Психологическая гостиная для педагогов "Научи себя сам"
Психологическая гостиная для педагогов "Научи себя сам"
Научи себя сам
Цикл занятий психологической гостиной
Пояснительная записка
Психологическая гостиная «Научи себя сам» ориентирована на педагогов ДОУ.
Задачи:
· обучать педагогов способам регуляции своего психоэмоционального состояния;
· формировать в педагогическом коллективе благоприятный психологический микроклимат, способствующий сохранению и укреплению психического здоровья педагогов;
· развивать систему профилактики стрессовых ситуаций, эмоционального выгорания в педагогической среде;
· формировать у педагогов мотивацию к профессиональному самосовершенствованию личности.
Цикл состоит из 10 занятий, длительность каждого составляет 30-40 минут. Занятия проводятся один раз в месяц.
Количество участников: 6-10 человек.
Данная система включает в себя несколько направлений: деловые игры и упражнения, арт-терапевтические техники, психогимнастические упражнения и релаксационные методики, что в комплексе способствует более эффективному воздействию на психологическое здоровье и личность педагогов в целом.
1. Деловые игры и упражнения направлены на снятие психической напряженности, повешению чувства собственной значимости, развитию навыков эффективной коммуникации и взаимодействия.
2. Арт-терапевтические техники создают условия для самопознания, саморазвития и творческого самовыражения педагога.
3. Психогимнастические упражнения способствуют гармонизации внутреннего мира педагога, ослаблению его психической напряженности.
Тематическое планирование Дата проведения Тема занятия
Сентябрь Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались
Октябрь Я — педагог
Ноябрь Мое прошлое и настоящее
Декабрь Вместе мы сила
Январь Новый человек в коллективе
Февраль Палитра наших эмоций
Март Четыре стихии
Апрель Зеркало души
Май Наши языки общения
Июнь Мы — это я и ты
Содержание занятий
Занятие № 1 (пример)
Тема: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»
Цель:
· установление доброжелательной атмосферы между участниками занятия;
· выяснение профессиональных проблем педагогов;
· ознакомление с программой занятий и их целями.
Содержание занятия:
1. Упражнение «Давайте поздороваемся»
Стоя в кругу поздороваться друг с другом, называя свое имя и то, что ты любишь делать в свободное время.
2. Игра «Круговорот»
Стоя в кругу перебрасывают друг другу мяч, называя при этом положительные характеристики личности и особенности своего характера.
3. Упражнение «Портреты»
Нарисовать себя в виде какого-нибудь животного, растения или предмета. Представить свой рисунок. Присутствующие обсуждают рисунки.
4. Игра «Чемодан»
По желанию один педагог выходит за дверь, остальные участники «собирают ему чемодан», (письменно составляют набор его наилучших, положительных качеств и одну отрицательную). Далее возвратившемуся педагогу зачитывают полученные данные.
5. Арттерапия «Рисунок музыки»
Под музыку педагоги должны изобразить на листе бумаги, карандашами или красками ассоциации, которые возникли в процессе прослушивания.
6. Упражнение «Избавление от усталости»
Сесть, вытянуть ноги, опустить расслабленные руки вниз.
Психолог говорит:
- Представьте, что энергия усталости вытекает из кистей рук на землю: она струится от головы к плечам, перетекает от предплечья, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается в землю. Ощутите физическую теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите с этим ощущением некоторое время, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от усталости.
7.Рефлексия.
Каждый педагог по очереди или по желанию высказывает свои впечатления и переживания по поводу прошедшего занятия.
Просмотр содержимого документа
«Психологическая гостиная для педагогов "Научи себя сам" »
Научи себя сам
Цикл занятий психологической гостиной
Пояснительная записка
Психологическая гостиная «Научи себя сам» ориентирована на педагогов ДОУ.
Задачи:
обучать педагогов способам регуляции своего психоэмоционального состояния;
формировать в педагогическом коллективе благоприятный психологический микроклимат, способствующий сохранению и укреплению психического здоровья педагогов;
развивать систему профилактики стрессовых ситуаций, эмоционального выгорания в педагогической среде;
формировать у педагогов мотивацию к профессиональному самосовершенствованию личности.
Цикл состоит из 10 занятий, длительность каждого составляет 30-40 минут. Занятия проводятся один раз в месяц.
Количество участников: 6-10 человек.
Данная система включает в себя несколько направлений: деловые игры и упражнения, арт-терапевтические техники, психогимнастические упражнения и релаксационные методики, что в комплексе способствует более эффективному воздействию на психологическое здоровье и личность педагогов в целом.
Деловые игры и упражнения направлены на снятие психической напряженности, повешению чувства собственной значимости, развитию навыков эффективной коммуникации и взаимодействия.
Арт-терапевтические техники создают условия для самопознания, саморазвития и творческого самовыражения педагога.
Психогимнастические упражнения способствуют гармонизации внутреннего мира педагога, ослаблению его психической напряженности.
Тема: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»
Цель:
установление доброжелательной атмосферы между участниками занятия;
выяснение профессиональных проблем педагогов;
ознакомление с программой занятий и их целями.
Содержание занятия:
1. Упражнение «Давайте поздороваемся»
Стоя в кругу поздороваться друг с другом, называя свое имя и то, что ты любишь делать в свободное время.
2. Игра «Круговорот»
Стоя в кругу перебрасывают друг другу мяч, называя при этом положительные характеристики личности и особенности своего характера.
3. Упражнение «Портреты»
Нарисовать себя в виде какого-нибудь животного, растения или предмета. Представить свой рисунок. Присутствующие обсуждают рисунки.
4. Игра «Чемодан»
По желанию один педагог выходит за дверь, остальные участники «собирают ему чемодан», (письменно составляют набор его наилучших, положительных качеств и одну отрицательную). Далее возвратившемуся педагогу зачитывают полученные данные.
5. Арттерапия «Рисунок музыки»
Под музыку педагоги должны изобразить на листе бумаги, карандашами или красками ассоциации, которые возникли в процессе прослушивания.
6. Упражнение «Избавление от усталости»
Сесть, вытянуть ноги, опустить расслабленные руки вниз.
Психолог говорит:
- Представьте, что энергия усталости вытекает из кистей рук на землю: она струится от головы к плечам, перетекает от предплечья, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается в землю. Ощутите физическую теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите с этим ощущением некоторое время, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от усталости.
7.Рефлексия.
Каждый педагог по очереди или по желанию высказывает свои впечатления и переживания по поводу прошедшего занятия.
Занятие № 2
Тема: «Я — педагог»
Цель:
знакомство с собой и своими личностными особенностями;
осмысление своих личных интересов, ценностей;
нахождение путей реализации своих интересов и ценностей в работе с детьми.
Содержание занятия:
1. Упражнение «Доброе приветствие»
Стоя в кругу, педагоги перебрасывают мяч любому из присутствующих, называя его по имени и добавляя характеризующее этого человека прилагательные.
2. Упражнение «Я учусь у тебя»
Участники бросают друг другу в произвольном порядке мячик со словами: «Я учусь у тебя…» (называется профессиональное или личное качество, умение данного педагога). Задача принявшего мяч — подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться…» или «Да, я могу научить…», затем бросить мяч другому участнику.
3. Тест геометрических фигур Участники должны выбрать одну из пяти геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг – и разбиться на группы в соответствии с выбранной фигурой. Каждая группа знакомится с интерпретацией результатов теста.
4. Упражнение «Моя копилка»
Психолог предлагает стопку карточек с описанием ситуаций. Участники по очереди берут карточки и читают текст, предлагают свой способ ее решения.
6. Релаксация
Сесть, закрыть глаза, расслабиться под музыку. Обсудить свои ощущения.
7. Упражнение «Я — хороший»
Все вместе произносят слова:
Я – хороший (тихо) Ты – хороший (спокойным голосом) Мы – хорошие (громко)
8.Рефлексия.
Занятие № 3
Тема: «Мое прошлое и настоящее»
Цель:
установление атмосферы доброжелательности между членами группы;
осмысление своих личных интересов, ценностей в прошлом и настоящем
Содержание занятия:
1. Упражнение «Мы вместе!»
Стоя в кругу, повторять движения по тексту:
Собрались коллеги в круг. Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся.
2. Упражнение «Поздороваемся по-разному»
Участники тренинга свободно двигаются по залу, самостоятельно выбирая разные способы приветствия друг с другом.
3. Упражнение «Пожелай другому»
Педагоги садятся в круг. Перебрасывают друг другу мяч с пожеланиями на сегодня.
4. Игра «Какой я»
Лист бумаги подписать и разделить на три колонки. В первой колонке написать прилагательные, характеризующие себя собственным взглядом, во второй колонке — «Я глазами друзей, родственников», а на третьей колонке листы перемешиваются между участниками группы и записывается характеристика «Я глазами педагогов, коллег».
Далее листы возвращаются и анализируются педагогами.
5. Упражнение «Передай предмет»
Стоя в кругу передавать предмет (мяч, клубок ниток, скомканный лист бумаги) по кругу ближайшему участнику. Задача – передать предмет своему соседу так, чтобы способы передачи не повторялись.
6. Упражнение «Я — хороший»
Все вместе произносят слова:
Я – хороший (тихо) Ты – хороший (спокойным голосом) Мы – хорошие (громко)
7.Рефлексия.
Занятие № 4
Тема: «Вместе мы сила»
Цель:
установление позитивных взаимоотношений, взаимопонимания между педагогами;
повышение групповой сплоченности; снятие мышечного и эмоционального напряжения
Содержание занятия:
1. Упражнение «Давайте поздороваемся»
По сигналу психолога педагоги начинают двигаться хаотично и здороваться со всеми, кто встречается на пути определенным образом:
1 хлопок – здороваемся за руку;
2 хлопка – здороваемся плечами;
3 хлопка – здороваемся спинами.
Для полноты тактильных ощущений устанавливается запрет на слова.
2. Упражнение «Хип-хоп»
Педагоги стоят в кругу. Психолог произносит ХИП или ХОП. При слове ХИП нужно назвать имя соседа слева, при слове ХОП – справа.
3. Упражнение «Я такой же, как и ты»
Педагоги стоят по кругу. Психолог бросает мяч одному из участников и, обратившись по имени, объясняет, почему он такой же: «Я такой же, как ты, потому что…». Тот, кому бросили мячик, выражает согласие или несогласие и бросает мяч следующему.
4. Упражнение «Встаньте»
Педагоги сидят по кругу. Психолог называет числа. Какое число названо – столько человек должно встать. Сесть можно только после слова «спасибо» (встать должно только названное количество участников).
5. Упражнение «Поиск по руке»
Педагоги стоят свободно по залу, глаза завязаны, начинается свободное движение под музыку: все ходят и берут друг друга за руки. Через некоторое время глаза открываются и педагоги обсуждают, кто как действовал, кто старался найти приятную руку, кто сам пытался свою руку сделать приятной.
6. Упражнение «Сердце коллектива»
Психолог говорит:
- Знаете ли вы, что у каждого коллектива есть свое сердце. Давайте сделаем друг другу приятное. Напишите на маленьких листочках свое имя и положите в эту коробочку. Любой из вас теперь достает листок с именем и пишет приятное пожелание в адрес написанного на листке человека, прикрепляет его к большому макету СЕРДЦА. Посмотрите, сколько приятных пожеланий мы написали друг для друга. Все они объединились в одно общее пожелание для всех нас.
Занятие № 5
Тема: «Новый человек в коллективе»
Цель: развитие у педагогов сопереживания, взаимопомощи, умения проявлять заботу к вновь пришедшим в коллектив педагогам, тактильного контакта.
Содержание занятия:
1. Упражнение «Шляпа волшебника»
Предлагается рассмотреть волшебную шляпу, которую необходимо надеть на голову каждому участнику, передавая ее по кругу. При передаче шляпы нужно «вложить» в нее добрые слова для своего соседа в виде пожелания или комплимента.
2. Упражнение «Магнит»
Взявшись за руки, идти под музыку по кругу. После окончания музыки названный психологом человек «замирает» в любой позе. Остальные участники ласково прикасаются к нему и отходят.
3. Упражнение «Ладонь в ладонь»
В зале расставляются различные препятствия: стулья, кубы, столы. Психолог объявляет присутствующим, что под музыку им нужно свободно двигаться по залу, не натыкаясь на предметы. Важно двигаться в парах, прижав ладошки друг к другу и ни разу не наткнуться на препятствие.
4. Упражнение «На что похоже мое настроение сейчас»
Передавая мяч друг другу по кругу, нужно рассказать о своем настроении, сравнивая его с каким-либо состоянием, событием, предметом, природным явлением или фруктом и др.
5. Упражнение «Эстафета дружбы»
Стоя в кругу психолог передает по очереди ДРУЖБУ и ВЗАИМОПОНИМАНИЕ взглядом и рукопожатием.
Занятие № 6
Тема: «Палитра наших эмоций»
Цель:
сплочение коллектива и создание благоприятного эмоционального фона;
развитие умения распознавать эмоциональные состояния друг друга;
формирование профессиональных качеств педагогов ДОУ.
Содержание занятия:
1. Упражнение «Здравствуй, друг»
Стоя в кругу поздороваться друг с другом, передавая прикосновением ладоней свое тепло и внимание. Заканчивается приветствие на психологе со словами:
Может дружба нам помочь, Все невзгоды превозмочь. Вместе многое мы сможем, И друг другу мы поможем.
2. Упражнение «Карусель эмоций»
Участники рассматривают фотографии, передающие различные эмоциональные состояния людей и обсуждают изображенные эмоции.
3. Упражнение «Наши меньшие братья»
То же проделывается с фотографиями животных.
4. Медитативное рисование «Мои чувства»
Участники под музыку свободно двигаются по залу. Далее обсуждают свои ощущения.
5. Музыкальное упражнение «Танец вдвоем»
Участники с закрытыми глазами под музыку выполняют танцевальные движения, находят себе пару и продолжают танец вдвоем.
6. Упражнение «Почувствуй эмоции»
Участники стоят по кругу. Психолог изображает на своем лице эмоцию и перебрасывает мяч любому участнику. Поймавший мяч изображает на своем лице такую же эмоцию в ответ, затем показывает свою и перебрасывает мяч любому из коллег.
7. Рефлексия.
Занятие № 7
Тема: «Четыре стихии»
Цель:
углубление процессов самораскрытия участников группы;
формирование привычки думать о себе и окружающем мире положительно.
Содержание занятия:
1. Упражнение «Здравствуйте»
Стоя в кругу, психолог приветствует всех участников тренинга и предлагает поздороваться друг с другом по кругу, передавая разные способы приветствия (каждый придумывает свой способ, отличный от других).
2. Упражнение «Ритмический портрет»
Участники группы по желанию воспроизводят с помощью хлопков ритм воды, огня, воздуха и ветра.
3. Упражнение «Танцы стихий»
Под музыку участники импровизируют, с помощью телодвижений передавая образы разных стихий.
4. Упражнение «Накопительные комплименты»
Участники стоят по кругу, предлагается игра, благодаря которой каждый из участников получит много комплиментов. Первый участник поворачивается к стоящему справа и говорит ему комплимент, второй, в свою очередь, поворачивается к третьему, повторяет комплимент первого и добавляет свой и т.д.
5. Упражнение «Музыкальная релаксация»
Участники рассаживаются свободно в кресла, закрывают глаза и под расслабляющую музыку отдыхают. После завершения сеанса музыкальной релаксации обсуждают свои ощущения.
6. Упражнение «Узнай через прикосновение»
Участники стоят по кругу, в центре — пустой стул. На него садится любой из присутствующих, кладет руки на колени ладонями вверх и закрывает глаза. Все остальные в произвольном порядке подходят к сидящему, кладут свои руки на его ладони. Сидящий должен понять, чьи это руки. Психолог говорит «да» в случае правильного ответа и «нет» в случае неверного.
7. Упражнение «Продолжи рассуждение»
Участники стоят по кругу. Психолог перебрасывает мяч любому участнику и предлагает продолжить свою фразу:
- Сегодня мне понравилось… - У меня лучше всего получилось… - Мне запомнилось… - Я задумался… - Мне не удалось… - Я хотел бы следующий раз… - Я желаю всем нам … и др.
Занятие № 8
Тема: «Зеркало души»
Цель:
обучение участников технике обретения успеха в стрессовых ситуациях;
налаживание эмоциональных контактов между членами группы
Содержание занятия:
1. Упражнение «Назови себя по-новому»
Психолог стоя в кругу приветствует всех участников тренинга и предлагает представиться по-новому (назвать себя так, как каждый хотел бы, чтобы его называли на этой встрече) перебрасывая мяч по очереди друг другу.
2. Упражнение «Пирамида любви»
Участники стоят по кругу, психолог предлагает построить пирамиду любви из наших рук:
- Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем нам присуще это чувство и мы по-разному его выражаем. Я протягиваю свою руку в центр круга и называю что-то свое любимое, затем каждый из вас будет называть свое любимое и класть свою руку (выстраивается пирамида).
- Вы чувствуете тепло наших рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая пирамида у нас получилась. Высокая, потому что мы сами любим и любимы.
3. Упражнение «Зеркало»
Участники в парах выполняют произвольные движения под музыку, зеркально отражая друг друга.
4. Упражнение «Полет»
Участники рассаживаются свободно в кресла, закрывают глаза и под приятную музыку пытаются расслабиться. Затем после прослушивания части мелодии психолог предлагает:
- Дайте мысленную команду рукам подняться вверх и в стороны. Позвольте им выполнить это движение без напряжения. Представьте для этого, что вы летите высоко над землей….
Теперь опустите руки, мы возвращаемся на землю…
Открывайте глаза.
5. Упражнение «Волны»
Участки стоят произвольно по залу. Психолог говорит:
- Есть в море волны небольшие, так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны. Будем двигаться , как они, улыбаться, как волны, когда они искрятся на солнце.
Психолог включает музыку и все двигаются по залу.
6. Упражнение «Ласковая улыбка»
Стоя в кругу берутся за руки и, поворачивая голову направо, по очереди передают друг другу свою улыбку, высказывая при этом свои впечатления от прошедшего занятия.
Занятие № 9
Тема: «Наши языки общения»
Цель:
создание атмосферы эмоционального комфорта, снятие телесных зажимов;
развитие навыков эффективной коммуникации, вербального и невербального общения.
Содержание занятия:
1. Упражнение «Клубок подарков»
Стоя в кругу, предлагается порадовать друг друга подарками, передавая клубок из ниток — подарок (хорошее настроение, улыбку, радость, счастье, мирное небо, хорошую погоду, солнечный свет, тепло и др.) в произвольном порядке (в руках каждого остается нить).
2. Упражнение «Бусы»
Стоя в кругу, держась за руки – это «бусы». По сигналу: «Бусы рассыпались!», педагоги под музыку расцепляются, свободно кружатся по залу. Затем психолог собирает «бусы»: по очереди подходит к любому из участников, берет за руку, и далее так составляется вся цепочка.
3. Упражнение «Передай настроение»
Стоя в кругу с закрытыми глазами (сон) психолог начинает упражнение, передавая свое настроение стоящему рядом, затем передача настроения идет по кругу.
4. Упражнение «Зажимы по кругу»
Участники идут по кругу. По команде психолога напрягают левую руку; левую ногу; правую руку; правую ногу; обе ноги; поясницу; все тело. Напряжение в каждом отдельном случае должно быть сначала слабым, потом постепенно нарастать до предела. В таком состоянии предельного напряжения участники двигаются несколько секунд (15-20), затем сбрасывают напряжение – полностью расслабляют напряженный участок тела (3-4 раза).
5. Упражнение «Радуга»
Участники свободно сидят по залу и под музыку слушают психолога:
- Закройте глаза. Представьте, что перед вами находится экран. На экране вы видите радугу – цвета, которые вам нравятся. Для каждого цвета есть свой настрой и чувство.
Первый цвет – голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару. Он освежает вас, как купание в озере. Что вы видите, когда думаете о голубом?
Следующий цвет – красный. Красный дает нам энергию и тепло. На него хорошо смотреть, когда холодно. Иногда слишком много красного нас злит. Иногда он напоминает нам о любви. Что вы думаете, когда смотрите на красный цвет?
Желтый цвет приносит нам радость. Он согревает, как солнце, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение. Что вы думаете, когда смотрите на желтый цвет?
Зеленый – цвет природы. Если мы больны или нам не по себе, зеленый помогает нам чувствовать себя лучше. Что вы думаете, когда смотрите на него?
- Замечаете ли вы, как разные цвета влияют на настроение и даже на самочувствие? Попробуйте также увидеть другие цвета.
6.Рефлексия
Занятие № 10
Тема: «Мы — это я и ты»
Цель:
приобретение внутреннего комфорта и внешней уверенности;
мобилизация внимания, улучшение настроения, повышение активности участников занятий;
создание в группе доверительной атмосферы, располагающей к самораскрытию.
Содержание занятия:
1. Упражнение «Ты самый… »
Стоя в кругу, предлагается приветствовать друг друга комплиментом (например, «Ольга, ты самая… умная, смелая, добрая и т.д.»)
2. Упражнение «Аплодисменты по кругу»
Участники стоят по кругу. Психолог подходит к любому педагогу, смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши, второй присоединяется к нему, хлопают уже трое и так упражнение продолжается дальше, пока все не присоединятся к овациям.
3. Упражнение «Вертушка»
Участники стоя в парах свободно кружатся под музыку по залу, потом меняются партнерами, бегут и т.д.
4. Упражнение «Автоколебания тела»
Участники свободно стоят по залу и под музыку слушают психолога:
- Закройте глаза, руки опустите вдоль тела. Медленно покачивайтесь, подбирая свой темп и ритм движения, постепенно достигая полного расслабления всего тела. Главное при этом – найти приятный для тела ритм и темп покачивания.
5. Упражнение «Угадай, кто это»
Педагоги стоят в кругу, психолог — в центре. Он начинает описывать кого-либо из участников (его одежду, прическу, черты характера, склонность к тем или иным занятиям и др.) Остальные участники должны догадаться, о ком идет речь и назвать его. Назвавший первым встает в центр круга и начинает описывать другого педагога и т.д.
6. Упражнение «Отвечай прямо»
Участники стоят или сидят по кругу. Психолог, держа в руках клубок, задает интересующий его вопрос (любой) участнику упражнения (как тебя зовут близкие, хочешь ли ты быть моим другом, что ты любишь, чего боишься и др. ), тот ловит клубок, отвечает на вопрос, а затем сам задает свой следующему. В конце упражнения клубок возвращается к психологу и получается паутина ответов.
7. Рефлексия
Каждому участнику занятия предлагается завершить фразу: «Мне сегодня…» и ответить на вопрос, оправдались ли его ожидания от занятий, проведенных ранее.