Тренинг креативности и позитивного мышления как профилактики профессионального выгорания педагогов ДОУ
Тренинг креативности и позитивного мышления как профилактики профессионального выгорания педагогов ДОУ
Представлен практический материал по работе с педагогами в целях профилактики профессионального эмоционального выгорания, развития творческих ресурсов педагогов. Рекомендовано для педагогов-психологов, методистов образовательных учреждений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Эта игра позволяет создать легкую атмосферу, развить ассоциативное мышление.
Каждый участник по очереди представляет себя группе с помощью триады, в которой:
- первое слово – его имя,
- второе – блюдо (желательно которое любит!),
-заключительное слово – название города.
Закавыка в том, что все три слова начинаются с одной и той же буквы, к тому же за весь круг нельзя ни разу повторить названия блюд и городов, прозвучавших ранее!
Упражнение «Одно из двух»*
Это упражнение – своеобразный эвристический штурм, отлично развивает спонтанность, творческое, ассоциативное мышление, служит раскрепощению группы.
Ведущий бросает мяч игроку и предлагает пару слов:
_ Черное или белое? (участник, поймавший мяч отвечает то, что ему пришло в голову, то что он выбирает и почему).
Например:
-Черное или белое?
Черное, потому что эффектнее.
- Ночь или день?
-Ночь, романтичнее!...
*Список вариантов антонимов в приложении.
Информация к размышлению и обсуждению.
«Нейрофизиолог Лилли (Lilly 1980) отмечает, что мысли, которые мы принимаем за свои собственные, на самом деле, на 99% предопределены и обусловлены мыслями других людей. Мы думаем, что наше представление о вещах и то, как мы на них реагируем, - это что-то наше личное, на самом же деле это совокупность мыслительных конструкций, выработанных другими на протяжении поколений. Мы же чаще всего, их только воспроизводим и повторяем, чтобы оставаться в гармонии с окружающей нас физической и социальной средой».
- А что вы думаете по этому поводу?
Задание «Красная Шапочка без…»
В данном задании придется использовать весь креатив, найти целый список эвфемизмов – «слов заменителей», развить творческий потенциал.
«Кто может пересказать сюжет классической сказки «Красная Шапочка»… На первый взгляд, странный вопрос: сказка, знакомая с детства, читаная, перечитанная…
Но задача состоит в том, чтобы рассказать этот душераздирающий триллер со счастливым концом так, чтобы ни разу не произнести в ходе пересказа букву «Л»!
Группа садится в круг, ведущий определяет задачу. Первый игрок начинает рассказ и ведет его до того времени, пока в песочных часах не истечет минута, если прозвучала «запрещенная буква» часы не закончив, переворачивают и игроку добавляется время. Затем рассказ продолжает следующий игрок. И так далее…
Притча о двух волках.
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
-В каждом человек идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет ЗЛО – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет ДОБРО – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- а какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
- всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Приложение
Кислое или сладкое?
Пропасть или небо?
Корни или крылья?
Власть или слава?
Пустыня или горы?
Свобода или необходимость?
Простота или сложность?
Ум или чувство?
Работа или отдых?
Город или лес?
Пешком или верхом?
Сон или явь?
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
-В каждом человек идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков.
Один волк представляет ЗЛО – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…
Другой волк представляет ДОБРО – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- а какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
- всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
«Нейрофизиолог Лилли (Lilly 1980) отмечает, что мысли которые мы принимаем за свои собственные, на самом деле, на 99% предопределены и обусловлены мыслями других людей. Мы думаем, что наше представление о вещах и то, как мы на них реагируем, - это что-то наше личное, на самом же деле это совокупность мыслительных конструкций, выработанных другими на протяжении поколений. Мы же чаще всего, их только воспроизводим и повторяем, чтобы оставаться в гармонии с окружающей нас физической и социальной средой»