Тема урока: Лев Толстой. «Филиппок». Герои произведения.
Класс: 2 «Б»
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: Создание условий для формирования читательской компетенции школьников
Планируемый результат
Предметные умения
- самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
- самостоятельно читать про себя незнакомый текст, находить ключевые слова;
- самостоятельно формулировать главную мысль текста;
- высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному;
- осуществлять анализ текста:
- находить в тексте художественные средства (эпитеты, метафоры, сравнения);
Личностные УУД:
- умение осознавать и определять свои эмоции;
- умения осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- проявлять интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
- ориентироваться в духовно-нравственном содержании текстов.
Метапредметные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цель урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану;
- определять степень успешности своей работы и работы других.
Технические средства обучения
Компьютер
Медиапроектор
План урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний и сообщение темы урока.
1) Интонационная разминка.
2) Артикуляционная разминка.
3) Сообщение темы урока.
3. Изучение нового материала.
1) Рассказ учителя о Л.Н. Толстом.
2) Беседа о том, как учились дети в дореволюционной школе.
3) Словарная работа.
4) Физкультминутка.
5)Чтение учителем рассказа.
6) Чтение рассказа учащимися.
7) Беседа по вопросам.
8) Работа над правильностью чтения
4. Первичное закрепление нового материала.
1) Чтение цепочкой, деление текста на части
2) Оздоровительная минутка «Гимнастика для глаз».
3) Выборочное чтение.
4) Работа с пословицами.
5) Чтение по ролям.
5. Рефлексия.
6. Выставление отметок за урок.
7. Домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте!
С каким настроением вы вошли в этот замечательный класс?
Что этому способствовало?
Как же нужно учиться, чтобы все получилось в школе?
II. Актуализация знаний и сообщение темы урока.
1) Интонационная разминка.
"Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться".
Прочитайте это выражение так, что вам действительно весело.
Придайте голосу интонацию восторга и прочитайте фразу еще раз.
А теперь выделите то слово, на которое я укажу.
Пусть эти слова станут девизом нашего урока.
2) Артикуляционная разминка.
- Надуваем и спускаем «шарик».
- Чтение скороговорки. (Тихо, громче, громко)
« У речушки, у речонки
Собрались одни девчонки».
- Учимся говорить уверенно, четко, грамотно.
«Ра» - сильный дождь идет с утра;
«Со» - накачано колесо;
«Жи» - очень острые ножи;
«Ши» - в ясли ходят малыши;
«Ча» - молоточком я стучу;
«Ры» - у всех девочек шары;
«Чи» - а у мальчиков мячи;
«Рок» - вот и начался урок.
3) Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы не случайно выбрали такой девиз: "Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться".
Мы сегодня будем читать рассказ великого русского писателя
А вот кто это? Я предлагаю вам прочитать фамилию этого писателя. Она спрятана в цепочке букв.
III. Изучение нового материала.
1) Рассказ учителя о Л.Н. Толстом.
Учитель: Вспомним, что мы с вами знаем о творчестве Л.Н. Толстого (просмотр презентации)
- У него открытое, умное лицо. Внимательный, проницательный взгляд. Он прожил долгую жизнь и написал много книг для взрослых и детей.
Л.Н.Толстой очень любил трудиться. Он пахал землю, косил траву, пилил и колол дрова, строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич считал, что всякий труд полезен и нужен. Уважать можно того человека, который всю жизнь трудится. Очень долго он жил в своём доме в Ясной поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди всего мира.
В соседней деревне он устроил школу для бедных детей и стал учить их по учебникам, которые написал сам.
Он много времени проводил с детьми. Зимой катался с ними на санках, лыжах, а летом ходил с ними в лес.
В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии и помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости, о том, что надо делать людям добро, о необходимости учиться и о многом другом
2) Беседа о том, как учились дети в дореволюционной школе.
Этот рассказ о мальчике. Звали его Филиппок. Он очень хотел учиться в школе. В то время не каждый ребёнок мог учиться в школе. Люди жили бедно. Кому-то нечего было одеть, другие дети помогали дома по хозяйству и им некогда было учиться. И школы были не такие, как сейчас большие, светлые, красивые, в которых вы учитесь сейчас.
Школа размещалась в сельской избе. Где в одном классе учились дети разных возрастов. А учитель - один на всех. Он имел право наказывать детей за малейшую провинность. За невыученный урок или за непослушание детей били розгами. А вот Лев Николаевич учил детей так, чтобы им было интересно. Он никогда не наказывал своих учеников. И дети любили своего учителя.
3) Словарная работа.
Прежде чем мы будем читать, уточним слова и выражения, встречающиеся в тексте. (Слова появляются на слайдах)
Сени - помещение между жилой частью дома и крыльцом.
Полы - нижняя часть, раскрывающаяся спереди.
Бежать во весь дух - очень быстро бежать, мчаться.
Немой – лишенный способности говорить.
Пострелец - озорник, сорванец.
Слобода – шёл по своей стороне, улице
4) Физкультминутка.
Грудку мы слегка надавим, шею гладить мы начнем,
И за ушками потрем. Мы под глазками покрутим,
Брови мы натрем слегка. Ушкам сделаем зарядку,
Носик вычистим – вот так. Каждый пальчик разотрем.
Ручки мы погладим снова - вот теперь мы все здоровы.
5)Чтение учителем рассказа.
- Понравился вам рассказ?
6) Чтение рассказа учащимися.
7) Беседа по вопросам.
- Как звали мальчика? (Мальчика звали Филиппок)
- Куда он шёл? (Филиппок шёл в школу)
- Кто повстречался на его пути? ( На его пути повстречались собаки)
- Как их звали? (Собак звали Жучка и Волчок)
- О чём спросил учитель Филиппка? (Учитель спросил его имя)
8) Работа над правильностью чтения
IV. Первичное закрепление нового материала.
1) Чтение цепочкой, деление текста на части
Расположите в правильном порядке
2) Оздоровительная минутка «Гимнастика для глаз».
– Если глаза устали, выполните такие упражнения:
Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.
Делайте круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – направо – вверх – налево – вниз. Повторите 10 раз.
Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз.
Посмотрите в окно вдаль одну минуту.
3) Выборочное чтение.
Ответьте на вопросы словами из текста.
- Кого он увидел в школе?
«…Школа вся была полна ребят. Все кричали свое, и учитель в красном шарфе ходил посередине…»
- О чём спросил учитель Филиппка?
«— Ты что? — закричал он на Филипка. Филипок ухватился за шапку и ничего
не говорил. — Да ты кто? — Филипок молчал. — Или ты немой?»
- Что ответили ребята?
«— Это Филипок, Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришел в школу.»
4) Работа с пословицами.
Пословица-это короткое и мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.
А) НЕ СТЫДНО НЕ ЗНАТЬ, СТЫДНО НЕ УЧИТЬСЯ
-Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Б) УЧЕНЬЕ-СВЕТ, А НЕУЧЕНЬЕ – ТЬМА.
-Какие ещё пословицы об ученье вы знаете?
- О чём эти все пословицы?(об ученье, что надо всю жизнь учиться, тогда будешь всесторонне развитым интересным человеком)
-Для чего Филиппок, преодолевая страх, шёл в школу? (чтобы учиться)
5) Чтение по ролям.
- Прочитаем отрывок рассказа «В классе» по ролям.
- Какие герои рассказа встречают здесь? (Автор, ребята, учитель, Филиппок)
V. Рефлексия.
- С каким произведением познакомились на уроке?
- Что вы взяли для себя из этого урока?
VI. Выставление отметок за урок.
Оцени свою работу. Кому на уроке было понятно, со всеми заданиями справился – выставляет себе “5”. Кому трудно было, не успевал за ребятами, было что-то не понятно: у того есть возможность подготовиться дома и получить хорошую оценку на следующем уроке.
VII. Домашнее задание.
с. 138-140 чтение по ролям