Конспект выступления на тему: «Развитие потенциальных способностей, обучающихся в рамках реализации ФГОС УО»
Конспект выступления на тему: «Развитие потенциальных способностей, обучающихся в рамках реализации ФГОС УО»
В настоящее время перед школой ставятся новые цели — создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, для обеспечения социальной успешности, развития творческих способностей и самосовершенствования.
Приоритетами являются уже не программы, не учебные предметы, а ребёнок, его духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие. Особое внимание при этом уделяется общению, его роли в познании (ФГОС второго поколения). В целях перехода к личностно ориентированной модели образования учителем-логопедом должно быть разработано новое содержание и новые методы воспитания и обучения, направленные на проведение профилактической, диагностической, коррекционной работы с личностью.
За основу в моей работе принимаются принципы овладения продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, развития творческого мышления всесторонним анализом проблем, возможность применения знания на практике для решения проблемы.
Таким образом, используемые мной методы направлены на принципиально новый подход к обучению, в котором особое значение придаётся различным формам продуктивной деятельности обучающихся и их самоорганизации на занятии.
Важное направление коррекционной работы на занятиях — развитие познавательных универсальных учебных действий у обучающихся с ОНР в ходе прохождения грамматических тем на логопедических занятиях.
Основанием для отбора содержания являются принципы, которые служат для формирования процесса логопедической работы, определяют набор речевого материала и обеспечивают эффективное развитие познавательных универсальных учебных действий. В дополнение к основным логопедическим принципам применяются принцип деятельностного подхода, принцип поэтапного формирования психических функций, принцип сознательности и самостоятельности учащихся при руководящей роли учителя.
Важной составляющей являются методы обучения, как способы организации познавательной деятельности обучающихся. Критерием выбора метода обучения выбрана степень активности познавательной деятельности обучающихся: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного обучения, частично-поисковый, исследовательский методы.
Развитие познавательных универсальных учебных действий проходит в процессе усвоения следующих единиц содержания образования:
– Оперирование признаками предметов. Установление отношений между понятиями.
–Обобщение понятий.
– Классификация. Отнесение объекта к определённому классу.
– Простейшие дедуктивные умозаключения.
– Доказательство.
– Формирование элементов творческого мышления.
По своей структуре задания, направленные на развитие познавательных универсальных учебных действий, можно разделить по сложности на 3 уровня:
Разминка. Представляет собой чередование вопросов из разных областей знаний. В заданиях — разминках преобладают репродуктивные задачи. Здесь отрабатывается контроль за вниманием, дух соревновательности, развивается быстрая переключаемость, — за счет ограничения во времени, применения «обманных» заданий. Основная задача этого упражнения — создание положительного эмоционального фона, подготовка учащихся к активной познавательной деятельности. Поэтому в разминку включены достаточно лёгкие, способные вызвать интерес вопросы, рассчитанные быстроту реакции, помогающие подготовить детей к активной познавательной деятельности. Вопросы разминки направлены на развитие у учащихся различных сторон речи (звукового анализа, фонематических процессов, обогащение словарного запаса учащихся, импрессивной речи).
Развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей учащихся (памяти, мышления, внимания, воображения).Цель — формирование и усовершенствование организации управляемой (а не путем проб и ошибок) деятельности учащихся путем ввода рациональных приемов.
Выполнение развивающих частично-поисковых задач. Содержит такие виды заданий, в процессе решения которых учащиеся самостоятельно открывают для себя знания и способы их добывания. Виды конкретных частично-поисковых задач: задания на нахождение принципа группировки, нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос.
Решение творческих заданий (используются задания, которые связаны с той или иной учебной дисциплиной.
Познавательные задания включают в себя всю систему познавательных операций, начиная от действий, связанных с восприятием, запоминанием, припоминанием, осмыслением, и кончая операциями логического и творческого мышления.
Материалом для развития познавательных универсальных учебных действий служат всевозможные загадки, ребусы, графические задачи, задания-ассоциации, логически-поисковые задания, задания на звуко-буквенный анализ и слоговой анализ слов и другие занимательные упражнения. Развитие анализа и синтеза проходит на основе построения простейших обобщений с абстрагированием от несущественных признаков. Задания «Найди лишнее слово», «Найди общее название», «Раздели на группы» направлены на развитие вербально-логического мышления, то есть таких качеств, как способность к классификации, абстрагированию. Например, в задании «найди лишнее слово» в каждом ряду даётся 3 -4 слова. Их можно классифицировать различным образом. Задания «Допиши по аналогии», «Вставь слово», «Ассоциации», «Вставь по аналогии», «Выбери два главных слова», «Развивай логику», «Сделай равенство верным» направлены на развитие вербально — логического мышления — умения устанавливать связи между понятиями. Такие задания могут вызвать затруднения, т. к. не встречаются в учебной деятельности, поэтому каждое предварительно разбирается. Только когда будет сформировано устойчивое и последовательное умение устанавливать логические ассоциации, можно переходить к самостоятельному решению данных заданий. Задания «Соедини половинки слов», «Слова рассыпались», «Восстанови слова» формируют логические действия, такие как умение обобщать, анализировать, сопоставлять, развивают внимание. Задания «Вставь недостающее слово», «Из двух составь одно» направлены на развитие способности к объединению отдельных частей в систему. Материал преподносится обучающимся с постепенным повышением степени его трудности и абстрактности. Выбор сложности задания, вид выполнения (устно или письменно), подробность или сжатость инструкции определяется возрастными особенностями, способностями учащихся группы и степенью усвоения материала в процессе обучения. Большинство заданий универсальны — одно и то же задание имеет несколько дидактических функций, и используются при работе с разными темами в логопедическом курсе, многоцелевые — одновременно направлены на развитие логики, внимания, работу со словарем и являются интегрированными — в своей работе их могут использовать и учителя и педагоги-психологи. Принцип подачи материала тоже отражает новизну данного опыта — в процессе обучения ученикам даётся не готовая информация, а материал для манипулирования, наблюдений и размышлений. Выполняя задания, учащиеся учатся давать определение понятий через род и вид, проводить классификацию, анализ понятий, устанавливать отношения между понятиями, устанавливать логические ассоциации, развивать быстроту мышления (наглядно- образного, вербально-логического), что улучшает состояние подвижности нервных процессов. Также данная работа укрепляет уверенность в своих речевых возможностях, способствует формированию естественного ритма речевого общения и воспитанию удовлетворения от результатов логопедических занятий.
Таким образом, итогом логопедического воздействия (вместе с общепедагогическим) становится формирование ключевых компетенций учащихся, в частности, данная работа повышает логическую и языковую грамотность учащихся с общим недоразвитием речи, и позволяет обеспечить высокую эффективность в развитии познавательных универсальных учебных действий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект выступления на тему: «Развитие потенциальных способностей, обучающихся в рамках реализации ФГОС УО»»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Коробчеевская школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Коломенского городского округа Московской области
Конспект выступления на тему:
«Развитие потенциальных способностей, обучающихся в рамках реализации ФГОС УО»
Подготовила:
Соловьёва Наталья Валерьевна,
учитель-логопед
первой квалификационной категории
2019 – 2020 учебный год
Коломенский городской округ
В настоящее время перед школой ставятся новые цели — создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, для обеспечения социальной успешности, развития творческих способностей и самосовершенствования.
Приоритетами являются уже не программы, не учебные предметы, а ребёнок, его духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие. Особое внимание при этом уделяется общению, его роли в познании (ФГОС второго поколения). В целях перехода к личностно ориентированной модели образования учителем-логопедом должно быть разработано новое содержание и новые методы воспитания и обучения, направленные на проведение профилактической, диагностической, коррекционной работы с личностью.
За основу в моей работе принимаются принципы овладения продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, развития творческого мышления всесторонним анализом проблем, возможность применения знания на практике для решения проблемы.
Таким образом, используемые мной методы направлены на принципиально новый подход к обучению, в котором особое значение придаётся различным формам продуктивной деятельности обучающихся и их самоорганизации на занятии.
Важное направление коррекционной работы на занятиях — развитие познавательных универсальных учебных действий у обучающихся с ОНР в ходе прохождения грамматических тем на логопедических занятиях.
Основанием для отбора содержания являются принципы, которые служат для формирования процесса логопедической работы, определяют набор речевого материала и обеспечивают эффективное развитие познавательных универсальных учебных действий. В дополнение к основным логопедическим принципам применяются принцип деятельностного подхода, принцип поэтапного формирования психических функций, принцип сознательности и самостоятельности учащихся при руководящей роли учителя.
Важной составляющей являются методы обучения, как способы организации познавательной деятельности обучающихся. Критерием выбора метода обучения выбрана степень активности познавательной деятельности обучающихся: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного обучения, частично-поисковый, исследовательский методы.
Развитие познавательных универсальных учебных действий проходит в процессе усвоения следующих единиц содержания образования:
– Оперирование признаками предметов. Установление отношений между понятиями.
–Обобщение понятий.
– Классификация. Отнесение объекта к определённому классу.
– Простейшие дедуктивные умозаключения.
– Доказательство.
– Формирование элементов творческого мышления.
По своей структуре задания, направленные на развитие познавательных универсальных учебных действий, можно разделить по сложности на 3 уровня:
Разминка. Представляет собой чередование вопросов из разных областей знаний. В заданиях — разминках преобладают репродуктивные задачи. Здесь отрабатывается контроль за вниманием, дух соревновательности, развивается быстрая переключаемость, — за счет ограничения во времени, применения «обманных» заданий. Основная задача этого упражнения — создание положительного эмоционального фона, подготовка учащихся к активной познавательной деятельности. Поэтому в разминку включены достаточно лёгкие, способные вызвать интерес вопросы, рассчитанные быстроту реакции, помогающие подготовить детей к активной познавательной деятельности. Вопросы разминки направлены на развитие у учащихся различных сторон речи (звукового анализа, фонематических процессов, обогащение словарного запаса учащихся, импрессивной речи).
Развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей учащихся (памяти, мышления, внимания, воображения).Цель — формирование и усовершенствование организации управляемой (а не путем проб и ошибок) деятельности учащихся путем ввода рациональных приемов.
Выполнение развивающих частично-поисковых задач. Содержит такие виды заданий, в процессе решения которых учащиеся самостоятельно открывают для себя знания и способы их добывания. Виды конкретных частично-поисковых задач: задания на нахождение принципа группировки, нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос.
Решение творческих заданий (используются задания, которые связаны с той или иной учебной дисциплиной.
Познавательные задания включают в себя всю систему познавательных операций, начиная от действий, связанных с восприятием, запоминанием, припоминанием, осмыслением, и кончая операциями логического и творческого мышления.
Материалом для развития познавательных универсальных учебных действий служат всевозможные загадки, ребусы, графические задачи, задания-ассоциации, логически-поисковые задания, задания на звуко-буквенный анализ и слоговой анализ слов и другие занимательные упражнения. Развитие анализа и синтеза проходит на основе построения простейших обобщений с абстрагированием от несущественных признаков. Задания «Найди лишнее слово», «Найди общее название», «Раздели на группы» направлены на развитие вербально-логического мышления, то есть таких качеств, как способность к классификации, абстрагированию. Например, в задании «найди лишнее слово» в каждом ряду даётся 3 -4 слова. Их можно классифицировать различным образом. Задания «Допиши по аналогии», «Вставь слово», «Ассоциации», «Вставь по аналогии», «Выбери два главных слова», «Развивай логику», «Сделай равенство верным» направлены на развитие вербально — логического мышления — умения устанавливать связи между понятиями. Такие задания могут вызвать затруднения, т. к. не встречаются в учебной деятельности, поэтому каждое предварительно разбирается. Только когда будет сформировано устойчивое и последовательное умение устанавливать логические ассоциации, можно переходить к самостоятельному решению данных заданий. Задания «Соедини половинки слов», «Слова рассыпались», «Восстанови слова» формируют логические действия, такие как умение обобщать, анализировать, сопоставлять, развивают внимание. Задания «Вставь недостающее слово», «Из двух составь одно» направлены на развитие способности к объединению отдельных частей в систему. Материал преподносится обучающимся с постепенным повышением степени его трудности и абстрактности. Выбор сложности задания, вид выполнения (устно или письменно), подробность или сжатость инструкции определяется возрастными особенностями, способностями учащихся группы и степенью усвоения материала в процессе обучения. Большинство заданий универсальны — одно и то же задание имеет несколько дидактических функций, и используются при работе с разными темами в логопедическом курсе, многоцелевые — одновременно направлены на развитие логики, внимания, работу со словарем и являются интегрированными — в своей работе их могут использовать и учителя и педагоги-психологи. Принцип подачи материала тоже отражает новизну данного опыта — в процессе обучения ученикам даётся не готовая информация, а материал для манипулирования, наблюдений и размышлений. Выполняя задания, учащиеся учатся давать определение понятий через род и вид, проводить классификацию, анализ понятий, устанавливать отношения между понятиями, устанавливать логические ассоциации, развивать быстроту мышления (наглядно- образного, вербально-логического), что улучшает состояние подвижности нервных процессов. Также данная работа укрепляет уверенность в своих речевых возможностях, способствует формированию естественного ритма речевого общения и воспитанию удовлетворения от результатов логопедических занятий.
Таким образом, итогом логопедического воздействия (вместе с общепедагогическим) становится формирование ключевых компетенций учащихся, в частности, данная работа повышает логическую и языковую грамотность учащихся с общим недоразвитием речи, и позволяет обеспечить высокую эффективность в развитии познавательных универсальных учебных действий.