Практикум для родителей "Как помочь своему ребёнку учиться?"
Практикум для родителей "Как помочь своему ребёнку учиться?"
Представленный семинар-практикум для родителей преследует своей целью объединить усилия родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности школьников. Его проведение поможет решить такие задачи, как:
Оценка значимости и действенности поддержки ребенка в его учебной деятельности со стороны родителей.
Выявление проблем взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений.
Отработка с родителями воспитательных и психологических приемов поддержки учебной деятельности ребенка.
Материал будет интересен и полезен в работе педагогов-психологов, классных руководителей и социальных педагогов школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Практикум для родителей "Как помочь своему ребёнку учиться?" »
Родительское собрание.
Тема: «Как помочь своему ребенку учиться»
Мудрые мысли:
«Великая трудность воспитания – это держать детей в повиновении, не портя их характера». Левис.
«Величайшая ошибка, которую только можно сделать в деле воспитания, - это чересчур торопиться». Ж. Руссо.
«Кто не может взять лаской, тот не сможет взять строгостью». А. Чехов.
Цель: Объединить усилия родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся.
Задачи:
Оценка значимости и действенности поддержки ребенка в его учебной деятельности со стороны родителей.
Выявление проблем взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений.
Отработка с родителями воспитательных и психологических приемов поддержки учебной деятельности ребенка.
Форма проведения: семинар – практикум.
Содержание:
Учеба наших детей – это то, что сопровождает вашу, уважаемые родители, жизнь на протяжении длительного времени и в чем вы (в разной степени, конечно) обязательно участвуете. Помните, сколько надежд, счастливых ожиданий связывалось с учебой в семьях, когда ваши дети, тогда еще малыши, пошли в школу? К сожалению далеко не все из них сбылись, а для некоторых учеба превратилась в тяжелую повинность, а ее формальный признак – оценка – увы, часто не радует. Наши ученые, работая над этой проблемой, приводят интересные факты. И один из них заключается в том, что более 2\3 неуспевающих потенциально способны, но эти способности не получили развития по разным причинам. Вероятно, одной из таких причин оказалось неумение (а иногда и нежелание) вовремя оказать поддержку своему ребенку в учебной деятельности.
И сегодня наша с вами задача – выявить типичные проблемы в учебной деятельности детей и отработать практические приемы оказания помощи им в этой деятельности.
В подростковом возрасте возникают новые мотивы учения, связанные с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем, профессиональных намерений, идеала. Знания приобретают особую значимость для развития личности подростка, он прикладывает специальные усилия для их расширения, жадно усваивает житейский опыт значимых для него людей, пытаясь применить весь этот багаж в обыденной жизни.
Важным стимулом к учению при этом является притязание на признание среди сверстников. Здесь высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае возникает внутренний дискомфорт и даже конфликт. Устойчивые учебные мотивы формируются лишь на основу познавательных интересов и потребностей. А познавательные интересы подростков сильно различаются. У кого-то они изменчивы, ситуативны, неопределенны. У других проявляются к большинству учебных предметов, у некоторых – лишь к узкому их кругу. При этом учащихся интересуют разные стороны предметов: факты, логические рассуждения, сущность явлений, выводы, возможность использования на практике.
Учебная деятельность имеет своюструктуру (по Д.Б. Эльконину):
Учебная задача – то, что должен усвоить ученик; подлежащий усвоению способ действия;
Учебные действия – то, что ученик должен делать, чтобы сформировать образец усваиваемого действия и воспроизводить этот образец;
Действие контроля – сопоставление воспроизведенного действия с образцом;
Действие оценки – определение того, насколько ученик достиг результата, степени изменений, которые произошли в ребенке.
Самое существенное в учебной деятельности – это отслеживание новых достижений и произошедших изменений. Это можно выразить формулой:
«Не умел – умею, не мог – могу, был – стал»
Использование ребенком данного алгоритма позволит выработать интерес к учебной деятельности, повысить ее продуктивность.
А сейчас мы с вами вместе попытаемся «докопаться» до причин недостаточного интереса детей к учебной деятельности.
*Работа в группах. «Дерево проблем».
Инструкция: Перед вами «дерево проблем». Оно пока без листьев. Я прошу вас обсудить в группах вопрос: «Почему у наших детей снижается интерес к учению?» значимые на ваш взгляд причины записывайте на подготовленные «листья», а по окончании обсуждения представители от каждой группы приклеят их, прокомментировав свой выбор.
(Возможные причины: недостаточная усидчивость, неустойчивое внимание; недостаточное умение читать и понимать текст; недостаточный словарный запас, начитанность и умение выражать мысль; несформированность настойчивости, целеустремленности, терпения, аккуратности, организованности; неумение сравнивать, находить аналогии; отсутствие в учении опоры на желания и мотивы школьника; однообразие учебной работы, отсутствие ярких впечатлений, примеров; авторитарная позиция взрослых в побуждении к учебной деятельности; низкая самооценка школьника)
* «Параллельное» анкетирование «Оценка своей роли и степени участия в учебной деятельности детей». Анализ и сравнение с ответами учащихся.
Подведение итогов: Замечательно, если число совпадений 10 или близко к 10.
Очень серьезно следует задуматься, если число совпадений 5 или менее. Вероятно, что вы недостаточно внимательны к учебной деятельности своего ребенка и вам следует находить больше времени для его поддержки.
*Тестирование «Какой вы родитель?»
«Хорошо ли я занимаюсь воспитанием своего ребенка?»
А сейчас попробуем на практике выработать советы для достижения успеха в различных ситуациях.
*Работа в группах. «Ситуация»
Инструкция: Перед вами проблемная ситуация. Вам необходимо продумать два варианта выхода из нее: как не следует поступать и как поступать надо.
(Можно предложить записать свои, волнующие родителей, ситуации и обменяться ими в группах для работы)
Общий вывод: Нет правильных или неправильных решений в какой-то сложной для ребенка ситуации в учебной деятельности. Просто есть решения, учитывающие возможности, способности, притязания ученика и ожидания его родителей, а есть решения, не учитывающие всего этого. Поэтому, чтобы меньше принималось вторых решений, следует изучать своего ребенка, быть рядом с ним, разделять его проблемы и учиться их разрешать вместе.
Для того, чтобы помочь ребенку в сложной для него деятельности – учебе, мы должны понять:
Чего мы хотим достичь
К чему стремимся
Зачем
Если мы думаем, что уметь учиться – это значит, получать одни «пятерки», мы подменяем понятия и стремимся к результату, минуя процесс.
Если мы считаем, что уметь учиться – это не болтать, не вертеться и слушать учителя, мы обращаем внимание на внешнюю сторону процесса обучения.
Необходимо понять, что цель – это не оценка, а овладение знаниями и умениями. Главное, чтобы ребенок был рад полученному результату, решенной задаче, усвоенному знанию. И поддержать его в этой радости, научить его этому можете только вы, родители. И не бойтесь переборщить! Ведь эмоциональная положительная реакция бывает для ребенка гораздо важнее, чем хорошая оценка.
Ну, а если появились плохие оценки и ребенок не может с ними справиться, вы сможете ему помочь, соблюдая ряд простых правил.
*«Советы родителям, разделяющим учебные проблемы детей» (раздать памятки)
* «Советы родителям по поддержке ребенка в учебной деятельности»
Рефлексия «Завершение фразы».
Я решил(а) для себя, что никогда не буду…
Для меня (или в нашей семье ) главное в поддержке учебы ребенка – это…
Я понял(а), что результаты учебной деятельности моего ребенка зависят…
Заключение:
Итак, сегодня мы убедились, что причин «неуспешной» учебной деятельности детей очень много. И нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребенок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Вы лучше знаете своего ребенка, больше всех любите его, вам легко «почувствовать» его, посмотреть на мир его глазами.
И у вас, самых близких для него людей, это обязательно получится!
Литература:
Авторские материалы.
Дереклеева Н.И. Родительские собрания в 1-11 кл. – М., 2001.
Коробицына Е.В. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей: диагностика, тренинги, занятия. – Волгоград: Учитель, 2009.
Кривцова Е.В., Мухаматулина Е.А. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. – М., 2004.
Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. – Ярославль, 2002.
Практическая психология образования. Под ред. Дубровиной И.В. – М., 2000.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.: Новая школа, 1995.
Анкета для учащихся.
Ф.И. учащегося:__________________
Вопросы
Ответы
1. Поддерживают ли тебя родители в учебе?
2. Говорят ли с тобой родители «по душам», советуются ли по проблемам?
3. Назови твои: а) самый любимый предмет
б) самый сложный для освоения предмет
А)
Б)
4. Часто ли ты обсуждаешь с родителями свою учебу (трудности, успехи, взаимоотношения с учителями)?
5. Какой предмет в школе был самым любимым а) у твоей мамы б) у твоего папы?
А)
Б)
6. Напиши, что в течение последней недели читали твои: а) мама б) папа
А)
Б)
7. Что в течение последней недели прочел (или читал) ты?
8. Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные книги, газеты, просмотренные телепередачи?
9. Наказывают ли тебя родители за промахи в учебе?
10. Любишь ли ты учиться? Если нет, то почему?
Анкета для родителей.
Ф.И.О. родителя:__________________
Вопросы
Ответы
1. Поддерживаете ли вы своего ребенка в учебной деятельности?
2. Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли по проблемам?
3. Назовите а) самый любимый
б) самый сложный для вашего ребенка учебный предмет
А)
Б)
4. Часто ли вы обсуждаете с ребенком его учебу (трудности, успехи, взаимоотношения с учителями)?
5. Какой предмет в школе был самым любимым а) у вас б) у вашего мужа (жены)?
А)
Б)
6. Напишите, что в течение последней недели читали (или прочли) а) вы б) ваш муж (жена)?
А)
Б)
7. Что в течение последней недели прочел (или читал) ваш ребенок?
8. Обсуждаете ли вы со своим ребенком прочитанные книги, газеты, просмотренные телепередачи?
9. Наказываете ли вы своего ребенка за промахи в учебе?
10. Любит ли ваш ребенок учиться? Если нет, то почему?
Анкета для родителей.
Ф.И.О. родителя:__________________
Вопросы
Ответы
1. Поддерживаете ли вы своего ребенка в учебной деятельности?
2. Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли по проблемам?
3. Назовите а) самый любимый
б) самый сложный для вашего ребенка учебный предмет
А)
Б)
4. Часто ли вы обсуждаете с ребенком его учебу (трудности, успехи, взаимоотношения с учителями)?
5. Какой предмет в школе был самым любимым а) у вас б) у вашего мужа (жены)?
А)
Б)
6. Напишите, что в течение последней недели читали (или прочли) а) вы б) ваш муж (жена)?
А)
Б)
7. Что в течение последней недели прочел (или читал) ваш ребенок?
8. Обсуждаете ли вы со своим ребенком прочитанные книги, газеты, просмотренные телепередачи?
9. Наказываете ли вы своего ребенка за промахи в учебе?
10. Любит ли ваш ребенок учиться? Если нет, то почему?
Анкета для учащихся.
Ф.И. учащегося:__________________
Вопросы
Ответы
1. Поддерживают ли тебя родители в учебе?
2. Говорят ли с тобой родители «по душам», советуются ли по проблемам?
3. Назови твои: а) самый любимый предмет
б) самый сложный для освоения предмет
А)
Б)
4. Часто ли ты обсуждаешь с родителями свою учебу (трудности, успехи, взаимоотношения с учителями)?
5. Какой предмет в школе был самым любимым а) у твоей мамы б) у твоего папы?
А)
Б)
6. Напиши, что в течение последней недели читали твои: а) мама б) папа
А)
Б)
7. Что в течение последней недели прочел (или читал) ты?
8. Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные книги, газеты, просмотренные телепередачи?
9. Наказывают ли тебя родители за промахи в учебе?
10. Любишь ли ты учиться? Если нет, то почему?
Ситуация 1
Ребенок не любит какой-то предмет либо не выполняет его вообще, либо откладывает на последнюю очередь и делает кое-как.
Ситуация 2
Ребенок «принес» из школы запись в дневнике: «Отвлекался на уроке, бросался жвачкой».
Ситуация 3
Ребенок получил четвертую двойку по одному из предметов.
Ситуация 1
Ребенок в отчаянии от того, что не может решить задачу. При этом на ваши вопросы о ее содержании отвечает с трудом или не отвечает вовсе. Как в этой ситуации должен действовать родитель, который, возможно, и сам не силен в математике?
Ситуация 2
Накануне ребенок долго и упорно учил историю. Но строгий учитель потребовал не только воспроизведения содержания параграфа, но и задал ряд вопросов по нему. В итоге – лишь «тройка». Ребенок заявляет, что больше предмет он учить не будет, потому что «бесполезно». Что делать?
Ситуация 3.
Придя с работы, застаете ребенка в слезах. Поговорив с ребенком, понимаете, что он не знает, как писать сочинение: с чего начать, какова его логика, как выбрать главное. Но самая большая трудность в том, что ребенок абсолютно уверен в том, что у него это никогда не получится. Кроме того, его уже давно ждут друзья, чтобы поиграть во дворе в футбол, ведь он ключевая фигура – вратарь. Как помочь ребенку, не сломав его?
«Великая трудность воспитания – это держать детей в повиновении, не портя их характера». Левис.
«Величайшая ошибка, которую только можно сделать в деле воспитания, - это чересчур торопиться». Ж. Руссо.
«Кто не может взять лаской, тот не сможет взять строгостью». А. Чехов.
Структура учебной деятельности:
Учебная задача – то, что должен усвоить ученик, подлежащий усвоению способ действия;
Учебные действия – то, что ученик должен делать, чтобы сформировать образец усваиваемого действия и воспроизводить этот образец;
Действие контроля – сопоставление воспроизведенного действия с образцом;
Действие оценки – определение того, насколько ученик достиг результата, степени изменений, которые произошли в ребенке.