Развитие позиции терпимости и доверия, как основы для осуществения выбора будущихъ поколений в пользу мирного сосуществования человечества. Укоренение в школе духа толерантности
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тренинг толерантности "Мы разные, но мы - вместе"»
МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ _ ВМЕСТЕ
тренинг толерантности
Подростковый возраст - важнейший период в психосоциальном развитии человека. Дети активно включаются во взрослую жизнь, сформировывая свою идентичность, осваивают различные социальные роли. Позиция терпимости и доверия - это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества - значимый вклад школьного образования в развитие культуры и мира.
Цели тренинга
► Ознакомить учащихся с понятиями "толерантность" и "толерантная личность", критериями и социальными проявлениями толерантности и нетерпимости, показать значение толерантного поведения при взаимодействии с людьми, а также в различных жизненных сферах.
► Научить участников конкретным приемам, позволяющим развить у себя качества толерантной личности.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Упражнение №1. Знакомство. Приветствие. «Поздоровайся локтями». (Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. - М.: Генезис, 2006г)
Упражнение №2. «Чем мы похожи»
Процедура проведения: Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т, д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены, группы не окажутся в кругу
Основное содержание занятия
Упражнение №3. «Что такое "толерантность"» Цели:
дать возможность участникам сформулировать «научное понятие» толерантности;
показать многоаспектность понятия «толерантность».
Материалы: определения толерантности, написанные листах
Подготовка: написать определения толерантности листах и прикрепить их перед началом занятия к доске или к стенам оборотной стороной к аудитории.
Процедура проведения: Ведущий делит участников на группы по 3—4 человека. Каждой группе предстоит выработать в результате «мозгового штурма» свое определение толерантности. Попросите участников включить в это определение то, что, по их мнению, является сущностью толерантности. Определение должно быть кратким и емким. После обсуждения представитель от каждой группы знакомит с выработанным определением всех участников.
После того, как группы представят свои формулировки, ведущий поворачивает заранее заготовленные определения «лицом» к аудитории. Участники имеют возможность ознакомиться с существующими определениями и высказать свое отношение к ним.
Критерии толерантности:
• равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе);
• взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам, гомосексуалистам и др.);
• равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;
• сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;
• охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям;
• возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;
• свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;
• сотрудничество и солидарность в решение общих проблем;
• позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами.
Обсуждение: Ведущий задает следующие вопросы:
Что отличает каждое определение?
Есть ли что-то, что объединяет какие-то из предложенных определений?
Какое определение наиболее удачно?
Можно ли дать одно определение понятию «толерантность»?
Упражнение №4. «Черты толерантной личности» Цели:
ознакомить участников с основными чертами толерантной личности;
дать возможность подросткам оценить степень своей толерантности.
Материалы: бланки опросника для каждого участника
Черты толерантной личности
Черты моего характера
Черты толерантной личности
1. Расположенность к другим 2. Снисходительность 3. Терпение 4. Чувство юмора 5. Чуткость 6. Доверие 7. Альтруизм 8. Терпимость к различиям 9. Умение владеть собой 10. Доброжелательность 11. Умение не осуждать других 12. Гуманизм 13. Умение слушать 14. Любознательность 15. Способность к сопереживанию
Инструкция: в первой колонке поставьте: «+» напротив тех трех черт, которые, по Вашему мнению, у Вас наиболее выражены. Во второй колонке поставьте: «+» напротив тех трех черт, которые, на Ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности.
(На заполнение опросника дается 3—5 минут).
Три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы).
Участники получают возможность:
Сравнить представление о толерантной личности каждого из членов группы общегрупповым представлением.
Сравнить представление о себе с портретом толерантной личности, созданным группой.
Упражнение №5 "Совместный рассказ".
Цель:Обучение взаимодействию, вниманию друг к другу. Развитие фантазии.
1. Группа садится в круг, ведущим даётся начало истории и ее конец – учащиеся будут придумывают середину:
• Жил-был король, у которого была невеста, и любил он ее больше всех на свете... А на скале, скрытый от старушки розовым кустом, нога на ногу сидел эльф и с удовольствием наблюдал за праздником...
• Жил-был замечательный музыкант, который как-то шел через лес и думал о разных вещах. Когда больше не осталось ничего, о чем он мог бы подумать, он сказал себе: "Время течет очень долго в этом огромном лесу, я хотел бы найти себе хорошего попутчика…"
• Жила-была одна девушка, которая целый ничем другим не занималась, кроме как пряла и ткала… После того как из замка выгнали последних врагов и очистили его от паутины, принц и принцесса стали королем и королевой страны. Правили они мудро и жили долго и счастливо...
Рефлексия занятия
Некоторые из вас впервые познакомились с понятием «толерантность». Какое из определений толерантности вызвало у вас наибольший отклик?
Представляется ли вам тема толерантности актуальной, и если да, то почему?
Упражнение 6 «Лукошко». (работа с понятием «толерантность» при помощи ассоциативного ряда; развитие фантазии, творческого мышления.)
Материалы: пакет с мелкими предметами (игрушками из «киндер-сюрпризов»).
Количество предметов должно превышать количество участников группы.
Процедура проведения. Участники, не заглядывая в пакет, берут какой-то один предмет. И находят какую-нибудь связь между этим предметом и понятие - толерантности. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку. (подсказка при затруднении: «Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру».
Заключение: будьте терпимы друг к другу и помните, какие пословицы издревле говорил народ о толерантности
Рус. «В чужой монастырь со своим уставом не ходят».
Яп. «Отправляясь в чужую страну, узнай, что там запрещено».
Англ. «Когда находишься в Риме, поступай как римлянин».
Итал. «В стане, котором бываешь, соблюдай обычай, который встречаешь».