формирование целостного понимания законов и прав общества у детей начальной ступени (1-4 классы), а также воспитание уважительного отношения к своим и чужим правам через привитие любви к своему народу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развивающее занятие «Страна Порядка»»
Развивающее занятие
«Страна Порядка» в 1-4 классах
о правах ребенка и профилактике правонарушений
Цель: формирование целостного понимания законов и прав общества у детей начальной ступени (1-4 классы), а также воспитание уважительного отношения к своим и чужим правам через привитие любви к своему народу.
Задачи:
•ознакомление учащихся с основополагающими нормативно-правовыми документами, защищающих права граждан.
• развивающие: развитие познавательных процессов, самостоятельности мыслительной деятельности; умение находить решение проблемы, используя знания; разностороннее развитие личности: тренировка памяти, наблюдательности.
• воспитательные: развитие нравственного, правового воспитания; формирование толерантного (терпимого) сознания школьников; воспитание ответственности подростков за правонарушения; воспитание социо-культурно-правовой грамотности на основе документов, регламентирующих человеческие права.
Оборудование: раздаточный материал (пазлы сердца на каждой парте, сигнальные кружки: зелёные, жёлтые, красные по количеству детей), нормативно-правовая документация: Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Административный кодекс РФ,оборудование для опыта (пластиковая бутылка, вата, сигарета, зажигалка или спички) шарф, телефон, проектор, мультимедийная презентация.
Ход внеклассного развивающего мероприятия
I. Организационный этап
Учитель: Добрый день, дорогие ребята. Наше занятие посвящено важной проблеме современного общества – правам, которыми обладает каждый человек. Но прежде, чем мы начнем серьезный разговор, предлагаю настроиться на работу.
Давайте улыбнёмся друг другу и подумаем о чём-нибудь хорошем, ведь для того, чтобы наше занятиепрошло хорошо, нужно, чтобы у каждого из нас было хорошее настроение.
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Но приятны ли хмурые лица?
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И в ответ улыбку зажечь.
II. Введение в тему
Учитель:А для того, чтобы узнать, о чём мы сегодня будем говорить, давайте попробуем разгадать кроссворд.
1. Этим словом называется отдых, перерыв между занятиями (Перемена)
2. На нём порой бывает тяжело, и ждёшь, когда же прозвенит звонок. (Урок) 3. Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)
4. Про него говорят: «…не воробей, вылетит, не поймаешь!» (Слово)
5. Она начинается с улыбки, не сломается и не расклеится от дождей и вьюг. (Дружба)
Учитель: Какое слово мы получили по вертикали, прочитаем его вслух.
Дети (читают): Права.
III. Основная часть
1. Станция «Страна правовых знаний»
Учитель: Сегодня мы собрались вместе, чтобы совершить увлекательное путешествие в необычную страну Порядка. Первая остановка «Страна Правовых знаний».
Учитель: Здравствуй, Незнайка. В первую очередь нужно поздороваться с ребятами, а потом уже задавать вопросы.
Незнайка: Ну, здравствуйте, ребята. Так каких знаний, правовых? Там что, ходят только направо?
Учитель: Какой же ты глупый, Незнайка! Там можно много узнать интересного и нового о самой важной ценности человечества – о правах!
Незнайка: О чем, о чем? О какой ценности, о каких правах?
Учитель: Ребята, с чем у вас ассоциируется это слово? Какие права вам знакомы?
Дети: Водительские права, права потребителя, права человека.
Учитель:А ещё существуют права ребёнка. Мы попробуем в ходе путешествия разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют?
Появилось два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно всё было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, всё можно.
В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.
Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!
В городах и сёлах бывшего государства Нельзя стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.
Как вы думаете, почему страна стала процветающей, а все жители стали довольны и счастливы?
Дети: Жители стали жить по законам.
Учитель: Правильно, если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!
Учитель: Незнайка, есть ли у нас в государстве ЗАКОН?
Незнайка: Ну, я … это?
Учитель: Ребята, а вы как думаете? Правильно, чтобы не было нарушений, люди создали законы. В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. И сейчас ребята расскажут, что такое закон.
(Выступают заранее подготовленные дети)
Толкование слов из энциклопедии
ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.
ПРАВОНАРУШЕНИЕ, виновное противоправное деяние, совершенное вменяемым человеком, достигшим установленного законом возраста. Правонарушения делятся на преступления и проступки (гражданские, административные, дисциплинарные).
НАРУШИТЕЛЬ – лицо, не выполняющее, не соблюдающее что-либо условленное, установленное. Мешающий, нормальному состоянию, развитию.
Учитель: Где прописаны законы?Законы записаны в Конституции – основном законе государства.
Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс».
- Незнайка, а есть ли какие-нибудь права у детей?
(Пожимает плечами)
- Есть. И они записаны в декларации прав ребёнка. И сейчас я познакомлю тебя с основными правами детей.
Незнайка:А я уже все узнал!
Учитель: Давай проверим, много ли ты знаешь? Внимание на экран (рисунки ребят на тему «Права детей»). Посмотри, какие права детей изображены на этих рисунках?
Незнайка: Да это легко!Вот это… ну, это я не знаю. Но вот это точно знаю (показывает на рисунок). Это… ну, это предположим, тоже не знаю. А вот это…
Учитель: Ну, хватит! В Стране Порядка все дети знают свои права. (Обращается к ребятам). Что, ребята, поможем Незнайке.
(Дети называют свои права)
Учитель: Молодцы!
Основные права ребёнка
Учитель: Знаете ли вы, что у вас с самого рождения есть права, которые защищает самая главная организация на нашей планете – Организация Объединённых Наций (ООН). Права детей записаны в очень серьёзном документе – Конвенции о правах ребёнка. Она была принята в 1989 году. Конвенцию подписали почти 150 стран мира, в том числе и Россия.
Этот документ призывает взрослых и детей строить отношения на уважении.
Основные права детей
1. Право на образование.
2. Право на охрану здоровья.
3. Право на отдых и досуг.
4. Право на личную жизнь.
5. Право свободно выражать своё мнение.
6. Право ребёнка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством.
Викторина «Какие права литературных героев нарушены»
- Будьте внимательны.
- В каких сказках нарушено право неприкосновенность жилища?
(Варианты: «Петушок – золотой гребешок»; «Волк и семеро козлят»; «Колобок»).
- Какие персонажи сказок могли бы пожаловаться на нарушение их прав на неприкосновенность жилища?
- У какой героини нарушено право на отдых и досуг?
(Варианты: Настенька из сказки «Морозко»; Дюймовочка; Золушка).
- Назовите сказку, где один из родителей был наказан за плохое отношение с ребенком?
(Варианты: сказка «12 месяцев»; «Сказка о мертвой царевне»; «Золушка»).
Незнайка:
- Хотя пока еще вы дети, но знать права свои должны.
Узнал я много здесь, поверьте! И эти знания важны!
ФИЗМИНУТКА
Станция «Вредные привычки»
Учитель: Привычки могут только полезными или бывают и вредными? Какие вредные привычки вы знаете?
(Дети называют вредные привычки)
Учитель: Правильно, курение - одна из вредных привычек. Насколько это опасно для здоровья мы узнаем на следующей станции, она так и называется «Вредные привычки».
Учитель: Особенно опасно курение в детском возрасте. Послушайте стихотворение.
Ученик:
Я шёл домой со спортзанятий.
Меня окликнул мой приятель.
Он сигаретою дымил
И закурить мне предложил.
Но ведь куренье - это вред.
И я сказал: «Спасибо, нет.
Дышать нам надо кислородом,
К чему травиться углеродом?»
Учитель: Но, к сожалению, по числу курящих детей и подростков Россия занимает I-е место в мире.
Если хочешь долго жить,
То не следует курить.
Ведь курение – беда,
Ты запомни навсегда!
Я думаю, остановка на этой станции станет для вас хорошим уроком, и вы всегда будете думать, прежде чем совершить какой-либо поступок. А для себя сделаете вывод: «Никогда не пробовать, не начинать курить».
«Сердце доброты»
Учитель: А сейчас я предлагаю собрать сердце доброты. У вас на партах лежат пазлы, попробуйте собрать сердце доброты в парах.
(Дети складывают «пазлы», получается большое сердце.)
Посмотрите, у нас теперь есть сердце доброты. Оно будет посылать нам свое тепло, желать добра и помогать в учёбе. Приложите руки к груди и послушайте, как добро проникает в вас, в вашу душу. Поместите в свое сердце как можно больше добра, и вы всегда будете счастливы, потому что рядом с вами всегда будут верные и надежные друзья.
V. Итог занятия
Учитель: Подведём итог работы нашего занятия. Расскажите по схеме (Я – знаю, запомнил, смог), чему научились на занятии.
Оцените свою деятельность на уроке, используя один из смайликов:
Сегодня мы попытались ответить на вопрос «Для чего нужно соблюдать правила поведения в школе, на улице, в быту». Думаю, что все вы со мною согласитесь, нужно соблюдать правила и не нарушать закон. Надеюсь, что каждый из вас уйдёт с частичкой знаний по этой теме и желания как можно больше знать, чтобы сделать правильный вывод и выбрать в жизни правильный путь. Я желаю всем мира и добра. Спасибо всем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Внеклассные мероприятия в начальной школе: тематические занятия, утренники, композиции, экскурсии, КВН, беседы – обозрения / авт.-сост. С.А. Болотская и др. – Волгоград: Учитель, 2007.
3. Права детей в сказках, рисунках и вопросах / А. Лопатина, М. Скребцова. М.: Амрита – Русь. 2008.
4. Конституция детства / сборник М.: Центр «Детство. Отрочество. Юность» - 2009.
5. Надо знать! / Брошюра «Новоком», 2011 г.
6. «Интегрированный подход к формированию у школьников навыков соблюдения правил безопасности на дороге» / М.: М.Беланкова «Начальная школа» №1, 2008 г.