Составитель: Марухнич И.В., педагог-психолог МБДОУ детский сад № 41 муниципального образования Тимашевский район Стресс – общее напряжение организма, возникающее под воздействием чрезвычайного раздражителя. Наиболее стрессовыми считаются три профессиональные сферы: здравоохранение, правоохранительные органы и образование. Цель данного пособия: Оказание психологической помощи педагогам в снятии психоэмоционального напряжения и улучшения их самочувствия. Задачи: Ознакомление с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний с целью их предупреждения и преодоления возможных последствий психического напряжения, поддержание оптимального уровня психического состояния в условиях профессиональной деятельности. Формирование потребности в самоуправлении и саморегуляции своих эмоциональных состояний. Предложенный материал может быть полезен для педагогов и специалистов ДОУ.
Стресс, безусловно, главный враг женщины. Сначала мы заедаем его шоколадом, а потом жалуемся на лишние килограммы; «лечим» его в торговых центрах, а потом плачем над пустым кошельком. Конечно, в стремительном ритме жизни без стресса не обойтись, но прежде чем бежать в аптеку за очередным успокоительным, лучше вспомнить о народных средствах. Настой ромашки хорошо помогает при бессоннице, облегчает головную боль и мигрень. Он отлично снимает напряжение после рабочего дня, помогает расслабиться. Мелисса успокаивает, но не вызывает сонливости. Настой можно пить 2-4 раза в день по стакану. Это позволяет не только успокаивать нервы, но и повысить общий тонус организма.
Упражнения на избавление от отрицательной энергии "Психоэнергетический зонтик" Педагог встает перед ребятами, желательно в центре комнаты, и в процессе беседы с детьми старается представить, что над детьми образуется своеобразный "зонтик", накрывающий всех присутствующих. Цель педагога: уверенно и крепко держать ручку этого «зонтика». Упражнение формирует способность контролировать ситуацию в группе . Упражнение “Резервуар”. В беседе с «трудными», «конфликтными» родителем ребенка, например, сыграйте роль “пустой формы”, резервуара, в которую Ваш собеседник “вливает”, “закладывает” свои слова, состояния, мысли, чувства. Постарайтесь достигнуть внутреннего состояния “резервуара”: “Вы форма, Вы не реагируете на внешние воздействия, а только принимаете их в свое внутреннее пространство. Отбросьте свои личные оценки, - Вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма!”. Упражнение «Уровень счастья» - Составьте список того, за что вы благодарны судьбе в настоящий момент. Проследите, чтобы в него было включено все, что стоит благодарности: солнечный день, свое здоровье, здоровье родных, жилье, пища, красота, любовь, мир. Упражнение "Настроение" Нужно взять цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой нарисовать абстрактный сюжет – линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как хочется, в полном соответствии с настроением. Затем надо попробовать "перенести"свое грустное настроение на бумагу, как бы материализуя его. Когда рисунок закончен, на другой стороне листа следует написать 5–7 слов, отражающих настроение. После этого нужно посмотреть на рисунок, как бы заново проживая свое состояние, перечитать слова и эмоционально, с удовольствием разорвать лист и выбросить. Условно эмоциональное состояние переносится на рисунок. | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №41 муниципального образования Тимашевский район методическое пособие для педагогов Профилактика стрессов у педагогов
Из опыта работы педагога-психолога МБДОУ д/с № 41 Марухнич Ирины Владимировны
Душица – отличное средство для людей, страдающих от чрезмерной раздражительности. Идеально подходит для женщин, подверженных предменструальному синдрому. Мятный чай успокаивает и поднимает настроение. Хорошо помогает при депрессии и переутомлении. Иван-чай принимают при повышенной нервной возбудимости. Он лечит стресс, укрепляет иммунитет, снимает головную боль. Иван-чай хорошо подходит для эмоциональных женщин, которые склонны преувеличивать масштабы проблем и принимать все близко к сердцу. Основные признаки стресса: - физические (бессонница, боли в груди, в животе, в спине, головные боли, головокружение, хроническая усталость, частые простуды и т. д.); - эмоциональные (излишняя агрессивность, повышенная возбудимость, депрессия, импульсивное поведение, нарушения памяти и концентрации внимания, ночные кошмары, раздражительность и т. д.); - поведенческие (постоянный поиск у себя различных заболеваний, потеря интереса к своему внешнему облику, притопывание ногой или постукивание пальцем, и т. д.). Многие из перечисленных состояний со временем усиливаются и могут привести к серьезным заболеваниям. Причины возникновения стресса. неорганизованность и, как следствие, неправильное распределение времени, нехватка его для выполнения важных дел, спешка; конфликты с коллегами; чувство перегруженности работой, переутомляемость; психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны разными людьми; слишком высокая ответственность; тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся. Для повышения самооценки можно сделать следующее упражнение. Поднимите руки вверх, закройте глаза и мысленно скажите: «Я – молодец!» Или высоко поднимите голову, выпрямите спину и скажите: «Я самая – лучшая!». Упражнение «Ловец блага». Назовите положительные стороны дождя. (Он прибивает пыль – воздух становится чище. Поливает все живое – растительный мир предстает во всей своей красе. Дождь смывает грязь с улиц. Благодаря дождю мы можем заняться делами, которые были отложены и пр.) А теперь подумайте и ответьте: Что может быть хорошего в том, что вы опоздали на работу? Что может быть положительного в том, что у вас нет денег, чтобы поехать отдохнуть? Какой плюс можно обнаружить в том, что вы потеряли работу? Необходимо найти как можно больше позитивных сторон данных ситуаций. . Психотехнические упражнения для снятия напряжения и усталости у педагогов. Упражнение "Гора с плеч" Выполняется стоя или сидя. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить. Упражнение "Замок" Исходное положение – сидя, корпус выпрямлен, руки на коленях, сомкнуты в "замок". Вдох – поднять руки в "замке"над головой, ладонями вперед. Задержать на 2–3 с дыхание, сделать резкий выдох через рот, руки падают на колени. Упражнение «Ладошки» Исходное положение: встать прямо, показать ладошки «зрителю», при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить - поза «экстрасенса». Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки. Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или рот. В это время кулачки разжимаем. Опять «шмыгнули» носом (звучно, на всю комнату) и одновременно сжали ладони в кулачки. И снова после шумного вдоха и сжатия ладоней в кулаки выдох уходит свободно, пальцы рук разжимаем, кисти рук на мгновение расслабляем. Не следует растопыривать пальцы при выдохе. Они так же свободно расслабляются после сжатия, как и выдох уходит абсолютно свободно после каждого вдоха. |