Практикум для педагогов и родителей "Детская агрессивность. Что это такое?"
Практикум для педагогов и родителей "Детская агрессивность. Что это такое?"
Цель: привлечь родителей и педагогов к анализу эмоциональной атмосферы ребёнка-дошкольника; к тому, как она может влиять на эмоциональное самочувствие ребёнка, его поведение и отношение к сверстникам.
Задачи:
дать знания о причинах возникновения агрессивного поведения детей;
помочь осознанию влияния стилей воспитания на эмоциональное самочувствие ребёнка и его поведения;
убедить о важности приобретения психолого-педагогических знаний и умений в воспитании.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Практикум для педагогов и родителей "Детская агрессивность. Что это такое?"»
Практикум для педагогов и родителей
"Детская агрессивность.
Что это такое?"
Цель: привлечь родителей и педагогов к анализу эмоциональной атмосферы ребёнка-дошкольника; к тому, как она может влиять на эмоциональное самочувствие ребёнка, его поведение и отношение к сверстникам.
Задачи:
дать знания о причинах возникновения агрессивного поведения детей;
помочь осознанию влияния стилей воспитания на эмоциональное самочувствие ребёнка и его поведения;
убедить о важности приобретения психолого-педагогических знаний и умений в воспитании.
Оборудование: экран, мультимедийный проектор, фотографии с изображением ситуации детской агрессии (Презентация), анкета для выявления уровня агрессии у детей
Подготовительная работа: наблюдение за родителями и детьми в утреннее и вечернее время для изучения особенностей общения взрослого и ребёнка, анкетирование родителей, индивидуальные беседы с родителями «Ребёнок у экрана», «Ребёнок и игрушки».
Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, «гроза» дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и прежде всего самому себе.
Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, комплекс негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты, наиболее эффективный и быстрый способ достижения цели.
Поэтому, повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения агрессивности в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии становления и когда еще можно предпринять своевременные коррегирующие меры.
Возрастная динамика агрессии соответствует возрастным кризисам в 3-4 года, 6-7 лет и 14-15 лет.
Каковы причины детской агрессивности?
1. О первой причине, о которой нужно подумать и исключить которую нужно в первую очередь, мы уже говорили – это то или иное заболевание центральной нервной системы.
В более легких случаях с детской агрессивностью работают родители в контакте с психологом или психоневрологом параллельно с лечением основного заболевания.
2. Другая причина детской агрессивности, пожалуй, самая распространенная среди детей дошкольного возраста, – это агрессивность как средство психологической защиты.
Всем известно, что у взрослых существует такая поговорка: «Лучшее средство защиты – это нападение». Дети дошкольного возраста, разумеется, этой поговорки не знают, но пользоваться психологическими механизмами, лежащими в её основе, вполне умеют. Как правило, такой способ защиты избирают дети с сильным типом нервной системы, обладающие холерическим или сангвиническим темпераментом. Для флегматиков такой способ защиты неприемлем, так как требует слишком много внешней активности, которой они избегают.
От чего же дети дошкольного возраста защищаются? Чаще всего они защищаются от сознательного или бессознательного неприятия их родителями или другими членами семьи, и тогда их агрессивность служит лишь проявлением гораздо более серьезного и тяжелого по своим последствиям нарушения – отсутствия «базового доверия к миру».
3. Нарушение исследовательской активности также может являться причиной детской агрессивности.
Совсем маленький ребенок ногой ткнет в бок собаку и отбежит. Ударит песочной лопаткой сверстника и смотрит не зло, а с любопытством – что будет? Шлёпнет бабушку по щеке ладошкой и смеется. Бабушке обидно, а ему весело. Такой род «исследований» часто встречается у детей с нарушением развития эмоциональной сферы. Такие дети просто не способны оценить эмоциональные последствия своей активности. Для них, что постучать палкой по доске, что по спине соседа и то и другое всего лишь объект для исследования, интереса. Настоящей агрессивности в них поначалу нет, но когда их поступки встречают естественный отпор (для нас естественный, а для ребенка с эмоциональными нарушениями или завышенным болевым порогом совершенно непонятный), то они могут и “озвереть”, так как морально-нравственный компонент у детей находится в тесной связи с развитием тонкой эмоциональности.
4. Ещё одна причина детской агрессивности это различные нарушения семейного воспитания.Возможные варианты:
ребенок рождается здоровым, физически активным, обладает лидерскими наклонностями и сильным типом нервной системы. А в семье чрезмерно ограничивают его активность, стараются защитить от всего, что может оказаться опасным;
дефицит родительского внимания, неудовлетворенная потребность в родительской любви и принятии, при этом агрессия проявляется как способ проявления внимания;
родители плохо заботятся об основных потребностях ребенка (сон во время, еда во время, общение), интересы ребенка игнорируются;
депрессивное состояние родителей, жестокое обращение с детьми или с другими членами семьи, невнимание к ребенку, постоянное запугивание;
вседозволенность и потакание всем детским желаниям, невнимание родителей к опасным переменам в поведении ребенка, отсутствие взаимопонимания и контакта с ребенком;
личные особенности родителей: раздражительная мать, жестокий отец, психопатии, психические заболевания, пограничные состояния близких родственников;
подкрепление нежелательных действий: гордость родителей за победу в драке (негативное внимание);
Врожденные физические дефекты – факторы постоянно раздражающие ребенка, затрудняют полноценное взаимодействие с другими людьми и могут вызывать агрессию.
5. И наконец, еще один пример, когда за агрессивность принимают что-то другое.
Детское упрямство в возрасте от двух до четырех лет, ребенок настойчиво и достаточно последовательно отстаивает свою физическую автономию от родителей. «Не буду», «не пойду», «хочу», «я сам» – слышатся в этот период практически постоянно. Если на ребенка в это время очень «давить», то есть тащить его волоком гулять, когда он не хочет идти, или одевать насильно, когда он не хочет одеваться, то можно получить тот тип сопротивления, который легко принять за самую настоящую агрессивность. Но все же это не агрессия, а всего лишь сопротивление! Перестали «насиловать» ребенка, миновал кризисный возраст – и всю «агрессивность» как рукой сняло, словно её и не было.
Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. В психологии принято выделять: вербальную (словесную) и физическую, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы.
Вербальная агрессия:
Косвенная вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях. В дошкольном возрасте это могут быть жалобы, демонстративный крик, направленный на устранение сверстника, агрессивные фантазии.
Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и вербальные формы унижения другого. Чаще всего дразнилки, оскорбления.
Физическая агрессия
Косвенная физическая агрессия направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому, через непосредственные физические действия. В дошкольном возрасте это могут быть:
разрушение продуктов деятельности другого;
уничтожение или порча чужих вещей.
Прямая физическая агрессия представляет собой непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижение. Она может принимать символическую и реальную форму.
символическая агрессия представляет собой угрозы и запугивание.
Об агрессивности нельзя судить лишь по её внешним проявлениям, необходимо знать её мотивы и сопутствующие ей переживания. Очевидно, что каждый агрессивный акт имеет определённый повод и осуществляется в конкретной ситуации. Среди ситуаций, провоцирующих агрессивность детей, выделяются следующие.
Привлечение к себе внимания сверстников.
Ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть своё превосходство.
Защита и месть.
Стремление быть главным.
Стремление получить желанный.
Агрессия ребёнка может быть направлена на окружающих людей вне семьи, на близких людей, на животных, на себя, на внешние объекты, на символические и фантазийные объекты.
Агрессоры бывают разными: клоуны, деды и садисты. Среди агрессивных детей отчётливо выделяются три группы, которые различаются по частоте и жесткости агрессивных действий; по своим психологическим характеристикам (уровню интеллекта, произвольности) и по своему статусу в группе сверстников.
Первую группу составляют дети, которые чаще всего используют агрессию как средство привлечения внимания сверстников. Они, как правило, чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции (кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи); их поведение направлено на получение эмоционального отклика от других. Такие дети активно стремятся к контактам со сверстниками; получив внимание партнёров, они успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия. Они чем-то напоминают клоунов, которым нужно позабавить других, обратить на себя внимание других. У таких детей агрессивные акты мимолётны, ситуативны и не отличаются особой жестокостью. Их агрессия носит непроизвольный, непосредственный и импульсивный характер; их враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников – готовностью сотрудничать и ним. Их агрессивные действия отличаются ситуативностью, наиболее яркие эмоция наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают.
Этот вариант детской агрессивности можно назвать импульсивно-демонстративным, поскольку главная задача ребёнка здесь – продемонстрировать себя, обратить на себя внимание. Ребёнок чувствует себя клоуном на арене.
Вторую группу составляют дети, которые используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками. У этих детей агрессивные действия выступают как средство достижения какой-либо конкретной цели – нужного им предмета, или ведущей роли в игре, или выигрыша у своих партнёров. Деятельность этих детей отличается целенаправленностью и самостоятельностью. При этом в любой деятельности они стремятся к лидирующим позициям, подчиняя и подавляя других. В отличие от предыдущей группы, они не стремятся привлечь к себе внимание сверстников. Как правило, эти дети пользуются популярностью в группе сверстников, а некоторые выходят на положение «лидеров». В конфликтных ситуациях они игнорируют переживания и обиды сверстников, ориентируясь исключительно на собственные желания.
Дети этой группы хорошо знают и на словах принимают нормы и правила поведения, при этом они постоянно нарушают их. Нарушая правила, они оправдывают себя и обвиняют своих товарищей, стремясь избежать негативной оценки взрослого. В то же время они как бы не замечают собственной агрессивности; их способ действия представляется им привычным, нормальным и единственно возможным средством достижения своей цели. Данный вид агрессивности детей можно назвать нормативно-инструментальным. Если такой силовой способ достижения цели приносит результат и признаётся окружающими, ребёнок со временем становится кем-то вроде «пахана» или «деда», который подавляет и «держит в руках» более мелких и слабых.
И в такой ситуации важно, как себя поведёт взрослый, так как положительная оценка взрослого несомненно важна для них. Мы живём в цивилизованном мире, а это значит, кулаки это последнее на что нужно ссылаться, с ребёнком нужно обсуждать подобные ситуации и учить добиваться желаемого с помощью переговоров.
В третью группу входят дети, для которых нанесение вреда другому выступает как самоцель. Их агрессивные действия не имеют какой-либо видимой цели ни для окружающих, ни для них самих. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам. Дети данного типа используют в основном прямую агрессию, при чём более половины всех агрессивных актов составляет прямая физическая агрессия. Их действия отличаются особой жестокостью и хладнокровием, при чём безо всякой видимой цели ребёнок просто испытывает своеобразное удовольствие от страданий другого. Обычно такие дети выбирают для своих агрессивных действий одну-две постоянных жертвы более слабых детей, не способных ответить тем же. Чувства вины или раскаяния при этом совершенно отсутствует. Нормы и правила поведения открыто игнорируются. Для таких детей особенно характерна мстительность и злопамятность: они долго помнят любые мелкие обиды и пока не отомстят, обидчику не могут переключиться на другую деятельность. Самые нейтральные ситуации они рассматривают как угрозу и посягательство на свои права.
Таким образом, выделенные группы детей существенно различаются как по формам проявления агрессивности, так и по мотивации агрессивного поведения. Так в первой группе агрессия носит мимолётный, импульсивный характер, не отличается особой жестокостью и наиболее часто используется для привлечения внимания сверстников. В этом случае агрессия является результатом неумения ребёнка общаться, играть, или как-то конструктивно заявить о себе. Если малышу предложить какие-то более культурные и человеческие формы самоутверждения, возможно, эта демонстративная агрессивность уйдёт. А если такой помощи не будет, вполне возможно она перейдёт в более жёсткие и устойчивые формы агрессивности, которые имеют место во второй и в третьей группё.
В целом для нормального развития личности ребенка опасны не столько агрессивные проявления ребенка, сколько реакция на них окружающих.
Как вести себя с агрессивным ребёнком для предупреждения агрессивного поведения детей существует широкий спектр возможностей. Специалистами (психологами, педагогами) разработаны специальные рекомендации для взрослых по работе над агрессивным поведением детей. Эти правила (Приложение 3) позволяют в конфликтной ситуации с детьми и подростками обеспечить её позитивное разрешение конфликта и установить партнёрские отношения.
Игра – самый лучший способ весёлого и занимательного времяпрепровождения, а также это лучший способ снять эмоциональное напряжение, тревоги, страх. На смену агрессии в игре приходит уверенность в себе, развивается позитивная самооценка, укрепляется эмоциональная сфера ребёнка.
Самое главное – попробуйте раскрепоститься сами, отдайтесь игре, ведь ребёнок непременно почувствует вашу искренность и оценит это.
Подводя итог сегодняшней теме, хочется еще раз сказать: «Зная причину, легче решить проблему».
Если Вы столкнулись с детской агрессивностью, не спешите паниковать или давить на ребенка.
Определитесь с причинами и постарайтесь их устранить.
Не забывайте, что такое поведение может быть ситуативным и быстро проходят при правильном поведения взрослого.
Помните, что помочь ребенку может только взрослый.
Развивайте собственные коммуникативные способности, расширяйте способы общения с детьми.
Почаще хвалите ребенка. Он должен ощущать, что в него верят: «Я знаю, ты этому обязательно научишься, у тебя уже стало лучше получаться». Только уверенность ребенка в том, что он любим, принят родителями таким, какой есть, помогает ему добиться успеха.
Замечательно сказал об этом В. Берестов:
Любили тебя без особых причин За то, что ты – внук, За то, что ты – сын, За то, что – малыш, За то, что растешь, За то, что на папу и маму похож. И эта любовь до конца твоих дней Останется тайной опорой твоей.
Вы предлагаете ребёнку взять на кисточку немного краски любого цвета и плеснуть «кляксу» на лист. Сложите лист вдвое так, чтобы «клякса» отпечаталась на второй половине листа. Разверните лист и постарайтесь понять, на кого или на что похожа полученная двухсторонняя «клякса».
Агрессивные или подавленные дети выбирают тёмные цвета и видят в своих «кляксах» агрессивные сюжеты (чудовищ, страшных пауков и т. д.). Через обсуждение «страшного рисунка» агрессия ребёнка выходит, он освобождается от отрицательный энергии.
Родители должны брать для своей «кляксы» обязательно светлые краски и придумывать приятные, спокойные ассоциации (бабочка, сказочные цветы, деревья ит.д.)
ИГРА «ПОВТОРИ ЗА МНОЙ»
Цель: снять у детей усталость, агрессию.
Оборудование: карандаши.
Вы выстукиваете карандашом по столу ритм какой-то песни. Затем просите ребёнка повторить этот ритм. Если ритм повторён правильно, вы с ребёнком его простучите вместе. Затем ребёнок задаёт свой ритм, и вы его повторяет. Можно задание усложнить, попросив определить, какая это песня.
ИГРА «ОПРЕДЕЛИ ИГРУШКУ»
Цель: переключить внимания детей с агрессии на игру, развивать мышление и речь.
Оборудование: игрушки.
Предложите ребёнку принести 5-6 разных игрушек, разложить их перед вами и придумать загадку про какую-нибудь из них. Вы разгадываете, какая это игрушка. Если отгадаете правильно, ребёнок её убирает. И так далее. Придумывать загадки можно по очереди, меняясь местами. Это очень интересно. Дети 6-7 лет любят придумывать загадки.
ИГРА «РУБКА ДРОВ»
Цель: дать возможность детям почувствовать свою агрессивную энергию и выбросить её через движение.
Предложите взять ребёнку в руки воображаемый топор. Покажите, как топором рубят дрова. Попросите ребёнка показать, какой толщины кусок бревна ему бы хотелось разрубить. Скажите, что нужно поставить бревно на пень. Поднять топор высоко над головой и опустить его на бревно, громко вскрикнув «Ха!». Затем поставьте чурку перед ребёнком и предложите рубить её 2-3 минуты. В конце он должен сказать, сколько чурок перерубил.
Можете рубить дрова вдвоём, втроём, то есть всей семьёй. Тогда каждый должен сказать, сколько дров он нарубил.
ИГРА «ТУХ-ТИБИ-ДУХ»
Цель: снять у детей негативные эмоция.
Вы говорите: «Вижу, у тебя плохое настроение. Я знаю одно волшебное заклинание против дурного настроения. Нужно сделать вот что. Ходи по комнате и сердито-пресердито произноси: «Тух-тиби-дух!» Затем подойди ко мне и тоже сердито-пресердито произнеси это заклинание, затем к маме (папе). Есть один запрет: нельзя смеяться. Повторять заклинание до тех пор, пока оно не подействует.
ИГРА «ПОСЛОВИЦЫ»
Цель: снять у детей усталость, раздражение, развивать воображение, речь, мышление.
Вы предлагаете ребёнку либо показать, изобразить простую пословицу, либо объяснить, как он понимает её смысл.
Например, пословицу «Тише едешь - дальше будешь» дети интерпретируют так: надо ехать тихо, тогда быстрее приедешь домой.
Пословицы:
«Семь раз отмерь, один - отрежь»
«Дело мастера боится»
«На все руки мастер»
«Картошка поспела - берись за дело»
«Без труда не выловить и рыбку из пруда»
«Больше дела - меньше слов»
«Горе есть горюй, дело есть работай»
«Заработанный хлеб сладок»
«Без работы пряников не купишь»
«Чтобы не ошибиться, не надо торопиться»
«Будешь книги читать, будешь всё знать»
«Ученье свет, а неученье - тьма»
«Дом без книги, что без окон»
ИГРА «РАЗРЫВАНИЕ БУМАГИ»
Цель: снизить напряжение, уровень тревоги у детей (дошкольники, младшие школьники), выбросить негативные эмоции.
Оборудование: старые газеты.
Предложите ребёнку рвать бумагу на кусочки разного размера и бросать их в центр комнаты. Вы может тоже рвать бумагу вместе с ним. Когда куча в центре комнаты станет большой, пусть ребёнок поиграет с ней, подбрасывая кусочки вверх, разбрасывая их или прыгая на них.
УПРАЖНЕНИЕ «ТРИ СЛОВА»
Цель: снять усталость у детей, переключить внимание, развивать мышление.
Предложите составить как можно больше предложений, включающих следующие слова, то есть в каждом предложении обязательно должны быть все три данных слова:
озеро, медведь, карандаш;
улица, книга, фартук;
мяч, небо, цветок;
очки, сумка, велосипед.
«ВЫБИВАЕМ ПЫЛЬ» (для детей с 4 лет)
Каждому участнику даётся «пыльная подушка». Он должен, усердно колотя руками, хорошенько её «почистить».
«ЧАС ТИШИНЫ И ЧАС МОЖНО» (для детей с 4 лет)
Договоритесь с ребёнком, что иногда, когда вы устали в хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребёнок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час «можно», когда ребёнку разрешается делать почти всё: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей и висеть на них и т.д.
Примечание: «часы» можно чередовать, а можно устраивать их в разные дня, главное, чтобы они стали привычными в семье.
«ШТУРМ КРЕПОСТИ» (для детей с 5 лет)
Из попавшихся «под руку» небьющихся предметов строятся крепость (тапки, стулья, кубики, одежда, книги и т.д. - всё собирается в одну большую кучу). У играющих есть «пушечное ядро» (мяч). По очереди каждый со всей силой кидает мяч во вражескую крепость. Игра продолжается, пока вся куча - «крепость» - не разлетится на куски. С каждым удачным попаданием штурмующие издают громкие победные кличи.
«РУГАЕМСЯ ОВОЩАМИ» (для детей с 5 лет)
Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а овощами: «Ты – огурец». «А ты – редиска», «Ты – морковка», «А ты – тыква» и т.д.
Примечание: Прежде, чем поругать ребёнка плохим словом, вспомните это упражнение.
«ПО КОЧКАМ» (для детей с 5 лет)
Подушки раскладываются на полу на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилием. Играющие – «лягушки», живущие на болоте. Вместе на одной «кочке» капризным «лягушкам» тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают: «Ква-ква, подвинься!» Если двум «лягушкам» тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в «болото» соседку, и та ищет себе новую «кочку».
Примечание: взрослый тоже прыгает по «кочкам». Если между «лягушками» дело доходит до серьёзного конфликта, он подскакивает и помогает найти выход.