Успехи нашего ребёнка в учёбе и других видах деятельности во многом зависят от сформированности у него способности быть внимательным.
Что же такое внимание?
Внимание – это способность человека сосредоточиться на определённых объектах и явлениях.
У дошкольника преобладает непроизвольное внимание: ребёнок ещё не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чём-то одном, в частой смене деятельности.
К началу обучения в школе у ребёнка постепенно формируется произвольное внимание. Оно развивается довольно интенсивно, если взрослые оказывают ребёнку помощь. Формирование произвольного внимания тесно связано с развитием ответственности, волевых качеств, что предполагает тщательное выполнение любого задания – как интересного ребёнку, так и не интересного.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности внимания. »
Особенности внимания.
Успехи нашего ребёнка в учёбе и других видах деятельности во многом зависят от сформированности у него способности быть внимательным.
Давайте вспомним стихотворение С. Маршака:
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось это брюки…
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду,
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки…
Как часто ваши дети похожи на такого рассеянного человека. Нередко из-за недостатка внимания ребёнку трудно учиться в школе. Меленький ученик словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. С возрастом становиться ещё сложнее т. к. объём информации возрастает.
Что же такое внимание?
Внимание – это способность человека сосредоточиться на определённых объектах и явлениях.
У дошкольника преобладает непроизвольное внимание: ребёнок ещё не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чём-то одном, в частой смене деятельности.
К началу обучения в школе у ребёнка постепенно формируется произвольное внимание. Оно развивается довольно интенсивно, если взрослые оказывают ребёнку помощь. Формирование произвольного внимания тесно связано с развитием ответственности, волевых качеств, что предполагает тщательное выполнение любого задания – как интересного ребёнку, так и не интересного.
Произвольное внимание развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств: объёма, концентрации, распределения и переключения, устойчивости.
Рассмотрим каждое свойство.
Объём внимания характеризуется количеством одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов.
При хорошем объёме внимания ребёнку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Если у ребёнка недостаточный объём внимания, то ему трудно одновременно увидеть, осознать все необходимые признаки вещей или явлений.
Концентрация внимания – умение сосредоточиться на нужном объекте, отдельных его частях или признаках, способность вникнуть в проблему, задачу.
Человек с высокой концентрацией внимания обычно отличается хорошей наблюдательностью, организованностью.
Распределение внимания заключается в возможности концентрирования не на одном, а на двух или большем числе различных объектов. Это даёт возможность одновременно совершать несколько действий и следить за несколькими независимыми процессами, не теряя ни одного из них из поля своего внимания.
Переключение внимания – это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи.
Хорошая переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой. Противоположная ей рассеянность – человек применяет к последующим действиям те способы, которые были использованы им в предыдущем действии.
Устойчивость внимания определяется длительностью времени, в течение которого сохраняется его концентрация. Она зависит от целого ряда условий: особенности задания, степени его трудности, понятливости, интереса к нему ребёнка и сформированности его волевых качеств. Особенно существенна роль волевого усилия в длительном поддержании внимания на определённом уровне.
Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Перечисленные свойства внимания развиваются в значительной степени независимо друг от друга: одно из них может быть достаточно развитым, другое – не столь совершенно. Внимание можно и нужно развивать! Самому младшему школьнику это сделать очень трудно. Ему необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. И главные помощники ребёнку должны стать мы взрослые.
Первое условие хорошего внимания — это наличие достаточно широких и устойчивых интересов. Ведь, как мы знаем, всякое внимание зависит от интереса: непроизвольное — от непосредственного интереса к самой деятельности, произвольное — от интереса к результатам этой деятельности. Человек, ничем серьёзно не интересующийся, едва ли может иметь внимание более высокого уровня, чем у Хлестакова. Второе, что нужно для развития внимания,— это выработать в себе уменье заставлять себя произвольно сосредоточивать внимание в любой момент и на любом предмете. Нужно сделать внимание своим послушным орудием. Не внимание должно быть хозяином человека, а человек должен быть хозяином своего внимания. Третье средство воспитания внимания — приучить себя работать в неблагоприятных условиях. Привыкая бороться с отвлекающими раздражениями, человек закаляет своё внимание, делает его сильным и выносливым. Четвёртое условие — никогда не работать невнимательно. Нужно помнить, что всякая невнимательная работа приучает человека быть невнимательным. Наконец, последнее условие — возможно лучше знать особенности своего внимания, его сильные и слабые стороны. Для полного исправления недостатков своего внимания нужна большая работа над собой. Но нельзя приступить к этой работе, не поняв сначала, в чём эти недостатки заключаются.
Анкета для родителей
«Внимателен ли ваш ребёнок»
Прочитайте каждый вопрос внимательно. Выберите один из вариантов ответа на поставленный вопрос. Ответ да – 1 б., не всегда – 0,5 б., нет – 0 б.
Часто ли в письменных работах ваш ребёнок допускает орфографические ошибки, пропуски букв?
Да –
Не всегда –
Нет –
Можно ли сказать про вашего ребёнка, что он рассеян и невнимателен?
Да –
Не всегда –
Нет –
Часто ли ваш ребёнок исправляет уже написанное в тетради?
Да –
Не всегда –
Нет –
«Мой ребёнок с трудом понимает объяснение с первого раза».
Да –
Не всегда –
Нет –
«Мой ребёнок не может запомнить таблицу сложения (умножения)».
Да –
Не всегда –
Нет –
«Мой ребёнок прекрасно выполняет домашнее задание, а с классно работой справляется с трудом»
Да –
Не всегда –
Нет –
«При списывание мой ребёнок часто допускает множество ошибок»
Да –
Не всегда –
Нет –
«Моему ребёнку необходимо повторять задание несколько раз»
Да –
Не всегда –
Нет –
Посчитайте сумму баллов. Запишите –
8 – 6 баллов. Ребёнок нуждается в вашей помощи по коррекции внимания.
5 – 3 баллов. У вашего ребёнка страдают отдельные свойства внимания, которые следует откорректировать.
2 – 0 баллов. У вашего ребёнка хорошо развиты все свойства внимания.
Памятка для родителей
№ п\ п
Перечень проблем
Коррекция
1
Пропуск букв, орфографические ошибки.
1. Звуко - буквенный анализ.
2. Упр. на концентрацию внимания.
3. Упр. на развитие произвольности внимания.
4. Упр. на распределение внимания.
5. Упр. на расширение объёма внимания
6. Упр. на самоконтроль.
7. Графические диктанты.
2
Невнимательность и рассеянность, неусидчивость.
1. Игры, в которых следует чётко соблюдать правила игры.
2. Упр. на развитие устойчивости внимания.
3. Упр. на расширение объёма внимания.
4. Упр. на концентрацию внимания.
5. Упр. на развитие произвольности внимания.
3
Трудности при решении математических задач.
1. Упр. на развитие логического мышления.
2. Упр. на умение ориентироваться на систему признаков («Рисование по точкам» т. д.)
3. Упр. на развитие образного мышления.
4. Упр. на распределение внимания.
5. Упр. на расширение объёма внимания.
4
Трудности при пересказывании текста
1. Упр. на умение планировать свои действия.
2. Графические диктанты.
3. Упр. на развитие образного мышления.
4. Упр. на развитие связной речи.
5. Упр. на развитие произвольности внимания.
5
Ребёнок с трудом понимает объяснение с первого раза, каждое задание приходится повторять несколько раз.
1. Упр. на концентрацию внимания.
2. Упр. на развитие восприятия.
3. Упр. на развитие устойчивости внимания.
4. Упр. на расширение объёма внимания.
5. Упр. на переключения внимания.
6. Упр. на развитие словесно – логического мышления.
6
Постоянная грязь в тетради, много исправление уже написанного.
1. Упр. на развитие мелкой моторики (игры с конструктором, мозаикой, плетение, нанизывание бус различной формы, копирование мелких рисунков, детализирование раскрасок и т. д.).
2. Упр. на ориентировку в тетради
3. Упр. на концентрацию внимания.
4. Упр. на развитие устойчивости внимания.
7
Плохо знает таблицу сложения (умножения).
1. Упр. на развитие памяти.
2. Упр. на развитие логического мышления.
3. Упр. на концентрацию внимания.
4. Игры, в которых следует чётко соблюдать правила игры.
8
Не справляется с заданиями для самостоятельной работы.
1. Игры, в которых следует чётко соблюдать правила игры.
2. Упр. на развитие умения работать по образцу.
9
Постоянно забывает дома учебные принадлежности.
1. Упр. на переключения внимания.
2. Упр. на распределение внимания.
3. Упр. на концентрацию внимания.
10
Отсутствует умение списывать с доски
1. Упр. на развитие умения работать по образцу.
2. Упр. на переключения внимания.
3. Упр. на расширение объёма внимания.
4. Упр. на развитие памяти.
11
Ребёнок испытывает страх перед опросом в классе.
Поднимает руку, а если его спросили, молчит.
1. Заниженная самооценка, повышенная тревожность.
2. Упр. на развитие восприятия.
Перечень литературы по развитию внимания.
1. Зак А. З. «Развитие умственных способностей младших школьников.» – М., 1994 г.
2. Самоукина Н. В. «Игры а школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы» - М., 1993 г.
3. Шмаков С. А., Безбородова Н. Я. «От игры к самовоспитанию: Сборник игр - коррекции». – М., 1995 г.
4. Шмаков С. А. «Игры – шутки, игры - минутки». – М., 1993 г.
5. Ильина М. В. «Тренируем внимание и память». – М., 2005 г
6. Минскин Е. М. «От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры младших школьников». М., 1989 г.
7. Тихомирова Л. Ф. «Упражнения на каждый день: логика для младших школьников». – Я., 2001 г.
8. Холодова О.А. «Юным умникам и умницам». – М., 2007 г.
9. Валявский А. С. «Оздоравливающие учебные игры». – С –Пб., 2001 г.