Коррекционно - развивающее занятие по курсу "Познавайка" 1 класс
Коррекционно - развивающее занятие по курсу "Познавайка" 1 класс
Тема занятия: тренировка зрительной памяти, развитие мышления, графический диктант.
Цели и задачи:
Познавательный аспект: формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения; формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).
Развивающий аспект: развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением; развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук); развитие двигательной сферы.
Коррекционные задачи: развивать мелкую моторику и зрительно-моторную координацию; развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Оборудование для учащихся: спички или счетные палочки.
Ход занятия:
Организационный момент.
1. «Мозговая гимнастика»
Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.
«Ленивые восьмёрки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
Моргания (полезно при всех видах нарушения зрения): моргайте на каждый вдох и выдох.
Введение в тему.
2. Разминка
Ну-ка проверь, дружок, ты готов начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке, ручка, карандаш, тетрадка?
- Чем мы с вами будем заниматься?
Работа по теме.
- Что пишут на конверте, отправляя письмо? (Адрес.)
- И осталось старуха у разбитого... (Корыта.)
- Что ставят в конце предложения? (Точка, восклицательный, вопросительный знаки, многоточие.)
- Чем жалят осы и пчёлы? (Жалом.)
- Перечислите пять деревьев, названия которых начинаются с гласной буквы. (Ольха, осина, ива, ясень, ель.)
- Когда человек бывает деревом? (Когда он со сна.)
- Назовите противоположное:
чужой - (свой),
тяжёлый - (лёгкий),
сложный - (простой),
чёрный - (белый).
3. Тренировка зрительной памяти
1. Прочитайте три раза слова, записанные на доске:
УТКА, ЛЕТО, САЛАТ, ТРАВА, ОСИНА.
Постарайтесь их запомнить. Теперь я закрою слова, а вы попытайтесь ответить на мои вопросы.
а) Сколько букв в последнем слове? (5)
б) Какие два слова начинались с гласной буквы? (Утка, осина.)
в) Назовите слово, которое заканчивается на «о» (Лето.)
г) Сколько слов заканчивалось на «а»? (3)
д) Встречалась ли в словах буква «к»? (Да, в слове утка.)
е) Было ли среди слов название дерева? (Да, осина.)
Задание №1. (тетрадь стр.33)
На доске карточки из приложения № 3.
Установка: запомните все рисунки и как можно точнее зарисуйте в тетради.
Задание № 2. (тетрадь стр.33)
Посмотрите, пожалуйста, на эти картинки 15 секунд. Постарайтесь запомнить всё: их взаимное расположение, форму, детали. Затем переверните страницу и постарайтесь без ошибок ответить на вопросы:
а) Сколько лепестков у цветка? (5)
б) Какой предмет изображен под номером 3? (Бабочка.)
в) Есть ли ручка на двери дома? (Да.)
г) В какую сторону едет машина? (Налево.)
д) Есть ли в чашке вода? (Да.)
Задание № 3. (тетрадь стр.34)
Посмотрите внимательно на кубики. Скажите, в каком кубике на две точки меньше, чем в последнем? (В первом.) Как узнали?
Задание № 4. (тетрадь стр.34)
Найдите в таблице такие же рисунки, как в квадратах справа. Раскрасьте одинаковые рисунки одним цветом. Ответ: см. рисунок.
4. Весёлая переменка
Положите левую руку на голову и погладьте себя от затылка ко лбу. В это же время правой рукой делайте круговые движения по животу. Действия выполняйте одновременно.
5. Логически-поисковые задания
Задание N° 5. (тетрадь стр.34)
Замените подчеркнутую букву, чтобы получилось новое слово. Напишите эти слово. Ответ;
Бцлет - билет;
олень - осень;
машина - малина или Марина;
Толя - Коля или воля, или доля;
Маша - Саша или каша, или Даша;
Таня - Маня, Даня Ваня, Саня, баня;
белка - балка или булка;
салат - салют;
речка - ручка;
стол ~ стул;
сетка - ветка или метка;
норка - горка.
Задание № 6. (тетрадь стр.35)
Помогите Наф-Нафу убежать от волка. Путь к дому показан на плане. Ответ: дом №12.
Задание № 7. (тетрадь стр. 35)
Узнайте, в какой домик прибежит Нуф- Нуф, если выберет дорогу с таким орнаментом. Ответ: дом № 3.
6. Коррегирующая гимнастика для глаз
«Палец двоится» (облегчает зрительную работу на близком расстоянии): вытянуть руку вперед, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторите 6-8 раз.
«Зоркие глазки»: глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
«Стрельба глазами»: двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем вправо, затем вверх и вниз. Повторите 5-6 раз, не спеша.
«Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз): закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.
7. Графический диктант. Штриховка
Задание № 8. (тетрадь стр. 35)
а) Перед выполнением работы дети делают зарядку для пальчиков:
Восемь пальчиков сплели,
Посильнее напрягли,
Два больших соединили
И немного их сдавили.
Дети сплетают пальцы обеих рук, кроме больших, и напрягают их. Большие пальцы прижимают подушечками друг к другу и стараются сдавить их как можно сильнее. Повторяют упражнение несколько раз.
б) Загадки:
Пашет землю
Трактор без колёс. Кто я - догадайтесь сами.
Для него горючее - Я везу зимою сани,
Овёс. (Лошадь.)
Что легко скользят по снегу.
Летом я везу телегу. (Лошадь.)
в) Диктант: от начальной точки 1 клетка вверх на уголок вправо, 1 клетка вверх на уголок вправо, 1 вправо, 1 вверх, 1 вниз на уголок вправо, 1 вниз на уголок вправо, 1 вниз на уголок вправо, 1 вниз, 5 вправо, 1 вниз на уголок вправо, 1 вправо, I вниз на уголок вправо, 1 вправо, 1 вниз на уголок вправо, 1 вниз, 1 вниз на уголок вправо, 3 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 вверх на уголок влево, 5 вниз,
1 вниз на уголок влево, 1 влево, 1 вверх на уголок вправо.
2 вверх. 1 вверх на уголок влево, 1 вверх на уголок влево,
3 влево, 1 вниз на уголок влево, 4 вниз, 1 влево, 5 вверх, 1 вниз на уголок влево, 2 вниз, 1 влево, 2 вверх, 1 вверх на уголок вправо, 1 вверх на уголок вправо, 3 вверх, 1 вверх на уголок влево, 1 вниз на уголок влево, 1 влево, 1 вниз на уголок влево, 1 вверх, соединяем в начальной точке.
Ответ: см. рисунок.
Заключение.
После того как дети выполнят это задание, предложите им оценить свою работу и раскрасить треугольный флажок внизу страницы соответствующим цветом.
-Какое задание вам понравилось больше всего?
Вы очень хорошо поработали, занятие окончено.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Коррекционно - развивающее занятие по курсу "Познавайка" 1 класс »
Муниципальное бюджетное специальное коррекционное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная коррекционная общеобразовательная школа № 34 VII вида»
Конспект
коррекционно-развивающего занятия
по курсу «Познавайка»
Выполнила:
Иванова И.И.
Озёрск
Челябинская область
Тема занятия: тренировка зрительной памяти, развитие мышления, графический диктант.
Цели и задачи:
Познавательный аспект: формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения; формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).
Развивающий аспект: развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением; развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук); развитие двигательной сферы.
Коррекционные задачи: развивать мелкую моторику и зрительно-моторную координацию; развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Оборудование для учащихся: спички или счетные палочки.
Ход занятия:
Организационный момент.
1. «Мозговая гимнастика»
Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.
«Ленивые восьмёрки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
Моргания (полезно при всех видах нарушения зрения): моргайте на каждый вдох и выдох.
Введение в тему.
2. Разминка
Ну-ка проверь, дружок, ты готов начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке, ручка, карандаш, тетрадка?
- Чем мы с вами будем заниматься?
Работа по теме.
Что пишут на конверте, отправляя письмо? (Адрес.)
И осталось старуха у разбитого... (Корыта.)
Что ставят в конце предложения? (Точка, восклицательный, вопросительный знаки, многоточие.)
Чем жалят осы и пчёлы? (Жалом.)
Перечислите пять деревьев, названия которых начинаются с гласной буквы. (Ольха, осина, ива, ясень, ель.)
Когда человек бывает деревом? (Когда он со сна.)
Назовите противоположное:
чужой - (свой),
тяжёлый - (лёгкий),
сложный - (простой),
чёрный - (белый).
3. Тренировка зрительной памяти
1. Прочитайте три раза слова, записанные на доске:
УТКА, ЛЕТО, САЛАТ, ТРАВА, ОСИНА.
Постарайтесь их запомнить. Теперь я закрою слова, а вы попытайтесь ответить на мои вопросы.
а) Сколько букв в последнем слове? (5)
б) Какие два слова начинались с гласной буквы? (Утка, осина.)
в) Назовите слово, которое заканчивается на «о» (Лето.)
г) Сколько слов заканчивалось на «а»? (3)
д) Встречалась ли в словах буква «к»? (Да, в слове утка.)
е) Было ли среди слов название дерева? (Да, осина.)
Задание №1. (тетрадь стр.33)
На доске карточки из приложения № 3.
Установка: запомните все рисунки и как можно точнее зарисуйте в тетради.
Задание № 2. (тетрадь стр.33)
Посмотрите, пожалуйста, на эти картинки 15 секунд. Постарайтесь запомнить всё: их взаимное расположение, форму, детали. Затем переверните страницу и постарайтесь без ошибок ответить на вопросы:
а) Сколько лепестков у цветка? (5)
б) Какой предмет изображен под номером 3? (Бабочка.)
в) Есть ли ручка на двери дома? (Да.)
г) В какую сторону едет машина? (Налево.)
д) Есть ли в чашке вода? (Да.)
Задание № 3. (тетрадь стр.34)
Посмотрите внимательно на кубики. Скажите, в каком кубике на две точки меньше, чем в последнем? (В первом.) Как узнали?
Задание № 4. (тетрадь стр.34)
Найдите в таблице такие же рисунки, как в квадратах справа. Раскрасьте одинаковые рисунки одним цветом. Ответ: см. рисунок.
4. Весёлая переменка
Положите левую руку на голову и погладьте себя от затылка ко лбу. В это же время правой рукой делайте круговые движения по животу. Действия выполняйте одновременно.
5. Логически-поисковые задания
Задание N° 5. (тетрадь стр.34)
Замените подчеркнутую букву, чтобы получилось новое слово. Напишите эти слово. Ответ;
Бцлет - билет;
олень - осень;
машина - малина или Марина;
Толя - Коля или воля, или доля;
Маша - Саша или каша, или Даша;
Таня - Маня, Даня Ваня, Саня, баня;
белка - балка или булка;
салат - салют;
речка - ручка;
стол ~ стул;
сетка - ветка или метка;
норка - горка.
Задание № 6. (тетрадь стр.35)
Помогите Наф-Нафу убежать от волка. Путь к дому показан на плане. Ответ: дом №12.
Задание № 7. (тетрадь стр. 35)
Узнайте, в какой домик прибежит Нуф- Нуф, если выберет дорогу с таким орнаментом. Ответ: дом № 3.
6. Коррегирующая гимнастика для глаз
«Палец двоится» (облегчает зрительную работу на близком расстоянии): вытянуть руку вперед, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторите 6-8 раз.
«Зоркие глазки»: глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
«Стрельба глазами»: двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем вправо, затем вверх и вниз. Повторите 5-6 раз, не спеша.
«Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз): закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.
7. Графический диктант. Штриховка
Задание № 8. (тетрадь стр. 35)
а) Перед выполнением работы дети делают зарядку для пальчиков:
Восемь пальчиков сплели,
Посильнее напрягли,
Два больших соединили
И немного их сдавили.
Дети сплетают пальцы обеих рук, кроме больших, и напрягают их. Большие пальцы прижимают подушечками друг к другу и стараются сдавить их как можно сильнее. Повторяют упражнение несколько раз.
б) Загадки:
Пашет землю
Трактор без колёс. Кто я - догадайтесь сами.
Для него горючее - Я везу зимою сани,
Овёс. (Лошадь.)
Что легко скользят по снегу.
Летом я везу телегу. (Лошадь.)
в) Диктант: от начальной точки 1 клетка вверх на уголок вправо, 1 клетка вверх на уголок вправо, 1 вправо, 1 вверх, 1 вниз на уголок вправо, 1 вниз на уголок вправо, 1 вниз на уголок вправо, 1 вниз, 5 вправо, 1 вниз на уголок вправо, 1 вправо, I вниз на уголок вправо, 1 вправо, 1 вниз на уголок вправо, 1 вниз, 1 вниз на уголок вправо, 3 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 вверх на уголок влево, 5 вниз,
вниз на уголок влево, 1 влево, 1 вверх на уголок вправо.
вверх. 1 вверх на уголок влево, 1 вверх на уголок влево,
влево, 1 вниз на уголок влево, 4 вниз, 1 влево, 5 вверх, 1 вниз на уголок влево, 2 вниз, 1 влево, 2 вверх, 1 вверх на уголок вправо, 1 вверх на уголок вправо, 3 вверх, 1 вверх на уголок влево, 1 вниз на уголок влево, 1 влево, 1 вниз на уголок влево, 1 вверх, соединяем в начальной точке.
Ответ: см. рисунок.
Заключение.
После того как дети выполнят это задание, предложите им оценить свою работу и раскрасить треугольный флажок внизу страницы соответствующим цветом.
-Какое задание вам понравилось больше всего?
Вы очень хорошо поработали, занятие окончено.
Самоанализ коррекционно – развивающего занятия по курсу «Познавайка»
Дата проведения:30.11.2012
Кто проводит: учитель начальных классов Иванова И.И.
Участники: учащиеся 1в класса. Количество участников: 12 человек.
Тема занятия: тренировка зрительной памяти, развитие мышления, графический диктант.
Цели и задачи:
Познавательный аспект: формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения; формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).
Развивающий аспект: развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением; развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук); развитие двигательной сферы.
Коррекционные задачи: развивать мелкую моторику и зрительно-моторную координацию; развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Для достижения данной цели мною были использованы наглядный, словесный, практический методы, которые отображали одну тематику и были взаимосвязаны. Задачи решены. Речевой материал подкрепили картинным материалом, с учетом речевого нарушения детей.
На занятии использованы разнообразные приёмы. Из основных приёмов, мною были отобраны следующие: образец речи педагога, вопросы, речевые пояснение к действиям. Кроме того, обучение опиралось на наглядные и практические приёмы: использование иллюстративно-наглядного материала. Использовались дидактические игры и упражнения.
На занятии я старалась выстроить личностно-ориентированное взаимодействие с детьми: выслушать каждого ребенка, поддержать его рассуждения, создать ситуацию успеха для каждого из них.
В ходе занятия были активизированы следующие психические процессы: слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, зрительное восприятие. Как необходимый элемент данного занятия, мною использовались задания на развитие мелкой моторики.
В ходе занятия осуществлялся контроль за речью детей. Сочетание индивидуальной и фронтальной работы.
Дети ориентированы на общение с педагогом: они слышат педагога, удерживают словесную инструкцию.