1. Викторова Елена Анатольевна, педагог – психолог, Детско – юношеский центр Балтийского района г. Калининград, 2. Тренинг для родителей «Мы вместе».
3. Номинация: «Лучшая разработка психологических мероприятий для родителей и педагогов». 4. Тренинг разработан для «Психологической школы для родителей» в рамках работы с родителями в Детско – юношеском центре. Занятие проводится с родителями совместно с детьми. Занятия проводятся один раз в месяц.
5. 1) Полноценное общение с родителями очень важно для развития детей. Но, многие родители только теоретически знают и осознают, в чем заключается правильное воспитание детей, но на практике испытывают трудности. Родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми. Наша психологическая служба разработала ряд тренинговых занятий, на которых могут пообщаться с детьми в игровой ситуациию 2) Цели: 1. Создание условий для сотрудничества детей и родителей в игровой ситуации. 2. Создание ситуаций взаимодействия и сотрудничества. 3. Описание родителей «глазами» детей 3) Задачи: - Расширение возможностей понимания психологических особенностей своего ребенка; - активизация коммуникаций в семье; - повышение интереса родителей к внутреннему миру ребенка; 4) Участники: группа родителей с детьми старшего дошкольного или младшего школьного возраста, 8-10 пар – мама (папа) – ребенок. 5) Оборудование: Магнитофон, записи детских песен, записи музыкальных зарисовок, бумага ф. А4, карандаши (фломастеры) для каждой пары участников. 6) Время: 1час – 1 час 10. 7) Место проведения: учебное или тренинговое помещение. Ход занятия 1. Приветствие. Разогрев. 1. Приветствие. Каждый участник приветствует всех словами: «Здравствуйте, я – Сергей». 2. Знакомство. Дети по очереди встают и представляют себя и своих родителей. 3. «Встаньте те, кто…» Участникам предлагается вставать, если описание подходит: - вместе читают книжки; - имеют общее увлечение; - помогают маме мыть посуду; - помогают маме выносить мусор; - вместе путешествуют. 2. Основная часть. «Сотрудничество». 1. «Узнай свою маму». Водящему ребенку завязывают глаза. Все мамы по – очереди зовут его. Он по голосу должен узнать свою маму. 2. «Совместное рисование». Детям совместно с родителями предлагается нарисовать рисунок: одну часть рисует ребенок, другую – родитель. 3. «Комплименты». Сидя в кругу все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что – то похвалить. Принимающий говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». 4. «Опиши свою маму». Поочередно каждый участник ребенок рассказывает о своей маме, для того, чтобы по описанию можно было догадаться, кто его мама. При этом ребенку задаются вопросы: «Какая твоя мама?», «Что она любит?», «Что она не любит?», «Что ей нравится?», «Что ей не нравится?». 5. «Песня». Выбирается всем знакомая детская песня. Затем по кругу каждый поет свою строчку. Последний куплет поют все хором. 3. Заключение. Рефлексия «Мне сегодня понравилось…» Каждый участник заканчивает фразу: «Мне сегодня понравилось…» Подведение итогов.
Заявка. 1. Викторова Елена Анатольевна, педагог – психолог, Детско – юношеский центр Балтийского района г. Калининград, адрес: 236005 г. Калининград ул. Судостроительная д. 2 2. «Тренинг эмоциональной устойчивости педагогов». 3. Номинация: «Лучшая разработка психологических мероприятий для родителей и педагогов». 4. Мероприятие разработано для «Психологической лаборатории» в рамках работы с педагогами Детско – юношеского центра. Встречи проходят 1 раз в каникулы. 5. 1) Педагогическая деятельность насыщена различными напряженными ситуациями и разнообразными факторами, несущими в себе потенциальную возможность повышенного эмоционального реагирования. Такие ситуации потенциально содержат в себе увеличение нервно – психического напряжения личности, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагога является одной приоритетных задач психологической службы ДЮЦ. 2) Цели: - формирования навыков регуляции психоэмоциональных состояний, -профилактика эмоционального выгорания педагогов. - повышение компетентности в общении; 3)Задачи: -формировать навыки регуляции негативных психоэмоциональных состояний; - снижение ситуативной и личностной тревожности педагогов; -ознакомление педагогов со способами регуляции негативных психоэмоциональных состояний; 4) Участники: группа педагогов – 15 – 20 человек. 5) Оборудование: магнитофон, записи релаксационной музыки, записи народной музыки. 6) Время: 40-50 мин. Ход занятия 1. Приветствие. Разогрев. 1. Приветствие. Каждый участник по кругу приветствует всех фразой: «Как я рад Вас видеть!» 2. «Комплименты». Участники сидят в кругу. Каждый участник своему соседу справа говорит: «мне очень нравится, как ты…» Принимающий отвечает словами: «спасибо, мне самому это нравится, но кроме того, я еще…» 2. Основная часть. 1. Задание на осознание напряженности педагогической деятельности. «Напряженность педагога». Информация к размышлению: Более 80% педагогов имеют высокий уровень ситуативной тревожности, а 60% - постоянной тревожности. Вопросы для обсуждения: -В чем проявляется разница между напряжением и напряженностью педагога в общении с детьми? - как соотносятся напряженность и конфликтность в педагогическом общении? Обсуждение заданных вопросов, подведение к необходимости знакомства со способами регуляции эмоционального состояния. 2.Знакомство с разными способами поддержания психологического здоровья и эмоциональной устойчивости: 1) Дыхательные упражнения. Упражнения с успокаивающим эффектом. «Отдых». И. П. – стоя, выпрямиться, поставить ноги на ширину плеч. Вдох. На выдохе наклониться, расслабив шею и плечи так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышать глубоко, следить за своим дыханием. Находиться в таком положении 1 мин. Затем медленно выпрямиться. Упражнение с тонизирующим эффектом. «Ха – дыхание» И. П. – стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Сделать глубокий вдох, поднять руки через стороны вверх над головой. Задержка дыхания. Выдох – корпус резко наклоняется вперед, руки разбрасываются вниз перед собой, происходит резкий выброс воздуха со звуком «Ха!» 2) Упражнение на визуализацию. «Поплавок в океане». «Сядьте удобно. Дыхание ровное. Закройте глаза и расслабьтесь. Вообразите, что вы поплавок в океане. У вас нет цели, компаса, карты, руля, весел. Вы двигаетесь туда, куда несет вас ветер и океанские волны. Большая волна может на некоторое время накрыть вас, но вы вновь выныриваете на поверхность… попытайтесь ощутить эти толчки и выныривания… Ощутите движения волны, тепло солнца, капли дождя… подушку моря под вами, поддерживающую вас. Прислушайтесь к своему телу: какие ощущения возникают у вас, когда вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане?» 3)Танцевально – двигательные упражнения. «Танец – хоровод». Участники становятся в круг и берутся за руки. Звучит музыка. Участники начинают спонтанно двигаться, следуя ритму музыки и своему собственному ритму, привнося в общий танец свои индивидуальные движения. (5 мин.0 «Танец отдельных частей тела». Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен (например, танец головы, танец плеч и т. д.) Участники стараются максимально использовать в танце названную часть тела. 4) Способы ситуативной саморегуляции. - Самоубеждение, самоприказы на вызов спокойного состояния, самовнушение спокойствия и выдержки: « Я совершенно спокоен» и т. д. - самоконтроль эмоционального состояния по внешним выражениям эмоций: мимике, соматике, наличии мышечного напряжения, повышенной частоты дыхания. 3. Заключение. Рефлексия «Я сегодня…» Каждый участник группы завершает фразу: «Я (мне) сегодня …» Подведение итогов.
Заявка. 1. Викторова Елена Анатольевна, педагог – психолог, Детско – юношеский центр Балтийского района г. Калининград, адрес: 236005 г. Калининград ул. Судостроительная д. 2 2. Психологическое развивающее занятие « Мы растем». 3. Номинация: «Лучший сценарий проведения развивающей работы со школьниками». 4. Данное развивающее занятие разработано для включения в учебное занятие хореографической студии. Такое занятие проводится 1 раз в неделю. На занятия дети приходят после детского сада или занятий в школе. Для того, чтобы детям помочь переключиться на занятие в студии, в занятие мы включаем такие психологические занятия. 5. 1)Когда ребенок расслаблен, информация, которую ему необходимо усвоить, передается по нервным путям легче, быстрее и более полно. Для того, чтобы помочь ребенку включиться в работу, нужно помочь ему расслабиться и успокоиться. 2) Цели и задачи: - Помочь ребенку расслабиться и успокоиться перед занятием; - развитие координации движений; - развитие межполушарных связей и межполушарного взаимодействия. 3) Участники: группа детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста – 15 – 20 человек. 5) Оборудование: магнитофон, записи релаксационной музыки, гимнастические коврики, мягкая игрушка «сердце». 6) Время: 15-20 мин. Ход занятия 1. Приветствие, «разогрев». 1. Приветствие, знакомство. По кругу участники передают мягкую игрушку «Сердце» со словами: «Здравствуйте, я - Алеша». 2. Дыхательное упражнение «Веточка». Медленно поднимите руки вверх, сделать вдох через нос. Потянитесь вверх к солнышку - задержать дыхание. Выдох. Медленно вдохнуть через рот, наклон влево, задержать дыхание. Выдох. Вдох – выдох. 2. Основная часть. Комплекс кинезиологических упражнений. 1. «Струночка». Встать, ноги вместе, руки поднять вверх. Растягиваем тело на медленном вдохе, потягиваясь одновременно двумя руками и корпусом. Затем – только правая сторона тела (рука, бок, нога). Потом – только левая сторона тела (рука, бок, нога). 2. «Колечко». По - очереди и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в «кольцо» с большим пальцем плавно и поочередно последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполнять в прямом и обратном порядке. 3. «Лезгинка». Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого меняется смена левой и правой руки в течении 6-8 смен позиций. Добавить увеличение скорости смены положений. 4. «Ухо – нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот». 5. «Оттаивание и замерзание». Детям предлагается разойтись по комнате. Ведущий: «Представьте, что все ваше тело ледяное. Музыка, которую я сейчас включу, будет медленно размораживать его. Часть за частью. Оттаявшими частями вы можете шевелить под музыку. Все остальные части должны оставаться недвижимыми. Представьте, что ваши пальцы оттаяли, шевелятся… Сейчас вы можете двигать также ладонями… Теперь вы можете шевелить пальцами, ладонями и руками до локтей… Вот вы можете двигать всей рукой от пальцев до плеча… Уже оттаяла голова, шея… Вы уже можете поворачивать голову… Оттаяло тело… вы можете шевелиться… Оттаяли бедра… ноги до колен… колени уже сгибаются… Оттаяли ноги… вы можете шевелиться и ходить… В завершение игры хорошенько встряхните руками и ногами. 3. Заключение. 1. «Тянемся к солнышку». Встать, ноги на ширине плеч, руки опущены. На вдохе медленно поднять руки вверх, постепенно растягивая все тело. Начиная с пальцев рук, потом запястьями, локтями, грудным отделом, поясницей и ногами, не отрывая пяток от пола. Задержать дыхание – «кончиками пальцев тянемся к солнышку». Выдох, опуская руки, расслабиться. Повторить. 2. Прощание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тренинг для родителей "Мы вместе"»
Тренинг для родителей "Мы вместе"
Работа с родителями - Тренинги для родителей
Автор: Administrator
29.05.2011 12:41
1. Викторова Елена Анатольевна, педагог – психолог, Детско – юношеский центр Балтийского района г. Калининград, 2. Тренинг для родителей «Мы вместе».
3. Номинация: «Лучшая разработка психологических мероприятий для родителей и педагогов». 4. Тренинг разработан для «Психологической школы для родителей» в рамках работы с родителями в Детско – юношеском центре. Занятие проводится с родителями совместно с детьми. Занятия проводятся один раз в месяц.
5. 1) Полноценное общение с родителями очень важно для развития детей. Но, многие родители только теоретически знают и осознают, в чем заключается правильное воспитание детей, но на практике испытывают трудности. Родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми. Наша психологическая служба разработала ряд тренинговых занятий, на которых могут пообщаться с детьми в игровой ситуациию 2) Цели: 1. Создание условий для сотрудничества детей и родителей в игровой ситуации. 2. Создание ситуаций взаимодействия и сотрудничества. 3. Описание родителей «глазами» детей 3) Задачи: - Расширение возможностей понимания психологических особенностей своего ребенка; - активизация коммуникаций в семье; - повышение интереса родителей к внутреннему миру ребенка; 4) Участники: группа родителей с детьми старшего дошкольного или младшего школьного возраста, 8-10 пар – мама (папа) – ребенок. 5) Оборудование: Магнитофон, записи детских песен, записи музыкальных зарисовок, бумага ф. А4, карандаши (фломастеры) для каждой пары участников. 6) Время: 1час – 1 час 10. 7) Место проведения: учебное или тренинговое помещение. Ход занятия 1. Приветствие. Разогрев. 1. Приветствие. Каждый участник приветствует всех словами: «Здравствуйте, я – Сергей». 2. Знакомство. Дети по очереди встают и представляют себя и своих родителей. 3. «Встаньте те, кто…» Участникам предлагается вставать, если описание подходит: - вместе читают книжки; - имеют общее увлечение; - помогают маме мыть посуду; - помогают маме выносить мусор; - вместе путешествуют. 2. Основная часть. «Сотрудничество». 1. «Узнай свою маму». Водящему ребенку завязывают глаза. Все мамы по – очереди зовут его. Он по голосу должен узнать свою маму. 2. «Совместное рисование». Детям совместно с родителями предлагается нарисовать рисунок: одну часть рисует ребенок, другую – родитель. 3. «Комплименты». Сидя в кругу все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что – то похвалить. Принимающий говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». 4. «Опиши свою маму». Поочередно каждый участник ребенок рассказывает о своей маме, для того, чтобы по описанию можно было догадаться, кто его мама. При этом ребенку задаются вопросы: «Какая твоя мама?», «Что она любит?», «Что она не любит?», «Что ей нравится?», «Что ей не нравится?». 5. «Песня». Выбирается всем знакомая детская песня. Затем по кругу каждый поет свою строчку. Последний куплет поют все хором. 3. Заключение. Рефлексия «Мне сегодня понравилось…» Каждый участник заканчивает фразу: «Мне сегодня понравилось…» Подведение итогов.
Заявка. 1. Викторова Елена Анатольевна, педагог – психолог, Детско – юношеский центр Балтийского района г. Калининград, адрес: 236005 г. Калининград ул. Судостроительная д. 2 2. «Тренинг эмоциональной устойчивости педагогов». 3. Номинация: «Лучшая разработка психологических мероприятий для родителей и педагогов». 4. Мероприятие разработано для «Психологической лаборатории» в рамках работы с педагогами Детско – юношеского центра. Встречи проходят 1 раз в каникулы. 5. 1) Педагогическая деятельность насыщена различными напряженными ситуациями и разнообразными факторами, несущими в себе потенциальную возможность повышенного эмоционального реагирования. Такие ситуации потенциально содержат в себе увеличение нервно – психического напряжения личности, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагога является одной приоритетных задач психологической службы ДЮЦ. 2) Цели: - формирования навыков регуляции психоэмоциональных состояний, -профилактика эмоционального выгорания педагогов. - повышение компетентности в общении; 3)Задачи: -формировать навыки регуляции негативных психоэмоциональных состояний; - снижение ситуативной и личностной тревожности педагогов; -ознакомление педагогов со способами регуляции негативных психоэмоциональных состояний; 4) Участники: группа педагогов – 15 – 20 человек. 5) Оборудование: магнитофон, записи релаксационной музыки, записи народной музыки. 6) Время: 40-50 мин. Ход занятия 1. Приветствие. Разогрев. 1. Приветствие. Каждый участник по кругу приветствует всех фразой: «Как я рад Вас видеть!» 2. «Комплименты». Участники сидят в кругу. Каждый участник своему соседу справа говорит: «мне очень нравится, как ты…» Принимающий отвечает словами: «спасибо, мне самому это нравится, но кроме того, я еще…» 2. Основная часть. 1. Задание на осознание напряженности педагогической деятельности. «Напряженность педагога». Информация к размышлению: Более 80% педагогов имеют высокий уровень ситуативной тревожности, а 60% - постоянной тревожности. Вопросы для обсуждения: -В чем проявляется разница между напряжением и напряженностью педагога в общении с детьми? - как соотносятся напряженность и конфликтность в педагогическом общении? Обсуждение заданных вопросов, подведение к необходимости знакомства со способами регуляции эмоционального состояния. 2.Знакомство с разными способами поддержания психологического здоровья и эмоциональной устойчивости: 1) Дыхательные упражнения. Упражнения с успокаивающим эффектом. «Отдых». И. П. – стоя, выпрямиться, поставить ноги на ширину плеч. Вдох. На выдохе наклониться , расслабив шею и плечи так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышать глубоко, следить за своим дыханием. Находиться в таком положении 1 мин. Затем медленно выпрямиться. Упражнение с тонизирующим эффектом. «Ха – дыхание» И. П. – стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Сделать глубокий вдох, поднять руки через стороны вверх над головой. Задержка дыхания. Выдох – корпус резко наклоняется вперед, руки разбрасываются вниз перед собой, происходит резкий выброс воздуха со звуком «Ха!» 2) Упражнение на визуализацию. «Поплавок в океане». «Сядьте удобно. Дыхание ровное. Закройте глаза и расслабьтесь. Вообразите, что вы поплавок в океане. У вас нет цели, компаса, карты, руля, весел. Вы двигаетесь туда, куда несет вас ветер и океанские волны. Большая волна может на некоторое время накрыть вас, но вы вновь выныриваете на поверхность… попытайтесь ощутить эти толчки и выныривания… Ощутите движения волны, тепло солнца, капли дождя… подушку моря под вами, поддерживающую вас. Прислушайтесь к своему телу: какие ощущения возникают у вас, когда вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане?» 3)Танцевально – двигательные упражнения. «Танец – хоровод». Участники становятся в круг и берутся за руки. Звучит музыка. Участники начинают спонтанно двигаться, следуя ритму музыки и своему собственному ритму, привнося в общий танец свои индивидуальные движения. (5 мин.0 «Танец отдельных частей тела». Участники становятся в круг. Звучит музыка. Ведущий называет по очереди части тела, танец которых будет исполнен (например, танец головы, танец плеч и т. д.) Участники стараются максимально использовать в танце названную часть тела. 4) Способы ситуативной саморегуляции. - Самоубеждение, самоприказы на вызов спокойного состояния, самовнушение спокойствия и выдержки: « Я совершенно спокоен» и т. д. - самоконтроль эмоционального состояния по внешним выражениям эмоций: мимике, соматике, наличии мышечного напряжения, повышенной частоты дыхания. 3. Заключение. Рефлексия «Я сегодня…» Каждый участник группы завершает фразу: «Я (мне) сегодня …» Подведение итогов.
Заявка. 1. Викторова Елена Анатольевна, педагог – психолог, Детско – юношеский центр Балтийского района г. Калининград, адрес: 236005 г. Калининград ул. Судостроительная д. 2 2. Психологическоеразвивающеезанятие « Мы растем». 3. Номинация: «Лучший сценарий проведения развивающей работы со школьниками». 4. Данное развивающее занятие разработано для включения в учебное занятие хореографической студии. Такое занятие проводится 1 раз в неделю. На занятия дети приходят после детского сада или занятий в школе. Для того, чтобы детям помочь переключиться на занятие в студии, в занятие мы включаем такие психологические занятия. 5. 1)Когда ребенок расслаблен, информация, которую ему необходимо усвоить, передается по нервным путям легче, быстрее и более полно. Для того, чтобы помочь ребенку включиться в работу, нужно помочь ему расслабиться и успокоиться. 2) Цели и задачи: - Помочь ребенку расслабиться и успокоиться перед занятием; - развитие координации движений; - развитие межполушарных связей и межполушарного взаимодействия. 3) Участники: группа детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста – 15 – 20 человек. 5) Оборудование: магнитофон, записи релаксационной музыки, гимнастические коврики, мягкая игрушка «сердце». 6) Время: 15-20 мин. Ход занятия 1. Приветствие, «разогрев». 1. Приветствие, знакомство. По кругу участники передают мягкую игрушку «Сердце» со словами: «Здравствуйте, я - Алеша». 2. Дыхательное упражнение «Веточка». Медленно поднимите руки вверх, сделать вдох через нос. Потянитесь вверх к солнышку - задержать дыхание. Выдох. Медленно вдохнуть через рот, наклон влево, задержать дыхание. Выдох. Вдох – выдох. 2. Основная часть. Комплекс кинезиологических упражнений. 1. «Струночка». Встать, ноги вместе, руки поднять вверх. Растягиваем тело на медленном вдохе, потягиваясь одновременно двумя руками и корпусом. Затем – только правая сторона тела (рука, бок, нога). Потом – только левая сторона тела (рука, бок, нога). 2. «Колечко». По - очереди и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в «кольцо» с большим пальцем плавно и поочередно последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполнять в прямом и обратном порядке. 3. «Лезгинка». Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого меняется смена левой и правой руки в течении 6-8 смен позиций. Добавить увеличение скорости смены положений. 4. «Ухо – нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот». 5. «Оттаивание и замерзание». Детям предлагается разойтись по комнате. Ведущий: «Представьте, что все ваше тело ледяное. Музыка, которую я сейчас включу, будет медленно размораживать его. Часть за частью. Оттаявшими частями вы можете шевелить под музыку. Все остальные части должны оставаться недвижимыми. Представьте, что ваши пальцы оттаяли, шевелятся… Сейчас вы можете двигать также ладонями… Теперь вы можете шевелить пальцами, ладонями и руками до локтей… Вот вы можете двигать всей рукой от пальцев до плеча… Уже оттаяла голова, шея… Вы уже можете поворачивать голову… Оттаяло тело… вы можете шевелиться… Оттаяли бедра… ноги до колен… колени уже сгибаются… Оттаяли ноги… вы можете шевелиться и ходить… В завершение игры хорошенько встряхните руками и ногами. 3. Заключение. 1. «Тянемся к солнышку». Встать, ноги на ширине плеч, руки опущены. На вдохе медленно поднять руки вверх, постепенно растягивая все тело. Начиная с пальцев рук, потом запястьями, локтями, грудным отделом, поясницей и ногами, не отрывая пяток от пола. Задержать дыхание – «кончиками пальцев тянемся к солнышку». Выдох, опуская руки, расслабиться. Повторить. 2. Прощание.
Тренинг для родителей.
«Тропинка родительской любви»
Участники: группа родителей дошкольного возраста 10-14 человек. Оборудование: бейджики, проектор, магнитофон, музыка, записи детских песен, бумага ф.А4, карандаши (фломастеры), гуашь, ватман.
Время: 2 – 2,5 часа.
Место проведения: музыкальный зал.
Ход тренинга.
Звучит легкая музыка. Родители рассаживаются по кругу. Ведущий подходит к каждому из родителей, знакомится, оформляет «общую визитку» — пишет имя родителей на большом листе (в виде цветка).
Ведущий. Добрый вечер, дорогие родители. Я благодарю вас за то, что вы пришли на тренинг. Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу.
Психологический тренинг - это тренировка души, разума, тела. Человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 90% того, что сам делает.
В ходе работы нам предстоит друг с другом общаться, поэтому просьба ко всем участникам: подписать и прикрепить визитки-бэйджики, чтобы все знали, как к вам обращаться.
Цель: содействие сплоченности в группе, создание доброжелательной атмосферы.
Сейчас я предлагаю вам познакомиться друг с другом.
Встаньте в круг и возьмитесь за руки. От меня вправо (влево) пойдет «тепло», то есть я легонько прикоснусь своим плечом к плечу соседа, называя своё имя, написанное на визитке-бейджике, и вспоминая, как ласково называли меня в детстве, мой сосед так же – к следующему, и так по кругу. Давайте попробуем.
А теперь то- же самое, но с закрытыми глазами. Посмотрим, как группа дружно сработает.
Сложно было выполнять задание? Почему? Каковы ваши ощущения после выполнения задания?
Давайте продолжим наше знакомство:
Ледокол. (Музыка «Дорогою добра») (2 мин.)
Давайте пофантазируем: лето, улицы нашего города сияют чистотой, все вы находитесь в поисках хорошего детского сада для своего ребёнка. Обручи – это детские сады. Под музыку вы будете ходить по нашему замечательному городу, когда мелодия перестаёт звучать, необходимо попасть в любой детский сад, никто не должен остаться на улице.
Вопросы: Что вы почувствовали, играя в эту игру? Какое настроение у вас?
Основная часть
Ведущий.
Вот в такой доброй и теплой атмосфере, наверное, и следует говорить о самом важном в жизни каждого человека - о родительской любви. Все считают себя любящими родителями, и это вполне естественно. Мы действительно обожаем своих детей, и лучшее подтверждение этому то, что мы чувствуем в душе постоянную любовь. Но детям важно еще одно — как мы проявляем это чувство.
Родительство, наверное, является наиболее глубокой ответственностью, которую только может принять на себя взрослый человек.
Наиболее важно, особой ролью родительской деятельности является любить и воспитывать своих детей, а также формировать в них чувства высокого самоуважения и уверенности в себе.
Общение и отношения с другими людьми зарождаются и развиваются в детском возрасте. Для ребенка взрослые являются образцом во всем. Дети хорошо усваивают то, что представлено наглядно, все хочет познавать на собственном опыте. Его особенно привлекают те действия, которые взрослые пытаются скрыть от него. Запоминает малыш не все, а только то, что его поразило. Они всегда стараются подражать взрослым, что порой опасно. Не умея отличать плохое от хорошего, они стремятся делать то, что взрослые запрещают им, но позволяют себе. В связи с этим в присутствии детей нужно воздерживаться от таких действий и поступков, которые не могут послужить для них хорошим примером.
Речь детей лучше развивается в атмосфере любви, спокойствия, когда взрослые внимательно слушают их, общаются с детьми, читают им сказки и обсуждают прочитанное.
Если ребенок не ощущает чуткости и любви со стороны окружающих, то у него возникает недоверчивое отношение к миру, а возможно и ощущение страха, которые могут сохраниться на всю жизнь. В процессе развития коммуникативных навыков ребенка, большое внимание необходимо уделять формированию личностных качеств малыша, его чувствам, эмоциям. Когда люди счастливы и находятся в мире с самими собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими.
Сегодня мы с вами должны понять, что родительская любовь принесет ребенку гораздо больше счастья, если он будет постоянно видеть, что она проявляется в отношениях родителей не только к нему, но и друг к другу, и ребенок должен чувствовать любовь.
«Счастье - это когда тебя любят и понимают», а это понимание не приходит само собой, ему нужно учиться.
Итак, давайте пойдем с вами тропинкой родительской любви.
Целью тренинга является: способствование улучшению детско-родительских отношений и формирование навыков эффективного взаимодействия.
Наша задача – показать родителям степень понимания своего ребенка, помочь глубже осознать свои отношения с детьми и эмоционально обогатить их.
Правила работы в группе.
Цель: акцентирование участников на соблюдении правил работы в группе и регламентации работы.
Ведущий. Участники тренинга все делают сами. Чтобы наша встреча была продуктивной, нужно придерживаться определенных правил.
Мы не будем давать друг другу оценок, не будем никого обсуждать. Мы создадим атмосферу безопасности, доверия, открытости. Это позволит вам экспериментировать, не стесняясь ошибок.
Правила напечатаны на листах давайте обсудим и выберем те, которые подходят нам для эффективного взаимодействия:
• Обращение по имени, и на ты.
• Не давать друг другу оценок, никого не обсуждать.
• Слушать, не перебивать.
• Конфиденциальность.
• Правило участия - я принимаю участие в играх.
• Правило спасательного круга - если мне трудно во время тренинга, я могу взять паузу (___раз ).
• Правило хорошего настроения.
Итак, правила поведения на тренинге мы определили. Возможно, кто-то хочет внести коррективы?
Ожидания Цель: определение ожиданий участников от работы в группе. Ведущий. Уважаемые родители! Перед вами стикеры, вырезанные в форме отпечатка стопы. Запишите на них свои надежды и ожидания от нашей встречи. Далее следует озвучить их и прикрепить к картине «Тропинка родительской любви», на котором изображена тропинка, протянувшаяся от дома ввысь «Родительской любви ». Стикеры надо прикрепить в начале пути, то есть около дома.
Упражнение «Погружение в детство»
Ведущий. Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию: оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах. Поток времени уносит вас в детство — в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам три-четыре года. Представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идете по улице. Посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице, а рядом с вами близкий человек. Посмотрите, кто это. Вы берете его за руку и чувствуете ее тепло и надежность. Затем вы отпускаете руку и убегаете весело вперед, но недалеко, ждете своего близкого человека и снова берете его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете глаза и видите, что держите за руку совсем другого, незнакомого вам человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему, снова берете за руку, идете дальше и вместе с ним смеетесь над тем, что произошло.
А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату. Когда будете готовы, вы откроете глаза.
Рефлексия
— Удалось ли окунуться в детство?
— Почувствовали ли вы надежное плечо, сопровождающее вас в детстве?
— Что для вас значит «надежное плечо»?
— Какие чувства у вас были, когда вы потеряли поддержку?
— Что хотелось сделать?
Упражнение «Ролевые игры»
Задание для группы № 1. (Время выполнения – 5 минут).
Выбирается родитель и ребенок.
От имени ребёнка расскажите, как умудрились намочить всё, что только было возможно из своей одежды в единственной весенней луже, в тот момент, когда мама разговорилась с неожиданно подошедшей подругой. Подсказка: рассказывайте от имени ребёнка, озвучивая возможный ход его мыслей.
И реакция мамы, когда она увидела промокшего ребенка…
Резюме. Я думаю, напоминание об этой возможности взрослых - проникать в мир детей, поможет грамотнее организовывать процесс воспитания, плодотворнее построить взаимодействие в семье.
Задание для группы № 2 (Время подготовки - 5 минут)
Выбирается родитель и ребенок.
Уважаемые родители! Вы очень спешите, прибежали в детский сад за своим ребёнком. На улице Вас ждёт машина, а дочь (сын) капризничает, не хочет одеваться.
Ваша реакция, действия и т.д.?
Резюме. Данные ролевые игры не только иллюстрируют возможные ситуации, но и позволяют задуматься каждому, а как бы я поступил, реагируя на поведение моего ребёнка, чему бы я смог его научить.
Упражнение для поднятия настроения, снятие усталости. «Музыкальная река».
Звучит музыка и родители вместе с ведущим исполняют «Танец Маленьких утят».
Упражнение «Ассоциации» (3-5 минут)
Наша цель воспитать счастливого ребенка. Кто может воспитать счастливого ребенка. Идеальный родитель. Кто такой счастливый ребенок? Кто такой идеальный родитель? На эти вопросы мы ответим, поработав в группах.
Инструкция: группа делится на 2 команды.
1 команда: Напишите свои ассоциации, когда вы слышите слово "счастливый ребёнок".
2 команда: Напишите свои ассоциации, когда вы слышите слово «эффективный родитель»
Самые важные учителя для детей – родители. Родительский дом – это первая школа для ребенка. Семья оказывает огромное влияние на то, что малыш будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы человек не прожил, он время от времени обращается к опыту из детства, к жизни в семье: «чему меня учили отец и мать».
Я предлагаю вашему вниманию посмотреть видеоролик «Счастье - это просто».
Рефлексия.
Что вы чувствуете сейчас?
Какие чувства вы испытывали во время просмотра видеоролика?
Захотелось что-нибудь сделать?
Изменили ли вы мнение о своих отношениях со своим ребенком?
Ведущий: Зачастую родители и воспитатели, делая замечания малышам в опасных для их жизни ситуациях, используют неверную тактику. Вместо того чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, родители говорят ему, что делать не надо.
В результате ребенок не получает нужной информации, а слова взрослого провоцируют его делать наоборот (Например. Что будет делать ребенок на слова: «Не подходи к телевизору!»).
Обращение к ребенку должно быть позитивным, т.е. предполагать ответное действие, а не бездействие.
Упражнение «Недетские запреты»
Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, — то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. При этом лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи!» — завязывается рот, «Не бегай» — завязываются ноги и т.д.
После того как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается. Например: «Не кричи — говори спокойно».
Рефлексия
Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:
— Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?
— Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?
— Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?
— Что хотелось развязать в первую очередь?
— Что вы чувствуете сейчас?
Рефлексия участников, игравших роль взрослого:
— Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?
— Что вам хотелось сделать?
— Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?
— Какие чувства вы испытываете сейчас?
Ведущий: Известно, что готовых рецептов воспитания не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, как в театре, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребенок в том или ином случае.
У ребенка представления о мире еще не сформированы, а жизненный опыт ничтожно мал. Наша задача – задача взрослых людей, окружающих ребенка, – помочь ориентироваться в еще непонятном для него мире, объяснить, что опасно и непозволительно, а что допустимо и даже необходимо для малыша. Кто, если не взрослый, защитит ребенка, предостережет от опасностей и в то же время научит разбираться в бесконечных “нельзя“ и “можно“! Чтобы научить этому детей, родителям самим нужно отлично в этом разбираться.
Предлагаю вам пройти групповой тест “Можно и нельзя“.
Тест “Можно и нельзя”
Внимательно прочтите и оцените предложенные ситуации. Как вы считаете, можно ли наказывать ребенка в данных ситуациях? Отметьте значком выбранный вами вариант ответа.
Наказание невозможно
Наказание возможно
Ребенок болеет
Перед сном
Сразу после сна
Во время еды
Во время занятий
Во время игры
Непосредственно после душевной или физической травмы
Ребенок искренне старается что-то сделать, но у него не получается
Родитель находится в плохом настроении
После выполнения теста проводится его обсуждение:
- Когда, в каких ситуациях можно, а когда нельзя наказывать ребенка?
В заключение педагогам предлагается отрезать ножницами колонку теста “Наказание возможно”.
Оставшаяся часть может использоваться в качестве “памятки”.
Ведущий: Как много сердечного тепла бывает загублено из-за неспособности понять другого и самого себя. Скольких драм, больших и малых, не происходило бы, обладай их участники и окружающие умением сочувствовать, прощать, любить. Любить тоже надо уметь, и это умение не дается матерью-природой.
Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, — это дефицит ласки. Родители порой не находят времени, забывают или, может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому-то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей заставляет родителей быть чрезмерно суровыми с ними.
Это задание позволит каждому из нас проявить чуть больше ласки, внимания, любви.
Упражнение «Солнце любви»
Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей.
Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали.
Ведущий: Предлагаю вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня атмосферу вашего дома. Расскажите вашему ребенку о том, как вы оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание.
Рефлексия Ведущий. Наша встреча завершается, поэтому давайте определим, сбылись наши ожидания. Если да, необходимо переставить стикеры на тропинке Родительской любви.
По окончанию занятия родители с ведущим пьют чай за круглым столом!
До новых встреч!
Литература:
Кряжева Н. Л. «Радуемся вместе»: развитие эмоционального мира детей, серия: «Практикум», Екатеринбург, 2006г.
Марковская И.М. «Тренинг взаимодействия родителей с детьми»: цели, задачи и основные принципы, С.-П., 2005г.
Сакович Н.А. «Практика сказкотерапии»: сборник сказок, игр и терапевтических программ, С.-П.,2005г.
Чернецкая Л.В. «Психологические игры и тренинги в детском саду», серия: «Сердце отдаю детям», Р-на-Д.,2005 г.
Черняева С.А. «Психотерапевтические сказки и игры». Серия: «Арт-терапия», С.-П.,2004г.