Просмотр содержимого документа
«Семинар для учителей в школе с интеллектуальными нарушениями по теме "Чем опасно состояние тревожности для детей"»
Семинар для учителей «Чем опасно состояние тревожности для детей»
Тревожность — широкое понятие, в которое входят разнообразные варианты неблагополучного с эмоциональной и психологической точки зрения состояния ребенка. Причины тревожности разнообразны: это могут быть отношения с учителем и одноклассниками, низкая самооценка и неуверенность в своих знаниях, стрессовая ситуация на контрольной работе и боязнь отвечать устно — каждая из этих причин может вызвать или усилить проявления тревожности у ребенка.
При этом давно установлен факт того, что развитие многих соматических заболеваний провоцируется некомфортным эмоциональном состоянием человека, особенно тем, которое продолжается в течение длительного периода времени. Поэтому тревожность опасна для здоровья школьников. Нельзя забывать и о вероятных психологических проблемах, вызываемых постоянной или периодически возникающей тревожностью. Это могут быть нарушения нейротичного характера, развитие депрессии. Мотивом деятельности школьника в этом случае становится не желание достичь успеха, положительного результата, интерес к содержанию предмета, а стремление избежать промахов, неудач.
В социальном отношении высокий уровень тревожности не позволяет ребенку адекватно себя оценивать, на равных общаться со сверстниками, одноклассниками. Часто у таких детей нет друзей, они некоммуникабельны.
Таким образом, тревожность негативно сказывается на всех сферах жизни ребенка, поэтому педагог должен постараться не только своим стилем преподавания не стать причиной развития тревожности у детей, но и научиться помогать своим ученикам ее преодолевать, избавляться от нее.
Почему на уроках возникает или усиливается тревожность?
К причинам, которые стимулируют развитие состояния тревожности у детей во время уроков, психологи относят следующие факторы.
Учебные требования, не соответствующие способностям и интеллектуальным возможностям ребенка.
Соматические болезни, психологические нарушения, нестабильный эмоциональный фон в семье.
Авторитаризм учителя в общении с детьми. Пренебрежение со стороны педагога к индивидуальным, личностным особенностям детей.
Противоречивость в требованиях: педагог не последователен в своих запретах, требованиях.
Несогласованность в оценке деятельности, методах усвоения учебного материала между родителями (внутри семьи между собой, другими членами семьи) и педагогами.
Равнодушное отношение к ребенку или неуверенность в себе со стороны учителя.
Смена классного коллектива, школы. Причем не обязательно это касается только младших школьников. Нередко подобная реакция возникает и у старшеклассников.
Избавляемся от стрессообразующих факторов на уроке
Предлагаем несколько способов предупреждения детской тревожности в школе.
Не следует сравнивать ученика с другими детьми. Акцентируйте внимание на его собственном развитии, движении и достижениях.
Создавайте ситуацию успеха для детей, найдите, в чем именно ребенок себя проявляет с положительной стороны, подчеркивайте это.
Если у ребенка имеются предпосылки для высокого уровня тревожности, то старайтесь избегать каких-либо негативных высказываний.
На уроках изучения нового материала, освоении умений не торопитесь сами и не подгоняйте тревожных детей, потому что временной дефицит также является одним из факторов повышения уровня волнения, беспокойства школьников.
Четко и понятно формулируйте свои требования и последовательно, систематически добивайтесь их исполнения всеми детьми.
При выставлении отметки объясняйте ребенку, почему вы поставили именно ее.
Стройте урок так, чтобы мотивировать школьников на усвоение новой информации, умений. Не пугайте детей возможным наказанием за неисполнительность, не делайте наказанием дополнительные задания и упражнения.
Исключите публичное (в присутствии других детей, педагогов) обсуждение тревожащих ребенка вопросов, его несоответствующего требованиям педагога поведения, учебных достижений.
Принимайте и уважайте учеников, не зависимо от их успехов.
Непосредственно перед проверочными, контрольными работами и подобными заведомо сложными ситуациями поддерживайте детей, приободряйте их, настраивайте на работу. Отдельным ученикам можно напомнить об их достижениях ранее.
Если ребенок не уверен в себе и именно это становится причиной тревожности при контроле знаний, помогите ребенку, напомните ему, как выполняется задание или подскажите другим способом.
Выучите сами и научите детей несложным дыхательным упражнениям для расслабления (они не займут много времени, не помешают образовательному процессу).
Помимо вербальных средств воздействия на ребенка важно, помните и о невербальном общении. Следите не только за своей речью, ее темпом и громкостью, но и жестикуляцией, взглядом, позами. Ученики начальной школы придают большое значение тактильному контакту. Внешний вид педагога, выбор цветовой гаммы в одежде также может оказать как положительное, так и отрицательное воздействие на психологическое состояние детей. К примеру, темно-синий цвет в одежде педагога значительно снижает уровень волнения у школьников.
Упражнения на предупреждение и снижение тревожности
Вот несколько упражнений, чтобы избавиться от тревожности. Педагог может практиковать их время от времени на уроках и внеурочных занятиях, рассказать о них родителям.
Храбрец
Игра в Храбреца помогает преодолеть волнение, тревожность. Лучше подобрать героя мультфильма, сказки, истории, компьютерной игры, который интересен самому ребенку. В этом упражнении ученик поочередно исполняет две роли — Испуганного ученика и Храбреца. Сначала учитель предлагает ребенку рассказать о своих переживаниях в роли Испуганного ученика. Затем школьник садится на другое место и говорит от имени Храбреца. Таким образом строится диалог между персонажами, в котором, как правило, сам ребенок убеждает себя в том, что нет повода, необходимости волноваться. Учитель корректирует ситуацию, направляет разговор в нужное русло, следит, чтобы беседа закончилась репликой Храбреца.
В конце упражнения взрослый спрашивает ребенка, каким он считает Храбреца. Важно акцентировать внимание на положительных характеристиках («смелый», «отважный», «ничего не боится»). Затем учитель просит ребенка повторить: «Я смелый, отважный, ничего не боюсь». Эти утверждения нужно повторить 3-5 раз. После чего учитель подводит итог: «Я верю, что ты — настоящий Храбрец, только это пока не часто проявляется».
Нарисуем страх
Это упражнение поможет ребенку изменить свое отношение к тревожащим его ситуациям.
Учитель предлагает ученику нарисовать его Страх. Важно, чтобы на бумаге получилось изображение чудовища, в котором отражается «Все самое-самое страшное», затем в рисунок добавляются смешные, забавные детали (можно совместно учителем и учеником или только учеником). Рисуя их, ребенок сможет посмеяться над своим собственным страхом. Нужно, чтобы изображение перестало вызывать негативные эмоции, а стало смешным, нелепым.
На втором этапе упражнения чудовище нужно уничтожить. Лучше всего закрасить весь рисунок сплошным цветом (но предпочтительнее не темными, а светлыми красками). Затем учитель предлагает ученику порвать и выбросить получившуюся картинку, попрощавшись со своим Страхом.
Страна спокойствия
Сопровождать выполнение упражнения можно спокойной, приятной музыкой или рассматриванием картин. Педагог просит ученика пофантазировать вместе с ним, написать историю о Стране спокойствия. Это может быть как сочинение только ребенка, так и ребенка совместно со взрослым. В ней нужно подробно описать, как выглядит Страна спокойствия, что в ней есть. Какая там природа, какие живут персонажи, чем они занимаются. Что у них происходит приятного и интересного, смешного. Какие там школьники, как они учатся, чем интересуются.
Такое упражнение отвлечет ребенка от волнующих его мыслей, поможет избавиться от тревожности, настроит на спокойное настроение, легкое общение, а также поможет в развитии его воображения, творческих способностей.
Два плюса
Это скорее, не упражнение, а психологический прием. Когда учитель слышит, что ребенок выразил негативную оценку своей учебы, он должен привести два аргумента положительного характера (два «плюса»), касающихся этой ситуации. Важно, чтобы аргументы были конкретными, правдивыми.
Тревожность школьников — опасная ситуация не только в отношении их учебных достижений, но и в отношении их физического и психического здоровья. Поэтому учителю нужно самому не провоцировать повышение неуверенности у своих учеников, но и предпринимать попытки, чтобы предупредить ее развитие или помочь ребенку избавиться от тревожности.
Аналитическая справка по результатам изучения самооценки психических состояний обучающихся 6,7 классов.
08.02.2024
Цель: определить уровни таких психических свойств, как тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность.
Тревожность – это индивидуальная психическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Здесь тревога выступает как переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей или кажущейся таковой опасности.
Фрустрация – это психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Проявляется в отрицательных переживаниях: разочаровании, раздражении, тревоге, отчаянии и т. п.
Агрессивность – это не вызванная объективными обстоятельствами, неспровоцированная враждебность человека по отношению к людям, окружающему миру. Проявляется в тенденции нападать, причинять неприятности, наносить вред людям, животным, окружающему миру. Иногда проявляется в форме демонстрации превосходства в силе по отношению к другому человеку или иному социальному объекту.
Ригидность – это затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. Противоположное по значению свойство личности – пластичность.
Методика: «Самооценка психических состояний» (по Айзенку)
Объект: учащиеся 6-7 классы
Присутствовало: 15 учащихся.
Форма проведения: групповая
Анализ результатов:
№
Тревожность
Фрустрация
Агрессивность
Ригидность
6
5.2
6.4
6.3
8.3
7
6.0
5.3
7.3
8.5
Ср.балл
5.6
5.9
6.8
8.4
Как мы видим из приведенной выше таблицы, средний балл по шкалам «тревожность», «фрустрация» и «агрессивность» находятся в пределах низкого уровня. Данные показатели свидетельствуют о том, что средние результаты по классам находятся в пределах допустимой нормы. Средний балл по шкале «ригидность» выходит за пределы низкого уровня, но так же находится в пределах допустимой нормы.
Анализ результатов диагностики по выявлению личностной тревожности учащихся позволяет заключить, что
Низкий уровень тревожности –100%
Средний уровень тревожности –0%
Высокий уровень тревожности – 0%
Данные показатели свидетельствуют о преобладании положительных результатов. Отсутствие среднего и высокого уровня тревожности свидетельствует о благоприятной обстановке в школе, что влияет на достижение целей и мотивации к обучению.
Результаты диагностики, по шкале фрустрации, свидетельствуют о том, что в школе:
Низкий уровень – 80%
Средний уровень – 20%
Высокий уровень – 0%
Данный фактор свидетельствует о том, что у большинства школьников, прошедших диагностику присутствует умение прорабатывать фрустрирующие жизненные обстоятельства. Классы имеющие средние показатели рекомендована проработка данной сферы.
По шкале агрессивности в данном классе:
Низкий уровень – 60%
Средний уровень – 40%
Высокий уровень – 0%
Показатели предполагают коррекционную работу с детьми в классах со средним уровнем агрессивности, акцентированную на проработке агрессии и умению правильно выстраивать социальные контакты с родственниками и взрослыми, так как в данном возрасте наиболее часто наблюдаются проблемы в отношениях с родителями.
По шкале ригидности:
Низкий уровень – 20%
Средний уровень – 80%
Высокий уровень – 0%
Данный фактор свидетельствует о том, что дети в классах которых имеют средний уровень, с трудом перестраивают свое поведение в условия изменения ситуации. Школьники, имеющие низкий уровень легко переключаются с одной деятельности на другую. А так же легко адаптируются к меняющимся условиям.
Выводы исследования:
По результатам Айзенка самооценка психических состояний школьников 6,7 классов, соответствует нормальной. Большая часть учащихся имеют представления о ближайшем будущем, ставят себе достижимые, реальные цели.
В школе среди 6,7 классов имеются учащиеся, которым требуется проведение индивидуальной консультации о имеющихся неблагоприятных для психологического здоровья личности показатели.
Рекомендации:
Учителям предметникам чаще на уроках давать задания творческого характера.
Классным руководителям запланировать беседу на классном часе по теме: «Цели и смысл жизни»