Профессия педагога одна из наиболее значимых и востребованных в обществе. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные и эмоциональные затраты. В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, новые педагогические технологии. Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растёт и нервно – психическое напряжение личности, переутомление. Такая ситуация приводит к эмоциональному истощению педагогов.
«Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию. В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы, авторитарность.
Профессия педагога одна из наиболее значимых и востребованных в обществе. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные и эмоциональные затраты. В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, новые педагогические технологии. Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растёт и нервно – психическое напряжение личности, переутомление. Такая ситуация приводит к эмоциональному истощению педагогов.
«Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию. В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы, авторитарность.
отстраненность в общении с окружающими (ухудшение соматического состояния, головные боли, нарушения сна и т.д.)
негативное, циничное отношение к субъектам профессиональной деятельности (детям), а так же к коллегам;
нарастающее безразличие к своим должностным обязанностям, снижение трудовой активности и мотивации;
немотивированная или неадекватная агрессивность, недовольство собой и окружающими;
снижение качества жизни в целом.
Организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога.
Проблема профессиональной деформации педагога и «эмоционального выгорания» обостряется на порядок еще и тем, что она имеет социальные последствия, выражающиеся в том, что в учебно-воспитательном процессе негативное эмоциональное состояние педагога по механизму заражения передается воспитанникам. Это, в свою очередь, приводит к повышению степени невротизации детей, к формированию у них различных форм эмоционального перенапряжения, и соответственно, к блокировке умственной деятельности и ослаблению волевого потенциала.
Проведя диагностическое обследование педагогов ДОУ с помощью опросника на выгорание (MBI). Было выявлено, что у 28 % педагогов наблюдается высокий уровень профессионального выгорания, 9 % педагогов имеют средний уровень профессионального выгорания и 63 % педагогов имеют низкий уровень профессионального выгорания. Несмотря на то, что больший процент приходится на педагогов эмоционально устойчивых, все же есть педагоги, находящиеся в ситуации стресса, с расстройством самосознания, с отсутствием контроля над собой, отрицательным оцениванием себя, с синдромом эмоционального выгорания.
На основе полученных данных возникла необходимость провести тренинг с педагогами на тему «Профессиональное выгорание педагога ДОУ и его профилактика».
Цель тренинга:
- знакомство с понятием профессиональное "выгорание", его характеристиками особенности проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью;
- анализ собственных источников негативных переживаний, выявление ресурсов;
Цель: сплочение коллектива и показ готовности педагогов к работе.
Все участники тренинга встают в круг. Педагогам предлагается поделиться своим эмоциональным состоянием. Тренер берёт мяч и говорит своё эмоциональное состояние в данный момент. Далее мяч передаётся по кругу, возвращаясь к тренеру. Данное упражнение сплачивает коллектив и показывает готовность педагогов к работе.
3. Упражнение «Чувство»
Цель: осознание и принятие своих чувств и чувств других людей.
Участники пишут на листах бумаги какое-либо чувство. Карточки собираются и перетасовываются. Затем каждый участник выбирает любую карточку. Ему необходимо изобразить то чувство, которое написано на ней. Показ может быть мимическим или пантомимическим. Остальные высказываются о восприятии этого показа.
Ведущий молчит, не раскрывая секрета сразу после первых высказанных догадок. Должны высказаться все участники. Каждый изображает несколько чувств.
Вопросы для обсуждения:
Воспринимали ли вас адекватно?
Почему возникали затруднения в определении чувства?
Расскажите о своих впечатлениях.
4. Упражнение «Распредели по порядку»
Цель: донести до участников тренинга важность умения переключения социальных ролей для сохранения психического здоровья и творческой активности; осознание своего » Я». Педагогам предлагается распределить по порядку (по степени значимости, на их взгляд) следующий перечень:
- дети
- работа
- муж (жена)
- Я
- друзья, родственники
Через некоторое время предложить вариант оптимального распределения перечня:
1. Я
2. Муж (жена)
3. Дети
4. Работа
5. Друзья, родственники
Затем участникам предлагается поразмыслить над полученными результатами.
Комментарий: эти упражнения позволяют участникам посмотреть на их взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможные «перекосы» в распределении психической энергии.
5. Упражнение «Порой я балую себя»
Содержание: перед началом тренер предупреждает слушателей, что сейчас каждому участнику понадобиться лист бумаги и вся информация, которую они запишут на листе, будет носит строго конфиденциальный характер.
Инструкция: вспомните и составьте список дел, которые Вы выполняете с целью доставить себе удовольствие, позаботиться о своем душевном здоровье и немного побаловать себя.
Когда списки будут готовы, участники должны отметить, как часто они делают то, что написано на листе. После этого предлагается обсудить и высказать свое мнение по поводу того, насколько важно иногда сделать что-нибудь приятное себе. Поэтому желательно быть более искренними, не заглядывать в листы коллег.
«ДЕСЯТЬ СОВЕТОВ М. БЕРКЛИ - АЛЕН» К УПРАЖНЕНИЮ «ПОРОЙ Я БАЛУЮ СЕБЯ»
1. Сделай себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане) .
2. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.
3. Найдите время с удовольствием заняться своим любимым делом.
4. Позвольте себе полдня провести за «ничегонеделанием».
5. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени.
6. В выходной позвольте себе подольше поспать.
7. Похвастайтесь перед другом или родственниками своими достижениями.
8. Потратьте некоторую сумму из своих сбережений и купите себе какую-нибудь безделушку.
9. Каждый вечер вставайте под душ и «смывайте» события прошедшего дня, т.к. вода издавна является мощным универсальным проводником.
10. Если у Вас имеются нарушения со сном, читайте на ночь стихи, а не прозу. Так как стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.
11. Высыпайтесь. Здоровый сон составляет 5-6 часов. Перед сном обязательно проветривайте помещение. Это способствует улучшению сна.
12. Чаще совершайте прогулки. Особенно прогулки полезны вечером.
Подведение итогов. Рефлексия. «Чему Я научился»
Я предлагаю вам сейчас подумать над тем, что вы приобрели, работая в группе. Пожалуйста, заполните бланки рефлексии.
Подчеркните слова, которые отображают ваше эмоциональное состояние после семинара.