Психологический тренинг для родителей "Здоровый микроклимат в семье. Взрослые сказки о главном"
Психологический тренинг для родителей "Здоровый микроклимат в семье. Взрослые сказки о главном"
Психологический тренинг для родителей «Здоровый микроклимат в семье.Взрослые сказки о главном»
Цель: Развитие дружеских взаимоотношений, произвольной регуляции деятельности.
Семья – малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, которая основана на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе общего семейного быта.
Основные функции семьи:
- Репродуктивная;
- Хозяйственно-потребительская;
- Воспитательная;
- Восстановительная.
Методы семейного воспитания
Могут быть выделены 4 метода семейного воспитания, и соответственно им 4 типа семейных отношений:
Диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка);
Опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от трудностей, забот, усилий);
«Невмешательство» (уклонение от активного участия в воспитании ребенка, пассивность, признание полной автономности ребенка);
Сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радостей, горя и т.д.).
Принципы позитивного воспитания
понимать потребность ребенка в принадлежности;
взаимное уважение;
любить и принимать его таким, какой он есть;
последовательность воспитательных воздействий;
правильное построенное общение;
использовать в повседневном общении приветливые фразы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Психологический тренинг для родителей "Здоровый микроклимат в семье. Взрослые сказки о главном" »
Психологический тренинг для родителей
«Здоровый микроклимат в семье.Взрослые сказки о главном»
Цель: Развитие дружеских взаимоотношений, произвольной регуляции деятельности, формирование адекватной самооценки.
Ход мероприятия
Брак … есть правовая нравственная любовь. Никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен быть принуждён подчиняться
законам брака, раз он вступил в брак. К. Маркс
Семья – малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, которая основана на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе общего семейного быта.
Основные функции семьи:
- Репродуктивная;
- Хозяйственно-потребительская;
- Воспитательная;
- Восстановительная.
Репродуктивная функция семьи
Репродуктивная функция включает в себя воспроизводство в детях численности родителей, т.е. принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве населения. В настоящее время, по причине преобладания городского образа жизни, увеличения занятости женщин, тяжелого экономического положения рождаемость падает. Стоит отметить и связь общего количества разводов и абортов. С этой точки зрения государство заинтересовано в увеличении многодетных семей, создании им определенных льгот.
Хозяйственно-потребительская функция семьи
Хозяйственно-потребительская функция Охватывает различные аспекты семейных отношений. Это ведение домашнего хозяйства, соблюдение домашнего бюджета, управление семьей, проблема женского труда...
Воспитательная функция семьи
Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки: занимается самообслуживанием, оказывает помощь по дому, приобретает опыт заботы о родителях, братьях и сестрах, а главное, учится разумному потреблению материальных и духовных благ, накапливает опыт общения с деньгами, у него развивается умение ценить и уважать труд людей. Лучший пример для ребенка - это пример родителей.
Восстановительная функция семьи
Состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха, семья становится оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких. Для этого требуется не только нравственно-психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда и отдыха, режима питания и прочее. Организация досуга играет большую роль в восстановлении. Досуг служит средством восстановления физических и духовных сил человека. Часто досуг происходит у каждого по-своему. Человек нуждается в активном отдыхе – путешествия, прогулки. Это приносит больше здоровья для семьи в целом и каждого её членов.
Семейный микроклимат-своеобразная атмосфера отношений, сложившихся в семье между её членами. Понятия "благополучная", "не совсем благополучная", "неблагополучная семья” - характеризуют содержание устоявшихся в ней отношений и процессов, обусловливающих атмосферу повседневной жизни. В основе семейного микроклимата лежат прежде всего отношения между супругами, иногда супругами и старшими членами семьи (бабушка, дедушка, тёща, свекровь и др.). Сложность межличностных отношений в том, что каждый из супругов должен приспосабливаться к привычкам, желаниям, интересам и потребностям другого, в то время как до брака они удовлетворялись автономно или в зависимости от родителей.
Правила для двоих
По большому счету никаких особых секретов нет. Разве что нюансы. Но именно из них состоит жизнь! Более того, благодаря им она наполняется. Да и ребенок наблюдает со стороны. Растет в атмосфере добра и взаимопонимания. Есть ради чего стараться!
ПРАВИЛО 1
Ежедневные признания в любви
Это только кажется, что теперь, когда вы живете вместе, говорить о любви излишне. Вы вместе, значит, все ясно? Нет, ясно было вчера, когда говорилось: «Я тебя люблю». А сегодня уже не вполне… Ежедневно находи возможность выразить свои чувства – словом, прикосновением, маленькой необязательной услугой. Кофе в постель – это, конечно, неустаревающий хит. Но и туфли почистить для любимого человека – тоже нежное признание. Приравнивается к приглашению в кафе.
ПРАВИЛО 2
Искренняя благодарность
Говори спасибо даже за малость. Внимательность и забота всегда исходят из души. Ну как же не поблагодарить за то, что тебе подарили кусочек сердца! Отношения, несомненно, станут нежнее.
ПРАВИЛО 3
Прямое высказывание просьб и пожеланий
Ожидать, что любимый человек «сам догадается», не стоит. Телепатия еще не стала популярным средством общения. Лучше не искушай себя обидой. Говори открыто: «Завтра у нас годовщина первого поцелуя. Пусть это будет красный день календаря!». Ты сама удивишься плодам такой прямоты!
ПРАВИЛО 4
«Выкл.» для опции «критика»
«Если не я скажу, то кто скажет?..» Ты искренне веришь, что действуешь во благо тому, кого критикуешь. Увы, это не так. Любая критика обижает и вызывает сопротивление. Она воспринимается как сигнал: меня считают плохим! Поэтому отвечают упрямством, а анализа ошибок не происходит. Когда нужно сказать партнеру о несогласии, прибегни к правилу 5.
ПРАВИЛО 5
Используйте «Я-сообщения»
Обычно мы говорим: «Опять ты не купила хлеба!» или «Сколько тебе говорить, чтобы ты не раскидывал вещи?!» Это называется «Ты-сообщение». Оно несет в себе критику, даже обвинение, а в ответ… читай выше, где речь об упрямстве. Теперь сравни: «Я расстроен, что в доме нет хлеба. Я даже сержусь!» Или: «Я злюсь, когда вещи разбросаны. Я раздражаюсь». Это – «Я-сообщение». В нем нет обвинения. Дальше лучше промолчать. Позицию прояснять уже не нужно, поскольку и так все понятно, а разборки приведут к ссоре.
ПРАВИЛО 6
Хвалить и восхищаться
Если любишь человека, он для тебя самый лучший. Не забывай говорить ему об этом. Выражай восхищение богатством его души. Хвали! Свободно проявляй свою любовь. Это совсем просто и гарантирует теплую атмосферу в семье.
Методы семейного воспитания
Могут быть выделены 4 метода семейного воспитания, и соответственно им 4 типа семейных отношений:
Диктат (систематическое подавление инициативы и чувства собственного достоинства ребенка);
Опека (удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждение от трудностей, забот, усилий);
«Невмешательство» (уклонение от активного участия в воспитании ребенка, пассивность, признание полной автономности ребенка);
Сотрудничество (отношение взаимного уважения, совместное переживание радостей, горя и т.д.).
Принципы позитивного воспитания
понимать потребность ребенка в принадлежности;
взаимное уважение;
любить и принимать его таким, какой он есть;
последовательность воспитательных воздействий;
правильное построенное общение;
использовать в повседневном общении приветливые фразы.
Основные типы неправильного воспитания в семье
1)Безнадзорность, бесконтрольность: когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям.
Результат: поиск увеселений, попадание под влияние уличных компаний
2)Гиперопека – жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он слышит все время строгие приказания, многочисленные запреты.
Результат: ребенок становится нерешительным, боязливым, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя, за свои интересы
3)«Золушка»: эмоциональная отверженность, безразличие, холодность со стороны родителей.
Результат: появляются неврозы, чрезмерная чувствительность к невзгодам или озлобленность.
4)Жесткое воспитание: за малейшую провинность ребенка сурово наказывают.
Результат: ребенок растет в постоянном страхе
Страх – источник пороков (жестокость, озлобленность, приспособленчество, угодничество)
Анкетирование: Какой Вы родитель?
Отметьте те фразы которые вы употребляете
по отношению к своему ребенку.
Сколько раз тебе повторять!
Посоветуй мне, пожалуйста.
Не знаю, что бы я без тебя делала?!
И в кого ты такой уродился?!
Какие у тебя замечательные друзья!
Ну, на кого ты похожа?!
Я в твое время!
Ты моя опора и помощница (к).
Ну, что за друзья у тебя?!
О чем ты только думаешь?!
Какая ты у меня умница!
А как ты считаешь, сынок (доченька)?
У всех дети как дети, а ты?
Какой ты у меня сообразительный (ая)!
Подсчитайте количество баллов за все высказывания, которые вы отметили
– 2
– 1
– 1
– 1
– 1
– 2
– 2
– 1
– 2
– 2
– 1
– 1
– 2
– 1
5 – 8 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит Вас. Ваши отношения способствует становлению его личности.
9 – 10 баллов – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен.
11 – 12 баллов – вам необходимо быть с ребенком повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви.
13 – 14 баллов – вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять больше внимания, прислушивайтесь к его словам.