Просмотр содержимого документа
«Тематический час "Школьные трудности"»
Тематический час: «Школьные трудности» 5 класс. Цель: выявить проблемы класса, развить умение объективно оценивать свои достижения и неудачи, видеть их причины.
Ход занятия
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Перед тем как начать занятие, я хотела бы узнать настроение, с которым вы пришли сегодня. У вас на партах лежат смайлики, но они не дорисованы, поэтому не выражают эмоций. Я предлагаю вам их дорисовать, отразив ваше настроение на данный момент.
Давайте все вместе улыбнемся друг другу, чтобы настроение у всех поднялось, ведь доказано, что улыбка активизирует центры хорошего настроения.
Ведущий: Говорят, что счастливым может считать себя человек, который утром с удовольствием идет в школу, а вечером с радостью возвращается домой. Согласны ли вы с таким мнением? - А что необходимо, чтобы быть счастливым в школе? Учащиеся среди ответов называют: - Чтобы не было проблем в классе. Ведущий: Сегодня на занятии мы поговорим о трудностях, с которыми может столкнуться ученик и научимся с ними справляться. Вы готовы поработать?
Скажите мне, пожалуйста, как вы думаете, что такое трудности в широком смысле этого слова? Правильно, это какие - то препятствия, которые требуют от человека большого труда, усилий.
Давайте представим мальчика, который учится как и вы, в 5 классе. Какие трудности он может встретить в школе? (Ответы ребят) Молодцы ребята!
Сейчас я попрошу вас разделиться на 3 группы, ребята, у которых на столах желтые смайлики, подходят к первому столу, с зелеными - ко второму, с красными – к третьему. На столах вы видите карточки с вариантами школьных трудностей, о которых мы с вами говорили, они объединены по какому – то принципу. Подумайте и запишите, как можно назвать эту группу трудностей! Затем по моей команде, вы должны согнуть лист, чтобы ваш ответ не был виден другой команде и перейти к другому столу по часовой стрелке. На работу у каждого стола вам дается 1 минута. (Работа в группах) Теперь я попрошу выйти по одному представителю от команд и прочитать, то что у вас получилось! (Ответы ребят)
Все школьные трудности мы можем выделить в три большие группы!
- учебные трудности;
- трудности во взаимоотношениях с одноклассниками;
- трудности во взаимоотношениях с учителями;
Жизнь человека можно сравнить с весами. Когда на чашах весов поровну распределены и трудности и радости жизни, можно предположить, что человек достиг гармонии. Ведь совсем без трудностей, жить тоже неинтересно, потому что пока мы их преодолеваем, мы развиваемся. Если же трудностей слишком много (не клеится с учебой, возникают ссоры с друзьями, или непонимание с преподавателями), то эта тяжесть перевешивает хорошие моменты и кажется, что мир теряет краски. И очень важно уметь их преодолевать.
Так как наиболее часто в ваших ответах звучали именно трудности в учебе, с этой группы я и предлагаю начать.
«Учебные трудности»
Сейчас мы с вами все вместе попробуем сочинить сказку. Я предлагаю вам по очереди дополнять ее по 1 предложению, чтобы сказка обрела смысл, а начинается она так: «Жил - был мальчик, который часто получал 2…»
Молодцы, ребята! Вы сейчас совместными усилиями на примере ситуации с плохими оценками показали, как человек сам может справиться со своими проблемами. Но всегда ли получается справиться самому? (Ответы детей) Иногда, нам нужна помощь!
На своих столах вы видите листочки, в верхней части таблицы напишите пожалуйста качества, которые вам помогают справляться с вашими трудностями. ( Пишут) Эти качества у каждого разные, бывает так, что каких-то качеств нам не хватает. Сейчас мы попросим помощи у одноклассников, вам нужно узнать, какие качества выделили ребята и попросить их поделиться с вами и записать их в нижнюю часть листа. (Работа в группах)
Спросить нескольких человек, что взяли?
Как вы думаете, смогли мы найти способы справиться с учебными трудностями? Тогда мы смело можем убрать одну трудность с наших весов.
Трудности во взаимоотношениях с одноклассниками
Как мы только, что убедились, поддержка друзей и одноклассников, очень важна в жизни школьника. А без чего была бы невозможна жизнь в классном коллективе? Без взаимопонимания. Очень важно уметь договариваться друг с другом, быть терпеливым, добрым. А получается ли у вас это, мы сейчас и проверим.
Задание для учащихся.
- Возьмите в руки 1 карандаш (фломастер). Попробуйте не договариваясь вместе (парой) нарисовать любую картину на одном листочке. Теперь переверните листочек и нарисуйте еще что-нибудь, обсудив, что вы будете рисовать.
Учитель : - Расскажите, что вы нарисовали?
- Удалось ли вам это сделать хорошо?
-Было легко или трудно выполнять эту работу без обсуждения? Объясните почему? А как нужно поступать, чтобы результат был более успешным? (Нужно было сначала обсудить, что будем рисовать, как рисовать, т.е. надо было вступить в общение друг с другом).
Как вы думаете, если мы научимся слушать друг друга и договариваться, то сможем преодолеть трудности во взаимоотношениях с одноклассниками? Тогда мы смело можем убрать еще одну трудность с наших весов.
Трудности во взаимоотношениях с учителями
Вот мы и подошли к третьей группе трудностей! Ребята, а почему возникают трудности с преподавателями? (Ответы детей) Непонимание. Иногда непонимание возникает из-за того, что человек может неправильно понимать мысли и чувства другого. И часто случается это не потому, что мы не слушаем человека, а потому, что его не слышим. Сейчас я попрошу вас выйти, разбиться по парам и встать в две линии. Вам нужно будет в течение минуты рассказать напарнику о своих увлечения, а он в это же время будет рассказывать вам о своих. Ваша задача понять: о чем вам говорит партнер. Напоминаю: рассказывать нужно начать в одно и то же время! Приступаем!
Кто может рассказать, о чем вам рассказал ваш напарник? Легко ли было его понять? Вот так и в нашей ситуации, бывает, что учитель пытается объяснить нам свою точку зрения на ситуацию, а мы, не слушая его, говорим о своем. А чтобы понимать человека, нужно научиться его слышать. Как вы считаете, мы нашли решение этой трудности? (снимаем с весов)
Вот мы и решили стоящие перед нами проблемы и достигли гармонии. Но иногда в жизни бывают ситуации, которые мы, к сожалению, не в силах изменить. Что же делать в этом случае? Посмотрите пожалуйста на экран.
Показ мультфильма «Сказка о барашке»
Какой мы можем сделать вывод? «Не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней»
Подведение итогов
Я благодарю вас за работу и надеюсь, что вы всегда с легкостью будете справляться со своими трудностями!
А теперь давайте проверим, какое настроение у вас на данный момент, если у кого – то оно изменилось, на обратной стороне смайлика, вы можете его изменить.