Данный раздел не претендует на исчерпывающую полноту. Это скорее напоминание педагогам, помощь в формировании или дополнении имеющегося у них собственного банка игр. Думаем, что им будет полезно заглянуть и главу 4 раздела 1, где приводятся психологические коррекционные упражнения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Данный раздел не претендует на исчерпывающую полноту. Это скорее напоминание педагогам, помощь в формировании или дополнении имеющегося у них собственного банка игр. Думаем, что им будет полезно заглянуть и главу 4 раздела 1, где приводятся психологические коррекционные упражнения.
Игра «Что слышно?» Цель игры: развивать умение быстро сосредотачиваться.
1-й вариант. Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что они слышали.
2-й вариант. По сигналу ведущего внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь. Затем каждый ребенок должен рассказать, что за ними происходило.
Игра «Буквы алфавита». Цель игры: развитие внимания.
Каждому ребенку присваивается определенная буква алфавита. Ведущий называет букву, тот ребенок, которому присвоена буква, делает один хлопок.
Игра «Пишущая машинка». Цель игры: развивать внимание, оперативную память, грамматические навыки.
Каждому играющему присваивается название буквы алфавита. Затем придумывается слово или фраза из двух-трех слов. По сигналу дети начинают печатать: первая буква слова хлопает в ладоши, затем вторая и т. д. Когда слово будет напечатано, все дети хлопают в ладоши.
Игра «Четыре стихии». Цель игры: развивать внимание, связанное с координацией слухового и зрительного анализаторов.
Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, слово «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
Игра «Слушай и исполняй». Цель игры: развивать внимание и памяти.
Ведущий называет и повторяет 1—2 раза несколько различных движений, не показывая их. Дети должны произвести движения в той же последовательности, в какой они были названы ведущим.
Игра «Разведчики». Цель игры: развивать наблюдательность.
1-й в а р и а н т. В комнате расставлены стулья в произвольном порядке. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие дети. Разведчик прокладывает новый путь, а командир ведет по этому пути весь отряд и т. д.
2-й вариант. Начало игры такое же, как в первом варианте, но командир должен начать вести отряд оттуда, куда пришел разведчик и привести туда, откуда вышел разведчик.
Игра «Запомни свою позу». Цель игры: развитие моторно-слуховой памяти.
Каждый ребенок стоит на своем месте. По команде ведущего все дети должны принять определенные позы (по желанию). Ведущий обходит детей и тем детям, которые приняли одинаковые позы, он предлагает сменить их.
Затем играет веселая музыка. Под музыку дети двигаются, танцуют, бегают и пр. (1 —1,5 минуты). Музыка внезапно обрывается, дети должны быстро разбежаться по своим местам и принять те позы, которые они учили в начале игры.
Игра «Вот так позы!» Цель игры: развитие наблюдательности и памяти.
По желанию детей из группы выбираются 5 человек. Один из них — водящий. Остальные дети садятся на стулья, они — зрители. Четверо из пяти выбранных детей показывают водящему свои позы. Он обходит детей и поминает их позы. Затем дети уходят в зал и садятся на стулья, а водящий повторяет их позы в той последовательности, в какой он их увидел.
Зрители кричат из зала, правильно повторяется поза или нет. Если неправильно, то один из зрителей (по желанию) выходит на сцену и повторяет позу, какая была показана в начале игры.
Игра «Тень». Цель игры: развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности.
Звучит фонограмма спокойной музыки. Из группы детей выбираются два ребенка. Остальные — зрители. Один ребенок — «путник», другой — его «тень». «Путник» идет через поле, а за ним, на два-три шага сзади, идет второй ребенок, его «тень». Последний старается точь-в-точь скопировать движения «путника».
Желательно стимулировать «путника» к выполнению, разных движений: «сорвать цветок», «присесть», «поскакать на одной ноге», «остановиться посмотреть из-под руки» и т. д. Модифицировать игру можно, разбив всех детей на пары — «путник» и его «тень».
Игра «Зеркала». Цель игры: развитие наблюдательности и коммуникативных способностей.
Из группы детей выбирается один водящий. Представляется, что он пришел в магазин, где много зеркал. Водящий встает в центр, а дети — полукругом вокруг него. Водящий показывает движение, а «зеркала» тотчас же повторяют это движение, и т. д. Водящему разрешается показывать разные движения.
Замечание. В роли водящего должны побывать все желающие дети.
Игра «Сова». Цель игры: развитие произвольности.
Дети сами выбирают водящего — «сову», которая садится в «гнездо» (на стул) и «спит». В течение дня дети двигаются. Затем ведущий командует: «Ночь!» Дети замирают, а сова открывает глаза и начинает ловить. Кто из играющих пошевелится или рассмеется, становится совой.
Игра «Подарки». Цель игры: развитие выразительности движений, воображения, коммуникативных навыков.
Дети стоят в кругу и ведущий просит придумать каждому подарок для стоящего справа соседа (это могут быть различные предметы, цветы и т. д.). Игра проходит в полной тишине. Ведущий первым передает свой подарок соседу справа с помощью выразительных движений (пантомимики, мимики), не называя предмет. Ребенок должен догадаться, что это, и принять подарок, затем показать и передать подарок для соседа и т. д.
Замечание. Важно стимулировать фантазию и выразительность детей. Эту игру целесообразно проводить после игры «Возьми и передай».
Игра «Паровозики». Цель игры: развитие коммуникативных навыков, произвольности.
Группа детей разбивается на тройки, в каждой тройке дети стоят друг за другом, взявшись руками за талию впереди стоящего. Первый из них выполняет роль «паровозика» (у него закрыты глаза и руки вытянуты вперед), второй — «пассажир», третий — «машинист». Задача «машиниста» — управлять паровозиком, избегать столкновений. «Пассажир» является передаточным звеном команд «машиниста» «паровозику». Один из группы детей выполняет роль «диспетчера», он задает ритм движения составов хлопками, убыстряя или замедляя их движение.
По команде ведущего составы начинают движение, затем через некоторое время по команде останавливаются, и дети в тройка меняются ролями (первый становится третьим и т. д.). Важно, чтобы все дети побывали в трех ролях.
Замечание. Целесообразно после игры обсудить с детьми, какая роль им понравилась больше всего и почему.
Игра «Альпинист». Цель игры: развитие коммуникативных навыков, координации движений.
Дети разбиваются на две команды. На полу чертятся две параллельные линии на расстоянии 2—3 метров. Команды выстраиваются вдоль линий, изображая различными статичными позами камни и скалы. Первый стоящий в шеренге выполняет роль «альпиниста». Он должен пройти вдоль линии скал, не свалившись в пропасть (не заступить за черту). Если «альпинист» «падает в пропасть», он возвращается на свое первоначальное место и начинает движение заново. Успешно пройдя маршрут, он становится последним в шеренге и превращается в скалу. После этого «альпинистом» становится второй стоящий в шеренге «скал» ребенок.
По сигналу ведущего «альпинисты» обеих команд начинают движение. Выигрывает та команда, все участники которой быстрее проходят маршрут «альпиниста».
Игра «Пресс-конференция». Цель игры: снятие боязни школы, развитие мышления и речи, воображения.
Детям предлагается представить, что они находится на пресс-конференции, посвященной их школьной жизни. Из группы выбирается 5—6 человек, которые будут давать интервью (отвечать на вопросы). Эта группа детей выбирает себе роли различных животных (например, трусливый заяц, хитрая лиса, злой волк, спящая сова и т. п.), игрушек и т. д. Остальные дети играют роли: корреспондента журнала «Мурзилка», учителя, директора школы, родителей, бабушки, сестер, братьев и т. п. Из своих ролей они должны задавать вопросы на волнующие их темы школьной жизни присутствующих «зверей» («игрушек» и т.п.).
Замечание. Важно следить, чтобы дети не выходили из своих ролей, помогать формулировать как вопросы, так и ответы, стимулировать активность детей. После игры можно обсудить, какой вопрос понравился больше всего и какой ответ понравился больше всего.
Игра «Где мы побывали, что мы повидали?» (народная игра). Цель игры: развитие мышления и речи, выразительности движений, коммуникативных способностей.
Группа детей делится пополам: «дедушка и внучата» (те, кто будет отгадывать загадки) и группа детей, которые будут загадывать загадки. Между группами на земле или на полу проводится черта, за которую нельзя выбегать «дедушке и внучатам», когда они будут ловить убегающих детей. «Дедушка и внучата» отворачиваются, а учитель вместе с другой группой детей тихо договариваются, какую «загадку» они будут загадывать. Договорившись, они подают знак «дедушке и внучатам».
Происходит такой диалог:
Здравствуйте, дедушка седой с длинной-длинной бородой. Здравствуйте, внучата.
Здравствуйте, ребята, — отвечает «дедушка с внучатами».
— Где вы побывали, что вы повидали?
Побывали мы в лесу, там увидели лису. Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем.
Свою «загадку» дети показывают в движениях. Например, они «собирают в лесу грибы и ягоды» и т. д. В случае если «дедушка и внучата» правильно отгадали «загадку», вторая группа детей уточняет и дополняет ответ. Если предлагается ошибочное решение, дети убегают, а «дедушка и внучата» стараются их поймать. Но нельзя перебегать за черту, которая была проведена в начале игры.
Замечание. После показа 1—2 загадок выбираются новые «дедушки и внучата».
Игра «Картинки-загадки». Цель игры: развитие мышления, речи и выразительности движений.
Из группы детей выбирается один водящий, остальные сидят на стульях, они должны отгадывать. У учителя в большой коробке лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки из детского лото). Водящий подходит к учителю и берет одну из картинок, не показывая ее остальным детям, он описывает (показывает) предмет, нарисованный на ней. Дети из группы предлагают свои версии. Следующим водящим становится тот, кто первым отгадал правильный ответ.
Игра «Сочини предложение (историю)». Цель игры: развитие мышления, фантазии.
Учитель предлагает группе 2—3 карточки из детского лото, на которых изображены предметы. Группа садится полукругом и по очереди каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит названия задуманных предметов.
Замечание. Игру можно модифицировать, разбив детей на несколько команд. Предложить каждой команде сочинить историю на основе карточек лото, которую другая команда должна разыграть. Необходимо стимулировать у детей стремление к составлению нестандартных, оригинальных предложений, историй, помогать им драматически выразить историю.
Игра «Город». Цель игры: развитие фантазии, коммуникативных способностей.
Детям предлагается создать сказочный город с помощью бумаги, ножниц, клея, где были бы дворцы, дома, в которых можно было бы закрывать окна и двери. Затем город необходимо населить людьми и придумать историю этого города (кто живет, чем занимаются, кто с кем дружит, кто глава города и т. д.).
Замечание. Учитель должен стимулировать детей к созданию общей сюжетной линии истории города, помогать разрешать спорные вопросы по ходу действия.
Игра «Карта». Цель игры: развитие коммуникативных способностей, воображения, коллективного мышления.
На полу расстилается большой лист бумаги, на котором детям предлагается нарисовать карту военных действий или создать совместное панно с помощью клякс.
Игра «Художники». Цель игры: развитие коммуникативных способностей, воображения, коллективного творчества и мышления.
Дети разбиваются на четверки, и каждой четверке предлагается набор карандашей (пастель) и лист ватмана. Каждый ребенок произвольно разрисовывает свой угол ватмана. Затем лист переворачивается на 90 градусов и ребенку предлагается для дорисовки рисунок, сделанный предыдущим художником. После этого лист снова переворачивается и повторяется то же самое задание. Таким способом необходимо заполнить весь лист. Затем группа придумывает название картины и демонстрирует ее остальным.
Замечание. Важно, чтобы учитель следил за своевременной сменой положения листа. При обсуждении задать позитивный тон оценки произведений друг друга.