Конспект интегрированного урока биологии и географии с элементами практикума
Конспект интегрированного урока биологии и географии с элементами практикума
Конспект урока. 6 класс.
Тема:
«Минеральное питание растений и почвы Ростовской области»
Тип:
Интегрированный урок с элементами практикума. Изучение нового материала по географии, повторение изученного по биологии, актуализация знаний по природоведению.
Цели:
Формирование представления о минеральном питании растений и почвах родного края
Развитие творчества учащихся, логического мышления
Воспитание толерантности, коммуникативных качеств у учащихся
Оборудование:
Источники с информацией по теме урока – учебники, дополнительная литература
Физическая карта Ростовской области
Географические атласы Ростовской области
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного урока биологии и географии с элементами практикума »
Автор: Орлова
Ольга Владимировна,
учитель биологии
МОБУ СОШ 9
с углубленным изучением английского языка,
г.Таганрог.
6 класс.
Тема:
«Минеральное питание растений и почвы Ростовской области»
Тип:
Интегрированный урок с элементами практикума. Изучение нового материала по географии, повторение изученного по биологии, актуализация знаний по природоведению.
Цели:
Формирование представления о минеральном питании растений и почвах родного края
Развитие творчества учащихся, логического мышления
Воспитание толерантности, коммуникативных качеств у учащихся
Оборудование:
Источники с информацией по теме урока – учебники, дополнительная литература
Физическая карта Ростовской области
Географические атласы Ростовской области
Ход урока.
1.Актуализация знаний, объяснение сути предстоящего, определение понятия «интегрированный урок», обозначение целей урока.
2.Повторение по биологии:
Что вы знаете о минеральном питании растений?
Могут ли растения использовать минеральные соли в нерастворенном виде?
Как растворы минеральных солей попадают в корень?
Что такое корневое давление?
Что является питательной средой для растений?
Вывод о том, что питательная среда для растений – почва.
3.Повторение по природоведению:
Что такое почва?
Каково главное свойство почвы?
Что такое плодородие? Из чего оно складывается?
От чего и как зависит количество питательных веществ в почве?
От чего и как зависит количество воды в почве?
4.Повторение по биологии:
Вспомните, что вам известно об удобрениях и составьте схему, отражающую виды удобрений.
Как вы думаете, как правильно повысить плодородие истощенной почвы?
5.Новый материал по географии:
Из всего сказанного ясно, что растения будут хорошо расти только в том случае, если их минеральное питание будет достаточным. Для этого необходимо, чтобы почвы были плодородны.
Существует наука – почвоведение.
В лежащих на ваших столах источниках найдите определение этой науки и сведения о ее основателе В.В.Докучаеве. Сделайте краткие записи в тетрадях.
Выполним устно практическую работу (по атласу):
Перечислить основные типы почв на территории Ростовской области
Назовите занимающие самую большую площадь
Назовите те, которые занимают меньше всего
Проверьте себя. Используя столбиковую диаграмму (на этой же карте), где отражены площади почв в %, ответьте на вопросы:
Сколько % площади приходится на: черноземы южные; чернозем обыкновенные карбонатные; каштановый; темно-каштановые; черноземы обыкновенные; светло-каштановые почвы?
Назовите почвы с самой большой и с самой малой площадью
6. Новый материал по биологии.
Что вы знаете о галофитах?
Прослушайте сообщение об этих растениях. По ходу рассказа сделайте пометки в тетрадях.
Составьте схему, отражающую, какие существуют типы галофитов.
Ответьте на вопросы:
Как растения защищаются от избытка солей в почве?
Какие галофиты называют настоящими, солевыделяющими, соленепроницаемыми?
Каким образом влияет засоление почв на минеральное питание и жизнь растений в целом?
7. Итоговое закрепление.
Объясните фразу: «ростовская область – житница России» с точки зрения русского языка, биологии и географии.
8. Творческое домашнее задание.
Представьте тему: культурные растения ростовской области в удобной для вас форме: сообщения, плакат, газета, листовка, стихотворение, эссе, сценка, пантомима, компьютерная презентация и т.д.
Данный урок является уроком освоения новых знаний в системе изучения географии, уроком повторения и закрепления знаний в курсе биологии. Урок разработан в развивающей модели обучения с применением исследовательского, частично – поискового, методов, элементов практической работы, индивидуальной работы.
При разработке урока использовался региональный и гуманитарный компонент.
Литература:
Интернет
«Я иду на урок биологии». Книга для учителя. М.: «Первое сентября», 2001 г.
С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. Совсем необычный урок. Практическое пособие. Воронеж: «Учитель», 2001 г.
Т.П. Лакоценина, Е.Е. Алимова, Л.М. Оганезова. Современный урок. Ростов-на-Дону: «Учитель», 2007 г.
Большая энциклопедия природы. Жизнь растений. М.: Мир книги, 2002 г.