Просмотр содержимого документа
«Проблема воспитания толерантной культуры на современном этапе»
Проблема воспитания толерантной культуры на современном этапе.
Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России. В современном обществе толерантная культура имеет особое значение: она выступает как норма социального действия.
Объективным выражением именно такого подхода к воспитанию у детей толерантности в современном обществе стали следующие стратегические документы:
Декларация прав ребенка (1959).
Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО (1995).
Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
Семейный кодекс РФ (1995).
Федеральный закон “ Об основных гарантиях прав ребенка в РФ” (1998).
Закон “ Об образовании” (2013).
Конституция Российской Федерации.
“Национальная доктрина образования Российской Федерации”
Главная задача государства и общества по отношению к детям – защита права каждого ребенка на любом этапе его развития и формирования у него основы уважительного отношения к правам окружающих, приобщение к общечеловеческим ценностям.
Согласно декларации ЮНЕСКО 1994г «… рассмотрение ценностных категорий, особенно толерантности, должно происходить на всех возрастных этапах образовательного процесса. Толерантность нужно ввести во все межличностные отношения в процессе обучения и воспитания».
В Декларации принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО в 1995 году, определенно:
«Толерантность»– означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности”. В документах конференций ЮНЕСКО 1997 года толерантность трактуется уже как терпимость к чужим мнениям, верованиям, расовым различиям, поведению, образу жизни и национальности.
Неслучайно 1995 год был объявлен ООН «Годом Толерантности», а каждый год 16 ноября – Международный день, посвященный толерантности. Главную роль в распространении принципов толерантности отводится педагогике. Во всеобщей декларации прав человека ООН сказано: «Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости, дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности ООН по поддержанию мира».
Данное положение распространяется и на дошкольный возраст. В дошкольном возрасте закладываются исходные моральные ценности, нормы поведения, толерантность - чувство солидарности и стремление к сотрудничеству, умение ненасильственного разрешения конфликтных ситуаций. Одной из главных задач на современном этапе развития образования является освоение ребёнком общечеловеческих ценностей, среди которых прогрессивные мыслители всегда выделяли права человека, его свободу, уважение человеческих достоинств, заботу о людях, сострадание, принятие другого человека таким, каков он есть, то, что обычно в работах зарубежных и отечественных учёных определяется термином «толерантность».
К великому сожалению, наряду с проблемой терпимого отношения к окружающим, существует проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Поэтому формирование у старших дошкольников толерантного и терпимого отношения к таким детям является одной из главных задач воспитания на современном этапе, ведь отношение к этим детям часто бывает пренебрежительным или безразличным, ровесники порой не умеют общаться, играть, участвовать с ними в совместной деятельности. Проблеме формирования толерантного поведения у детей старшего дошкольного возраста по отношению к детям с ОВЗ и посвящён педагогический проект «Формирование толерантного поведения у детей старшего дошкольного возраста по отношению к детям с ОВЗ», реализуемый на МБДОУ д/с № 233 «Березка» педагогом-психологом Н.В. Шмаковой .