kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Профилактическое занятие для подростков "ЧЕЛОВЕК И СВОБОДА"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка занятия предназначена для учащихся старших классов с целью профилактики противоправного, аутодеструктивного поведения.

В ходе урока, учащиеся определяют, анализируют представления о понятиях "свобода",  "внутренняя свобода", "независимость", "зависимость"

Осознают личную ответственность в свободе выбора поступков, действий, значимость для человека ЗОЖ, пагубное влияние на человека различного рода зависимостей.

Умеют отстаивать собственную точку зрения, как в индивидуальном, так и групповом режиме, ориентируясь, как на личное мнение и опыт, так и мнение и опыт одноклассников.

Мотивированы по средствам интерактивных форм работы, раздичных диалога, ИК-технологий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Профилактическое занятие для подростков "ЧЕЛОВЕК И СВОБОДА" »

Профилактическое занятие для подростков





тема: Человек и свобода



Эпиграф

Свобода - это ответственность,

потому-то, все ее так боятся.

Бернард Шоу



Цель:



У

Ч

А

Щ

И

Е

С

Я



ОПРЕДЕЛЯЮТ И АНАЛИЗИРУЮТ

понятия: «свобода человека», «внутреняя свобода», «независимость», «зависимость»


ОСОЗНАЮТ

личную ответственность в свободе выбора, поступков, действий

Значимость для человека ЗОЖ, пагубное влияние зависимостей на человека

ОРИЕНТИРОВАНЫ

на прогнозирование благополучного жизненного сценария, самоанализ, объективность, саморазвитие

УМЕЮТ

отстаивать собственную точку зрения, как в индивидуальном, так и совместном поиске решений, ориентируясь, на личный опыт и мнение, а также, опыт и мнения одноклассников

МОТИВИРОВАНЫ

по средствам интерактивных методов работы через активизацию и внедрение различных форм диалога, коммуникаций, применения ИК-технологий


Формы работы: индивидуальная, групповая

Методы и приемы:

  • Диалоговая беседа, дискуссия

  • Элементы критического мышления (аналитическая деятельность, таблица «ЗХУ»)

  • Рефлексия


Ресурсы: электронная тематическая презентация

Техническое оснащение урока: интерактивная доска, тематическая презентация, тематический видеоролик.



Введение в тему.

Тема нашего занятия «Человек и свобода».


В его основу положен принцип дискуссии.

Как обычно, свою работу, мы будем строить, ориентируясь на личный опыт, а также, взамообмен мнениями, который очень необходим.


- Для чего? (рассуждения…)

Не только для взаимообогащения имеющейся информации, но и для формирования умения критически мыслить.


- Что дает человеку умение критически мыслить?


Ориентировочные ответы учащихся:

Умение критически мыслить - это умение не принимать все, за «чистую монету», а иметь собственный взгляд, собственные суждения на тот или иной счет.

А потому, с вашей стороны, я жду активной работы, которая предполагает, умения не только высказывать свое мнение, но еще его и обосновывать.


А поскольку, сегодня мы будем говорить о свободе, то начать наш разговор предлагаю с упражнения-ассоциаций: «Свобода»


Таблица «ЗУХ» (первый столбик)

ЗНАЮ

ХОЧУ ЗНАТЬ

УЗНАЛ





Упражнение-ассоциации «Свобода» (ответы учащихся…)

Свобода


Возможности


путешествия


веселье

последний звонок



общение


воля

Обобщение:

- Подумайте и ответьте, какой оттенок в основном носят ваши ответы? (рассуждения…)


Ориентировочные ответы учащихся:

Большинство ассоциаций, так или иначе, связанны в основном, с позитивными, приятным моментами жизни…

И большинству людей, слово «свобода» нравится (ласкает наш слух)

Рассуждаем:

- Можем ли мы, с уверенностью сказать о том, что на сегодняшний день, нам все хорошо и доподлинно известно о понятии «свобода», и наши суждения и представления о ней правильны? (рассуждения…)


Согласитесь, каждый человек, хочет быть свободным или, по крайней мере, считать себя таковым.

А потому, вопрос, ответ на который мне хотелось бы получить от каждого из вас в самом начале нашего занятия, это вопрос-рассуждение:

- «Могу ли я считать себя абсолютно свободным человеком?»


Закончите предложение: «Я свободен, потому что…»


Поднимите руки, кто согласен с выражениями:

- Быть свободным – значит беспрепятственно делать то, что я желаю и так, как я хочу.

- Жить в обществе и быть свободным от общества (рассуждения…)

Обсуждения…


Безусловно, у каждого на этот счет, свое мнение.

Кто-то из вас, уже на данный момент имеет относительно верные суждения о понятии свобода…


Преставления других же, менее глубоки, но так или иначе, задача нашего сегодняшнего урока, дать более объективную оценку этому понятию, и сформировать объективное представление о свободе, как таковой.


Таким образом, не факт, что к концу урока, мнение кого-то из вас, на этот счет может измениться…


В течение последующей пары уроков, мы с вами попытаемся найти ответы на следующие вопросы:


Вопрос-ответ:

- Что такое свобода для человека? (рассуждения…)

- Какой смысл каждый из вас вкладывает в понятие «свобода»? (рассуждения…)

- Что дает человеку свобода? (рассуждения…)

- Меняется ли с возрастом представления человека о свободе и от чего эти представления зависят? (рассуждения…)

- От чего человек зависим в этой жизни? (рассуждения…)

- Считаете ли вы себя свободным человеком? (рассуждения…)

- В чём выражается ваша свобода? (рассуждения…)


Думаю, что в последующих рассуждениях о свободе, у каждого из нас возникнут моменты, над которыми захочется задуматься уже сейчас, а если нет, то возможно, ответы на некоторые из них, в последствии, даст сама жизнь….


Таблица «ЗУХ» (второй столбик)

ЗНАЮ

ХОЧУ ЗНАТЬ

УЗНАЛ





Продолжите высказывание: «Свобода человека – это …» (формулируем своими словами…)


Ориентировочные ответы учащихся:

Свобода - это возможность проявлять собственную волю.


Обобщаем:

Анализируя собственные ответы и ответы своих одноклассников, к какому выводу мы с вами приходим? ?(рассуждения..)


Ориентировочные ответы учащихся:

Наши собственные суждения о свободе, безусловно, кажутся нам правильными.

В то же время, суждения одноклассников, также не лишены смысла…


Рассуждаем:

Всеобщая декларация прав человека гласит:

«Все люди рождаются свободными и равными в своем «достоинстве и правах».


Однако, согласитесь, далеко не все и не всегда, отчего-то, каждый из нас, может с уверенностью заявлять о свободе личной, несмотря на отсутствие каких-либо физических ограничений..

-Почему? (рассуждения…)


Рассуждаем:

Человек живет в мире, построенном на определенных конкретных законах, где каждый из нас играет определенные роли.


- Каковы эти роли? (рассуждения…)


Ориентировочные ответы учащихся:

Роль семьянина, родителя, ученика, учителя, работника, работодателя, и у каждого, в связи с этим есть определенные обязанности.


Упражнение «ЕСЛИ – ТО…»

ЕСЛИ…

ТО…

Если ты родитель, то….

то у тебя есть ответственность, по отношению к собственным детям.


Если ты сын или дочь, то ….

то у тебя есть обязанность по отношению к собственным родителям (помощь, забота, поддержка в старости)


Если ты старший брат или сестра, то ….

то у тебя есть обязанность по отношению к своим младшим братьям и сестрам (забота)


Если ты работодатель, то …

то у тебя есть определенные обязанности по отношению к своим работникам (несешь ответственность за их жизнь и здоровье) (соблюдение трудового договора, правил ТБ)

Если ты ученик, то ….

у тебя есть ответственность по отношению к самому себе (выучиться, получить образование)


Если ты учитель, то…

у тебя есть ответственность по отношению к своим ученикам,

(дать качественное образование)



- Перед вами три пары слов…

Установка к работе:

Соотнесите между собой следующие понятия


- В чем выражается каждое из них? (рассуждения….)

- Как одно из них соотносится к другому? (рассуждения…)

- Приведите примеры…


  • Свобода и ответственность»


Каждый (свободный) человек

несет ответственность за что-либо или за кого либо в своей жизни,

что в свою очередь ограничивает его свободу..


  • «Свобода и любовь»


У каждого (свободного) человека в жизни,

так или иначе, есть свои привязанности (люди, которые ему дороги, люди, которых он любит)

Что в свою очередь, ограничивает его свободу….

  • «Свобода и нравственность»


Каждый (свободный) человек,

(пусть даже не самый нравственный) в целом, совершает нравственные поступки, граничащие с добром, благородством, преданностью, долгом…

(хотя бы, по отношению к близким и дорогим ему людям)

что уже, само по себе ограничивает его свободу



Обобщение:

Итак, делаем выводы…


Ориентировочные ответы учащихся:

Обобщая все выше сказанное, мы с вами можем сделать вывод о том, что каждое из этих понятий, находящееся в паре с понятием «свобода», в определенной степени, ограничивает свободу человека…


Сравни два понятия:

Долг

Обязанность

По велению сердца

По принуждению


- Всегда ли исполнение обязанностей является таким тяжелым и скучным делом? (рассуждения…)

- Обоснуйте свой ответ…


Ориентировочные ответы учащихся:

Исполнение обязанностей является тяжелой и скучной повинностью, в случае если человек исполняет их по принуждению, а не от чистого сердца, не имея на то внутренней потребности.


- В чем выражается чувство долга, по отношению к любимому человеку? (рассуждения…)


Ориентировочные ответы учащихся:

Испытывая любовь к близкому и дорогому нам человеку, мы стараемся сделать для него, что либо, полезное или приятное.

Пример….. (проявляешь заботу, щадишь его нервы, боишься расстроить…)


- Какие понятия, было бы уместнее всего сопоставить в связи с этим? (рассуждаем….)

«ЛЮБОВЬ» - «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»


- Любишь Родину, а потому… можешь пожертвовать за нее даже своей жизнью.

- Какие два понятия уместно было бы, сопоставить в этом случае? (рассуждаем….)

«ЛЮБОВЬ» - «ДОЛГ»


- Согласны ли вы с тем, что свобода напрямую связана с любовью? (рассуждения…)


Свобода личности

- Как вы понимаете выражение «свобода личности»? (рассуждения…)


Ориентировочные ответы учащихся:

Каждый из нас представляет собой отдельно взятую личность, которая в определенном смысле имеет право на свободу.


- Как вы понимаете выражение:

«Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого».


Ориентировочные ответы учащихся:

Зачастую, провозглашая свободу собственную, удовлетворяя собственные интересы, прихоти, мы нередко, тем самым, ограничиваем свободу других людей (приведите примеры из жизни…)


Cогласитесь, что современный человек, на сегодняшний день, пожалуй, имеет больше возможностей быть свободным, нежели чем наши предки.

Хорошо это или плохо, давайте попробуем разобраться…


На сегодняшний день, неофициально, разумеется, но человеком, самому себе «разрешены» такие «мелочи» как,

к примеру:

  • не учиться,

  • грубить учителям

  • покупать оценки

  • продавать поддельные дипломы ВУЗов

  • не беречь девственность,

  • жить в «гражданском браке»

  • «косить» от армии

  • стать уважаемым без труда и таланта

  • организовывать секты

  • выпускать некачественные продукты


- Однако, вместе с тем, напрашивается вопрос:

- Каким делает человека «ТАКАЯ» свобода? (рассуждения…)

- Каковы могут быть плоды «ТАКОЙ» свободы? (рассуждения…)


Ориентировочные ответы учащихся:

Безусловно, плоды «ТАКОЙ» свободы индивидуальны, по сути, для каждого человека.

Потому что каждый, пользуется ею, в силу своих индивидуальных потребностей и понимания, в силу своего уровня (интеллектуального, духовного, нравственного…).


Свобода – на то и свобода, что никого ничего не заставляет делать что-либо, каждый - самостоятельно делает свой выбор.


Кому-то свобода действительно помогла….

Благодаря ей, кто-то, смог освободился от чего-то «лишнего» в своей жизни, нашел «главное», к примеру, реализовал свои таланты, обрел смысл, понял свое предназначение…

И безусловно, это здорово.


Однако, всегда ли свобода идет лишь во благо человеку? (размышления…)

- Приведите примеры, когда свобода оказалась людям не во благо, а во вред (рассуждения…)


На сегодняшний день, психиатры всего мира, констатируют катастрофический рост числа зависимых людей.

- Приведите примеры известных вам видов «зависимостей» (рассуждения…)


Ориентировочные ответы учащихся:

* зависимость от алкоголя

* зависимость от наркотиков,

* зависимость от табакокурения

* зависимость от компьютерных и азартных игр

* интернет-зависимость

* любовная зависимость


В продолжение этой темы, вашему вниманию предлагается просмотр видеоролика «Мечта», как яркий пример двух молодых людей, сумевших распорядится собственной свободой, как говорится, по собственному усмотрению.


Просмотр видеоролика «Мечта»

Цель: профилактика наркозависимости, содействие формированию здорового образа жизни,


Анализ-диспут:

- Можно ли этих двух людей назвать свободными? (рассуждения…)

- Обоснуйте свою точку зрения…

- Каковы результаты их свободного выбора? (рассуждения…)

- Смогли ли они на ваш взгляд, правильно распорядиться собственной свободой? (рассуждения…)


Продолжите мысль: «Зависимость – это…»


Ориентировочные ответы учащихся:
Зависимость – это крайняя степень несвободы, это тюрьма, в которую человек загоняет себя сам.


- К чему приводит ложное восприятие свободы? (рассуждения…)


Ориентировочные ответы учащихся:

Ложное восприятие свободы, зачастую, приводит к большим непоправимым бедам, разрушает жизни, разваливает семьи, делает несчастными детей, рожденных в этих семьях…


Самое главное, пожалуй, понимать…

что свобода – есть не конечная цель, к которой должен стремиться человек.

Свобода – это всего лишь возможность достичь той или иной цели.


Главное - чтобы цели, которые ставит перед собой человек были оправданы, благородны…

Только тогда, свобода, необходимая для осуществления такой цели, пойдет во благо…

И наоборот…

Если человек ставит перед собой ложные цели, то такая свобода пойдет ему только во вред.


- Как вы понимаете смысл выражения «внутренняя свобода»? (рассуждения…)


Внутренняя свобода

состояние, при котором, человек в любых обстоятельствах, (способен) выбирать то, что для него действительно правильно, важно, хорошо.

По сути, именно внутренняя свобода – есть свобода истинная.


Обладая внутренней свободой, человек может чувствовать себя абсолютно свободным везде, в любом обществе (государстве) и даже в тюрьме.


Свобода - как юридическое право, не делает нас свободными, пока мы не свободны внутри себя.


- Что, на ваш взгляд, может стеснять внутреннюю свободу человека? (рассуждения…)

Ориентировочные ответы учащихся:

Нашу внутреннюю свободу стесняют не другие люди, не государство, и не традиции, а наши «зависимости», «страхи» , «пристрастия», «комплексы».


- Что такое «пристрастия»?

- Какой смысл вы вкладываете в это понятие? (рассуждения…)


Пристрастие - привычка, сильное навязчивое влечение, желание.


В русском языке слово «пристрастие» означает – страдание.

Любое пристрастие не только ограничивает свободу, но еще и мучает человека.


- Может ли человек, имеющий пристрастие к деньгам, обогащению, считать себя внутренне свободным? (рассуждения…)


Ориентировочные ответы учащихся:

Не может, поскольку страдает не столько от недостатка денег, а от самой возможности лишиться их, тем самым, ограничивая собственную свободу, в попытке их сохранить.


- Свободен ли:

* завистливый,

* корыстный,

* амбициозный человек? (рассуждаем…)


Ориентировочные ответы учащихся:

Конечно же нет!

Зависть, корысть - не позволит человеку ощутить внутреннюю свободу…

К примеру:

купить более дешевую марку машины, если есть хоть какая-то возможность иметь более дорогую престижную марку.

И так во всем…


Степень свободы - возрастает по мере освобождения от наших пристрастий.


- Назовите добродетели противоположные пристрастиям:


Ориентировочные ответы учащихся:

  • щедрость,

  • скромность,

  • доверие,

  • доброжелательность,

  • целомудрие,

  • терпение,

  • милосердие.


- Что лежит в основе всех этих добродетелей? (рассуждения….)


Ориентировочные ответы учащихся:

В основе всех этих добродетелей – любовь.

И чем больше у человека тех или иных добродетелей, тем больше в человеке любви.


Любящий человек - щедр и бескорыстен в проявлении своих чувств.

Только он может способен дать другому человеку то, в чем он нуждается сам.


Чтение и анализ притчи

«Урок Соломона о свободе»

Однажды к Соломону пришел человек, в момент, когда тот забавлялся с охотничьей птицей, и обратился к нему со словами:


- Царь Соломон, помоги мне, развеять мои сомнения.

- Вчера я освободил своих рабов, а сегодня они забросали мой дом камнями.


Царь внимательно взглянул на него, после чего спросил:

- А для чего ты освободил рабов своих?


Пришедший за советом, ответил:

- Все дело в том, что мне досталось богатое наследство, и я решил освободить тех, с кем сам когда-то провел детство. Подарив им свободу, ведь я хотел сделать их счастливее.


На что Соломон ответил:

- А кто сказал тебе, что свобода — это счастье, а счастье — это свобода?

- Взгляни на этого хищного сапсана.

- Хотя он и содержится в клетке, на охоте он — господин и повелитель.

И если он не захочет охотиться, его никто не заставит это делать. Однако, вечером, он все равно он получит своего кролика. Он может улететь, и его никто не задержит.

А это значит, что - со мной он, покуда он сам того пожелает. Для него свобода — не есть счастье, она для него — сама жизнь.


- И еще…. добавил он, есть и другая птица — курица.

День-деньской она ходит по двору или высиживает яйца. И если ее выпустить в степь, она одуреет от свободы, а через день погибнет. Так вот для нее свобода — не счастье, она для нее — смерть.

На что отчаявшийся проситель спросил:

- А в чем же тогда заключается мудрость данного тобой совета?


На что Соломон ответил: …

ЗАКОНЧИТЕ МЫСЛЬ СОЛОМОНА….


Окончание притчи:

- Мудрость заключается в том, чтобы научиться отличать сапсанов от кур.

Первых ты погубишь неволей, а вторых —погубишь свободой.

И еще сказал он:

- Запомни, что Сапсанов мало, а кур много, но нужно беречь и тех, и других.


Анализ:

  • В чем заключается смысл притчи?

  • Кого Соломон сравнил с Сапсанами, а кого с курами?


Ориентировочные ответы учащихся:

Под Сапсанами он подразумевал людей умеющих пользоваться своей свободой…

А под курами – людей, не умеющих пользоваться свободой.


В чем смысл данного афрризма:

Свобода - это ответственность,

потому-то, все ее так боятся.

Бернард Шоу

Вывод:

Очень важно уметь грамотно пользоваться своей свободой.



Рефлексия:

- Перед вами таблица, в которую внесены понятия.

- Ваша задача, соотнести каждое из них с понятиями «относительной» и «полной» свободы.


независимость


мысль

деньги


мечта


каникулы

анархия

Взгляды

творчество


знания


военный билет


конституция




Ориентировочные ответы учащихся:

ПОЛНАЯ СВОБОДА

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ СВОБОДА

взгляды

независимость

мысль

деньги

творчество

знания

мечта

военный билет

любовь

каникулы


конституция


анархия


Анализируем:

- Перед вами афоризмы, принадлежащие известным личностям…


- С какими из афоризмов них вы согласны? (рассуждения..)

- Обоснуйте свой выбор и подтвердите свой выбор примерами из жизни.


  • Люди не вольны в выборе объективных условий своей деятельности, но они свободны в выборе ее целей и средств.


  • Свобода является условием и способом самореализации человека, его возможности быть собой.


  • Человек имеет полную свободу и несет полную ответственность за свой выбор и свои действия.


Таблица «ЗУХ» (третий столбик)

ЗНАЮ

ХОЧУ ЗНАТЬ

УЗНАЛ





- Что нового и полезного вы узнали? (комментарии…)


* Я задумался…

* Я понял…

* У меня другое мнение…

* Это занеятие помогло мне…



Круг «от сердца к сердцу»



Закончите предложение: «Я чувствую себя свободным (ой) когда…..»





Благодарю всех за активную работу!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Профилактическое занятие для подростков "ЧЕЛОВЕК И СВОБОДА"

Автор: Канаева Евгения Викторовна

Дата: 13.12.2014

Номер свидетельства: 143301

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект «Преступление и наказание. Ответственность»"
    ["seo_title"] => string(48) "konspekt_prestuplenie_i_nakazanie_otvetstvennost"
    ["file_id"] => string(6) "556056"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1597857285"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Отчет  по профилактики преступлений, правонарушений  и самовольных уходов"
    ["seo_title"] => string(70) "otchietpoprofilaktikipriestuplieniipravonarushieniiisamovolnykhukhodov"
    ["file_id"] => string(6) "284201"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453947834"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "статья по теме:" здоровьесбережение детей с ограниченными возможностями здоровья" "
    ["seo_title"] => string(95) "stat-ia-po-tiemie-zdorov-iesbieriezhieniie-dietiei-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia"
    ["file_id"] => string(6) "138503"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417542992"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Профилактика правонарушений несовершеннолетних через формирование толерантности "
    ["seo_title"] => string(92) "profilaktika-pravonarushienii-niesoviershiennolietnikh-chieriez-formirovaniie-tolierantnosti"
    ["file_id"] => string(6) "243639"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445779453"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Программа правового просвещения и формирования законопослушного поведения участников воспитательного процесса «ПРОФИЛАКТИКА» "
    ["seo_title"] => string(141) "proghramma-pravovogho-prosvieshchieniia-i-formirovaniia-zakonoposlushnogho-poviedieniia-uchastnikov-vospitatiel-nogho-protsiessa-profilaktika"
    ["file_id"] => string(6) "156558"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421438124"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства