kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

УРОК №18. ФИНИКИЙСКИЕ МОРЕПЛАВАТЕЛИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 18. Финикийские мореплаватели

УРОК ПОДГОТОВИЛА — КОВАЛЁВА ЕЛИЗАВЕТА НИКОЛАЕВНА (учитель истории)

Педагогические
цели

Способствовать ознакомлению учащихся с образом жизни, хозяйственными и культурными достижениями финикийцев; создать условия для развития умений характеризовать понятие «колония» в истории Древнего мира, определять финикийский алфавит как особую систему письменности; содействовать развитию умения работать с картой

Тип и вид урока

Комплексное применение знаний, умений и навыков / учебный практикум

Планируемые
результаты
(предметные)

Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом

Личностные
результаты

Понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

Метапредметные
результаты

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Основное содержание темы, понятия и термины

Местоположение и природные условия Финикии. Образование городов-государств в Финикии. Города Финикии: Тир, Библ, Сидон. Финикийцы – лучшие мореплаватели Древнего мира. Международная торговля финикийцев, образование колоний. Изобретения и открытия финикийских ремесленников: получение пурпурной краски, изготовление стекла. Изобретение алфавита. Благовония, пурпурная краска, колония, алфавит

Образовательные ресурсы

Учебник. Проверочные материалы. Карты: «Древние государства мира», «Древний Восток». Рабочая тетрадь № 1. Электронное приложение к учебнику. Схема «Образование городов-государств в Финикии»

Урок 18. Финикийские мореплаватели

СЛАЙД 1 - ТИТУЛЬНЫЙ

СЛАЙД 2 -

Педагогические цели:

Способствовать ознакомлению учащихся с образом жизни, хозяйственными и культурными достижениями финикийцев; создать условия для развития умений характеризовать понятие «колония» в истории Древнего мира, определять финикийский алфавит как особую систему письменности; содействовать развитию умения работать с картой

Тип и вид урока:

Комплексное применение знаний, умений и навыков / учебный практикум

СЛАЙД 3 -

Планируемые результаты (предметные):

Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом

Личностные результаты:

Понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

Метапредметные результаты:

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

СЛАЙД 4 -

Контроль знаний: Хронологический диктант - организует проверку знаний хронологии. Называют даты важных исторических событий. Познавательные: воспроизводят по памяти информацию.

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ:

1. Образование единого государства в Египте (3000 г. до н. э.).

2. Правление Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.).

3. Завоевательные походы Тутмоса (1500 г. до н. э.).

4. Появление первых людей на Земле (2 млн лет назад).

5. Появление человека разумного (40 тыс. лет назад).

6. Возникновение ремесла (10 тыс. лет назад).

7. Появление письменности (5 тыс. лет назад).

8. Начало обработки металлов (9 тыс. лет назад).

СЛАЙД 5 - Постановка учебной задачи: Работа с картой, сообщение учителя. Предлагает посмотреть на карту
и найти на восточном берегу Средиземного моря города: Тир, Библ, Сидон; прочитать название страны, с которой предстоит познакомиться на этом уроке

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем. Познавательные: используют знаково-символические средства.

СЛАЙДЫ 6 -7- 8 - 9 (др. города Финикии).

Усвоение новых знаний и способов действий: Работа с картой: Местоположение и природные условия Финикии. Образование городов-государств

Фронтальная. Объяснительно-иллюстративный, практический. Рассказ учителя, работа с картой, схемой, беседа. Знакомит учащихся с местоположением и природными условиями Финикии, используя карту. Рассказывает об образовании городов-государств.

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем, классом находят решение учебной задачи.

Познавательные: используют знаково-символические средства.

СЛАЙД 10-11 - Финикийцы – ремесленники и мореплаватели.

Фронтальная. Объяснительно-иллюстративный, проблемный. Рассказ учителя, работа с иллюстрациями, беседа. Рассказывает о строительстве кораблей, мореплавании, торговле открытиях финикийцев.

- Огромным спросом пользовалось изготавливаемое финикийцами стекло. Как и любая страна, расположенная на берегу моря, Финикия была богата песком. Песок смешивали с содой и нагревали получившуюся смесь до необходимой температуры – так и получалось стекло. Легенда гласит, что однажды финикийский корабль шел из Европы на родину с грузом соды. Проголодавшиеся моряки причалили к берегу, разожгли костер, но не смогли найти камни, на который собирались поставить котел. Тогда один из моряков принес с корабля несколько кусков соды, которые положил в костер. Нагревшись, сода начала плавиться и смешиваться с песком – «потекли ручьи новой жидкости». Так, по мнению римского писателя Плиния Старшего и появилось стекло. В основном из стекла изготавливали сосуды различных форм. Древние мастера умели придавать стеклу разные цвета, что придавало сосудам большее изящество. Основным занятием и главным источником богатства финикийцев была торговля. Они путешествовали по всему Средиземному морю, перевозя товары – льняное полотно из Египта, медь с Кипра, вино и масло из Финикии. Не стеснялись финикийцы и разбойничать – высаживаясь на побережьях, нападали и грабили поселения, в морях захватывали корабли чужеземцев.

  • Ученые считают, что создание стекла по важности и значению может быть сопоставимо с открытием металлов, изобретением глиняной посуды, появлением ткачества. Правы ли ученые? Обоснуйте свою мысль. Под руководством учителя характеризуют условия и образ жизни, занятия жителей Финикии.

    Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа; строят логическую цепь рассуждений.

Коммуникативные: слушают и понимают речь других.

СЛАЙД 12 — Образование колоний:

Предлагает прочитать п. 3 § 15, найти на карте финикийские колонии, обозначить их на контурной карте в рабочей тетради.

Познавательные: владеют навыками смыслового чтения; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.

В местах, где они бывали часто, финикийцы строили новые поселения – колонии. Жители Финикии стали расселяться по всему побережью Средиземноморья, завязывая деловые связи и заключая семейные союзы. Все это способствовало оживлению торговли, ведь теперь обмен шел с соплеменниками. Крупные колонии были созданы на побережье Северной Африки и в Испании. Основанный в Северной Африке город Карфаген со временем стал столицей могущественного государства и главным соперником великого Рима.

Финикийские мореплаватели совершали дальние путешествия. Около 1500 г. до н.э. им удалось преодолеть все Средиземное море и выйти в Атлантический океан, а около 660 г. до н.э. по приказу египетского фараона моряки обогнули Африку. Для этого им понадобилось три года.

СЛАЙД 13 - Древнейший алфавит:

Организует работу с текстом (п. 4 § 15).

  • В чем преимущества финикийского алфавита перед письменностью Египта иди Двуречья?

  • В чем недостаток древнейшего алфавита?

– Почему в архивах Египта найдено много глиняных клинописных табличек, а в архивах Двуречья не найдено папирусов с иероглифами?

- Перечисляют особенности финикийского алфавита, его преимущества перед письменностью Египта и Двуречья?

Познавательные: владеют навыками смыслового чтения (осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели).

Коммуникативные: принимают участие в работе группами; допускают существование различных точек зрения; договариваются, приходят к общему решению; используют в общении правила вежливости.

- Длительные морские путешествия и развитая торговля требовали от финикийцев знания грамоты. Но изучение таких сложных систем, как иероглифическое письмо египтян или клинопись жителей Двуречья, было слишком долгим процессом, поэтому в Финикии придумали гораздо более простую систему письма. В ней не было знаков обозначавших целые слова или предложения.

Каждый знак обозначал звук и записывался с помощью букв. Запомнить эти знаки было гораздо проще, да и было их меньше, всего 22 согласные буквы. Для гласных звуков буквы придуманы не были, что создавало серьезные трудности при чтении. Даже такое, хорошо знакомое нам понятие, как алфавит так же финикийского происхождения, дело в том, что произошло оно от первой буквы – «алеф», передаваемая греками как «альфа».

СЛАЙД 14 -Закрепление знаний и способов действий.

Организуется тестирование (см. Приложение 3), работу с контурной картой (№ 62) в рабочей тетради.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Коммуникативные: договариваются, приходят к общему решению; используют в общении правила вежливости.

1. Какое древнее государство располагалось на восточном побережье Средиземного моря?

1) Египет; 2) Лидия; 3) Мидия; 4) Финикия.

2. Секрет изготовления какого вещества знали древние финикийцы?

1) Пороха; 2) бумаги; 3) стекла; 4) фарфора.

3. Сколько букв в финикийском алфавите?

1) 32; 2) 19; 3) 20; 4) 22.

4. Плоды какого дерева финикийцы употребляли в пищу?

1) Фикуса; 2) пальмы; 3) оливы; 4) фейхоа.

5. Что являлось основным занятием финикийцев?

  1. Мореплавание, торговля; 3) военное дело;

    2) земледелие; 4) виноделие.

6. Какой город финикийцы основали в Северной Африке?

  1. Трою; 3) Фивы;

  2. Александрию; 4) Карфаген.

7. Что греки заимствовали у финикийцев?

1) Карты; 2) компас; 3) алфавит; 4) стекло.

8. Из чего древние финикийцы получали знаменитый пурпурный цвет, шедший на окрашивание дорогих тканей?

1) Из оливок; 2) из редких минералов; 3) из морских раковин; 4) из сока растений.

9. К каждому вопросу подберите соответствующий ответ.

1) Поселения, основанные в местах стоянок кораблей.

2) Письменный знак, соответствующий звуку.

3) Душистые, ароматные вещества, используемые в косметических целях.

4) Разбойное ремесло, которым занимались финикийцы.

А) Благовония; Б) колония; В) пиратство; Г) буква; Д) звук.

Ответ: 1) Б; 2) Г; 3) А; 4) В.

10. К каждому вопросу подберите соответствующий ответ.

1) Вещество, используемое для изготовления посуды.

2) Первая буква финикийского алфавита.

3) Лилово-красный цвет.

4) Продукт, получаемый из оливок.

А) Алеф; Б) масло; В) стекло; Г) альфа; Д) пурпур.

Ответ: 1) В; 2) Г; 3) Д; 4) Б.

СЛАЙД 15 — ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: § 15, Задания 61, 63, 68 в рабочей тетради

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«УРОК №18. ФИНИКИЙСКИЕ МОРЕПЛАВАТЕЛИ »

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ №18. ФИНИКИЙСКИЕ МОРЕПЛАВОТЕЛИ ПОДГОТОВИЛА ПРЕЗЕНТАЦИЮ УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ КОВАЛЁВА Е. Н. МБОУ ЛИЦЕЙ №35. г. Ставрополь. 2015г.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ №18.

ФИНИКИЙСКИЕ МОРЕПЛАВОТЕЛИ

ПОДГОТОВИЛА ПРЕЗЕНТАЦИЮ

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ И

ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

КОВАЛЁВА Е. Н.

МБОУ ЛИЦЕЙ №35.

г. Ставрополь. 2015г.

Педагогические цели: Способствовать ознакомлению учащихся с образом жизни, хозяйственными и культурными достижениями финикийцев; создать условия для развития умений характеризовать понятие «колония» в истории Древнего мира, определять финикийский алфавит как особую систему письменности; содействовать развитию умения работать с картой. Тип и вид урока: Комплексное применение знаний, умений и навыков / учебный практикум.

Педагогические цели:

Способствовать ознакомлению учащихся с образом жизни, хозяйственными и культурными достижениями финикийцев; создать условия для развития умений характеризовать понятие «колония» в истории Древнего мира, определять финикийский алфавит как особую систему письменности; содействовать развитию умения работать с картой.

Тип и вид урока:

Комплексное применение знаний, умений и навыков / учебный практикум.

Планируемые результаты (предметные): Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом Личностные результаты: Понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира Метапредметные результаты: Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Планируемые результаты (предметные):

Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом

Личностные результаты:

Понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

Метапредметные результаты:

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ: 1. Образование единого государства в Египте (________). 2. Правление Хаммурапи (________). 3. Завоевательные походы Тутмоса (________). 4. Появление первых людей на Земле (__________). 5. Появление человека разумного (__________). 6. Возникновение ремесла (________). 7. Появление письменности (________). 8. Начало обработки металлов (________).

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ:

1. Образование единого государства в Египте (________).

2. Правление Хаммурапи (________).

3. Завоевательные походы Тутмоса (________).

4. Появление первых людей на Земле (__________).

5. Появление человека разумного (__________).

6. Возникновение ремесла (________).

7. Появление письменности (________).

8. Начало обработки металлов (________).

НА КАРТЕ: 1)Найдите восточное побережье Средиземноморья…. 2)Найдите города: А) Тир, Б) Библ, В)Сидон.

НА КАРТЕ:

1)Найдите восточное побережье Средиземноморья….

2)Найдите города:

А) Тир,

Б) Библ,

В)Сидон.

Ливан. Тир

Ливан. Тир

Ливан. Библос

Ливан. Библос

Ливан. Сайда .

Ливан. Сайда .

В Малой Азии, на побережье Средиземного моря во II тысячелетии до н.э. возникло государство, называемое греками Финикией .

В Малой Азии, на побережье Средиземного моря во II тысячелетии до н.э. возникло государство, называемое греками Финикией .

Схема финикийской триремы: 1. Гребцы верхнего ряда — траниты. Все гребцы должны были работать крайне слаженно: расстояние между концами весел составляло всего 30 см Финикийцы – ремесленники и мореплаватели.   2. Мачта и парус. При патрульном плавании паруса поднимали, а перед сражением — опускали 3. Сдвоенные кормовые весла для управления судном 4. Капитан триремы — триерарх 5. Малый парус «артемон» располагался на наклонной мачте 6. Рулевой 7. «Всевидящее око» — древний морской символ-оберег 8. Таран 9. Гребцы среднего ряда — зигиты 10. Гребцы нижнего ряда — таламит

Схема финикийской триремы:

1. Гребцы верхнего ряда — траниты. Все гребцы должны были работать крайне слаженно: расстояние между концами весел составляло всего 30 см

Финикийцы – ремесленники и мореплаватели.

2. Мачта и парус. При патрульном плавании паруса поднимали, а перед сражением — опускали

3. Сдвоенные кормовые весла для управления судном

4. Капитан триремы — триерарх

5. Малый парус «артемон» располагался на наклонной мачте

6. Рулевой

7. «Всевидящее око» — древний морской символ-оберег

8. Таран

9. Гребцы среднего ряда — зигиты

10. Гребцы нижнего ряда — таламит

Финикийцы – ремесленники и мореплаватели.   Огромным спросом пользовалось изготавливаемое финикийцами стекло. Технология его изготовления была «вывезена» из Междуречья , но именно финикийцы довели ее до совершенства. Как и любая страна, расположенная на берегу моря, Финикия была богата песком. Песок смешивали с содой и нагревали получившуюся смесь до необходимой температуры – так и получалось стекло. Легенда гласит, что однажды финикийский корабль шел из Европы на родину с грузом соды. Проголодавшиеся моряки причалили к берегу, разожгли костер, но не смогли найти камни, на который собирались поставить котел. Тогда один из моряков принес с корабля несколько кусков соды, которые положил в костер. Нагревшись, сода начала плавиться и смешиваться с песком – «потекли ручьи новой жидкости». Так, по мнению римского писателя Плиния Старшего и появилось стекло. В основном из стекла изготавливали сосуды различных форм. Древние мастера умели придавать стеклу разные цвета, что придавало сосудам большее изящество.

Финикийцы – ремесленники и мореплаватели.

Огромным спросом пользовалось изготавливаемое финикийцами стекло. Технология его изготовления была «вывезена» из Междуречья , но именно финикийцы довели ее до совершенства.

Как и любая страна, расположенная на берегу моря, Финикия была богата песком. Песок смешивали с содой и нагревали получившуюся смесь до необходимой температуры – так и получалось стекло. Легенда гласит, что однажды финикийский корабль шел из Европы на родину с грузом соды. Проголодавшиеся моряки причалили к берегу, разожгли костер, но не смогли найти камни, на который собирались поставить котел. Тогда один из моряков принес с корабля несколько кусков соды, которые положил в костер. Нагревшись, сода начала плавиться и смешиваться с песком – «потекли ручьи новой жидкости». Так, по мнению римского писателя Плиния Старшего и появилось стекло. В основном из стекла изготавливали сосуды различных форм. Древние мастера умели придавать стеклу разные цвета, что придавало сосудам большее изящество.

Образование колоний.

Образование колоний.

Древнейший алфавит Длительные морские путешествия и развитая торговля требовали от финикийцев знания грамоты. Но изучение таких сложных систем, как иероглифическое письмо египтян или клинопись жителей Двуречья, было слишком долгим процессом, поэтому в Финикии придумали гораздо более простую систему письма. В ней не было знаков обозначавших целые слова или предложения. Каждый знак обозначал звук и записывался с помощью букв. Запомнить эти знаки было гораздо проще, да и было их меньше, всего 22 согласные буквы. Для гласных звуков буквы придуманы не были, что создавало серьезные трудности при чтении. Даже такое, хорошо знакомое нам понятие, как алфавит так же финикийского происхождения, дело в том, что произошло оно от первой буквы – «алеф», передаваемая греками как «альфа».

Древнейший алфавит

Длительные морские путешествия и развитая торговля требовали от финикийцев знания грамоты. Но изучение таких сложных систем, как иероглифическое письмо египтян или клинопись жителей Двуречья, было слишком долгим процессом, поэтому в Финикии придумали гораздо более простую систему письма. В ней не было знаков обозначавших целые слова или предложения.

Каждый знак обозначал звук и записывался с помощью букв. Запомнить эти знаки было гораздо проще, да и было их меньше, всего 22 согласные буквы. Для гласных звуков буквы придуманы не были, что создавало серьезные трудности при чтении. Даже такое, хорошо знакомое нам понятие, как алфавит так же финикийского происхождения, дело в том, что произошло оно от первой буквы – «алеф», передаваемая греками как «альфа».

Закрепление знаний

Закрепление знаний

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:  § 15, Задания 61, 63, 68 в рабочей тетради

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

§ 15, Задания 61, 63, 68 в рабочей тетради


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
УРОК №18. ФИНИКИЙСКИЕ МОРЕПЛАВАТЕЛИ

Автор: Ковалёва Елизавета Николаевна

Дата: 20.09.2015

Номер свидетельства: 232248

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "урок Финикийские мореплаватели .История Древнего мира 5 класс"
    ["seo_title"] => string(60) "urokfinikiiskiiemorieplavatieliistoriiadrievnieghomira5klass"
    ["file_id"] => string(6) "259749"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448815575"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект урока "Финикийские мореплаватели""
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt_uroka_finikiiskiie_morieplavatieli"
    ["file_id"] => string(6) "396297"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1488216213"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "План конспект урока истории 5 класс"
    ["seo_title"] => string(36) "plan-konspiekt-uroka-istorii-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "281144"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453475627"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Западная Азия в древности. Финикийские мореплаватели" "
    ["seo_title"] => string(57) "zapadnaia-aziia-v-drievnosti-finikiiskiie-morieplavatieli"
    ["file_id"] => string(6) "207831"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430660763"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Презентация "Финикийские мореплаватели" "
    ["seo_title"] => string(44) "priezientatsiia-finikiiskiie-morieplavatieli"
    ["file_id"] => string(6) "186671"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426404663"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства