.
Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед.
В сегодняшнем обществе, к сожалению, происходит активный рост агрессивности, расширение зон конфликта. В подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки. Любой человек совершает в жизни разные поступки,
в одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества,
но иногда бывает и наоборот.
Есть 2 пути развития личности - толерантный и интолерантный.
Задание: прочитать и определить качества, характерные для толерантной и интолерантной личности.
ТОЛЕРАНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ ИНТОЛЕРАНТНАЯ ЛИЧНОСТЬ
Доброжелательность Эгоизм
Желание помочь Равнодушие
Уважения мнения других Нетерпимость
Чуткость Непонимание
Понимание других Раздражительность
Агрессивность
Вывод: интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
Толерантный путь-это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
Обращение к ребятам: какие черты толерантной и интолерантной личности вы нашли у себя?
Ситуация 1. На улице или в транспорте им наступили на ногу. Их реакция …
1) с возмущением посмотрит на обидчика.
2) сухо, без эмоций сделает замечание.
3) выскажется, не стесняясь в выражениях.
Ситуация 2. В классе начался спор на повышенных тонах. Их реакция…
1) не примет участия.
2) лишь кратко выскажется в пользу той точки зрения, которую считает правильной.
3) активно вмешается в спор и «вызовет огонь на себя».
Вам пришлось проявить чуткость, тактичность, уважение к чужому мнению, умение понять другого, то есть то, что мы относим к понятию толерантности.
Легко ли вам было поставить себя на их место?
А представляете себе, как было бы хорошо, если бы все стремились воспитывать в себе черты толерантной личности. Для этого надо, конечно, приложить немало усилий, но вместе мы вполне можем с этим справиться.
И для начала я предлагаю вам посадить символическое дерево толерантности.
«Дерево толерентности».
Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала «Пространством толерантности», листочки прикрепляют на символический рисунок дерева без листьев.
Мои пожелания:
Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.