Практические упражнения направлены на развитие толерантности, обобщения понятия "толерантность"; осознание степени толерантности по отношению к людям разных социальных ролей; формирование коммуникативных навыков, эмпатии, милосердия. Толерантность - не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других; не покорное терпение, а активная нравственная позиция для взаимопонимания между этносами, социальными группами, различными субъектами, для позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды, иных взглядов, убеждений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Практикум по развитию толерантности»
Рудный қаласының әкімдігі «№ 11 балабақша» КМҚК
КГКП «Ясли - сад №11» акимата города Рудного
Практикум
по развитию толерантности
Подготовила:
педагог-психолог Яковенко Т.В.
п. Качар
2016
Практические упражнения направлены на обобщение понятия «толерантность»; осознание степени толерантности по отношению к людям разных социальных ролей и характеристик толерантного и интолерантного человека; формирование коммуникативных навыков, милосердия, эмпатии к различным социальным группам.
Упражнение «Приветствие людей разных социальных ролей»
Участникам данного упражнения (при этом они не знают какую социальную роль исполняют) одеваются на головы бумажные обручи с надписями социальных ролей (президент, бомж, директор школы, алкоголик, «панк»). Участники поочерёдно входят в комнату, где их приветствуют в соответствии с исполняемой социальной ролью. Каждый, исполняющий роль должен спросить: «А вы не подскажете, где находится детский сад «Родничок?». Ему должны ответить.
Затем следует обсуждение: комфортно ли чувствовали себя? Догадывались ли о социальном статусе своего героя, если да, то по каким признакам? Насколько мы терпимы к другим людям?
Портрет толерантного педагога
Педагогика – одна из самых гуманных, миротворческих видов деятельности. Именно в педагогике живут идеи самоценности детства, сотрудничества, диалога, педагогической поддержки, эмпатии, толерантности. Но к сожалению, сегодня в нашей педагогической среде все чаще случаются проявления неуважения, нетерпимости по отношению к детям, их родителям, коллегам. Скорее всего, это вызвано, социально-экономическими перестройками, в первую очередь тем, что многие педагоги оказались пораженными «синдромом профессионального сгорания». На этот синдром «работают» низкий социальный статус педагогической профессии, невысокие доходы преподавания в сочетании с большим объемом работы, противоречивость многих решений в области образования, возрастание агрессивности детской среды, родительский цинизм в оценке образования как «сферы услуг». Но не смотря на все эти факторы, педагог – это пример подражания не только для детей, но и их родителей.
Задание:
На ваших столах карточки со словами – качествами толерантной и интолерантой личности.
Способом ранжирования выделите 5 качеств, на ваш взгляд, совершенно необходимых для толерантного педагога и 5 качеств недопустимых в личности педагога с точки зрения толерантности.
Таким образом, мы создадим ядро педагогической толерантности, характерное для нашего коллектива.
Толерантная личность Интолерантная личность
- Терпимость к чужим мнениям, поведению. - Непонимание
Никогда не унижайте и не подавляйте личность ребёнка. Заставлять детей делать силой то, что нам кажется хорошим, значит внушать им отвращение к тому, что нам кажется хорошим.
Недопустимо делить детей на умных и глупых, богатых и бедных, хороших и плохих. Необходимо избегать однозначных, категорических оценок и некорректных сравнений детей друг с другом. Оценивать можно поступки, взгляды, но не самих детей. Сравнивать ребенка можно не с другим ребенком, а только с самим собой, подчеркивая тем самым позитивные или негативные изменения, произошедшие в нем за тот или иной промежуток времени.
Необходимо изживать педагогический авторитаризм и деспотизм, иллюзию собственной непогрешимости и гарантированной правоты. Спасение от пагубного властолюбия – в рефлексии, постоянном самоконтроле. Педагог в любых обстоятельствах образец толерантности, он ведет осознанную миротворческую деятельность.
Чаще улыбаетесь! Будьте приветливы! Нет ничего более неприятного в детском саду, чем хмурое, злое лицо воспитателя.
Настоящий педагог постоянно развивает в себе незаурядность, всеми силами борется с формализмом и равнодушием, проявляет инициативу и творчество. Педагог, смотри на мир глазами ребенка. Истинный педагог любит детский сад, а не себя в детском саду. Он дорожит добрым отношением коллег, детей, родителей и готов прийти на помощь, не дожидаясь, пока его об этом попросят.
Для педагога личность ребенка – цель, объект и результат педагогической деятельности, сам ребенок – равноправный субъект взаимодействия. Помните, что самые главные вопросы задаются не людям, а самому себе, но ответы на них следует искать вместе.
Познание себя, управление собой – забота каждого педагога. Если другие не разделяют ваших точек зрения, это не показатель их несостоятельности. Не страдайте от того, что не все упорядочено, строго, правильно в окружающей действительности и людях.
Принимайте окружающий мир таким, какой он есть. Будьте терпимы к человеческим недостаткам и слабостям. Умейте признавать свою неправоту и при необходимости – извиняться. Будьте заинтересованы в продуктивном общении с людьми, обращайтесь к тому позитивному, что в них есть, поворачивайте людей к себе хорошей стороной.
Упражнение «Линейка»
Психолог:
- Сейчас мы узнаем вашу осведомлённость о понятии «толерантность».
Для этого с помощью верёвки мы разделим ковёр на две части. Справа от меня встаньте те, кто считает, что для толерантного человека характерно «неприятие, отвержение других; представление о том, что ты, твоя страна, твои традиции, твой социальный статус лучше других», слева – те, кто считает, что для толерантного человека свойственно абсолютное принятие мнения других, отказ от своего мнения, своих традиций. Вы можете занять и промежуточную позицию. (Педагоги располагаются на ковре согласно своему решению, далее проводится опрос отдельных педагогов о причине их выбора).
Психолог:
- Правы оказались те, кто занял промежуточное положение, но остались справа. Оно означает, что толерантный человек может иметь и отстаивать свое мнение, но в тоже время с уважением относиться к мнению других.
А как ведет себя не толерантный человек? Он позволяет себе: оскорбления, насмешки, предубеждение.
Позицию человека по отношению к другому можно отразить в следующих вариантах:
«Я хороший – ты плохой»;
«Я плохой – ты хороший»;
«Я плохой – ты плохой»;
«Я хороший – ты хороший».
Последний вариант отражает позицию толерантного человека. То есть первый шаг к развитию толерантности – уважение к себе, своей стране, своим традициям. Толерантность - не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других; не покорное терпение, а активная нравственная позиция для взаимопонимания между этносами, социальными группами, различными субъектами, для позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды, иных взглядов, убеждений.