kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тренинг: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренинг: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ»

Профессия педагога одна из наиболее значимых и востребованных в обществе. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные и эмоциональные затраты. В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, новые педагогические технологии. Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растёт и нервно – психическое напряжение личности, переутомление. Такая ситуация приводит к эмоциональному истощению педагогов.

«Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию. В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы, авторитарность.

Признаками эмоционального выгорания являются;

  • сниженный эмоциональный фон, эмоциональная вялость;
  • отстраненность в общении с окружающими (ухудшение соматического состояния, головные боли, нарушения сна и т.д.)
  • негативное, циничное отношение к субъектам профессиональной деятельности (детям), а так же к коллегам;
  • нарастающее безразличие к своим должностным обязанностям, снижение трудовой активности и мотивации;
  • немотивированная или неадекватная агрессивность, недовольство собой и окружающими;
  • снижение качества жизни в целом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тренинг: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ»»

Тренинг: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ»

Профессия педагога одна из наиболее значимых и востребованных в обществе. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные и эмоциональные затраты. В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, новые педагогические технологии. Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растёт и нервно – психическое напряжение личности, переутомление. Такая ситуация приводит к эмоциональному истощению педагогов.

«Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию. В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы, авторитарность.

Признаками эмоционального выгорания являются;

  • сниженный эмоциональный фон, эмоциональная вялость;

  • отстраненность в общении с окружающими (ухудшение соматического состояния, головные боли, нарушения сна и т.д.)

  • негативное, циничное отношение к субъектам профессиональной деятельности (детям), а так же к коллегам;

  • нарастающее безразличие к своим должностным обязанностям, снижение трудовой активности и мотивации;

  • немотивированная или неадекватная агрессивность, недовольство собой и окружающими;

  • снижение качества жизни в целом.

Организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога.

Проблема профессиональной деформации педагога и «эмоционального выгорания» обостряется на порядок еще и тем, что она имеет социальные последствия, выражающиеся в том, что в учебно-воспитательном процессе негативное эмоциональное состояние педагога по механизму заражения передается воспитанникам. Это, в свою очередь, приводит к повышению степени невротизации детей, к формированию у них различных форм эмоционального перенапряжения, и соответственно, к блокировке умственной деятельности и ослаблению волевого потенциала.


Проведя диагностическое обследование педагогов ДОУ с помощью опросника на выгорание (MBI). Было выявлено, что у 28 % педагогов наблюдается высокий уровень профессионального выгорания, 9 % педагогов имеют средний уровень профессионального выгорания и 63 % педагогов имеют низкий уровень профессионального выгорания. Несмотря на то, что больший процент приходится на педагогов эмоционально устойчивых, все же есть педагоги, находящиеся в ситуации стресса, с расстройством самосознания, с отсутствием контроля над собой, отрицательным оцениванием себя, с синдромом эмоционального выгорания.

На основе полученных данных возникла необходимость провести тренинг с педагогами на тему «Профессиональное выгорание педагога ДОУ и его профилактика».

Цель тренинга:

- знакомство с понятием профессиональное "выгорание", его характеристиками особенности проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью;

- анализ собственных источников негативных переживаний, выявление ресурсов;

- снятие напряжения, получение психологической поддержки.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, бумага, ручки, памятки, карандаши, цветная бумага, клей, ножницы.

1. Упражнение «Разминка»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Время: 5 минут

Каждый из участников встаёт и говорит: «Здравствуйте, я рад (рада) вас видеть, потому что…». Окончание фразы каждый придумывает своё.

2. Упражнение «Динамическая диагностика эмоционального состояния».

Цель: сплочение коллектива и показ готовности педагогов к работе.

Все участники тренинга встают в круг. Педагогам предлагается поделиться своим эмоциональным состоянием. Тренер берёт мяч и говорит своё эмоциональное состояние в данный момент. Далее мяч передаётся по кругу, возвращаясь к тренеру. Данное упражнение сплачивает коллектив и показывает готовность педагогов к работе.

3. Упражнение «Чувство»

Цель: осознание и принятие своих чувств и чувств других людей.

Участники пишут на листах бумаги какое-либо чувство. Карточки собираются и перетасовываются. Затем каждый участник выбирает любую карточку. Ему необходимо изобразить то чувство, которое написано на ней. Показ может быть мимическим или пантомимическим. Остальные высказываются о восприятии этого показа.

Ведущий молчит, не раскрывая секрета сразу после первых высказанных догадок. Должны высказаться все участники. Каждый изображает несколько чувств.

Вопросы для обсуждения:

Воспринимали ли вас адекватно?

Почему возникали затруднения в определении чувства?

Расскажите о своих впечатлениях.

4. Упражнение «Распредели по порядку»

Цель: донести до участников тренинга важность умения переключения социальных ролей для сохранения психического здоровья и творческой активности; осознание своего » Я». Педагогам предлагается распределить по порядку (по степени значимости, на их взгляд) следующий перечень:

- дети

- работа

- муж (жена)

- Я

- друзья, родственники

Через некоторое время предложить вариант оптимального распределения перечня:

1. Я

2. Муж (жена)

3. Дети

4. Работа

5. Друзья, родственники

Затем участникам предлагается поразмыслить над полученными результатами.

Комментарий: эти упражнения позволяют участникам посмотреть на их взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможные «перекосы» в распределении психической энергии.


5. Упражнение «Порой я балую себя»

Содержание: перед началом тренер предупреждает слушателей, что сейчас каждому участнику понадобиться лист бумаги и вся информация, которую они запишут на листе, будет носит строго конфиденциальный характер.

Инструкция: вспомните и составьте список дел, которые Вы выполняете с целью доставить себе удовольствие, позаботиться о своем душевном здоровье и немного побаловать себя.

Когда списки будут готовы, участники должны отметить, как часто они делают то, что написано на листе. После этого предлагается обсудить и высказать свое мнение по поводу того, насколько важно иногда сделать что-нибудь приятное себе. Поэтому желательно быть более искренними, не заглядывать в листы коллег.

«ДЕСЯТЬ СОВЕТОВ М. БЕРКЛИ - АЛЕН» К УПРАЖНЕНИЮ «ПОРОЙ Я БАЛУЮ СЕБЯ»

1. Сделай себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане) .

2. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.

3. Найдите время с удовольствием заняться своим любимым делом.

4. Позвольте себе полдня провести за «ничегонеделанием».

5. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени.

6. В выходной позвольте себе подольше поспать.

7. Похвастайтесь перед другом или родственниками своими достижениями.

8. Потратьте некоторую сумму из своих сбережений и купите себе какую-нибудь безделушку.

9. Каждый вечер вставайте под душ и «смывайте» события прошедшего дня, т.к. вода издавна является мощным универсальным проводником.

10. Если у Вас имеются нарушения со сном, читайте на ночь стихи, а не прозу. Так как стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

11. Высыпайтесь. Здоровый сон составляет 5-6 часов. Перед сном обязательно проветривайте помещение. Это способствует улучшению сна.

12. Чаще совершайте прогулки. Особенно прогулки полезны вечером.

Подведение итогов. Рефлексия. «Чему Я научился»

Я предлагаю вам сейчас подумать над тем, что вы приобрели, работая в группе. Пожалуйста, заполните бланки рефлексии.

Подчеркните слова, которые отображают ваше эмоциональное состояние после семинара.

Радость, равнодушие, удовлетворение, вдохновение, скука, тревога, покой, уверенность, неуверенность, наслаждение, грусть, забота, удивление.

Пригодятся ли вам полученные знания в дальнейшем в вашей профессиональной деятельности?


Пожалуйста, допишите любые три неоконченных предложения.

Я научился...

Я узнал, что...

Я нашел подтверждение тому, что...

Я обнаружил, что...

Я был удивлен тем, что...

Мне нравится, что...

Я был разочарован тем, что...

Самым важным для меня было...

Мне сегодня...


Рекомендации.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тренинг: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ»

Автор: Смирнова Евгения Владимировна

Дата: 24.04.2024

Номер свидетельства: 649645

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Тренинг для педагогов ДОУ: «Эмоциональное выгорание педагогов .» "
    ["seo_title"] => string(72) "trieningh-dlia-piedaghoghov-dou-emotsional-noie-vyghoraniie-piedaghoghov"
    ["file_id"] => string(6) "217570"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1433400350"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Тренинг креативности и позитивного мышления как профилактики профессионального выгорания педагогов ДОУ"
    ["seo_title"] => string(80) "trening_kreativnosti_i_pozitivnogo_myshleniia_kak_profilaktiki_professionalnogo_"
    ["file_id"] => string(6) "519994"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1568731144"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Современные подходы к реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие в рамках ФГОС ДО "
    ["seo_title"] => string(119) "sovriemiennyie-podkhody-k-riealizatsii-obrazovatiel-noi-oblasti-sotsial-no-kommunikativnoie-razvitiie-v-ramkakh-fgos-do"
    ["file_id"] => string(6) "226521"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440338901"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Тренинг для родителей "Мы вместе""
    ["seo_title"] => string(38) "trieningh_dlia_roditieliei_my_vmiestie"
    ["file_id"] => string(6) "384022"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1485420286"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания"
    ["seo_title"] => string(64) "trening_dlia_pedagogov_po_profilaktike_emotsionalnogo_vygoraniia"
    ["file_id"] => string(6) "515179"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1560875135"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства