Просмотр содержимого документа
«Конструктивное разрешение конфликтов»
1.Тема: КОНСТРУКТИВНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ
Занятие для детей 12-16 лет
ЦЕЛЬ: Выявление и осознание основных функций конфликта.
ЗАДАЧИ:
1. Создание атмосферы непринужденности и работоспособности.
2.Осознание проявлений личностных особенностей в конфликте.
3. Дать ребятам практические рекомендации по конструктивному разрешению конфликтов.
МАТЕРИАЛ: доска, мел, бумага, маркеры, карточки с заданием.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Игра-активатор «Поменяйтесь местами те кто..»
Все ребята сидят в кругу по команде ведущего: «Поменяйтесь местами те, у кого обувь черного цвета» все ребята, имеющие соответствующего цвета обувь, меняются местами.
«Поменяйтесь местами те, у кого длинные волосы»
«Поменяйтесь местами те, кто любит сладкое»
« Поменяйтесь местами те, у кого есть дома компьютер» и т.д.
Если между ребятами происходят столкновения, например они, пытаются сесть на один и тот же стул ведущий обращает внимание на то, что конфликты случаются даже из-за таких пустяков.
Мозговой штурм.
Тема сегодняшнего нашего занятия «Конфликты» Хорошо известно, что конфликты неизбежны, они сопровождают любое общество и проявляются в различной форме.
Какие ассоциации вам приходят в голову при слове конфликт?
Члены группы, называя ассоциации, записывают их на доске:
ссора, драка, вражда, столкновение, напряжение, раздражение, обида, агрессия и т.д.
Назовите причины возникновения конфликтов в подростковой среде?
Оскорбления, клички, не могут поделить лидерство в классе, скук, разногласия с родителями и т.д.
Мини-лекция
- В основе любого конфликта находиться противоречие, которое должно достичь определенной степени обострения.
- главная функция конфликта заключается в разрешении противоречия
- на обычном уровне сознания конфликт ассоциируется с негативными характеристиками, в которых проявляется его деструктивная функция
- конфликт способен выполнять конструктивную функцию развития, личностного роста его участников.
Конфликты, являются той движущей силой или тем катализатором, который способствует развитию личности, общества или каких-либо отношений.
Но конфликты становятся движущей силой лишь в том случаи, если разрешаются конструктивно. К сожалению, возможности конструктивного разрешения конфликтов до сих пор, в основном, декларируются на страницах психологической литературы, тогда как в жизненном опыте преобладают деструктивные последствия. Это проявляется в наиболее часто встречающихся ассоциациях такого понятия как «конфликт». Некоторые из них вы назвали: ссора, драка, вражда, столкновение, напряжение, раздражение, обида, агрессия.
Проблемы возникновения конфликтов, их управления и урегулирования вызывают в последние годы большой интерес со стороны исследователей и специалистов в различных областях знаний. И действительно, более или менее серьезные конфликты между людьми наблюдаются на протяжении всей их жизни и во всех её сферах, разыгрываясь снова и снова на разных уровнях человеческих отношений: в школе, в семье между супругами, родителями и детьми, деловыми партнерами.
К сожалению, ни в школе, ни в высших учебных заведениях не обучают тому, как следует вести себя в конфликтных ситуациях, чтобы выйти из них с наименьшими для себя потерями. Поэтому, несмотря на то, что люди постоянно оказываются вовлеченными в те или иные конфликты, мало кто обладает знаниями, умениями и навыками, необходимыми для эффективного разрешения таких ситуаций.
А между тем, в психологии накоплен уже достаточно богатый опыт по проблеме возникновения конфликтов и способов их разрешения. Главное, что можно вынести, исследуя природу и суть конфликтов,- так это то, что их не следует бояться, стараясь по возможности использовать конфликты для положительного изменения всех участников процесса общения.
Их конструктивное разрешение открывает путь к развитию.
Игра «Цветные картинки»
Перед детьми кладутся карточки зеленого, красного, желтого и синего цветов.
Предлагаем ребятам подойти и выбрать карточку любого цвета.
После чего все рассаживаются на четыре подгруппы по соответствующим цветам.
Работа в группах кооперативного обучении
Каждая подгруппа получает лист с конфликтной ситуацией.
Задание: Разработать и продемонстрировать
стратегию поведения подростка в данной ситуации, чтобы конструктивно выйти из конфликта. Время для обсуждения 10 минут.
В каждой команде выбираем докладчика (тот, кто будет выступать по теме)
Секретаря (который будет все записывать) и хронометриста (который будет следить за временим). После чего команды получают задания.
ЗАДАНИЕ №1 Ты хочешь сегодня подольше погулять, а родители не разрешают, между вами возникла конфликтная ситуация.
ЗАДАНИЕ №2 Ваша мать просит побыть с младшим братом, так как она плохо чувствует себя, а отец задерживается на работе допоздна. Вы уже давно планировали провести это время с друзьями. Как вы поступите?
ЗАДАНИЕ №3 Ваша команда победила в соревнованиях, команда соперников объявила вам негласную войну и всячески, при удобном случаи провоцирует вас на скандал и драку. Ваши конструктивные действия?
ЗАДАНИЕ №4 Вы попали в совершенно новую для вас компанию сверстников на празднование дня рождения. Вам предлагают спиртные напитки и сигареты.
Если вы не откажитесь, то у вас будут большие проблемы с родителями. Если откажитесь, то подростки посчитают, что вы не уважаете их компанию.
Команды делают доклад и разыгрывают ситуации. Время для выступления до 2-х минут.
После выполнения задания просим ребят рассчитаться на 1,2.3 и 4.
И снова делим таким образом их на четыре команды, каждая из которых получает задание.
«Разработайте рекомендации по конструктивному разрешению конфликтных ситуаций»
Время для выполнения задания 7 минут.
После выступления всех подгрупп делаем общие рекомендации по конструктивному разрешению конфликтов и раздаем всем ребятам.
Заключение.
Несколько простых тезисов, в которых сконцентрированы мысли, отражающие возможности позитивного творческого использования конфликтов.
1. Конфликт- это естественная часть человеческой жизни. Он может быть воспринят как одна из форм нормального человеческого взаимодействия. Не следует его считать какой-то патологией или аномалией. Конфликт – это нормально.
2. Конфликт не всегда и необязательно приводит кразрушениям. Более того, это один из главных процессов, служащих сохранению целого. Конфликт не следует воспринимать как однозначно деструктивное явление и также однозначно оценивать. Его современное понимание предполагает, что конфликт-это необязательно плохо.
3. Конфликт содержит в себе и потенциальные позитивные возможности. Общая идея положительного эффекта конфликтов сводится к следующему: «Продуктивность конфронтации проистекает из того факта, что конфликт ведет к «изменению, изменение ведет к адаптации, последняя ведёт к выживанию.»
Конфликт-изменение-адаптация-выживание.
Ценность конфликтов в том, что они открывают дорогу инновациям. Конфликт-это стимул к изменениям, вызов, требующий творческой реакции.
4.Конфликт может быть управляемым, при этом его негативные и деструктивные последствия могут быть миниминизированы или сглажены, а конструктивные возможности усилены.
Конфликт-это то, с чем можно работать. В наше время работа с конфликтом осознается как общий социальный и личный интерес.
Рефлексия.
Что нового и полезного вы узнали на сегодняшнем занятии?