МАОУ «Кваркенская средняя общеобразовательная школа»
Брусенцова Светлана Александровна
Федеральный государственный образовательный стандарт НОО устанавливает различные требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Одним из новых подходов в образовании, устанавливаемых ФГОС, является его деятельностное содержание: не передача материала, а обучение способам деятельности, ход от передачи ЗУН к формированию способностей. А внимание – как особая форма психической активности человека, необходимое условие всякой деятельности, требующей организованности и точности. Дети с нарушениями развития свойств внимания испытывают трудности в обучении. Вместе с тем внимание считают одним из главных показателей общей оценки уровня развития личности индивида. А нынешнее образование ориентировано именно на развитие личности, т.е. на развитие в учениках умения рассуждать, сравнивать, оценивать полученную информацию, аргументировать собственную точку зрения, что обеспечивает возможность успешного обучения.
Невнимательным ученикам трудно учиться в школе. Из-за невнимательности ученик не может усвоить нового материала, т.к. он часто отвлекается на посторонние дела во время объяснения учителя. Чтобы хорошо учиться, ученикам нужно быть сосредоточенными на уроках. И для того, чтобы показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания, была выбрана данная тема родительского собрания.
Родительское собрание: «Помогите ребенку стать внимательным»
«Внимание - есть та дверь,
которую не может миновать ни одно слово ученья,
иначе оно не попадет в душу ребенка».
К.Д. Ушинский
Цели:
Обсудить трудности, возникшие в процессе обучения, их причины.
Познакомить родителей с особенностями развития внимания младших школьников.
Познакомить родителей с результатами диагностики внимания.
Изучить упражнения и игры, развивающие внимание.
Формировать убеждение у родителей о важности развития внимания детей, достижения успеха в обучении.
Дать рекомендации по развитию внимания учащихся.
Участники: родители учащихся 1-в класса; классный руководитель, психолог школы.
Подготовка.
-Накануне собрания классным руководителем проведено анкетирование родителей учащихся;
-Психологом школы проведена диагностика особенностей внимания.
-Приглашение родителей на собрание;
-Подбор литературы по теме собрания;
-Оформление, оборудование, ТСО;
- Выставка литературы о развитии внимания учащихся;
- Развивающие упражнения и игры.
-Разработка рекомендаций для родителей по развитию внимания младших школьников.
Ход собрания
Родители занимают места в классе за тремя разными столами, образуют три группы участников собрания. Классный руководитель открывает собрание и сообщает тему.
1.Выступление классного руководителя.
Дети – это наше будущее. Наши потенциальные возможности и наши человеческие идеалы в будущем. Василий Александрович Сухомлинский сказал: "Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества "
"Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш" Детство – особое психическое состояние, говорят философы. Это человеческое состояние полно неукротимой энергии, наполнено игрой физических и интеллектуальных сил. Ребёнок живёт, а не воспитывается. Чем ярче его жизнь, тем больше положительных эмоций, тем полноценнее воспитание. Для ребёнка очень важна домашняя атмосфера. Если ребёнок видит вражду - он научится осуждению и злобе. Если ребёнок слышит насмешки - он станет застенчив. Если ребёнка ругают, то он будет жить с чувством вины. Если же он увидит терпимость и прощение, то вскоре и сам научится терпеть и прощать. Если ребёнка хвалят - он вырастет благодарным и уверенным в себе. Если к нему справедливы - он познает правосудие. Если его любят - он познает любовь. Основные ценности ребёнок воспринимает в семье; там формируются его идеалы, его привычки, его отношение к жизни.
Младший школьный возраст - это особый период жизни ребёнка. Приход в школу связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими. Каждый ученик хочет быть успешным. Наличие у него такого осознанного стремления в школьной жизни является предпосылкой достижения желаемого успеха, получения одобрения со стороны значимых лиц. В этом случае продуктивность помощи ребенку со стороны учителя и семьи ощутимо растет.
Школа стремится не только дать определенный багаж знаний своим ученикам, но и ставит более значимую цель – развитие учащихся.
Недостаточное развитие не обязательно приводит к неуспеваемости ученика. Гораздо чаще оно бывает причиной того, что школьники учатся ниже своих возможностей, либо достигают успеха ценой очень тяжелого, хотя и мало рационального труда. Но плохое развитие может привести и к неуспеваемости. Конечно, причины неуспеваемости детей могут быть самые различные. Ни один случай не повторяет другой. Но тем не менее эти причины нередко бывают довольно близки друг к другу. Это отсутствие интереса к учению, интеллектуальная пассивность, которую часто принимают за неспособность и, чаще всего, это низкое общее развитие.
2.Ознакомление с результатами анкетирования. (по ходу всего собрания)
Анкета.
Хочет ли ваш ребенок ходить в школу?
Нравится ли ему учиться?
Считаете вы своего ребенка внимательным? Почему?
Часто ваш ребенок допускает ошибки при выполнении домашних заданий?
Испытывает ваш ребенок трудности в учебном процессе?
Есть ли у вас дома литература о том, как развивать детей?
Есть у вас дома развивающие игры? Играете ли вы в них вместе с детьми?
Как часто вы это делаете? Нравится ли это детям?
Как вы развиваете внимание детей?
Как вы думаете, у вас достаточно знаний о развитии мыслительных процессов детей?
Каковы же причины трудностей в учебной деятельности ваших детей?
3.Выступление школьного психолога.
Причины трудностей в учебной деятельности могут быть различны. Наиболее частой причиной является несформированность познавательной деятельности, слабость познавательных процессов. Учителям постоянно приходится слышать жалобы родителей на невнимательность, несобранность, отвлекаемость детей данного возраста.
Невнимательность младших школьников – одна из наиболее распространенных причин снижения успеваемости. Ошибки «по невниманию» в письменных работах и во время чтения – самые обидные для детей. К тому же они являются предметом для упреков и проявления недовольства со стороны учителей и родителей. Наиболее часто такую характеристику получают дети 6 – 7 лет, т. е. первоклассники. Их внимание действительно еще слабо организованно, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво.
Невнимательный ребёнок
- не может выполнить задание до конца, не собран при его выполнении;
- неспособен сосредоточиться на предмете;
- часто отвлекается (при выполнении заданий дети суетятся, часто
переключаются с одного занятия на другое);
- испытывает трудности в непривычных ситуациях, когда необходимо
действовать самостоятельно.
Ознакомление с результатами диагностики внимания.
Каждому родителю выдаются листы с результатами диагностики внимания своего ребенка.
Диагностика развития внимания (в целом всего класса). Внимание исследовали по таблицам Пьерона - Рузера.
Дети, начинающие обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеянности
или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание
столь же важно, как и учить письму, счету, чтению. внимание выражается в
точном выполнении связанных с ним действий. Образы, получаемые при
внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии
внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения
выполняются более аккуратно и четко.
Внимание младшего школьника отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемым с ними действиями. Ребенок сосредоточен на предмете или действии только до тех пор, пока не угасает его интерес к этому предмету или действию. Появление нового предмета вызывает переключение внимания, поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же.
Внимание - психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах. Из огромного потока информации, непрерывно идущей из окружающего мира, благодаря работе внимания ребенок выбирает ту, которая наиболее интересна, значима и важна для него.
Сосредоточенность и направленность психики может возникнуть в ответ на какой-либо сильный, необычный, резкий, внезапный раздражитель без каких-либо усилий со стороны человека. Такое внимание называют непроизвольным.Оно возникает без волевых усилий.
Причины возникновения непроизвольного внимания :
- объективные особенности предметов и явлений (их интенсивность,
новизна, динамичность, контрастность);
- структурная организация (объединенные объекты воспринимаются легче,
чем беспорядочно разбросанные);
- интенсивность объекта - более сильный звук, более яркий плакат и т. д.
скорее привлекает к себе внимание;
- новизна, необычность объектов;
- резкая смена объектов;
- субъективные факторы, в которых проявляется избирательное отношение
человека к окружающему;
- отношение раздражителя к потребностям (то, что соответствует
потребностям, привлекает внимание прежде всего).
Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и
правильной ориентации человека в постоянно меняющихся условиях, выделении
тех объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный
смысл.
На шестом году жизни ребенок сам начинает управлять собственным вниманием, заставляя себя сосредоточиваться на чем-либо важном и нужном, жертвуя занимательным и интересным. Вид внимания, при котором человек ставит перед собой сознательную цель сконцентрироваться на чем-либо, называется произвольным.
Основная функция произвольного внимания - активное регулирование протекания психических процессов. В настоящее время произвольное внимание понимается как деятельность, направленная на контроль поведения, поддержание устойчивой избирательной активности.
Характеристики произвольного (преднамеренного) внимания:
- целенаправленность - определяется задачами, которые человек ставит перед собой в той или иной деятельности:
- организованный характер деятельности - человек готовится быть внимательным к тому или другому предмету, сознательно направляет свое внимание на него, организует необходимые для данной деятельности психические процессы;
- устойчивость - внимание продолжается более или менее длительное время и зависит от задач или плана работы, в которых мы выражаем наше намерение.
Причины, обусловливающие произвольное внимание:
- интересы человека, побуждающие его к занятию данным видом деятельности;
- осознание долга и обязанности, требующие как можно лучше выполнять данный вид деятельности.
Часто бывает так, что занятия, которые вначале требовали волевых усилий для сосредоточения внимания, становятся затем интересными и увлекают ребенка. Произвольное внимание при этом переходит в послепроизвольное, в котором смешиваются характерные признаки как произвольного, так и непроизвольного внимания. С произвольным послепроизвольное внимание сходно активностью, целенаправленностью, а с непроизвольным - отсутствием усилий для его сохранения.
Послепроизвольное внимание возникает в тех ситуациях, когда цель деятельности сохраняется, но отпадает необходимость в волевом усилии.
СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ
Внимание характеризуется различными качествами или свойствами:
Объем внимания - это свойство зависит от количества объектов, которые одновременно ребенок может воспринять, "схватить" с одинаковой ясностью.
Доказано, что в среднем взрослый человек сосредоточивает свое внимание не более чем на семи объектах. К шести годам ребенок способен одновременно воспринять не один предмет (как это было в четыре-пять лет), а даже три. Но объем внимания сужается, если ребенок воспринимает одновременно несколько незнакомых ему предметов или же предметов, которые близко расположены друг к другу или, наоборот, рассредоточены на большой площади.
Объем внимания у детей небольшой. При знакомстве с новым материалом, не надо загружать ребёнка избыточной информацией. Материал должен быть небольшой по объему, интересный и яркий с увлекательными подробностями.
Устойчивость внимания показывает, как долго ребенок может поддерживать достаточный уровень сосредоточенности психики на объекте или выполняемой деятельности. Возрастает устойчивость внимания при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок. Не нужно, чтобы ребенок долго занимался одной деятельностью, так как он переутомляется. Следует чередовать виды деятельности, а с новым материалом знакомить последовательно.
Концентрация внимания определяет, насколько сильно, интенсивно ребенок может сосредоточиться на объекте, а также насколько он способен сопротивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам. Чаще всего сила сосредоточения у дошкольников невелика, ее важно развивать. Можно выучить материал при включенном телевизоре.
Переключение внимания определяется скоростью преднамеренного перехода ребенка с одного объекта или вида деятельности на другой. При этом перевод внимания всегда сопровождается некоторым нервным напряжением, которое реализуется волевым усилием.
Распределение внимания предполагает его рассредоточение в одно и то же время на несколько объектов. Именно это свойство дает возможность совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. Научить ребенка делать несколько дел сразу – трудно. В младшем школьном возрасте переключение и распределение внимания развиты слабо и требуют тренировки.
Развитие всех свойств внимания очень сильно зависит от эмоциональной включенности ребенка в деятельность, процесс занятий, развивающих игр.
4.Групповая работа с родителями. Практикум.
Из результатов диагностики видно, что у 45% учащихся внимание развито слабо. Поскольку внимание является важнейшим процессом связанное со всеми другими функциями и свойствами человеческой психики, необходимо заниматься его развитием. Для этого существуют игровые упражнения и задания. Многие из них вам знакомы.
1.Учитель предлагает родителям продемонстрировать развивающие игры, в которые играют родители со своими детьми дома.
2.Каждая группа родителей получает описание игр, способствующих развитию внимания. Некоторые из них, родители должны продемонстрировать остальным присутствующим.
3.Каждая группа родителей получает упражнения для развития внимания детей. Познакомившись с заданиями, родители представляют их остальным.
5.Обзор выставки литературы для родителей.
6.Обзор выставки литературы для детей.
7. Обсуждение и принятие решения собрания. (в форме рекомендаций)
Рекомендации родителям.
8.Рефлексия.
Классный руководитель. Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях.
Проблема развития внимания младшего школьника является актуальной, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребенка. Познавательная активность необходима человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти свое место в жизни.
Внимание человека не является неизменным наследственным свойством личности. Внимание можно и нужно развивать. Так на протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие школьники имеют лучшие показатели развития внимания. При этом специальные исследования показывают, что различные свойства внимания имеют неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания; успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания, а обучение чтению – с устойчивостью внимания. Из этого напрашивается естественный вывод: развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам.
Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Вопросы развития внимания и других процессов познавательной деятельности младшего школьника актуальны, важны для каждого педагога, которому небезразлична судьба своих учеников.
Выступление родителей.
Классный руководитель. Уважаемые родители, я благодарю вас за участие в родительском собрании. Желаю успехов в воспитании ваших детей.
Литература:
Тельнова Ж.Н. Развитие познават. акт. детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения. Дисс. канд. пед. наук. - Омск, 1997
Волков Б.С. Дошкольная психология: Психологическое развитие от рождения ло школы:учеб. пособие для вузов—изд. 5-е, перераб. и доп. — М.Академический проект, 2007.
Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М.: Педагогика, 1988. - 203 с.
Яковлева Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста // Вопросы психологии. – 1994. - №5.
Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии. – М., 1966.
Аверин В.А. Психология детей и подростков: Монография. – Санкт-Петербург, 1994.
Береславский Л.Я. Интеллектуальная мастерская. М., 2000.
Волкова Т. Н. Развитие памяти и внимания. - М., 2006
Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991
Занимательное азбуковедсние / Сост. В.В. Волина. М., 199'7.
Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. -М.: Просвещение, 1976.
Минскии Е.М. От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры младших школьников. М., 1982..
Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.
Панфилова М.А. Игротерапия общения – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.
Познавательные процессы личности и методика их развития / Под ред. Е.Н. Степанова.
Псков, 1994.
Рогов Е.И. Настольная кн. практич. психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - 2- е изд., перераб. и доп. - М.: Владос, 1999 - Кн.1и 2.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб., 1998.
См.: Возрастная физиология и школьная гигиена: пособие для студентов пед. Институтов. / А. Г. Хрипкова, М. В. Антропова, Д. А. Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – С. 39 – 58.
Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – 3-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1990.
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. - М., Просвещение, 1979
http://www.detmir.ru/cntnt/arhiv15/articles/o_detyah/yasniy_um/razvivaushie_igri/igri_dlya_razvitiya_vnimaniya.html
http://adalin.mospsy.ru/l_04_00.shtml