kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа по адаптации учащихся 5-х классов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа учитывает зону ближайшего развития пятиклассников, помогает в освоении коммуникативных навыков. Важно учитывать не только изменяющиеся условия учебной ситуации, но и возрастные особенности и потребности детей 10-11 лет.

В средней школе от учащихся ожидают более независимого, самостоятельного и ответственного поведения, к чему многие дети не готовы. Учителя средней школы часто не делают различий между пятиклассниками и другими учащимися школы. Отсюда возникает много проблем и трудностей во взаимопонимании между учителем и учащимся. Поэтому занятия проводятся совместно с психологом, при поддержке классного руководителя. Также в процесс адаптации была включена работа с родителями, поскольку именно они должны осуществлять поддержку детей дома, во внеурочное время. Занятия должны помочь пятиклассникам в период адаптации. Основой данных занятий стали разработки Битяновой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа по адаптации учащихся 5-х классов. »

Программа по адаптации учащихся 5-х классов.



Пояснительная записка.

Данная программа учитывает зону ближайшего развития пятиклассников, помогает

в освоении коммуникативных навыков. Важно учитывать не только изменяющиеся условия учебной ситуации, но и возрастные особенности и потребности детей 10-11 лет.

В средней школе от учащихся ожидают более независимого, самостоятельного и ответственного поведения, к чему многие дети не готовы. Учителя средней школы часто не делают различий между пятиклассниками и другими учащимися школы. Отсюда возникает много проблем и трудностей во взаимопонимании между учителем и учащимся. Поэтому занятия проводятся совместно с психологом, при поддержке классного руководителя. Также в процесс адаптации была включена работа с родителями, поскольку именно они должны осуществлять поддержку детей дома, во внеурочное время. Занятия должны помочь пятиклассникам в период адаптации. Основой данных занятий стали разработки Битяновой.

Актуальность.


Адаптация к школе – это привыкание ребенка к системе школьного образования. Это процесс, в ходе которого ученик усваивает нормы, правила школьной жизни, знакомится с ребятами, учителями, понимает, что принято делать и как поступать в тех или иных ситуациях. Если адаптация протекает успешно, то ребенок может адекватно переносить учебную нагрузку и чувствовать себя психологически комфортно в школе. Если же процесс адаптации затягивается или нарушается, то усилия ребенка направлены не на учебу, а на разрешение возникающих трудностей. В любом случае адаптация – это неизбежный процесс, который всегда сопровождается наличием напряжения у ребенка.

Любой педагог подтвердит, что начало пятого класса – сложный период не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Сложностей много, и связаны они не только с учебным процессом, но и с организацией жизни в школе. И хотя каждая школа – сложный и своеобразный «организм», но многие проблемы, испытываемые пятиклассниками, похожи.

Для пятиклассника первого сентября зачастую новое всё: и здание школы, и дети в классе, и учителя, и даже обучение другое – предметное. Возникает ситуация новой системы образования. Интересно, но тревожно, хочется быть активным, умным и независимым, а трудно; хочется быть нужным и успешным в группе своих одноклассников, чтобы каждый новый учитель оценил и увидел все самое лучшее, что есть во мне, ведь я не хуже других.

Как показывают результаты диагностики, большинство учащихся 5-х классов подвержены дезадаптации, т.е. ребенок становится невнимательным, менее ответственным, тревожным, хуже учится по сравнению с начальной школой. Осложняется сам учебный процесс, продуктивность работы снижается, со своим высоким уровнем тревожности ребенок неадекватен в восприятии отношений с новыми одноклассниками и неизвестными учителями, появляется чувство неуверенности.

Успешность адаптации младшего подростка в большей степени зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от:

- его способности к установлению межличностных отношений с педагогами;

- навыков ориентации в пространстве школы;

- навыков достойного поведения со своими новыми одноклассниками и умения общаться с ними;

- способности принимать и соблюдать классные и школьные правила жизни;

- отношения к себе и положительного отношения к школьному миру.

Важно, также, насколько психологические качества детей, их умения и особенности соответствуют требованиям конкретного учителя в связи с особенностями предметного обучения.

Преподаватели также, в свою очередь, нуждаются в психологической поддержке. Им трудно сразу запомнить всех учеников в условиях большой школы, и, тем более, выделить проблемных детей из новичков.

По данным психологов, ситуация адаптации вызывает у большей части пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а также зачастую – появление страхов. Например, страх несоответствия ожиданиям окружающих, который при этом доминирует над страхом самовыражения в индивидуальных показателях. И это является нормой, так как это – возрастная проблема. Поэтому иногда и способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности.

Кроме того, проблемы и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. В свою очередь, родители, все больше и больше принуждая детей работать на оценку, провоцируют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Этот факт особенно настораживает в период адаптации пятиклассников к школьной жизни, когда наличие у ребёнка мотива хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показать себя с лучшей стороны побуждает его проявлять активность.

Очевидно, что сделать для ребенка каждый школьный день праздником невозможно. Процесс адаптации всегда сопряжен с трудностями и напряжением. Притирки, сложности возникают у всех детей, важно вовремя и правильно помочь ребенку с ними справиться.

Большая роль в этом процессе принадлежит службе психологического сопровождения.


Цель

Оказание психолого-педагогической поддержки учащимся 5-х классов в период их адаптации к условиям обучения в средней школе.


Задачи.


1. Формирование у учащихся:

- представлений об умениях, навыках обучения в среднем звене;

- навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других;

- адекватного отношения к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности, развития навыка уверенного поведения;

-представление о себе как о человеке с большими возможностями развития.

2. Ознакомление учащихся:

- с системой самоорганизации для оптимального выполнения домашних заданий и других учебных требований:

- с разными формами коммуникации,

- с нормами и правилами поведения на новом этапе их школьной жизни.

3. Создание условий для:

- снижения тревожности;

- выполнения упражнений в игровой форме, проведения дискуссий;

- развития навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, адекватно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;

- выработки на основе собственного опыта норм поведения и общения.


Ожидаемые результаты:


  1. Снижение уровня школьной тревожности в период адаптации;

  2. Сплочение классного коллектива;

  3. Повышение мотивации к учебной деятельности;

  4. Создании ситуации бесконфликтного общения со взрослыми, учителями, родителями.

  5. Повышение самооценки ребенка в новых учебных условиях.


Методы работы.

На занятиях используются: диалоги, рисунок, рассказ, ролевые игры, групповая дискуссия, групповая беседа, развивающие упражнения или игры и их обсуждение. В минимальной степени присутствуют психодиагностические задания.

Эффективность занятий заключается в развитии творческого потенциала детей, в приобретении ими навыков анализа своих чувств, проблем, отношений, событий; в формировании умения приобретать знания.


Организация занятий.

В данной программе представлены 10 занятий, по два занятия в течение полугодия.

Занятия длятся как урок 40 минут. Сами занятия состоят из кратких объяснений, выполнения специальных упражнений и их обсуждения


Содержание программы:


1. Психодиагностический блок.


Диагностические средства

Цель


1.

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (модификация А. Д. Андреевой).


Выявление уровня тревожности, мотивации достижения, познавательной активности, гнева.

2.

Методика «Какой у нас коллектив?»

Выявление степени удовлетворенности учащихся своим коллективом, определение его спаянности при выполнении общественно значимых задач.


3.

Методика «Социометрия»

Выявление межличностных отношений в классе.


4.

Анкета изучения школьной мотивации (Лускановой).


Выявление уровня сформированности школьной мотивации.

5.

Анкета интересов.

Выявление характера и силы познавательных интересов учащихся


6.

Анкета «Трудные предметы»

Выявление учебных трудностей в школьных предметах.


7.

Методика «Незаконченные предложения. Отношение к школе».

Выявление отношения учащихся к школе и школьным ситуациям.


2. Личностно-развивающий блок

Проведение классных часов, направленных на сплочение классного коллектива, снятие тревожности, личностный рост.

Проведение игровых мероприятий среди 5-х классов, направленных на адаптацию к средней школе.


3. Психолого-просветительский блок.

Выступления психолога на родительских собраниях по темам, связанным с особенностями поведения и отношения к учебе младших подростков, трудностями в адаптации к средней школе, психологическим особенностям восприятия учебной информации.

Работа с родителями.


Цель: Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс. Изучение воспитательного потенциала семьи.


Мероприятия.


Организаторы.

1


2.


3.



4.


5.



6.




7.



8.




9.



10.

Проведение родительских собраний.


Проведение дней открытых дверей.


Привлечение родителей к совместным творческим делам

класса, спортивным соревнованиям, праздникам.


Совместное проведение экскурсий, выходов в театры.


Индивидуальные консультации для родителей с классным руководителем, педагогом-психологом, социальным педагогом.


Рейды комитета по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Посещение семей с целью изучения семейной обстановки, помощи неблагополучным семьям.


Проведение психолого-медико-педагогического консилиума. Ознакомление родителей с рекомендациями консилиума.


Помощь администрации в решении спорных вопросов, возникающих у родителей по поводу учебно-воспитательного процесса в школе.


Регулярный медицинский осмотр учащихся. Плановое выполнение прививок. Рекомендации врача родителям.


Работа школьного библиотекаря по индивидуальному плану.



1. Классный руководитель.

2. Родители.

3. Администрация школы.

4. Педагог-психолог.

5. Социальный педагог.

6. Учителя предметники.

7. Медсестра.

8. Библиотекарь





4. Психологическое консультирование.

Консультирование педагогов, родителей по вопросам, возникающим в ходе процесса адаптации пятиклассников. Посещение открытых уроков в 5-х классах. Индивидуальная психологическая работа с детьми, требующих помощи в адаптационный период.


Тематика адаптационных занятий.




Тема занятий

Количество часов



Цель


1.

Начинаем разговор.


1

Формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной адаптации в обществе, формирование позитивной Я-концепции, развитие самосознания.


2.

Наши законы.


1

Формирование убеждения в необходимости законов, моральных норм и их соблюдения. Вырабатывать навыки законопослушного поведения.


3.

Наши учителя.


1

Помочь пятиклассникам занять новую социальную позицию по отношению к педагогам.


4.

Я – уникальная и неповторимая личность.


1

Учить подростков внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя. Формировать позитивное отношение к другим людям.


5.

Как готовить домашние задания?


1

Учить детей правильной организации своего времени, развивать навыки работы с книгой, умение составлять план, тезисы для лучшего запоминания материала.


6-7

Психологический климат в классе.


2

Снижение тревожности, достижение внутригруппового сплочения, осмысление своего персонального «Я» как части общего «Мы».


8.

Понимаем ли мы друг друга?


1

Показать значимость собственного «Я»; подвести учащихся к пониманию необходимости жить в согласии с собой и другими; показать важность взаимопонимания.


9.

Путешествие на необитаемый остров. (тренинг)


1

Развитие навыков эффективного общения и умений действовать сообща. Осознание участниками своих целей и ценностей, для проявления социометрической структуры группы и социальных позиций ее членов.




10.




Участие лидеров класса в программе

«Ступени к успеху».

(для 5-6 классов)



Выявление и развитие представлений о лидерстве; приобретение навыков планирования деятельности и организации работы в команде; приобретение навыков принятия ответственности друг за друга.


Оценка эффективности программы работы с пятиклассниками.


Учащимся повторно предлагаются следующие психодиагностические методики:

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (модификация А. Д. Андреевой). Методика «Какой у нас коллектив?» Анкета интересов. Анкета «Трудные предметы».

Программа является результативной, если показатели школьной тревожности по классу снизились, повысился социометрический статус, снизился процент трудных предметов.




Литература:



1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб., 2003.

2. Дубровина И. В. Рабочая книга школьного психолога / - М. Просвещение,
1991 г.

3. Дубровина И.В. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. М., 1995.

4. Монина Г.Б., Лютова-Роберс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). СПб., 2005.

5. Надежда Слободяник «Другие Мы». Уроки общения для младших подростов.// «Школьный психолог» 2000 г.

6. Психогимнастика в тренинге/ Под редакцией Н.Ю. Хрящевой. СПб., 2002. Н. В.

7. Самоукина. Игры в школе и дома/ – М. Новая школа, 1995 г.

8. Фопелъ К. Как научить детей сотрудничать? (1-4 ч.) М., 1998.

9. Я в мире людей. /Под ред. Б.П. Битинаса. М., 1997.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа по адаптации учащихся 5-х классов.

Автор: Демьянова Тамара Васильевна

Дата: 24.03.2015

Номер свидетельства: 190777

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Доклад "Проблема адаптации учащихся 5 класса на уроках русского языка""
    ["seo_title"] => string(70) "dokladprobliemaadaptatsiiuchashchikhsia5klassanaurokakhrusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "304302"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457695953"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Доклад по теме: "Оздоровительные методики на уроках ОБЖ и физической культуры как способ адаптации учащихся пролицейских классов"
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_po_tiemie_ozdorovitiel_nyie_mietodiki_na_urokakh_obzh_i_fizichieskoi_kul_"
    ["file_id"] => string(6) "370571"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481972599"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Адаптация учащихся 1 классов к учебной деятельности."
    ["seo_title"] => string(64) "adaptatsiia_uchashchikhsia_1_klassov_k_uchiebnoi_dieiatiel_nosti"
    ["file_id"] => string(6) "348753"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1476298969"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Программа адаптации выпускников начальной школы  к среднему звену «Первый раз - в пятый класс» "
    ["seo_title"] => string(98) "proghramma-adaptatsii-vypusknikov-nachal-noi-shkoly-k-sriedniemu-zvienu-piervyi-raz-v-piatyi-klass"
    ["file_id"] => string(6) "124766"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414779713"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Доклад на тему«Практико – ориентированные технологии в обучении: проблемы адаптации учащихся при переходе в среднее звено.» "
    ["seo_title"] => string(142) "doklad-na-tiemu-praktiko-oriientirovannyie-tiekhnologhii-v-obuchienii-probliemy-adaptatsii-uchashchikhsia-pri-pieriekhodie-v-sriednieie-zvieno"
    ["file_id"] => string(6) "193492"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427643068"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства