Условия успешного формирования гармонично развитой личности младшего школьника во внеклассной работе.
В условиях стремительного научно – технического прогресса развитие становится атрибутивной характеристикой не только социальных систем, но и личности. Известное высказывание Л.В. Занкова : « Ребёнок – это тот же человек, только маленький» - как нельзя лучше характеризуют те отношения, которые должны устанавливаться в классе между детьми.
В настоящее время успешными могут стать люди с высокой коммуникативной культурой, умеющие самостоятельно принять решение в новой ситуации.
Ведь современный человек постоянно находится перед выбором, ему нужно обладать способностью анализировать, сравнивать, делать умозаключения. Особая роль для приобретения этих качеств отводится как образовательному, так и воспитательному процессу.
Считаю, именно на старте ребёнок должен научиться основным способам общения, не бояться проблемных ситуаций, получить опыт их решения, развивать в них любознательность, потребность в познании.
Радость и романтика детства вовсе не в игрушках и удовольствиях, а в открытии себя и жизни, в приближении к своему будущему. Эта неугомонная, полная приключений, трудностей и преодолений деятельность, устремлённая в будущее, и есть настоящее детство наших детей.
Понимать детей – значит стать на их позицию, ценить их чувства, считаться с ними.
Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни.
Сегодня классный руководитель, убеждена, выполняет три взаимосвязанные функции:
- забота о развитии каждого человека;
- помощь в решении возникающих проблем;
- организации разнообразной деятельности в классе.
Основным критерием результативности своей работы, как классного руководителя считаю содействие саморазвитию личности, реализации творческих способностей, создание необходимых условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.
Внеклассная деятельность моих учащихся строится на следующих принципах:
ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ.
Дети планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем, вносят свои предложения.
ПРИНЦИП ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ДЕЛА.
Увлекаю учащихся конечным результатом выполняемого дела.
ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Ребята активно участвуют во всех мероприятиях класса, гимназии. Ими движет желание получить похвалу, выглядеть успешными в глазах учителя, взрослых. Учащимся интересны праздники, конкурсы, экскурсии. Это способствует личностному развитию.
ПРИНЦИП СВОБОДЫ УЧАСТИЯ.
Предлагая мероприятия, учитываю мнение детей. Это выражается в свободном выборе задания с учётом своих интересов и возможностей. Так ребёнок приучается к ответственности за выполнение порученного дела.
ПРИНЦИП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ.
Каждое мероприятие заканчивается рефлексией. Обсуждаем вместе, что получилось, что не очень и определяем перспективу будущих дел.
ПРИНЦИП СОТРУДНИЧЕСТВА.
Здесь соединяются два слова: сотрудничество и творчество. Предоставляю ребятам право выбора партнёра по выполняемому делу. Это повышает результативность нашей работы, стимулирует её успешность.
ПРИНЦИП УСПЕШНОСТИ.
Выделяю участие каждого ребёнка во внеклассной работе и по достоинству её оцениваю. Если ребёнок это видит, то и в последующих делах он будет активен, успешен.
Приоритетными направлениями своей воспитательной работы считаю:
Направление « Здоровье».
Цель: воспитание понимания важности физического здоровья человека; сотрудничество с центром медицинской профилактики.
Формы работы: спортивные конкурсы, турниры, дни здоровья, беседы.
Направление « Интеллект».
Цель: оказание помощи ученикам рационально, проявлять интеллектуальные умения, определять зону его ближайшего развития, развивать его кругозор.
Формы работы: интеллектуальные марафоны, занятия по развитию памяти, внимания.
Направление « Общение».
Цель: передача учащимся знаний, умений, навыков социального общения людей, знакомить с традициями и обычаями общения различных поколений, формирование культуры общения.
Формы работы: социометрия, тематические классные часы, тренинги.
Направление « Нравственность».
Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования, умению отстаивать свою нравственную позицию.
Формы работы: тематические часы, беседы, экскурсии.
Направление « Гражданин».
Цель: формирование у учащихся знаний о праве, правовых нормах.
Формы работы: тематические классные часы, праздники по правовой тематике.
Направление « Досуг».
Цель: создание условий для равного проявления учащихся своих способностей, развитие способности радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.
Формы работы: посещение театров, музеев, выставок, баз отдыха.
Направление « Семья».
Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Формы работы: тематические классные часы, походы, дни творчества.
« Воспитание – великое дело: им решается участь человека». Эти слова В.Г.Белинского не только не теряют своей актуальности, но приобретают ещё большую значимость в наше время.
Школа – это единое пространство, в каждой точке которого тесно переплетены интересы учителя, учеников, родителей.
Особое значение для развития коллективных отношений имеет организация ученического самоуправления.
В своём названии отражаем желаемые качества классного коллектива и его членов. ЛУЧИКИ ( любознательность, уважение, честность, интеллектуальное развитие, культура, исполнительность). Имеет свой девиз: Загорайтесь лучики успеха в нашей радостной школьной стране.
Задачи:
- развитие творчества, инициативы,
- развитие взаимоуважения друг к другу, уважения к старшим;
- развитие и проявление индивидуальности каждого члена коллектива.
Есть права , обязанности и свои заповеди:
Право на:
- участие в управлении;
-свободное выражение своих взглядов;
- на труд;
- укрепление здоровья.
Обязаны:
- выполнять положение классного коллектива;
- не опаздывать на занятия;
- беречь школьное имущество.
Заповеди классного коллектива:
- Кто работы не боится, у того она и спорится.
- Не стыдись не знать, стыдно не учиться.
Во главе отделов стоит командир и его заместитель.
Отделы имеют свои функции: 1. отдел культуры ( ОК) – позволяет развивать организаторские способности. Ребята помогают в подготовке праздников, экскурсий. 2. отдел печати ( ОП) – формирует склонности к творческой деятельности. Выпускают классную газету, пишут заметки 3. отдел управления (ОУ) – осваивают навыки самоуправления. Ребята следят за расписанием, санитарным состояние класса, дежурные помогают в организации учебного процесса. 4. отдел здоровья ( ОЗ) – Дети проводят утреннюю зарядку, физминутки, помощники в спортивных соревнования.5. отдел исполнения ( ОИ) – следит за ведением дневников, оказывает помощь в подборе тестов, тематических кроссвордов.
Есть у нас и Комиссия по разрешению споров, состоящая из классного руководителя, председателя родительского комитета и трёх учащихся.
Проводимая работа даёт возможность учащимся развиваться, удовлетворяя свои интересы в различных видах деятельности.
Поэтому количество талантливых , творческих личностей увеличивается с годами, обогащает ребят, учит общению с окружающими.