Статья «Развивающие игры как условие познавательного развития дошкольников с синдромом Дауна»
Статья «Развивающие игры как условие познавательного развития дошкольников с синдромом Дауна»
Самойлюк Надежда Александровна
Учитель-дефектолог
Западно-Казахстанская область
Город Уральск
ГККП я/сад №8 «Сказка»
Статья
«Развивающие игры как условие познавательного развития дошкольников с синдромом Дауна»
«Игра не пустая забава. Она необходима для счастья
детей, для их здоровья и правильного развития».
Д.В.Менджерицкая
Процессы гуманизации общества выдвигают требования к обеспечению социальной защиты детей-инвалидов и предоставлению им равных прав с нормально развивающимися детьми. Оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями развития на всех возрастных этапах их индивидуального развития является наиболее важным направлением современной специальной психологии, коррекционной педагогики и адаптивной физической культуры.
Учитывая, что биологический возраст детей с интеллектуальным недоразвитием не совпадает с их психологическим возрастом, ведущая роль в обучении дошкольников с разной степенью умственной отсталости принадлежит игровой деятельности.
Игра - это радость общения, дающая ощущение полноты жизни, которая в не меньшей степени важна тем людям, возможности которых ограничены в силу тех или иных причин, и является ведущей развивающей деятельностью дошкольников, в рамках которой возникают основные новообразования данного возраста, и занимает главное место в жизни каждого ребенка.
Именно в игре у ребенка происходит становление всех психических функций: развивается мышление, восприятие, внимание, память, в игре ребенок познает окружающую действительность, становиться участником общественных отношений. Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством их воспитания и развития.
От успешного становления игровой деятельности зависит психическое здоровье и дальнейшее развитие любого ребенка, как с нормой интеллекта, так и ребенка с умственной отсталостью, в частности ребенка с синдромом Дауна.
У детей с синдромом Дауна имеется потенциал для развития игровой деятельности, при условии организации специального коррекционного обучения, с учетом особенностей психического развития данной категории детей. Поэтому работу по формированию игровой деятельности детей с синдромом Дауна необходимо начинать с раннего детства.
Развивающая помощь, оказанная на ранних этапах развития, снижает риск отставания и благоприятно влияет на общее развитие ребенка и его интеграцию в общество, включение в систему дошкольного и школьного образования.
Поэтому целью моей работы по теме творческого поиска «Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна в процессе развивающих игр» является создание условий, в которых ребенок может полноценно расти, развиваться и реализовывать имеющийся у него потенциал.
Исходя из этого, я использую все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов, развиваю у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнить в быту простую работу, повысить качество их жизни и жизни их родителей.
В своей работе я использую разнообразные игры:
- Игры, направленные на развитие внимания и памяти, учитывают сохранную у детей с синдромом Дауна зрительно-двигательную память. Поэтому, начиная работать с детьми, я в основном использую большое количество наглядности, с обязательным включением усвоенного материала в повседневную деятельность и свободную игру.
Продемонстрировав новый предмет или игрушку, а также способы взаимодействия с ним, я создаю ситуацию, в которой ребенок может сам обыграть или использовать новый для него объект.
Постепенно работа смещается на развитие слуховой памяти, а в случае затруднения подключается зрительно-двигательный канал памяти.
- Работая над обобщением образов, формированием представлений и понятий, а также сравнений реального объекта и его изображения я широко использую дидактические игры.
- Работая над развитием исследовательской деятельности, я стараюсь придерживаться общего направления развития в норме. На занятиях группы работу я обычно начинаю с этапа развития адекватных манипуляций и завершаю этапом появления простой цепочки действий, что составляет хорошую базу для формирования различных видов деятельности.
- Обучая ребенка сюжетно-ролевой игре, я улучшаю его возможности контакта со сверстниками, расширяю его знания о мире и закладываю основу гибкого поведения, что в конечном итоге делает его более самостоятельным и независимым.
- Подвижные и психологические игры позитивно влияют на физическое и психическое состояние детей с синдромом Дауна.
Уверена, что использование развивающих игр с детьми с синдромом Дауна поможет им приспособиться к жизни, и используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов, развить у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни и жизни их родителей.
Я убеждена, что Даунят можно научить практически всему, главное – заниматься ими, верить в них, искренне радоваться их успехам. Главное правило реабилитации детей с синдромом Дауна – не лечение или коррекция в специальных учреждениях, а вовлеченность в обычную жизнь – общение с близкими и сверстниками в процессе игровой деятельности, учеба и занятия в кружках.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья «Развивающие игры как условие познавательного развития дошкольников с синдромом Дауна»»
Самойлюк Надежда Александровна
Учитель-дефектолог
Западно-Казахстанская область
Город Уральск
ГККП я/сад №8 «Сказка»
Статья
«Развивающие игры как условие познавательного развития дошкольников с синдромом Дауна»
«Игра не пустая забава. Она необходима для счастья
детей, для их здоровья и правильного развития».
Д.В.Менджерицкая
Процессы гуманизации общества выдвигают требования к обеспечению социальной защиты детей-инвалидов и предоставлению им равных прав с нормально развивающимися детьми. Оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями развития на всех возрастных этапах их индивидуального развития является наиболее важным направлением современной специальной психологии, коррекционной педагогики и адаптивной физической культуры.
Учитывая, что биологический возраст детей с интеллектуальным недоразвитием не совпадает с их психологическим возрастом, ведущая роль в обучении дошкольников с разной степенью умственной отсталости принадлежит игровой деятельности.
Игра - это радость общения, дающая ощущение полноты жизни, которая в не меньшей степени важна тем людям, возможности которых ограничены в силу тех или иных причин, и является ведущей развивающей деятельностью дошкольников, в рамках которой возникают основные новообразования данного возраста, и занимает главное место в жизни каждого ребенка.
Именно в игре у ребенка происходит становление всех психических функций: развивается мышление, восприятие, внимание, память, в игре ребенок познает окружающую действительность, становиться участником общественных отношений. Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством их воспитания и развития.
От успешного становления игровой деятельности зависит психическое здоровье и дальнейшее развитие любого ребенка, как с нормой интеллекта, так и ребенка с умственной отсталостью, в частности ребенка с синдромом Дауна.
У детей с синдромом Дауна имеется потенциал для развития игровой деятельности, при условии организации специального коррекционного обучения, с учетом особенностей психического развития данной категории детей. Поэтому работу по формированию игровой деятельности детей с синдромом Дауна необходимо начинать с раннего детства.
Развивающая помощь, оказанная на ранних этапах развития, снижает риск отставания и благоприятно влияет на общее развитие ребенка и его интеграцию в общество, включение в систему дошкольного и школьного образования.
Поэтому целью моей работы по теме творческого поиска «Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна в процессе развивающих игр» является создание условий, в которых ребенок может полноценно расти, развиваться и реализовывать имеющийся у него потенциал.
Исходя из этого, я использую все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов, развиваю у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнить в быту простую работу, повысить качество их жизни и жизни их родителей.
В своей работе я использую разнообразные игры:
- Игры, направленные на развитие внимания и памяти, учитывают сохранную у детей с синдромом Дауна зрительно-двигательную память. Поэтому, начиная работать с детьми, я в основном использую большое количество наглядности, с обязательным включением усвоенного материала в повседневную деятельность и свободную игру.
Продемонстрировав новый предмет или игрушку, а также способы взаимодействия с ним, я создаю ситуацию, в которой ребенок может сам обыграть или использовать новый для него объект.
Постепенно работа смещается на развитие слуховой памяти, а в случае затруднения подключается зрительно-двигательный канал памяти.
- Работая над обобщением образов, формированием представлений и понятий, а также сравнений реального объекта и его изображения я широко использую дидактические игры.
- Работая над развитием исследовательской деятельности, я стараюсь придерживаться общего направления развития в норме. На занятиях группы работу я обычно начинаю с этапа развития адекватных манипуляций и завершаю этапом появления простой цепочки действий, что составляет хорошую базу для формирования различных видов деятельности.
- Обучая ребенка сюжетно-ролевой игре, я улучшаю его возможности контакта со сверстниками, расширяю его знания о мире и закладываю основу гибкого поведения, что в конечном итоге делает его более самостоятельным и независимым.
- Подвижные и психологические игры позитивно влияют на физическое и психическое состояние детей с синдромом Дауна.
Уверена, что использование развивающих игр с детьми с синдромом Дауна поможет им приспособиться к жизни, и используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов, развить у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни и жизни их родителей.
Я убеждена, что Даунят можно научить практически всему, главное – заниматься ими, верить в них, искренне радоваться их успехам. Главное правило реабилитации детей с синдромом Дауна – не лечение или коррекция в специальных учреждениях, а вовлеченность в обычную жизнь – общение с близкими и сверстниками в процессе игровой деятельности, учеба и занятия в кружках.