Цели тренинга: содействие успешной социально-психологической адаптации молодых учителей. Задачи: Помочь научиться быстро и оптимально устанавливать эмоциональный контакт. Создание атмосферы сотрудничества в группе педагогов, формирование уверенности в себе, доверия к людям, принятие коллективных решений. Отработка различных способов межличностного восприятия. Осознание педагогами своих личностных особенностей и изменение в позитивную сторону отношения к себе и другому человеку. Предоставление возможности молодым педагогам лучше узнать друг друга . Материалы: памятка для молодых учителей повязка на глаза, листы бумаги по количеству участников, цветные карандаши, фломастеры. Цель: Развитие групповой сплоченности Задачи: развивать эмпатию у участников процесса, умение общаться при помощи вербальных и не вербальных средст Проведение упражнения «Кто родился в мае…» »………………………… 5мин Рефлексия, обсуждение в общем кругу……………………………………..7мин. Проведение игры «"Бумажные салфетки" » «Шарик»………………………15мин. Рефлексия, обсуждение…………………………………………………………….5мин Проведение упражнения-релаксации «Найди свою звезду»….20мин. Рефлексия…………………………………………………………………………………..5мин. Проведение игры «"Мои коллеги" «Лестница»… «Распредели по порядку» …"Ценности"…………………………………………………….15мин. Групповая работа "Чувства в педагогике""Моя первая учительница" 10) Упражнение Чудо конверт «К.У.Б.О.У»…………………………………………………………..15мин. 11) Рефлексия, обсуждение……………………………………………………........7мин. 12.) Реласациия 12) Рефлексия, по итогам всего тренинга………………………………………10мин Ожидаемый результат: Развитие рефлексивных особенностей, снятие напряжения, развитие эмпатии, сплоченности в группе. 1. Упражнение «Кто родился в мае…» Группа рассаживается по кругу. Учителям объясняется, что сейчас будет проводиться игра, с помощью которой они смогут лучше узнать друг друга. Называется личностное качество или описывается ситуация и участники, по отношению к которым справедливо высказывание, выполняют определенное действие. Они встают со стула, выполняют это действие и снова садятся на место. Например: «Тот, у кого есть брат, должен щелкнуть пальцами». Темп игры должен возрастать. Варианты высказываний: – у кого голубые глаза – трижды подмигните; – тот, кто сегодня утром съел вкусный завтрак, пусть погладит себя по животу; – кто родился осенью, пусть возьмет за руку одного члена группы и станцует с ним; – кто любит кошек, трижды промяукайте; – у кого есть замужняя сестра, пусть скажет соседу слева, что это его не касается; – кто пьет кофе с сахаром и молоком, загляните себе под стул; – у кого есть веснушки, пробегите по кругу; – замужние опишите в воздухе большую восьмерку рукой; – пусть единственный ребенок своих родителей поднимется на стул; – тот, кого принуждали прийти в эту группу, должен затопать по полу ногами и крикнуть: «Я не позволю себя заставлять!»; – у кого есть собственные дети, подпрыгните (один прыжок за каждого ребенка); – кто считает себя любознательным человеком, пусть поменяется местами с тем, кто думает так же; – кто изредка мечтал стать невидимым, закройте лицо ладошками; – тот, кто умеет играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, пусть покажется как это делается; – кто находит, что игра длится достаточно долго, должен трижды хлопнуть ладонями по сиденью, скрестить руки на груди и громко крикнуть: «Хватит!». 2. Вступительное слово «Все люди отличаются друг от друга. Отличаются своим восприятием окружающего, отношением к тому, что происходит вокруг них. Разные люди имеют разные способности к адаптации к новым жизненным условиям, к коллективу тех сотрудников, которые их окружают. Одному человеку для того, чтобы чувствовать себя уверенно в новом коллективе, на новой работе необходимо небольшое количество времени, другому человеку, напротив, этого времени нужно намного больше. Но, так или иначе, все педагоги, пришедшие впервые в учреждение, сталкиваются с проблемами и всем необходим адаптационный период для того, чтобы приспособиться к новым условиям жизнедеятельности. Некоторые молодые учителя описывают период своей адаптации к учреждению как сложный, напряженный. Другие наоборот отмечают, что им было довольно легко адаптироваться к новым условиям. Давайте попытаемся вспомнить, что происходило с вами, когда вы впервые попали в нашу школу. Попытайтесь вернуть те ощущения, которые вы испытывали, вспомните о своих переживаниях. После этого подумайте, что изменилось сейчас. Можно ли сказать, что вы приспособились к специфическим условиям вашей деятельности, изменилось ли ваше отношение к своей работе, ваше восприятие происходящего». Психолог предлагает высказаться об этом в кругу. Высказываются как молодые педагоги, так и педагоги, уже проработавшие в данной школе несколько лет. Высказываясь, стараться обращать внимание на следующие вопросы: На что я обратила внимание, придя первый раз в данную школу? Какие чувства я испытывала при этом? Что я обо всем этом подумала? Как изменились сейчас мои первоначальные представления? Итак, социально-психологическая адаптация сотрудника представляет собой процесс включения специалиста в новый трудовой коллектив. Упражнение 2. 4. Бумажные салфетки Упражнение помогает участникам тренинга познакомиться, а так же создает в группе веселую позитивную атмосферу. Участникам тренинга передаётся по кругу пачка бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток». После того как все участники взяли салфетки, им предлагается рассказать столько самых счастливых событий из жизни их семьи, Упражнение «Шарик» (работа с гневом). Цель: помочь осознать, как можно контролировать гнев. Надуйте воздушный шарик и держите так, чтобы он не сдувался. Представьте себе, что шарик - это ваше тело, а воздух внутри шарика - это ваш гнев или злость. Как вы думаете, что случится с шариком, если его сейчас выпустить из рук? (Он улетит.) Отпустите шарик и проследите за ним. (Участники отпускают шарик. Он быстро перемещается из стороны в сторону.) Заметили, что шарик был совершенно неуправляемым? Так бывает и со злым человеком. Он может совершать поступки, не контролируя их. Может обидеть или даже ударить кого-нибудь. Теперь надуйте другой шарик и попробуйте выпускать из него воздух маленькими порциями» (Участники выполняют задание.) Что теперь происходит с шариком? (Он сдувается) А что происходит с гневом внутри шарика? Можно им управлять? (Он выходит из него. И этим гневом можно управлять.) Так и человек должен учиться управлять своим гневом для того чтобы не навредить окружающим людям и себе. А теперь давайте попробуем, научиться управлять гневом, и для этого выполним одно из многих упражнений. 3. Упражнение «Дыхание» Упражнение "Мои коллеги" Цель упражнения: развитие средств эффективного общения учителей между собой. Психолог предлагает проиграть в группе следующую ситуацию: учитель обращается к своему коллеге с просьбой подменить его в течение одного-двух дней из-за болезни или вынужденного отъезда. Далее проводится групповое обсуждение: какие коммуникативные средства были выбраны учителем для выражения своей просьбы, почему один учитель пошел ему навстречу, а другой - нет (если это произошло в игре). Каждый участник группы может вспомнить подобные случаи из своей практики и продумать, как вести себя дальше в таких ситуациях. Психолог стремится, чтобы учителя активно обменивались мнениями по поводу того, как необходимо действовать, если нужно попросить кого-то об услуге. Но группа самостоятельно вырабатывает оптимальные формы поведения в ситуациях просьб, психолог только создает условия для такой групповой самопомощи. В конце занятия проигрывается ситуация "Как надо себя вести, чтобы коллега по работе тебе с радостью помог". Упражнение «Лестница» Цель: осознание себя как личности, находящейся на определенном промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности. Всем участникам тренинга раздаются листочки со схематичным изображением лестницы и предлагается внимательно ее рассмотреть и отметить свое местонахождение на лестнице на сегодняшний день. По мере прохождения упражнения ведущий задает участникам вопросы: - Подумайте и ответьте, Вы поднимаетесь вверх или опускаетесь вниз? - Устраивает ли Вас Ваше местоположение на лестнице? - Есть ли внутренние противоречия по этому поводу? - Что мешает Вам находиться наверху? 3. Упражнение «Распредели по порядку» Цель: донести до участников тренинга важность умения переключения социальных ролей для сохранения психического здоровья и творческой активности; осознание своего «Я». Педагогам предлагается распределить по порядку (по степени значимости, на их взгляд) следующий перечень: - дети - работа - муж (жена) - Я - друзья, родственники.Через некоторое время предложить вариант оптимального распределения перечня: 1. Я 2. Муж (жена) 3. Дети 4. Работа 5. Друзья, родственники Затем участникам предлагается поразмыслить над полученными результатами. Упражение "Ценности" Участникам группы раздаются списки возможных человеческих ценностей: - интересная работа - хорошая обстановка в стране - общественное признание - материальный достаток - любовь - семья - удовольствия, развлечения - самосовершенствование - свобода - справедливость - доброта - честность - искренность - вера - целеустремленность Затем каждому предлагается выбрать из списка пять самых главных для него ценностей и две ценности, которые не очень значимы в данный момент. После этапа индивидуальной работы участники объединяются в малые подгруппы (по 3-4 человека) и обсуждают свои варианты. Затем происходит общегрупповое обсуждение, во время которого участники делятся своими впечатлениями. Упражнение . «Моё любимоё качество» Цель: диагностика состояния группы на момент начала тренинга. Ход упражнения. Педагогам предлагается разделиться на пары и сесть друг напротив друга. Ведущий зачитывает по очереди три позитивных качества. В паре необходимо обсудить какое качество из перечисленных большего всего подходит каждому из пары и почему. В кругу обсуждается, в каких парах качества совпали. мудрость, надёжность, настойчивость; активность, бескорыстие, вежливость; сила воли, скромность, смелость; самозабвенность, тактичность, терпеливость; невозмутимость, обаяние, общительность. Упражнение "Чувства в педагогике" Цель упражнения: развитие профессионально важных качеств учителей, связанных с использованием чувств в педагогической деятельности. Группа учителей рассаживается в круг. психолог раздает карточки, обозначены эмоции. Рекомендуется следующий набор: "Радость", "Гнев"; "Безразличие", "Разочарование", "Негодование", "Возмущение", "Поддержка", "Поощрение", "Заинтересованность". получившие карточки, должны подготовить небольшое выступление перед группой с описанием ситуаций обучения и воспитания подростков и старших школьников, в которых использование данных чувств было бы педагогически целесообразно. Другие члены группы дополняют каждое выступление своих коллег. Упражнение "Моя первая учительница" Цель упражнения: развитие у учителей способности к педагогической рефлексии, анализу и оценке последствий собственных воспитательных воздействий. Психолог предлагает членам группы вспомнить о своей первой учительнице: как она относилась к детям, как объясняла уроки, как оценивала работу ребят, какая в классе была обстановка. Эффективность упражнения повышается, если при общем разговоре психолог привлекает внимание участников группы к вопросу о повторении ими в своей работе стиля и манеры своей первой учительницы или их желании стать в чем-то лучше нее, добрее и справедливее по отношению к детям. Важно также развивать у учителей умение чувствовать детей на основе воспроизведения собственных детских воспоминаний. | Упражнение “Решение конфликтных ситуаций”. Каждой группе предлагается конфликтная ситуация. Группе необходимо найти конструктивное решение, сложившейся конфликтной ситуации. На заседание кафедры некоторые преподаватели пришли неподготовленными. Как вести себя руководителю кафедры? Почему сложилась такая ситуация? В классе – ЧП: у девочки украли кошелек. Все подозревают одного и того же ученика. Девочка плачет, а одноклассники – одни сочувствуют, другие считают, что она растяпа и сама виновата, третьи предлагают обыскать подозреваемого ученика. Как вести себя учителю? В классе – ребенок, который часто и подолгу болеет, а потому не успевает. Решается вопрос о том, чтобы оставить его на повторный год обучения. Родители просят не делать этого – мальчик не виноват в своей болезненности. Роль учителя, классного руководителя, завуча, директора в этой ситуации? У учеников и родителей претензии к охранникам: не разрешают детям выходить во двор, не пускают в школу родителей, а родители еще и оплачивают это “удовольствие”. Ребята и родители заявляют, что нарушаются их права. Как должен повести себя в этой ситуации директор, завуч, учитель, классный руководитель? Родители первоклассницы обратились к директору с просьбой перевести ребенка в другой класс: каждое утро слезы, девочка не хочет идти в школу – она ей не нравится. Почему родители обратились именно к директору, а не попытались решить проблему с учителем? В школе в начале учебного года были введены платные услуги. Оформлены соответствующие документы, но случилось так, что учитель по определенным причинам не провел несколько уроков. Он пришел в класс и сказал детям: “Ребята, т.к. уроки не были проведены, то за них вы можете не платить”. Правомерны ли действия учителя? Упражнение К.У.Б.О.У. Цель: развитие чувства эмпатии, умение объяснить друг другу, при помощи невербальных средств общения. Сейчас мы поиграем с вами в игру похожую на испорченный телефон. Общаться можно только при помощи жестов не произнося слов, фразу записываем на листочке и показываем следующему вошедшему. Тот тоже записывает, как понял, показывает другому участнику и так до конца. Каждый раз фраза пишется заново, а предыдущая убирается. В конце, зачитываются фразы в обратном порядке, начиная с конца. Сейчас я попрошу вас выйти, один останется. Рефлексия: 1.Удалось ли вам сохранить первоначальный вариант? Почему? 2.Что помогало вам? 3.Что вам мешало? А теперь вспомните весь тренинг, подумайте и скажите, что больше всего по 5.Чудо конверт Цель : Дать оценку сегодняшней работы. У вас на столе большой конверт с записями . Вам нужно закончить предложения. Сегодня нас ……на …… В начале мы …. Легко ли было расслабиться…… Что больше всего вам понравилось……… Встречались трудности на ………как вы их решали…… С каким насторением вы уходите?….. Что пожелаете …….. Релаксация «Найди свою звезду» муз .Шепот звезд космическая музыка 6. Рефлексия по кругу. Участники делятся впечатлением от тренинга. Цель: возможность расслабиться, набраться оптимизма и уверенности в себе Вы, наверное подустали немного, пора и отдохнуть. Присаживайтесь в кресло, постарайтесь расслабиться, сделайте три глубоких вдоха и выдоха, глаза закрываются. (звучит музыка) Представьте себе звездное небо. Звезды большие и маленькие, яркие и тусклые. Для одних это одна или несколько звезд, для других - бесчисленное множество ярких светящихся точек, то удаляющихся, то приближающихся на расстояние вытянутой руки. Посмотрите внимательно на звезды и выберите самую прекрасную звезду. Быть может, она похожа, на вашу мечту детства, а может быть, она напомнила вам о минутах счастья, радости, удачи, вдохновенья? Еще раз полюбуйтесь своей звездой и попробуйте до нее дотянуться. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно достанете свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите перед собой, рассмотрите поближе и постарайтесь запомнить, как она выглядит, какой свет излучает. А теперь, проведите ладонями по коленям, вниз к супням ног, и сладко потянитесь, откройте глаза. Возьмите лист бумаги, карандаши, краски, что пожелаете. Нарисуй свою звезду, вырежи и прикрепи ее на наше звездное небо. Рефлексия: 1)Легко ли было расслабиться, представить себе небо, звезды. 2)Какие чувства испытывали? 3)Что показалось трудным? 4)Какое настроение у вас сейчас?. 6. Рефлексия по кругу. Участники делятся впечатлением от тренинга.
|