Данная программа учитывает зону ближайшего развития пятиклассников, помогает в освоении коммуникативных навыков. Важно учитывать не только изменяющиеся условия учебной ситуации, но и возрастные особенности и потребности детей 10-11 лет.
В средней школе от учащихся ожидают более независимого, самостоятельного и ответственного поведения, к чему многие дети не готовы. Учителя средней школы часто не делают различий между пятиклассниками и другими учащимися школы. Отсюда возникает много проблем и трудностей во взаимопонимании между учителем и учащимся. Поэтому занятия проводятся совместно с психологом, при поддержке классного руководителя. Также в процесс адаптации была включена работа с родителями, поскольку именно они должны осуществлять поддержку детей дома, во внеурочное время. Занятия должны помочь пятиклассникам в период адаптации. Основой данных занятий стали разработки Битяновой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по адаптации учащихся 5-х классов. »
Программа по адаптации учащихся 5-х классов.
Пояснительная записка.
Данная программа учитывает зону ближайшего развития пятиклассников, помогает
в освоении коммуникативных навыков. Важно учитывать не только изменяющиеся условия учебной ситуации, но и возрастные особенности и потребности детей 10-11 лет.
В средней школе от учащихся ожидают более независимого, самостоятельного и ответственного поведения, к чему многие дети не готовы. Учителя средней школы часто не делают различий между пятиклассниками и другими учащимися школы. Отсюда возникает много проблем и трудностей во взаимопонимании между учителем и учащимся. Поэтому занятия проводятся совместно с психологом, при поддержке классного руководителя. Также в процесс адаптации была включена работа с родителями, поскольку именно они должны осуществлять поддержку детей дома, во внеурочное время. Занятия должны помочь пятиклассникам в период адаптации. Основой данных занятий стали разработки Битяновой.
Актуальность.
Адаптация к школе – это привыкание ребенка к системе школьного образования. Это процесс, в ходе которого ученик усваивает нормы, правила школьной жизни, знакомится с ребятами, учителями, понимает, что принято делать и как поступать в тех или иных ситуациях. Если адаптация протекает успешно, то ребенок может адекватно переносить учебную нагрузку и чувствовать себя психологически комфортно в школе. Если же процесс адаптации затягивается или нарушается, то усилия ребенка направлены не на учебу, а на разрешение возникающих трудностей. В любом случае адаптация – это неизбежный процесс, который всегда сопровождается наличием напряжения у ребенка.
Любой педагог подтвердит, что начало пятого класса – сложный период не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Сложностей много, и связаны они не только с учебным процессом, но и с организацией жизни в школе. И хотя каждая школа – сложный и своеобразный «организм», но многие проблемы, испытываемые пятиклассниками, похожи.
Для пятиклассника первого сентября зачастую новое всё: и здание школы, и дети в классе, и учителя, и даже обучение другое – предметное. Возникает ситуация новой системы образования. Интересно, но тревожно, хочется быть активным, умным и независимым, а трудно; хочется быть нужным и успешным в группе своих одноклассников, чтобы каждый новый учитель оценил и увидел все самое лучшее, что есть во мне, ведь я не хуже других.
Как показывают результаты диагностики, большинство учащихся 5-х классов подвержены дезадаптации, т.е. ребенок становится невнимательным, менее ответственным, тревожным, хуже учится по сравнению с начальной школой. Осложняется сам учебный процесс, продуктивность работы снижается, со своим высоким уровнем тревожности ребенок неадекватен в восприятии отношений с новыми одноклассниками и неизвестными учителями, появляется чувство неуверенности.
Успешность адаптации младшего подростка в большей степени зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от:
- его способности к установлению межличностных отношений с педагогами;
- навыков ориентации в пространстве школы;
- навыков достойного поведения со своими новыми одноклассниками и умения общаться с ними;
- способности принимать и соблюдать классные и школьные правила жизни;
- отношения к себе и положительного отношения к школьному миру.
Важно, также, насколько психологические качества детей, их умения и особенности соответствуют требованиям конкретного учителя в связи с особенностями предметного обучения.
Преподаватели также, в свою очередь, нуждаются в психологической поддержке. Им трудно сразу запомнить всех учеников в условиях большой школы, и, тем более, выделить проблемных детей из новичков.
По данным психологов, ситуация адаптации вызывает у большей части пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а также зачастую – появление страхов. Например, страх несоответствия ожиданиям окружающих, который при этом доминирует над страхом самовыражения в индивидуальных показателях. И это является нормой, так как это – возрастная проблема. Поэтому иногда и способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности.
Кроме того, проблемы и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. В свою очередь, родители, все больше и больше принуждая детей работать на оценку, провоцируют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Этот факт особенно настораживает в период адаптации пятиклассников к школьной жизни, когда наличие у ребёнка мотива хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показать себя с лучшей стороны побуждает его проявлять активность.
Очевидно, что сделать для ребенка каждый школьный день праздником невозможно. Процесс адаптации всегда сопряжен с трудностями и напряжением. Притирки, сложности возникают у всех детей, важно вовремя и правильно помочь ребенку с ними справиться.
Большая роль в этом процессе принадлежит службе психологического сопровождения.
Цель
Оказание психолого-педагогической поддержки учащимся 5-х классов в период их адаптации к условиям обучения в средней школе.
Задачи.
1. Формирование у учащихся:
- представлений об умениях, навыках обучения в среднем звене;
- навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других;
- адекватного отношения к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности, развития навыка уверенного поведения;
-представление о себе как о человеке с большими возможностями развития.
2. Ознакомление учащихся:
- с системой самоорганизации для оптимального выполнения домашних заданий и других учебных требований:
- с разными формами коммуникации,
- с нормами и правилами поведения на новом этапе их школьной жизни.
3. Создание условий для:
- снижения тревожности;
- выполнения упражнений в игровой форме, проведения дискуссий;
- развития навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, адекватно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;
- выработки на основе собственного опыта норм поведения и общения.
Ожидаемые результаты:
Снижение уровня школьной тревожности в период адаптации;
Сплочение классного коллектива;
Повышение мотивации к учебной деятельности;
Создании ситуации бесконфликтного общения со взрослыми, учителями, родителями.
Повышение самооценки ребенка в новых учебных условиях.
Методы работы.
На занятиях используются: диалоги, рисунок, рассказ, ролевые игры, групповая дискуссия, групповая беседа, развивающие упражнения или игры и их обсуждение. В минимальной степени присутствуют психодиагностические задания.
Эффективность занятий заключается в развитии творческого потенциала детей, в приобретении ими навыков анализа своих чувств, проблем, отношений, событий; в формировании умения приобретать знания.
Организация занятий.
В данной программе представлены 10 занятий, по два занятия в течение полугодия.
Занятия длятся как урок 40 минут. Сами занятия состоят из кратких объяснений, выполнения специальных упражнений и их обсуждения
Содержание программы:
1. Психодиагностический блок.
№
Диагностические средства
Цель
1.
Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (модификация А. Д. Андреевой).
Выявление уровня тревожности, мотивации достижения, познавательной активности, гнева.
2.
Методика «Какой у нас коллектив?»
Выявление степени удовлетворенности учащихся своим коллективом, определение его спаянности при выполнении общественно значимых задач.
3.
Методика «Социометрия»
Выявление межличностных отношений в классе.
4.
Анкета изучения школьной мотивации (Лускановой).
Выявление уровня сформированности школьной мотивации.
5.
Анкета интересов.
Выявление характера и силы познавательных интересов учащихся
6.
Анкета «Трудные предметы»
Выявление учебных трудностей в школьных предметах.
7.
Методика «Незаконченные предложения. Отношение к школе».
Выявление отношения учащихся к школе и школьным ситуациям.
2. Личностно-развивающий блок
Проведение классных часов, направленных на сплочение классного коллектива, снятие тревожности, личностный рост.
Проведение игровых мероприятий среди 5-х классов, направленных на адаптацию к средней школе.
3. Психолого-просветительский блок.
Выступления психолога на родительских собраниях по темам, связанным с особенностями поведения и отношения к учебе младших подростков, трудностями в адаптации к средней школе, психологическим особенностям восприятия учебной информации.
Работа с родителями.
Цель: Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс. Изучение воспитательного потенциала семьи.
№
Мероприятия.
Организаторы.
1
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Проведение родительских собраний.
Проведение дней открытых дверей.
Привлечение родителей к совместным творческим делам
класса, спортивным соревнованиям, праздникам.
Совместное проведение экскурсий, выходов в театры.
Индивидуальные консультации для родителей с классным руководителем, педагогом-психологом, социальным педагогом.
Рейды комитета по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Посещение семей с целью изучения семейной обстановки, помощи неблагополучным семьям.
Проведение психолого-медико-педагогического консилиума. Ознакомление родителей с рекомендациями консилиума.
Помощь администрации в решении спорных вопросов, возникающих у родителей по поводу учебно-воспитательного процесса в школе.
Регулярный медицинский осмотр учащихся. Плановое выполнение прививок. Рекомендации врача родителям.
Работа школьного библиотекаря по индивидуальному плану.
1. Классный руководитель.
2. Родители.
3. Администрация школы.
4. Педагог-психолог.
5. Социальный педагог.
6. Учителя предметники.
7. Медсестра.
8. Библиотекарь
4. Психологическое консультирование.
Консультирование педагогов, родителей по вопросам, возникающим в ходе процесса адаптации пятиклассников. Посещение открытых уроков в 5-х классах. Индивидуальная психологическая работа с детьми, требующих помощи в адаптационный период.
Тематика адаптационных занятий.
№
Тема занятий
Количество часов
Цель
1.
Начинаем разговор.
1
Формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе, формирование позитивной Я-концепции, развитие самосознания.
2.
Наши законы.
1
Формирование убеждения в необходимости законов, моральных норм и их соблюдения. Вырабатывать навыки законопослушного поведения.
3.
Наши учителя.
1
Помочь пятиклассникам занять новую социальную позицию по отношению к педагогам.
4.
Я – уникальная и неповторимая личность.
1
Учить подростков внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя. Формировать позитивное отношение к другим людям.
5.
Как готовить домашние задания?
1
Учить детей правильной организации своего времени, развивать навыки работы с книгой, умение составлять план, тезисы для лучшего запоминания материала.
6-7
Психологический климат в классе.
2
Снижение тревожности, достижение внутригруппового сплочения, осмысление своего персонального «Я» как части общего «Мы».
8.
Понимаем ли мы друг друга?
1
Показать значимость собственного «Я»; подвести учащихся к пониманию необходимости жить в согласии с собой и другими; показать важность взаимопонимания.
9.
Путешествие на необитаемый остров. (тренинг)
1
Развитие навыков эффективного общения и умений действовать сообща. Осознание участниками своих целей и ценностей, для проявления социометрической структуры группы и социальных позиций ее членов.
10.
Участие лидеров класса в программе
«Ступени к успеху».
(для 5-6 классов)
Выявление и развитие представлений о лидерстве; приобретение навыков планирования деятельности и организации работы в команде; приобретение навыков принятия ответственности друг за друга.
Оценка эффективности программы работы с пятиклассниками.
Учащимся повторно предлагаются следующие психодиагностические методики:
Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (модификация А. Д. Андреевой). Методика «Какой у нас коллектив?» Анкета интересов. Анкета «Трудные предметы».
Программа является результативной, если показатели школьной тревожности по классу снизились, повысился социометрический статус, снизился процент трудных предметов.
Литература:
1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб., 2003.
2. Дубровина И. В. Рабочая книга школьного психолога / - М. Просвещение, 1991 г.
3. Дубровина И.В. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. М., 1995.